Цель:
Обобщение знаний по теме: «Словообразование».
Расширение языкового кругозора.
Развитие орфографических навыков.
Проанализировать особенности словообразования в речи и учащихся.
Выработать представление о способах словообразования слов и их этимологии.
Развивать умения правильно употреблять слова в речи.
Воспитывать стремление приобретать знания.
Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование:
Плакаты, ребусы, шарады,
слайды, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный экран.
Раздаточный материал: отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»,музыкальное произведение Грига «Утро».
Форма проведения:
Класс разбивается на три команды (три ряда).
Словообразование
Наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.
Какие слова и образы возникают перед вами, когда вы слушаете это произведение?(Рассвет, расстелился, заря, приближается, забрезжил, прикоснулся, природа, оживает).
Как музыка помогает понять прекрасное в природе?
Как можно озаглавить музыкальное произведение?(Природа оживает, пробуждение, утро).
Учащиеся слушают музыку и пишут сочинение.
Раннее утро. Чуть забрезжил рассвет. Над лесной речкой расстелился туман.
В лесу тихо и прохладно. Вся природа ещё дремлет.
Но вот над лесом показался алый диск солнца. Робкий солнечный луч прикоснулся своей волшебной палочкой к каждому живому существу. Солнце встаёт всё выше и выше. Зарянки звенят в тишине, вот-вот готовой нарушиться радостью оживающей природы. Переливается жемчугом роса. Поднялась заря, и пошли летать, словно лебеди, облака. Начинается превосходный, радужный день.
Здравствуй, утро ясное и прекрасное.
Читается сочинение и определяется победитель.
Установить семантические и орфографические отличия в словах.
Заря, зори, зорька.
Вспомните начало поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
Как автор использует слово заря?
Учащиеся читают:
…о заре прихлынут волны
на брег песчаный и пустой,
и тридцать витязей прекрасных
чредой из волн выходят ясных.
Учащиеся устанавливают лексическое значение слова заря-
1.Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.
2.Перен. Начало чего-либо нового, радостного, светлого.
К.Паустовский.
Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.
Осенние зори иные –хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться –всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.
Звёзды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По кудрявой траве,
По кустам лозняка
От зари алый свет разливается.
И.Никитин.
Подводится итог путешествия по теоретической станции.
Сообразительная станция
Что здесь написано?
Ответ: каша, очки, ножка, столица, кит, тень, изба.
В каком слове семь букв О?
Ответ: обороноспособность
ШАРАДЫ.
С буквой к бери меня на покос,
А без буквы к ужалю в нос.
(коса-оса).
2) Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
(пирог).
По горизонтали:
• Состоит из двух частей: главной и зависимой.
2. Раздел науки о языке, в котором изучают части речи.
3. Одна из основных единиц языка.
4.Часть слова.
По вертикали:
5.Раздел грамматики, изучающий строение слов и способы образования новых.
6.Наука о грамматическом строе языка.
7.Часть слова.
8.Один из способов образования новых слов.
Подведение итогов путешествия по сообразительной станции.
Каково происхождение слова сочетание?
Какова история возникновения слова богатырь?
Какова история возникновения слова вежливость?
Ответ: чета – два (слав.), со –вместе.
Ответ: богатырь –древнерусское заимствование из тюрского языка.
Богатырь, вместо первоначального батыр, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом ырь.
Ответ: вежливость образовано от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса – слов (сов.-лив.) от неупотребительного сейчас вежа – «знаток», производного посредством суффикса – j- отвъ- ь ти- «знать». Первоначально – «знающий, опытный», с ХVI в. Употребляется в современном значении.
Подведение итогов путешествия по исторической станции.
1) Разобрать слово застеклить по составу.
2) Назвать однокоренные слова к слову растение.
3) Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
Ответ:
за -приставка
стекл -корень
и -суффикс
ть -окончание
Ответ:
- росток, поросль, выращенный.
Ответ:
-приподнять, приоткрыть, пригорело.
Подводятся итоги путешествия по количеству набранных фишек.
Награждение.
Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия.
Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, химчистка, ощадбанк, детсад, ЖКХ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, НИИ, ДК, ПДД. |