Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот», формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять его на письме при определенном условии, строить предложения с причастными оборотами; развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки участия в коллективной познавательной деятельности; воспитывать любовь к природе родной земли. Тип урока: урок усвоения новых знаний Оборудование: учебник, интерактивная доска, разноуровневые задания Ход урока 1.Организационный момент -Здравствуйте. Садитесь. Уверена, что каждый из вас подготовил свое рабочее место. За окном пасмурно, а мы улыбнемся друг другу и начнем урок. Откройте тетради и запишите дату. ІІ.Актуализация опорных знаний «Минутка внимания» 1.Укажите слова, обозначающие признак предмета по действию: думающий, думать, дума; восхищение, восхищать, восхищающийся. 2.Укажите, какое слово в данной цепочке лишнее: построить, рассказал, осветил, подумаешь, построенный. 3.Скажите, что добавлено в каждое второе предложение: Я увидел березку. – Я увидел пожелтевшую березку. Мы подошли к дому. – Мы подошли к недостроенному дому. Задание: Перечислите морфологические признаки причастий. ІІІ.Изучение нового материала. 1.Сообщение темы и целей урока. (Сообщение темы, запись в тетради) -Какие задачи мы должны поставить перед собой на этом уроке? Ответить на поставленный вопрос нам помогут глаголы, обозначающие наши действия. Обратите внимание на интерактивную доску. (на доске записаны глаголы знать…, находить…, расставлять…, строить..) -Да, действительно, мы сегодня на уроке должны вспомнить, что называется причастным оборотом, знать условия выделения причастного оборота на письме, научиться находить причастный оборот и определяемое существительное, строить предложения с причастным оборотом. 2.Мотивация учебной деятельности школьников. -За окном зима, а мне вспоминаются слова Плещеева: Пахнут розы и жасмины, Серебренные луной. И поет, поет о счастье Чей-то голос молодой. Кто может найти причастный оборот в этом отрывке? -Ребята, вспомните заключительные строки стихотворения Н.Заболоцкого о некрасивой девчонке? И если это так, то что есть красота, И почему ее обожествляют люди? Сосуд воды, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (запись последних двух строк на доске и в тетрадях) -Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа! 3.Первичное усвоение знаний. -Давайте приведем свои знания, полученные на уроках украинского языка, в порядок. Понаблюдаем. -Перед вами 2 предложения. Прочитайте их молча и выпишите в тетради 2 словосочетания. Первое – причастие должно быть зависимым словом, а существительное – главным. Второе – причастие с зависимым словом, т.е. причастие должно быть главным словом. (чернеющий лес, выглянувшее из-за туч). Разберем их. 4.Фронтальная беседа -Как называется существительное, к которому относится причастие? (определяемое слово) -Как называется слово, к которому от причастия ставится вопрос? (зависимым словом) -А как же называется причастие с зависимым словом? (причастный оборот) Найдите и зачитайте одиночное причастие и причастный оборот Назовите определяемое существительное во 2 (втором) предложении. Предложение Лес оживило солнце, выглянувшее из-за туч. Задание Перестройте, изменив место причастного оборота, т.е. причастный оборот может стоять в середине предложения или перед определяемым существительным. (учащиеся составляют предложения) Обратимся к интерактивной доске, на которой записаны предложения: Лес оживило солнце, выглянувшее из-за туч. Солнце, выглянувшее из-за туч, оживило лес. Выглянувшее из-за туч солнце оживило лес. Сделайте вывод: каковы же условия выделения причастного оборота на письме запятыми? 5.Работа с учебником. -Откройте учебники на стр.117. Прочитайте теоретические сведения и найдите информацию, о которой мы не упомянули. (является одним членом предложения – распространенным определением). -Запишите в тетради предложение, в котором причастный оборот стоит в середине предложения. Подчеркните причастный оборот. Почему он выделен запятой? Укажите определяемое существительное (ОС). Составить схему (стр.117) (выполняется учащимися на интерактивной доске) ІV.Восприятие учащимися учебного материала. 1. Выполнение разноуровневых заданий. -Ребята, у некоторых из вас на партах лежат листы с заданием. Прочитайте их. Те, у кого на партах зеленые кружочки, списывают с интерактивной доски предложение, расставляют знаки препинания и подчеркивают причастный оборот как член предложения. Задание понятно? Форма проверки – самопроверка (по образцу на интерактивной доске). -Поднимите руку, у кого задания с красным кружочком. Вам необходимо выполнить упр.166. Инструкция по выполнению у вас имеется. Поднимите руки, у кого задания с желтым кружочком. Вам необходимо выписать из текста предложения, соответствующие указанным схемам. (На доске записаны схемы предложений. Двое учащихся, выполнив работу в тетради, индивидуально записывают на доске предложения к предложенным схемам). Выполни упр.166. Инструкция по выполнению: Прочитай текст. Найди предложение с причастным оборотом. Помни: причастный оборот – это причастие с зависимым словом, выделяется на письме запятыми, когда стоит после определяемого существительного. Запиши предложение с причастным оборотом в тетрадь. Подчеркни причастный оборот как член предложения. Помни: причастный оборот в тексте является одним членом предложения – распространенным определением. Прочитай текст. Выпиши из текста предложения с причастным оборотом, соответствующие схемам. Расставь недостающие знаки препинания. Весь байкальский берег состоит из обточенных временем камешков. Трое мальчишек сидящих на берегу швыряли в воду камни. У самых ног пенился байкальский прибой, дышащий в лицо прохладой, сушилась сеть и качалась лодка, просмоленная рыбаками. Я подошел к мальчишкам доверчиво улыбнувшимся мне. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом светило лиловые тучи зеленоватое море покрытое кораблями и лодками колыхаемо ровной широкой зыбью и белые строения города и народ движущийся по улицам.. (Учитель осуществляет индивидуальную проверку выполняемых учащимися заданий, корректирует работу учащихся, оценивает. Один учащийся работает у интерактивной доски, расставляет знаки препинания, указывает ОС, выделяет причастные обороты). 2.Анализ выполненных заданий ( качественная оценка ). 3.Работа в группах. 1 группа – решение коммуникативно-ситуативного упражнения. Вы искусствоведы. Вам необходимо коротко рассказать своим одноклассникам о нашем земляке, известном художнике А.И.Куинджи. Используйте знания, полученные на уроках изобразительного искусства. В своем рассказе употребляйте предложения с причастными оборотами. Форма представления – монологическая. Модель представления – «снежный ком». 2 группа – работа с деформированным текстом. Соберите «рассыпавшийся» материал и составьте связной текст. Вслед за Гоголем он глубоко почувствовал ее поэтическое очарование. Вызвавшая бурю восторга, демонстрировалась картина, «Лунная ночь на Днепре», в Петербурге, в 1880 году, Куинджи. Выдающийся представитель русской пейзажной живописи, жил, Архип Иванович Куинджи, во ІІ половине ХІХ века. Художник неоднократно обращался к мотиву украинской ночи, стремящийся к изображению торжественных минут в жизни природы. Сильное воздействие, испытали, его искусства, на себе, начала ХХ столетия, многие видные мастера пейзажа. 3 группа (коллективная работа) Синтаксический разбор предложения. Днепр, торжественно и величаво несущий свои воды, вдохновил автора на создание картины. (Если учащийся не поставил запятые, выписываем словосочетания, находим причастие и зависимые к нему слова) -Каким членом предложения является причастный оборот? Составление схемы предложения (можно воспользоваться стр.120 учебника) 4.Проверка работы творческих групп. Задание: слушаем выступления и определяем, у кого из членов группы не было предложений с причастным оборотом, правильно ли построены предложения с причастным оборотом. 5.Творческая работа. Авторы учебника предлагают нам познакомиться с картиной А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Выполните упр.167 -Из упр.167 выпиши в тетрадь ІІІ абзац. (Начинается со слова Замер…) -Поставь слова, заключенные в скобки, в нужной форме (числе, падеже, роде). Помни: причастие согласуется в роде, числе, падеже с существительным Чтобы не ошибиться, найди существительное, которое определяет причастие, и поставь к нему вопрос. Например: река, (бегущий) … - река (какая?) бегущая. Составьте по картине предложения с причастными оборотами. Подсказка: найдите определенные существительные (лука, река, Днепр, воды, свет…); используйте словосочетания выплывающая из-за туч, освещенная лунным светом; можно «позаимствовать» у Пушкина, вспомнить «Зимнее утро». Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела (глагол → причастие + зависимое слово) Звучит «Лунная соната» Бетховина. (Учитель проверяет у учащихся выполнение упр.167. Самопроверка по образцу, записанному на доске) 6.Проверка составленных предложений. Луна, желтеющая «сквозь тучи мрачные», напоминает бледное пятно. Освещенным лунным сиянием Днепр поражает нас своим величием. V.Подведение итогов. Рефлексия (все задания на интерактивной доске) 1.Закончите предложения. -Причастие с зависимым словом – это …. -Причастный оборот выделяется запятыми, когда стоит … 2.Проанализируйте -В предложении Картина Куинджи, воспевающая красоту украинской ночи, властно приковывала внимание зрителей. Причастный оборот …. стоит после определяемого существительного…. 3.Подытожьте -Я научился (не научился)…. -Я умею (не умею) … -Считаю, что ….. 4.Словесная оценка учителя. Оценивание учащихся (в баллах). VІ.Домашнее задание Запись в дневники, комментирование -$ 17 выучить -выполнить письменно (по выбору) упр.188 (1) или упр.168 (1). |
Автор разработки: Григорьева Л.Г. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1107 | Загрузок: 224 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |