Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели: Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями описания памятников; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении, писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий теме тип речи; воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности А. С. Пушкина. Оборудование: Презентация.ppt Текст «Памятник А.Пушкину в лицейском саду» из путеводителя «Город Пушкин» Тип урока: применение знаний и формирования умений. Ход урока Вступительное слово учителя Ребята, я предлагаю вам послушать небольшой текст «Памятник А.Пушкину в лицейском саду» из путеводителя «Город Пушкин». Беседа Какова роль описания в тексте? 2 Словарно-семантическая работа в группах: Класс разбивается на группы для работы с Толковым словарем русского языка. Найдите и зачитайте значения слов. Архитектура, монумент, памятник, постамент, пьедестал, скульптура. Слово учителя. Слайд 2 На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращается движение потока людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и многим людям, живущим в самых отдалённых уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения русского народа перед могучим, вечно живым талантом поэта. 1.История создания памятника Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник А. С. Пушкину. Но прежде всего я расскажу об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу моего рассказа запишите ключевые слова. Слайд 3 Памятник был открыт в Москве в 1880 году. Его с полным основанием можно назвать не только первым, но и народным памятником А. С. Пушкину. Ведь он сооружался по всенародной подписке, т.е. на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. В конкурсе на лучший памятник участвовали многие выдающиеся скульпторы. Но победил А. М. Опекушин. Слайд 4 Его жизнь не была радостной и лёгкой. Он родился 11 ноября 1838 года в семье крестьянина, крепостным. Отец будущего скульптора тоже был опытным лепщиком. Опекушина отдали на обучение в Петербург. Его жизнь – это постоянная нужда, болезни и голод юности, потом заботы о семье, нелёгкий труд копииста днём и работа по ночам в мастерской. Свободу свою он купил на скопленные по грошам деньги. Слайд 5 В 1860 году было принято решение о создании 1-ого памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Опекушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать памятник великому поэту, и он весь отдался работе 2.Отзывы современников о внешности А. С. Пушкина Внешность Пушкина не была красивой – это всем известно, но лицо его было очень живо, обаятельно. И современники это отмечали. Вот как они его описывали. Слайд 6 По свидетельству одного из близких друзей А. С. Пушкина поэта В. П. Горчакова, Пушкин был «человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приёмах, часто смеющийся в избытке непринуждённой весёлости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие». Слайд 7 И. А. Гончаров так описывает наружность поэта: «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека». Почему так отличаются эти отзывы о внешности Пушкина, как вы думаете? (Горчаков – друг Пушкина, к тому же, видимо, знавший его в юности, а Гончаров – сторонний наблюдатель, он видел Пушкина в поздние годы, которые были для поэта особенно сложными) 3.История создания (продолжение) Попробуем представить себе, каким путём зародилась у Опекушина идея памятника. По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия поэта: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь свои мечтам. Он мог совершенно отчётливо представить себе одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нём накинут широкий свободный плащ, сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи. Уже падают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним слухом, всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Он наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему. Открытие памятника Слайд 8 Послушайте, как об открытии памятника вспоминал писатель Г. Успенский: «Около двух часов дня, перед глазами большой, хоть и не особенно, толпы, упала скрывающая памятник поэта холстина, и перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим, вдумчивым взором, фигура Пушкина и положительно скажу, все, кто ни был тут, пережили и никогда не забудут не столько сильного, сколько – нового впечатления этой минуты. … Ново было именно это думающее доброе лицо, новое было торжество во имя человека, который и славен только работой своей мысли… Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть увековеченным потому только, что «пробуждал чувства добрые»… Слайд 9 А вот что писали в те дни газеты: «… И вот среди сбитого с толка и растерявшегося общества, среди тяжёлых условий его жизни, на Тверской площади вдруг встала величавая фигура дорогого народного поэта! Чем-то новым, свежим, живым и свежим пахнуло в душном воздухе, и нам почудилось присутствие великого духа. Грустно смотрит Пушкин вдаль, и тайная мысль заботит открытое чело вдохновенного художника… «О чём грустит душа поэта?» Пусть каждый разгадает эту заветную думу и даст себе ответ. Но нам кажется, что дух поэта грустит над нашим настоящим, тревожно смотрит в будущее и призывает нас к иным трудам и подвигам, указывает нам наши стремления». Что объединяет эти воспоминания? (От памятника повеяло чем-то новым, доселе невиданным. Пушкин предстаёт как умный, добрый мыслитель, затаивший глубокую думу). 4.Давайте рассмотрим памятник в деталях Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал) *Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места» Слайд 11 Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому, создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь) Слайд 12 Какой предмет держит поэт в левой руке? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу) Слайд 13 Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на прогулку) Слайд 14 В какой момент Опекушин изображает поэта? (в момент задумчивой сосредоточенности, творческого вдохновения) Составление плана Составим план нашего сочинения О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы) Домашнее задание. Отредактировать черновые варианты, закончить творческую работу в тетрадях. |
Автор разработки: Климашевская Ольга Анатольевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2624 | Загрузок: 210 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |