Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Урок проводится во время изучения темы: «Односоставные предложения». Цель - изучить односоставные предложения с главным членом - подлежащим, развивать навыки связной речи учащихся, воспитывать любовь к русскому языку. На уроке используются инновационные технологии: приём «Разбросанные мысли», игра «Интервью», приём «Неоконченное предложение». Цель: - научить различать назывные предложения, совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу и определять вид односоставного предложения; - закрепить пунктуационные, орфографические умения и навыки; - развивать умение составлять связный рассказ по картине, логическое и образное мышление, творческие способности, эстетические чувства, жизненную компетентность; - воспитывать культуру устной и письменной речи, интерес к искусству, любовь к природе. Тип урока: комбинированный. Оборудование: «Русский язык». Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения; карточки, задание для буквенного диктанта, приема «разбросанные мысли», репродукция картины К.А.Коровина «Зимой», схема «Виды односоставных предложений», аудиозапись «Сны Татьяны» А. Рыбников. Ход урока І.Организационный момент. ІІ.Актуализация опорных знаний учащихся. 1.Работа со схемой «Типы односоставных предложений».(Нет пока вида «Назывные предложения»). 2.Прием «Разбросанные мысли». -Каждый ученик получает вопросы и текст-опору. 1. Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? 2. Какие предложения называют односоставными? 3. Какую форму может иметь главный член односоставных предложений? 4. Чем выражается главный член в определенно-личных предложениях? 5. Чем выражается главный член в неопределенно-личных предложениях? 6. Как называются предложения, в которых обозначается обобщенное действие, которое относится к любому лицу или ко всем лицам вообще? 7. В каких предложениях главный член не предполагает подлежащего, часто выражается безличными глаголами, а также личными глаголами в значении безличных? 8. Чем выражен главный член безличного предложения? 9. Верно, что в неопределенно-личных предложениях важно действие, а не его исполнители? 10. Верно ли, что в определенно-личных предложениях главный член не всегда выражается глаголом 1- го или 2- го лица? -Текст-опора. 1. Глаголом 1 или 2 лица изъявительного или повелительного наклонения. 2. Обобщенно-личное предложение. 3. В безличных. 4. Нет, всегда. 5. Односоставные и двусоставные. 6. Сказуемого или подлежащего. 7. Безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, возвратным глаголом, инфинитивом, наречием, кратким страдательным причастием, отрицательным словом нет (не было, не будет). 8. Да. 9. Предложения с одним главным членом. 10. Глаголом 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени, глаголом множественного числа прошедшего времени. 3.Буквенный диктант. 1 2 3 4 5 6 Двусоставное – д. Односоставное: определенно-личное – о/л, неопределенно-личное – н/л. Безличное – б/л. На дворе было тихо. ІІІ.Мотивация учебной деятельности учащихся. 1.Слово учителя. - Мы уже рассмотрели пять типов односоставных предложений с главным членом – сказуемым. Однако в портретной галерее односоставных предложений пока не хватает одного портрета. Давайте посмотрим на него. Учитель читает строки из стихотворения С. Есенина: Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя. -Вы уже догадались о каком предложении пойдет речь? Да, о назывном. (К схеме добавляется понятие «Назывные». Учащиеся записывают в тетради тему урока). -Сегодня на уроке вы научитесь находить назывные (номинативные) предложения, определять способ выражения подлежащего, значение, виды предложений по интонации, по наличию второстепенных членов предложения. -Давайте внимательно рассмотрим их и узнаем, какие они, эти простые непростые назывные предложения. IV.Работа над темой урока. 1.Анализ текста «Зима». Три ученика работают у доски по карточкам. Задания: записать предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главный член предложения, сказать, чем он выражен, объяснить постановку знаков препинания, выполнить грамматическое задание. Карточка 1. Вот и з..има. Т..шина и блеск. Б..лизна толстых от снега крыш. Разобрать по составу слово б..лизна. Карточка 2. (По)зимнему ни..кий, ут..нувший в сн..гах, красновато ч..рнеющий голыми сучьями сад. Затранскрибировать слово ни..кий. Карточка 3. Наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую (ч..рно)зеленую вершину в синее яркое небо. Какое уторо! Сделать синтаксический разбор предложений. 2.Мини-исследование. Ученики определяют: - способ выражения главного члена предложения - подлежащего; - виды предложений по интонации, по наличию второстепенных членов; - значение предложений. 3.Выразительное чтение отрывков. Назывные предложения в поэзии. Учитель подводит итоги работы и говорит о том, что назывные предложения находят широкое применение в художественной речи. Выразительность, смысловая емкость назывных предложений делает их незаменимым стилистическим средством, если надо лаконично, немногословно обрисовать обстановку действия, создать впечатление стремительности событий. Звучат строки из стихотворений С.Есенина. Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Несказанное, синее, нежное… Синий май. Зоревая теплынь. Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин… 4.Работа с учебником (пар.27, стр.93). Работа в парах. 5.Игра «Интервью». -Назывные предложения – это какие? -А что они обозначают? -Чем выражается главный член назывных предложений? -Где чаще всего употребляются назывные предложения? В каких стилях? 6.Слово учителя. -Устали? Сейчас, прежде чем перейдем к следующей работе, проведем физкультминутку. 7.Физкультминутка. -Стоя возле парт, ребята, делайте те танцевальные движения, которые вам нравятся больше всего. V.Творческая работа по картине К.А.Коровина «Зимой». 1.Слово учителя. -Вы уже хорошо поработали. Теперь пришло время применить полученные знания на практике. Работа нам предстоит творческая. 2.Работа по репродукции картины К.А.Коровина «Зимой» (учебник, стр.107). Слово о художнике (ученик). Словарная работа: этюд, незатейливый. 3.Дифференцированные задания. 1 уровень. Работа с текстом (каждый ученик получает текст К.А.Коровин «Зимой»). К.А. Коровин «Зимой» Замечательные красивые живописные пейзажи Константина Алексеевича Коровина очень просты по сюжетам. Дер..венская избушка. Покрытая (серебристо)белым снегом крыша. Стоит у забора темная лошадка запряженная в сани. (Светло)серое небо сероватые ств..лы деревьев снежная р..внина с (лиловато) серебристой полосой леса на г..ризонте. Обычная картина зимней д..ревни. однако цветовое богатство п..лотна очень велико. Главную роль игра..т здесь серый цвет. И мы вид..м тончайшие переходы различтных о(т, тт)енков серого цвета. Это позволяет передать лирическую задушевность скромного (не)притязательного мотива. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Объясните значение слова непритязательный. Подготовьте выразительное чтение текста. 2 уровень. Составьте предложения по картине К.А.Коровина «Зимой», употребляя данные слова и словосочетания. Опорные слова: живописные пейзажи; просты по сюжетам; избушка; крыша; темная лошаденка; светло-серое небо; стволы деревьев; снежная равнина; полоска леса; цветовое богатство; серый цвет; оттенки серого цвета; лирическая задушевность (работа в группе). 3 уровень. Составьте рассказ по картине К.А.Коровина «Зимой», употребляя данные слова и словосочетания. Используйте назывные предложения. Опорные слова: живописные пейзажи; просты по сюжетам; избушка; крыша; темная лошаденка; светло-серое небо; стволы деревьев; снежная равнина; полоска леса; цветовое богатство; серый цвет; оттенки серого цвета; лирическая задушевность (работа в группе). Ученики работают. Звучит музыка. 4.Проверка работ учащихся. Первыми выступают представители 2 группы; вторыми – 3 группы. - А теперь послушайте текст, с которым работала первая группа (выразительное чтение учеником текста). VI.Итог урока. Прием «неоконченное предложение». -Сегодня на уроке я узнал, что… -Этот урок дал мне знания о том, что… -На уроке я понял, что… -А еще я побывал в роли… VII. Домашнее задание. Всем ученикам: выучить материал пар.27. На выбор: 1.Составить пейзажную зарисовку «Декабрьский день в моей оконной раме» (упр.234). 2.Письменно выполнить упр.236, самостоятельно подобрать примеры с назывными предложениями из художественных произведений. 3.Выполнить письменно упр.228,233 (задание для тех, кто не чувствует в себе достаточно сил, чтобы выполнить задание 1 или 2). VIII.Оценивание. Список использованной литературы 1.Н. Ф.Баландіна. Російська мова,5-12кл.Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання,ВД «Букрек», 2005. 2.Н.А.Пашковская, Русский язык, учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения, Киев, «Освіта»,2008. 3.Ж.Пилипенко, Русский язык, Планы - конспекты. 8кл., Ранок,Веста,2008. 4.Н.П.Драгунова, Живопись на уроках русского языка.Артёмовск-1995. |
Автор разработки: Мажан Елена Захаровна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 799 | Загрузок: 213 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |