Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: повторить определение фразеологизма и способ нахождения его в потоке речи; познакомить с понятием "крылатые слова" как знаком ситуации и с понятием "пословица-поговорка"; учить, как употребляются в речи крылатые слова, пословицы и поговорки. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Повторение понятия "фразеологизм". ІІ. Повторение. Задание для групповой работы. 1. Некоторые слова в данных предложениях замените фразеологизмами. а) Мой новый приятель живет очень далеко, на краю села. б) Это совсем молодой солдат, он еще не участвовал в бою. в) Когда кого-либо наказываешь, лучше не впадать в крайность. г) Во время концерта зрителей на площади было так много, что вовсе не было свободного места. Подсказка. Смотреть сквозь пальцы, нюхать порох, вырвать с корнем, валить в одну кучу, у черта на куличках, плюнуть негде, перегибать палку, брать быка за рога. 2. Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания. а) Вертелся в голове сумбурный сон, который ночью несколько раз прерывался пробуждением. б) Дедушка и бабушка прожили друг с другом душа в душу и имели много внуков и внучат. в) Московский университет - alma mater для многих выпускников. г) Мать с дочерью говорили tet-а-tet весь вечер д) Idee fixe нашего тренера принесла свои плоды: команда выиграла матч. е) Finita la commedia: нам забили гол на последней минуте. III. Чтение статьи § 34. Задание для групповой работы: Найдите крылатые слова, определите авторство и опишите ситуацию, в которой они используются. а) Эту работу мог бы сделать один человек. Вас здесь пятеро, а "воз и ныне там", работа не двигается. б) По-моему, все дело в том, что вы еще сами не знаете, как решить эту проблему. А поэтому, "вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". в) Я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых ... и рыженького паренька, который спрашивал по утрам хрипло: - Братцы, когда же мой Айболит придет? Образец записи. Автором крылатых слов является ... . Они могут использоваться в ситуации, когда ... а) ... прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. б) ... за дело берутся не специалисты. в) ... говорят о добром и всесильном враче. IV. Составьте или выпишите собственное определение, что такое "крылатые слова". Запись. Крылатые слова (крылатое выражение) - это меткое выражение из художественной литературы (авторской). V. Пословицы и поговорки - тоже меткие суждения и наблюдения, но точного авторства для них не найти, их автор - русский народ. Их источник - русское народное творчество или фольклор. VI. К приведенным ситуациям подберите из списка пословицы и поговорки. а) Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предлагают. б) Говорится, когда неприятности или несчастья следуют одно за другим. в) Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начале его жизненного пути. г) Говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой. Список пословиц и поговорок. Береги платье снову, а честь смолоду. Близок локоть, да не укусишь. Бабушка надвое сказала. Будет и на нашей улице праздник. Беда никогда не приходит одна. В гостях хорошо, а дома лучше. В тесноте, да не в обиде. VII. Оценивание удачных ответов. VIII. Домашнее задание. а) Запишите 8 пословиц и поговорок, которые вы используете в своей речи (или в вашей семье используют). б) Одну пословицу или поговорку введите в мини-рассказ по образцу: - Почему вы этого студента спрашиваете о том, о чем не говорили на лекциях? - Потому что у него прекрасные способности, он много занимается и много знает. А кому много дано, с того много и спросится (пословица). |
Автор разработки: неизвестный Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 998 | Загрузок: 249 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |