Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: повторить и обобщить материал по теме «Обособленные второстепенные члены предложения, их роль в предложении»; совершенствовать умение учиться находить и объяснять обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения; расставлять знаки препинания; строить самостоятельно предложения с обособленными членами, использовать в речи; формировать интерес к литературе, умение анализировать текст художественного произведения. Тип урока: обобщающий. Методы и приёмы: словарная работа, запись под диктовку, работа с текстом художественного произведения, справочной литературой. Наглядность: текст повести А. Грина «Алые паруса», портрет писателя, иллюстрации к художественному произведению, таблицы по теме «Обособленные члены предложения».(Можно использовать мультимедийную систему для демонстрации иллюстраций, текстов и других видов работы.) Ход урока Ι. Организация урока. ΙΙ. Объявление темы и цели урока. Слово учителя. Мы изучили тему «Обособленные члены предложения». Сегодня проводим обобщающий урок по данной теме. Мы должны повторить основные правила обособления. Работая с текстом художественного произведения, мы должны показать, как умелое их использование придаёт красоту, точность, выразительность различным описаниям, динамику событиям, о которых рассказывается в произведении. Итак, напомните: Какие члены предложения называются обособленными? ΙΙΙ. Работа над темой урока. На доске стихотворение Р. Рождественского. Как страшно мне, что люди привыкают, открыв глаза, не удивляться дню… Ловить жар-птицу Для жаркого с кашей. А Золотую рыбку – для ухи. Найдите в тексте обособленные члены предложения, объясните, расставьте знаки препинания. Перепишите в тетрадь. Мечта, счастье, романтика, идеал, символ. Эти слова имеют не конкретное, а отвлечённое значение. Но без них человеческая жизнь немыслима. Определите значение лексических слов. Идеал – совершенное воплощение чего-нибудь. Символ (греч. – условный знак, намёк) – предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определённого явления. Символ всегда рассчитан на выявление тайной, неопределённой сущности предмета, образа, явления. Носителями символичного содержания могут выступать различные элементы: персонажи, сравнения, художественные детали, пейзажи, метафоры и т.д. Романтика – (Словарь С.И. Ожегова). (2 ученика работают со словарём, делают короткие записи на доске.) Жар-птица, Золотая рыбка – символы. Прекрасный символ мечты о счастье создал известный и любимый многими писатель Александр Грин – Алые паруса. Ассоль создала свой идеал человека, который может принести счастье. Синтаксический разбор предложения. «Алые паруса» А. Грина – романтическое произведение о ярких героях, стремящихся к необычному, возвышенному, прославляющее мечту и величие любви. (Простое, повествовательное, распространённое, полное, двусоставное, осложнено однородными членами и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.) Читая повесть А. Грина, мы часто в предложениях находим обособленные определения, обстоятельства. Они помогают писателю дать описание природы (утра в лесу, моря, Каперны, богатого замка аристократов и, конечно же, наших героев – Ассоль, Грэя, их внутреннего состояния), показать развитие действия. Например, в Ι главе ΙV. Работа с текстом (элементы комплексного анализа). На парте отрывок из повести (текст диктанта из сборника текстов диктантов для государственной аттестации). «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске. Вне себя от страха потерять волю, она топнула ногой и оправилась. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса; тогда, боясь, не исчезли ли они, как простой призрак, она торопилась миновать мучительное препятствие и, снова увидев корабль, останавливалась облегченно вздохнуть… Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю. От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль; смертельно боясь всего – ошибки, недоразумений, таинственной и вредной помехи – она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: – Я здесь, я здесь! Это я! Грэй взял ее руки, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись. В них было все лучшее человека» Прочитать выразительно текст. V. Домашнее задание: написать мини-сочинение «В чём идеал счастья для Ассоль и Грэя?», используя обособленные члены предложения. Вы не заметили, каким словом заканчивается повесть? (счастье …) Встреча Ассоль и Грэя – такая романтическая и поэтическая – обещает им только счастье, ведь они оба знают ему цену. Запись под диктовку. Объяснить обособленные члены предложения. Издревле люди, пускаясь в дальнее плаванье, украшали корабли. Грин придумал и дал жизнь новому символу – алые паруса, украсив ими сам ветер, ветер мечты о невозможном. Грин перестроил жизнь, утверждая, что она прекрасна. (Виктор Шкловский) VΙ. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы повторили обособленные члены предложения. Мы помним, что они выделяются чаще всего запятыми, в устной речи – интонацией. Они часто употребляются в нашей речи. А художественному произведению придают красоту, точность, выразительность, стилистическую отшлифованность. И если вы хотите знать хорошо русский язык, обращайтесь к художественной литературе, учитесь у прекрасных писателей, таких, как А. Грин. А если в жизни у вас трудности и невзгоды, жизнь стала серой и однообразной, обращайтесь к Грину. «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости». (Даниил Гранин) Литература Грин А.С. Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь. К., «Веселка», 1989. |
Автор разработки: Васина Елена Викторовна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1907 | Загрузок: 254 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |