Главная » Разработки уроков » Русский язык |
ЦЕЛЬ УРОКА: развивать орфографическую зоркость, умение полноценно воспринимать текст при аудировании и чтении, учить строить диалогические и могологические высказывания в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка; воспитывать культуру поведения, умение использовать правила речевого этикета. ОБОРУДОВАНИЕ :аудиозапись «Чебурашка в гостях у Гены», тетради, словари толковые. ТИП УРОКА: развития речи и навыков правописания. ХОД УРОКА ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ - У каждого человека есть один особый день, очень значительный и радостный. А радоваться в одиночку не интересно. Радость нужно с кем-то разделить. Особый день должен запомниться. Это день рождения. (звучит начало песни « Пусть бегут неуклюже…) Этот праздник люди отмечают очень давно и в разных странах по-разному, но главное - они всегда стремятся сделать виновнику торжества что-то приятное: его окружают вниманием, говорят добрые слова, в его честь слагают стихи и поют песни, дарят подарки. А как сделать его действительно веселым, интересным, запоминающимся? Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос, поговорим о правилах поведения, которые необходимо знать культурному, воспитанному человеку. Кроме того, мы повторим правила написания буквосочетаний ча, ща жи, ши; букв и – ы после ц, продолжим работу над правописанием безударных гласных, вспомним, что такое обращение. УЧИТЕЛЬ. Запишите число и тему урока. Обратите внимание на словосочетание, которое будет нам часто встречаться. Чей? Какой? Мо… Весел… день рождения Долгожданн… Второе слово в словосочетании заканчивается на –ия. А слово „день“ мужского рода, поэтому слова, которые к нему относятся, отвечают на вопрос „какой?“ Допишите недостающие буквы в словах словосочетаний. Давайте четко произнесем эти словосочетания все вместе. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. УЧИТЕЛЬ. Вот какое приглашение мы получили. Обратите внимание на произношение русских звуков [г], [ч], [ш]. Приглашаем на день рождения всех, кто сможет правильно и быстро сказать: 1.Ученица-озорница получила единицу. 2.Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь. 3.Говори, говори, да не заговаривайся. 4.Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. УЧИТЕЛЬ. Но, увы, не всегда день рождения получается радостным. Радость можно испортить, если кто-то не сумеет красиво поздравить. Не подумает о подарке, больше будет думать о себе, а не об имениннике. А бывает, что и именинник не умеет себя вести. Девочка подарила подружке самую любимую свою книжку. Та небрежно посмотрела, сказала: „Такая у меня есть…“- и отложила в сторону. Представляете, как было обидно девочке. Какое у нее было после этого настроение? Вот для того, чтобы подобное не случалось, чтобы день рождения приносил радость и хозяину, и гостям, существуют правила, зная которые, мы сумеем правильно себя вести, выбрать подарок, сказать добрые слова. Давайте их вспомним. (Каждая группа готовила дома сообщения по правилам этикета: как должны вести себя гости, хозяин и хозяйка, как правильно дарить, как вести себя за праздничным столом). ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЕЙ. Приходи вовремя. Не входи в дом, не постучав. Если пришел не один, не проходи первым. Пропусти вперед взрослого, девочку. Поздоровайся. Не жди, чтобы тебя развлекали, старайся веселить других. Не показывай другим свое плохое настроение. Будь аккуратно одетым, причесанным. ПРАВИЛА ДАРЕНИЯ. Помни: не дорог подарок, дорого внимание. Подарок надо готовить по секрету. Постарайся вспомнить, что любит твой товарищ, что он особенно хочет иметь, и , по возможности, подари. Лучше всего сделать подарок своими руками. Подарок, на который истрачено много денег, - не твой подарок. Не хвастайся, какого труда стоил тебе подарок и не вспоминай: „Я тебе это подарил“. Преподнося подарок, скажи добрые слова. ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА, ХОЗЯЙКИ. Будь готов к приходу гостей. Надень, что-то нарядное, но скромное. Будь ровен и внимателен со всеми, будь доброжелательным, даже если чей-то поступок тебе не по душе. Если кто-то допустил оплошность ( пролил чай и т. п.) , постарайся этого не заметить или тактично исправь. Умей видеть всех гостей и оказывать им внимание. Разверни подарок и поблагодари за него ( даже если он тебе и не очень понравился). Если подарили конфеты, угости окружающих. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ. За стол садимся по приглашению хозяина или хозяйки. Помни, что ты за столом не один. Угости сначала соседей по столу, а потом возьми еду сам. Не откусывай сразу большой кусок, не разговаривай с полным ртом. Старайся есть беззвучно, не ешь ложкой то, что следует есть вилкой. Когда пьешь чай, не оставляй ложку в стакане, (чашке) – она может опрокинуть стакан. Положи себе в тарелку столько еды, сколько можешь съесть ( это относится и к хлебу). Если тебе не понравилось какое-то блюдо, можешь не есть, но не сообщай об этом. УЧИТЕЛЬ. А теперь пора подумать о подарке. Внимательно послушайте текст, и вы узнаете много нового и интересного. Его я вам предлагаю для аудирования, но вначале проведем словарную работу. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Именинник – человек, у которого день рождения; оригинальный - не похожий на другие, своеобразный, необычный; коллекционер – собиратель каких-либо предметов; великолепие – пышная, необыкновенная красота. АУДИРОВАНИЕ. Сколько хлопот приносит приглашение на день рождения выбор подарка! Прекрасный подарок – цветы. Вы, конечно, не раз замечали, как озаряется улыбкой лицо друга, когда вы протягиваете ему даже скромный, маленький букетик. Над составлением букета нужно подумать. Совсем не обязательно, чтобы он был большим и ярким, лишь бы был свежим. Японский писатель Ясунари Кавабата сказал „Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка“. Оригинально выглядит одна ароматная роза или гордая гвоздика вместе с зеленой веточкой. В подарке главное, чтобы он был проявлением твоей доброжелательности, искренней симпатии, уважения к тому, кому ты его вручаешь. Пофантазируй! Марки, значки, открытки принесут радость коллекционеру. Маленькая смешная игрушка поднимет настроение любому имениннику. Каждому приятно получить в подарок интересную книгу. А лучше всего подарить что-нибудь сделанное своими руками. Ведь цена подарка не имеет никакого значения. Вообще, не принято дарить дорогие подарки. Получивший его чувствует себя неловко, ведь ему тоже надо будет подарить тебе что-то дорогое, а такая возможность есть не у всех. Как же принимать подарки? Цветы надо взять с улыбкой и тут же поставить в вазу на самое видное место. Подарок принято сразу же развернуть, порадоваться ему, потому что человек, выбиравший его, хотел сделать тебе приятное. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА. 1. Каким должен быть букет? а)Большим и ярким; б) состоящим из дорогих цветов; в) свежим и оригинальным. 2.Что сказал японский писатель? а)„Красота букета зависит от вкуса и фантазии того, кто его составлял“. б)„Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка“. в)„Каждый цветок достоин того, чтобы стать подарком“. 3. Что главное в подарке ? а) Проявление твоей доброжелательности, искренней симпатии, уважения; б) высокая цена, которая свидетельствует о твоей щедрости и любви к другу; в) большие размеры, красивая упаковка, чтобы привлечь внимание к подарку. 4. Как правильно принимать подарки? а) Отнести в комнату, рассмотреть после ухода гостей; б) сразу же развернуть, порадоваться ему; в) сделать вид, что тебя подарок не интересует. 5. Какая основная тема текста? а) Рассказ о том, как дарить цветы; б) рассказ о правилах приема гостей; в) советы, как выбирать подарок ко дню рождения. ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО. УЧИТЕЛЬ. Каждая группа получает конверт. Необходимо заменить словами картинки с изображением предметов ( любой из них может стать подарком) и объяснить написание трудных орфограмм. Щука, машина, ландыши, чашка, часы, шоколад, мотоцикл, цыпленок, циркуль, расческа, билет в цирк, шишки. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. УЧИТЕЛЬ. А теперь, когда вы узнали, что можно подарить, как выбирать подарок, составьте диалог: обсудите со своим товарищем по парте, что вы подарите однокласснику. Выразите свое удивление, согласие, сомнение. Воспользуйся выражениями: Я думаю… Мне кажется… Ты не прав. Не может быть! Как хорошо ты придумал! Это интересная мысль, но… Почему..? А может..? РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. УЧИТЕЛЬ. Очень важно не только выбрать подарок, но и правильно подарить его. Вы подумаете: ничего сложного в этом нет! Ошибаетесь! Это настоящее искусство. А чтобы вы поняли, насколько это серьезно, давайте посмотрим сценки, которые подготовили ребята. У КАТЮШИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ… Катя ( ожидая гостей, сервирует стол, поет песенку). Встану рано поутру, поутру Все я в доме приберу, приберу. Я полы подмету, вымою посуду, И воды принести я не позабуду. Без коня везде успею, Все успею, все успею, Все сумею сделать. Прежде чем на стол поставить Чашки и конфетки, Хорошо бы постелить Чистые салфетки. Чашки, ложки ставлю в ряд, Чай готовлю для ребят. Чтобы понял каждый гость: Очень ему рады, Я поставлю здесь цветы – Будет стол нарядным. Стук в дверь. Входит первая группа ребят. ( с порога поют). День добрый! День добрый! День добрый, друзья! Мы рады поздравить. Катюша, тебя! И каждый из нас будет рад, будет рад Счастья, здоровья тебе пожелать! Катя. Спасибо , ребята, за теплые слова. Проходите, садитесь, пожалуйста. Стук в дверь. Приходит вторая группа ребят. Здравствуй, Катюша! Поздравляем тебя с днем рождения, желаем счастья, здоровья! 1-й мальчик. Хотим тебе задать несколько хитрых вопросов. 2-й мальчик. Почему у собаки четыре ноги? Почему? 3-й мальчик. Почему в темноте мы не видим ни зги? Почему? 1-й мальчик. Почему эти трубы дымят и трубят? 2-й мальчик. Почему так похож на яйцо абрикос. 3-й мальчик. Почему хорошо, что никто, никогда, Ни за что не отучит ребят задавать этот трудный- претрудный вопрос „Почему?“? Обо всем этом ты прочтешь в этой книге. ( Ребята дарят книгу. Катюша благодарит). Ситуация №3. Празднично убрана комната.Любочка ждет гостей. Любочка. Десять ножей, десять вилок, десять тарелок…Кажется теперь все: вот конфеты, вот пирожные, вот бутерброды. Порядок… Здесь сядет Вита, здесь Надя, рядом Соня… Ой! Забыла, Надя с Соней поссорились, не разговаривают… А Катя дружит с Олей и Таней… А они с ней не дружат. Они дружат только с Наташей, как же мне их теперь рассадить.. Звенит звонок. Любочка. Титаренко, это ты? Ты куда? Витя. Я никуда. Я только пришел тебя поздравить ( протягивает подарок). Живи сто лет! Вот. Сам сделал. Бери, не бойся! Любочка: Ты что Титаренко, с ума сошел? Сейчас же иди отсюда. Понял Сейчас гости придут. ( Толкает его в грудь. Закрывает перед его носом дверь). Любочка. Вот и вечер. Интересно, почему же они не пришли… Да… теперь понятно: Соня не пришла через Надю, а Катя – через Олю и Таню, ведь они дружат только с Наташей, а она с ними не дружит… Ах, лучше б этого Титаренко впустила: все-таки подарок приносил… Ситуация №4. Витя: Таня, ты идешь на день рождение к Любе? Таня: Да. А ты? Витя: Обязательно! Я уже и подарок приготовил. Купил интересный сборник сказок. Таня : А я подарю салфетку, которую вышила сама. Юра: Ребята, я вместе с вами. Я для Любы вырастил красивые цветы. Стук в дверь.( Входит четвертая группа ребят.) Любочка: Ой-ой! Стойте! Немедленно обувь снимите - у нас паркет лакированный. Проходите. А подарки где? Витя: Поздравляю ! Твои любимые сказки. Любочка: У меня сказок - целая полка. Таня: Любочка, я для тебя салфеточку вышила. Любочка: А салфеток у меня 20 штук, и не самодельные, а настоящие, китайские. Юра: Мой подарок надеюсь тебе понравится. Эти цветы я сам на подоконнике вырастил. Любочка: Ой, насмешил! Хорошо, проходите в комнату. Только ничего не трогайте: у нас обои финские, на диван не садитесь – он югославский. Еще провалите. Постойте, я сейчас скамейки из кухни принесу. Да зачем. Лучше посидим в кухне. Ребята оценивают каждую ситуацию. РАБОТА В МИНИ-ГРУППАХ НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ПОЗДРАВЛЕНИЯ. Задание. Найдите слова, которые передадут нашу любовь и доброе отношение. Что же мы можем пожелать в день рождения? Выберите из левой колонки прилагательные, которые подходят по смыслу к словам из правой колонки. Сочетания слов запишите. ЖЕЛАЮ крепкого счастья удивительной настроения солнечного здоровья отличных друзей огромного мечты верных оценок УЧИТЕЛЬ. В поздравлении не обойтись и без обращений! Каждому человеку приятно слышать свое имя. Это доказано наукой психологией. ВСПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ… -Что такое обращение? - Как выделяется обращение на письме и в речи? И еще, обращения должны состоять из слов, подходящих друг другу по смыслу. „Уважаемый Сережа“ – смешно, не правда ли? - Составьте обращения из слов, записанных в колонках. Милая Ольга Петровна Уважаемая мамочка Дорогая тетя Катя Любимая Наташа - Посоветуйтесь в группах и составьте маленькое поздравление с днем рождения, используя слова-помощники. Прослушивание вариантов поздравления. РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА „ГОСТЬ“. УЧИТЕЛЬ. В древнерусском языке слово гость обозначало приезжий купец, человек, который приехал продавать свои товары. Сейчас у слова гость другое значение. Какое? ( Тот, кто посещает, навещает кого-нибудь). 1-ая группа. В русском и украинском языках есть много слов с таким корнем. Переведите слова с украинского языка на русский. 2,3,4 группы по два слова Гостинець, пригостити, гостювати, гостинність, гостинний, приїхати на гостини. РАБОТА СО ЗВУЧАЩИМ ТЕКСТОМ. ( Прослушивание отрывка аудиозаписи „Чебурашка в гостях у Гены“) УЧИТЕЛЬ. Приглашают в гости друзей. Помните, как переживал известный герой мультфильма Чебурашка из-за того, что ему некого пригласить на день рождения? Давайте послушаем, как друзья нашли друг друга. Звучит аудиозапись. - Какие две ошибки допустил Гена? - Почему так обрадовался Чебурашка ? РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ. УЧИТЕЛЬ. Вы уже поняли, что очень многое зависит от хозяина, от его воспитанности, доброжелательности, фантазии. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в доме было приятно? Прежде всего хозяин должен быть приветливым, радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, развлечь его. Надо заранее подумать не только о том, чем угостить друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек. Хозяин должен быть вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем – небудь. Хозяин не должен замечать случайных промахов гостя, начинать разговоры на неприятную для него тему, устраивать такие игры и развлечения, где он будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В ГРУППАХ. УЧИТЕЛЬ. На дне рождения не только угощают, танцуют, но и играют. Группа А и Б поиграет в буриме. Закончите поздравление, используя рифмующие слова. Сегодня , в день рождения , подружки дорогой, Приходят поздравления веселой чередой. И все они подряд подруге говорят: … лет, …бед!. Уважаемая Наталья Александровна! Желает наш веселый класс Добра и радости для Вас! И с благодарностью большой Желает счастья всей душой! Спасибо Вам хотим сказать За все, что Вы смогли нам дать, За увлекательный предмет И за улыбки Вашей свет! Группа В составит рассказ по картине и по началу: „Сегодня у Игоря день рождения …“. Дайте имена детям, используйте в своем рассказе слова: пришли в гости, подарки, заводные игрушки, электрическая железная дорога, экскаватор. Группа Г отгадает загадки: От снега вокруг все заискриться, Коль Дед Мороз тряхнет рукавицей, В лесу, чистом поле вдруг станет бело, Не важно, темно ли на небе, светло, Развесит на ветках в лесу канитель. Дунет Мороз и начнется метель. Солнышко к весне все выше. Снег лежит еще на крыше. Поднатужилось светило Да снежок и растопили, С крыши капает вода. Утром – конус изо льда. (Сосулька) Что случилось? Что такое? Все деревья - в белой хвое! В снежных иглах все кусты Средь зимы увидел ты! Это зимняя примета. Как зовется хвоя эта? (Иней). УЧИТЕЛЬ. Ребята, вот и подходит наш урок к концу. А как не вспомнить о зимних именинниках 5-Б класса. Это . Выйдите, пожалуйста, к доске. Что же вы хотите им пожелать… счастья, здоровья, успехов, удач… И , конечно, же подарить песню. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА. Прослушайте знакомую вам песню „Пусть бегут неуклюже…“. Постарайтесь запомнить, как можно больше слов с безударными гласными. Запишите, подберите проверочные слова ( бегут – бег, пешеходы – пеший, вода – воды, рекой – реки, веселый – весело, к сожаленью – жалость, году – год, прилетит – летчик, вертолет – вертит). Учитель. Ребята, мне кажется, что сегодняшний урок был только веселым, но и полезным. Подводя итоги, я передаю вам микрофон и предлагаю закончить фразу: „ Сегодняшний урок научил меня …“ УЧИТЕЛЬ. Дом. задание. Выписать из орфографического словарика 20 слов на изученные правила. Слова должны быть названиями предметов, которые можно подарить. УЧИТЕЛЬ. А теперь нужно не забыть сказать друг другу „До свидания!“. Это значит, что мы любим друг друга и будем ждать следующей встречи. |
Автор разработки: Рябко Алла Николаевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 693 | Загрузок: 234 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |