Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели: Определить функции письма. Учить работать результативно с художественным текстом. Совершенствовать навыки в составлении монологических высказываний. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость, подготовить к написанию письма. Развивать умения самостоятельно пополнять свои знания. Воспитывать морально – этические качества человека. ТИП УРОКА: Урок развития речевой деятельности ФОРМА УРОКА: УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ Оборудование: - Выставка эпистолярной литературы «В строке письма судьба моя…»; - Карта мира; - Выставка писем «Нет границ ни во времени, ни в пространстве»; - Оформление групп - участниц; - Материалы групп по теме урока для создания портфолио « Письмо к тебе»; - Репродукция картины И. Е.Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; - Читательские дневники, словари, самомониторинги, папки - выручалочки (алгоритмы, памятки). СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ Учитель Известному артисту МХАТА Е. Евстигнееву передали письмо школьника: «Я мечтаю снимаца в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский » - Как вы думаете, он сможет стать хорошим артистом? - На это письмо мне хочется ответить письменно. (Евстигнеев берет ручку и пишет: «НИКАДА!») Почему так ответил известный артист? (ответы учащихся ) Запишите тему урока «Письмо - вид монологического высказывания». Урок пройдет в форме взаимообучения, вы мои помощники, коллеги работаете в группах. Определите ваши функции и каких вы ожидаете результатов от урока. Презентация групп: 1.Мы - литераторы. Наш девиз, слова В.Г. Белинского: «Письма ваши - наша отрада». Цель: определить значение эпистолярного жанра. 3. Наша группа будет работать в роли историков под девизом: «Письма ….В них моя жизнь». Этот девиз нам подсказала старожил и ветеран нашего села Ляшенко Евгения Федоровна. Мы поможем при помощи письма увидеть отражение человеческих судеб. 4. Задача группы переводчиков: совершенствование навыков перевода с украинского языка на русский. Наш девиз слова лауреата Государственной премии им. Шевченко Лины Костенко: «Пиши письмо и не забудь отправить, знай, его, ведь где - то ждут!» 5. Мы сотрудники особого отдела «Творческий почтовый ящик» покажем творческую интерпретацию современного письма. Наш девиз - слова Марка Файнера: «Мое письмо Вы не прочтете - Прочувствуйте его со мной!» Запишите в тетради эпиграф урока. 3. АКТУАЛИЗАПЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. Предлагаю принять участие в экстренной конференции. Дополните сообщение докладчика своими информациями, исследованиями, находками о письме. Докладчик: Письмо - серьезный документ… А) Пресс - конференция - Значение письма в том, какую информацию оно несет. История знает: письмо – приговор, письмо – обман, письмо – исповедь, письмо - признание, письмо - мольба, письмо – любовь. - Курьезный случай произошел в Бразилии. Девочка послала письмо однокласснику с приглашением на свидание. Адресату пришло письмо через 57 лет. - Наша творческая группа послала вам сегодня письма в стиле « оригами». Письма, сложенные в виде бабочки, журавля, цветка в Японии считают символом дружбы, почтения или любви. - По словообразовательному словарю слово письмо имеет до 500 родственных слов. - Адресат - кому адресовано письмо, адресант - отправитель. Истории известны письма, которые содержат в себе обращение к человечеству в целом. Н - р: «Письма к потомкам» итальянского поэта Ф. Петрарки или «Письмо к молодежи» французского писателя Эмиль Золя. Авторы этих посланий сквозь года смотрели в будущее и верили, что мы с вами будем самыми лучшими и счастливыми. - Психологи утверждают, что почерк адресанта свидетельствует о его характере: строчка вверх - настроение бодрое, вниз - у автора - депрессия, буквы прямые – характер сдержанный, наклон влево – претенциозный, большие буквы – человек эмоциональный, мелкие - властный, расчетливый. - Принято на обычные письма отвечать в течение недели. На письма с благодарностью за гостеприимство через 5 – 6 дней после отъезда, письмо – приветствие с бракосочетанием в течение 8 дней после отъезда. - Однажды тяжело больная женщина получила от родственницы письмо: «Ты же была такой здоровой. А теперь, что с тобой. Наверное, в мире нет тебя несчастней!». Слово - бесценная сила. Поэтому при составлении письма нужно следить не только за грамотностью, но и за нормами этикета. - Пиктография - древний вид письма при помощи рисунков. - Предметное письмо - древний вид письма при помощи предметов. - Весточки в белых конвертах летят в наши села не только из Ближнего Зарубежья, но и из Америки, Англии, Франции, Афганистана, Югославии, Польши. В нашей экспозиции есть ценные реликвии. Это копии писем от нашего земляка, ныне заслуженного художника Автономной республики Крым Карнауха Петра Михайловича; жителя Васильковки, прапорщика Бондаренко Михаила, погибшего в Афганистане; оригинал с архива Министерства Обороны 40 - летней давности, сообщающее, что наши 3 брата земляка Иван, Петр, Василий Пугачевы пропали без вести в годы Великой Отечественной войны. Эти и другие экспонаты мы передаем в портфолио, в рубрику «Нет границ ни во времени, ни в пространстве» Учитель: На конференции прозвучала очень ценная информация. А нам пришло первое письмо - задание от филологов. Филологи - Предлагаем принять участие в аукционе однокоренных слов. (Кто больше назовет слов с корнем письм? аукцион однокоренных слов) - Объясните лексическое значение слов: s Письмо - А) это написанный текст, посылаемый для сообщения куда – нибудь; Б) умение писать. s Письмоводитель - писарь, переписчи. s Письмоносец - почтальон. s Письмецо, писулька, записка - небольшое письмо s Письмовник - сборник образцов для составления писем (записать в словарь) - Дополнительная информация о письмовнике (историки) Учитель Нужны ли в наше время письмовники? (ответы учащихся) Ф. Мы считаем, что письмовники не нужны, так как написание писем - дело творческое, но соблюдать правила написания писем необходимо, и предлагаем вам «Невредные советы или твои письмовные правила»! Вы сели за стол написать письмецо, А это ведь ваше второе лицо! Поэтому, прежде чем письма писать, Вам нужно письмовные правила знать! Письмо должно быть простым и сердечным. Не нужно ему многословных приветствий. Не надо писать и в плохом настроении - От этого Вам не привалит везение. Заботьтесь о почерке и аккуратности, Чтоб можно читать его было с ясностью. В конце ставьте подпись, год и число, Чтобы на память осталось письмо. Не оставляйте письмо без ответа. Вот несколько простеньких, нужных советов. И напоследок скажу очень лично - Чужие записки читать неприлично! Автор письмовных правил - наша Настя Ляшко дарит свое стихотворение всем нам как памятку. Ф. - Очень полезно изучать письменный этикет на изданных письмах выдающихся людей, которые дают прекрасные образцы обращений, прощаний, непринужденности и искренности человеческих отношений. Ф. Выборочное списывание (из переписки выдающихся личностей) Задание: выписать предложение с распространенным обращением, определить вид письма. (2 мин. ) Проверка задания. - Поставлена последняя точка в ответе филологам, а нас ждет следующее послание - приглашение от литераторов. Литераторы - Приглашаем вас на выставку эпистолярной литературы «В строке письма судьба моя». - Письмо, послание на греческом языке звучит «эпистолярный». Оно содержит в себе два значения: 1 ) изданные письма частного характера. Наши коллеги-филологи использовали в своем задании фрагменты из интимной переписки выдающихся личностей. Этот материал вы можете найти в книгах Евгения Богата «Что движет солнце и светила» и «Любовь в письмах выдающихся людей 18 и 19 века». - Рекомендую «Письма к родным» Ивана Аксакова. Вышли после смерти писателя, благодаря его жене. Немолодая, очень больная женщина, очень далекая от литературно – издательских дел, владеющая не очень хорошо русским языком, совершила настоящий подвиг: она собрала письма, сгруппировала их, добилась издания. - 2 значение эпистолярной литературы - совокупность произведений, использующих форму переписки или послания. Жанры: стихотворение - письмо, рассказ – письмо, роман в письмах, послание. - На нашей выставке вы можете приобрести шедевр классики роман в письмах Федора Достоевского «Бедные люди». - 20 писем - исповедей – рассказов дочери Сталина Светланы Аллилуевой.- Новинку украинской детской эпистолярной литературы «Мой сын – это твоя Украина», С достопримечательностями и памятками Украины читатель знакомится в необычной форме: отец – путешественник пишет сыну патриотическое, сладкое, биографическое, морское, мифологическое письмо. Читайте, размышляйте, восхищайтесь! Каждому посетителю наш отдел вручает на память каталог выставки «В строке письма судьба моя » Учитель: Какое новое для себя определение вы записали в словарь? - Письмо в тексте произведения, эпистолярная форма живет по общим эстетическим законам и содержит в себе огромные возможности для изображения человека. Приглашаем вас во 2 зал выставки, принять участие в «незаконченной викторине». Б) Определите автора, название произведения. - Здравствуйте, родные Ивана, здравствуйте, деревня Терешки у Двух Голубых Озер в Белоруссии!» (Василь Быков «Альпийская баллада») - Приезжай, милый дедушка, Христом - Богом прошу!(Антон Чехов «Ванька») - Государь мой премилостливый! Я до сих пор не намерен ехать в Покровское, пока не пришлете мне псаря Парамошку с повинной. (Александр Пушкин «Дубровский») - Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Так тяжело, вся жизнь, кажется не была такая длинная, как одна осень. (Константин Паустовский «Телеграмма») - Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да святится имя Твое» (Александр Куприн «Гранатовый браслет») - Кто адресат этих строк? Кланяется твоим портретам,которые я так люблю, граммофону и музыкальным моментам, твой Мандолина и если хочешь, пожалуй, он и …. (Сергей Есенин) - Уважаемая Мама! Прошло 50 ден как ты смотрела в «мои глазенки». Не печалься – скоро каникулы. Я вас всех помню и люблю. Ваш Аист (Александр Стовба) Учитель: «Продолжите викторину….» (дети выразительно читают отрывки из произведений эпистолярного жанра) - Анна Ахматова Ты письмо мое, милый, не комкай!» - Сергей Есенин «Письмо к матери» - Александр Пушкин (читают диалогом Татьяна – Онегин) «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина» - Анна Ахматова «Ответ» - Александр Пушкин «Сожженное письмо» - Сергей Городецкий « Письмо с фронта» - Александр Стовба «Здравствуй, мама!» - Стефан Цвейг «Письмо незнакомки» (на фоне «Лунной сонаты» Бетховена) - Фрагмент новеллы Стефана Цвейга прозвучало на фоне мелодии Людвига Вана Бетховена. Это музыкальное произведение - письмо композитор посвятил 16 - летней Джульетте Гуаккарди. Учитель: Ребята можно считать викторину законченной? На примере этой викторины литераторы показали частицу эпистолярной сокровищницы, доказав, что эпистолярный жанр неисчерпаем! Следующий наш адресант - переводчики! Переводчики Наш отдел получил срочный заказ от журнала «Русская словесность» на перевод стихотворения Лины Костенко. Пишіть листи і надсилайте вчасно, Коли їх ждуть далекі адресати, Коли є час, коли немає час, І коли навіть нні про що писати. Пишить про те, що ві жив, здорові, Не говоріть, чого ви так мовчали. Не треба слів т, навіщо бандеролі? Ау! - і все, крізь роки і печалі! В конкурсной работе приняли участие 8 моих коллег. Их переводы будут опубликованы в сборнике «Письмо для тебя». А сегодня мы называем 3 победителей конкурса (достает из конверта записки с фамилиями победителей) Мы вас поздравляем, примите подарки и контракт - заявку на сотрудничество с журналом «Русская словесность» Журналист - Интервью для журнала « Русский язык и литература в школах Украины » Почему вы выбрали такое решение перевода? (ответ учащихся) В почтовом ящике нас ждет срочное письмо - сообщение от историков - Ценные находки, исторические открытия научно - исследовательской экспедиции по Днепропетровской области. Мы, историки, потверждаем, что картина Ильи Ефимовича Репина создана на основе исторического факта. Вариант письма козаков султану найден в Екатеринославской губернии у священника Котляревского. - Какие еще факты объединяют знаменитое полотно и нашу область? Дмитрий Иванович Яворницкий - ученый, этнограф, историк, археолог, фольклорист, писатель, академик, преподаватель Днепропетровского университета, с 1902 г. заведовал музеем древностей Екатеринославской губернии. В картине И.Е. Репина не только позировал в роли писаря со своими экспонатами, но и был инициатором, консультантом, наставником в создании выдающегося шедевра искусства. Иван Сирко - кошевой атаман - легенда, гроза турок, татар, ляхов. Похоронен около села Капуловка Днепропетровской области - А сама картина автору виделась так: Летний вечер. На Запорожскую Сечь привезли письмо от турецкого султана: «Я брат солнца и луны, внук аллаха! Идите ко мне служить! - Тьфу! Ответ нужно давать немедленно! ….Что же было дальше? Оживите отдельные персонажи полотна, которые ассоциируются с направлением вашей группы, составив предложение с деепричастным оборотом и фразеологизмами (2 мин.) Учитель: Используйте в работе таблицу Слуцкого «Знаки препинания в предложении» Проверка задания. Учитель: С 21 века мы перенеслись в 2 часовых измерения, равные двум столетиям:1681 - год написания исторического письма, 1892 - гд создания картины. Историки доказали, что письмо не имеет границ ни во времени, ни в пространстве. Принимайте письмо - предложение от творческой группы. « ТПЯ » - В конце 20 столетия в Европе была придумана форма переписки и Мейл – Арт. Это обмен мыслями и чувствами в виде зарисовок, заголовок, четверостиший, рисунков на бумаге. Сотрудники «Творческого почтового ящика» предлагают написать письмо нашим потомкам, настоящему и будущему Манвеловки.(Письмо «монтируется» на фоне музыки, руководители групп зачитывают письмо) Грамматик Артемон говорил, что письмо - половина диалога и требует обосновательной подготовки, а посылается как подарок. Ваше письмо - подарок потомкам. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УРОКА Учитель (показывая письма из семейного архива Ляшенко Е.Ф.) Это письма из домашнего архива нашей землячки Ляшенко Е. Письма сыновей: 230 из Германии от Александра, 219 - из Туркмении от Владимира. Сыновьим посланиям уже больше 30 лет, адресанты уже давно сами деды, а их письма, пронумерованные аккуратно материнской рукой, перечитывают внуки. И берегут в доме Ляшенко свято эти реликвии, потому что в этих конвертиках, как сказала наша землячка Евгения Федоровна, упакована сама жизнь. Ребята, а какими бы словами вы закончили наш урок, подчеркнув, что общаться на расстоянии с помощью письма - дар, принадлежащий только человеку, и пользоваться им должен уметь каждый. Переводчики: Эпилогом к нашему уроку должны быть слова Л.Костенко - это гимн письму (выразительное чтение представителями групп по строчке) Пиши письмо и не забудь отправить, Знай его ведь где – то ждут. Пиши, когда свободен, когда занят, Когда писать - то, вообщем, недосуг. Дай знать, что ты живешь - не тужишь. Не объясняй, что пишешь не всегда. Не надо много слов, не нужно. Лишь твой привет сквозь долгие года. Подведение итогов. Выполнили ли мы намеченные задачи? (возвращаемся к таблице «Ожидаемые результаты») Оценивание: - В создании портфолио «Письмо к тебе» работала кафедра русского языка 9 класса. Авторский коллектив: «А» - Ляшко Анастасия, Омельченко Элина, Теоколкина Анжела, Пташка Елизавета. «Б» - Чорнобривец Ирина. « В» - Горват Вася, Бойчук Саша. « Г» - Сивенкова Александра. « Д» - Кицюк Эсмира, Рыбкин Слава. « Ж» - Кулик Саша, Третьяк Сережа, Худа Лиля, Беспалько Оксана, Познякова Оля. - Сдайте самомониторинги групп для сравнения моих и ваших результатов. Домашнее задание: (его задают руководители групп) - филологи написать письмо - литераторы письмо – надежда, письмо – приговор, письмо - исповедь, письмо - пожелание и др. по вашему выбору. - историки от ученика 9 класса, читателя, современника, ветерана и др. - переводчики в Россию - « ТПЯ » персонажу рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Анастасии |
Автор разработки: Назарук Вера Алексеевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 598 | Загрузок: 200 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |