Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: 1) углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении, познакомить с сложноподчинёнными продложениями с несколькими придаточными, обратив особое внимание на сложноподчинённое предложение с однородным подчинением, формировать умения и навыки определять виды подчинения; 2) развивать навыки работы с таблицей; 3) воспитывать пратриотические чувства. Оборудование: обощающая таблица «Виды связи в СПП с несколькими придаточными», учебник. Ход урока Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падает с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Н. Рубцов Объявление темы и цели урока Работа в малых группах. Игра «Кто больше». Приведите примеры СПП с разными видами придаточных (дети составляют СПП с придаточными,определительными, изъязнительными и обстоятельственными. Мотивация деятельности учащихся Чтение эпиграфа, работа с ним. - Ребята, перед вами четверостишье, состоящее из двух предложений, одно из которых является СПП, но каким? Давайте разберем и составим его схему: ЧТО? ЧТО?
[ ── ══ ], (когда….), (когда…).- СПП с несколькими придаточными с однородным подчинением, так как отвечает на один и тот же вопрос. IV. Изучение нового материала Работа с учебником Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом учебника. Слово учителя - Ребята, до сих пор мы рассматривали СПП с одним придаточным, но, как вы убедились, из материала в учебнике главное предлжение может иметь при себе несколько придаточных. СПП с несколькими придаточными делятся на следующие виды: СПП с последовательным подчинением, СПП с параллельным подчинением и СПП с однородным подчинением (обобщающая таблица). Линейные схемы [ ] ( ),( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ). Запишите предложение, выделите в нем главные и придаточные части, составим схему этого предложения. [Отец остановился на мосту], (чтобы последний раз взглянуть на город), (где он жил в детстве). ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? ГДЕ? [ ── ══ ], ( ЧТОБЫ…), ( ГДЕ…). - СПП с 2-мя придаточными с последовательным подчинением. Сравнивая с таблицей на доске, дети определяют вид подчинения. (Когда я вышел на крыльцо),[ раздался удар грома],( который заставил меня вздрогнуть). Составляем схему, определяем вид подчинения. когда? какой? ( Когда…), [ ══ ── ], (который…). –СПП с параллельным подчинением. [Родина – это то место],( где мы живем), (где мы родились), (где мы росли ). какое? [ ── ══ ], ( где…), (где…), (где…).- СПП с однородным подчинением. - В СПП с однородным подчинением между придаточными могут быть разные знаки препинания. Если в СПП с однородным подчинением между придаточными предложениями стоит неповторяющийся союз и, то запятая между ними не ставится. Например: Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. (Ч.) Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой. Например: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния;когда еще дневной свет путается неразрывно сцепившись с ночным.( Шолохов.) Закрепление изученного Работа в парах Переведите предложение на русский язык, объясните пунктуацию, определите вид подчинения. Якщо б кожна людина на шматку землi своєї зробила б все, що вона може, яка чудова була би земля наша! (СПП с последовательным подчинением). На рiднiй землi ciячi вертають, щоб сiяти святе зерно своє, щоб знов заграло укра їнське поле врожаєм щастя. (СПП с однороднім подчинением). Лингвистическое конструирование (коллективная работа). Игра «Кто быстрее». 1). Из трех простых предложений составить одно сложное, записать его, указать его строение. Наливаем воды в сосуд. В стенке его на разной высоте сделаны маленькие отверстия. Вода начинает вытекать струйками различной силы. (Если …, которого…, то …). Тело опускается в жидкость. Она теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости. (Когда…, то…, которая…). 2). Закончите предложение, подбирая несколько придаточных; составьте схемы полученных предложений. Люблю тот край, где… Если б ты могла себе представить, как… Подведение итогов урока Игра «Перекрестный огонь». Учащимся предлагается составлять вопросы по теме урока и задавать их друг другу. Домашнее задание Выучить теоретический материал |
Автор разработки: Мирзоева Эльмира Гургеновна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1495 | Загрузок: 220 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |