Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель урока: - ознакомить учащихся с материалом о действительных и страдательных причастиях; - вырабатывать навыки «узнавать причастие по суффиксу и различать по смыслу. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, учебник, дидактический материал, сборник текстов для работы на уроках русского языка. ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания. 2. Практическая работа. З а д а н и е I: записать предложения в порядке, соответствующем схемам ( знаки пунктуации в предложениях опущены) СЛАЙД 2 Весь байкальский берег состоит из обточенных временем камешков. Трое мальчишек сидящих на берегу швыряли в воду камни. У самых ног пенился байкальский прибой дышавший в лицо прохладой сушилась сеть и качалась лодка просмоленная рыбаками. Я подошёл к мальчишкам доверчиво улыбнувшимся мне. СЛАЙД 3 Весь байкальский берег состоит из обточенных временем камешков. Трое мальчишек, сидящих на берегу, швыряли в воду камни. У самых ног пенился байкальский прибой, дышавший в лицо прохладой, сушилась сеть и качалась лодка, просмоленная рыбаками. Я подошёл к мальчишкам, доверчиво улыбнувшимся мне. СЛАЙД 4 З а д а н и е II: перестроить предложения так, чтобы придаточное определительное было заменено причастным оборотом. Волк – это хищник, зверь который не терпит слабых. У меня хранится снимок, который прислали охотники с Кавказа, с изображением белого волка. Волк, который с первобытных времён поселился на грани дикой природы и обиталища человека, не ладит с последним. Капканы, которые человек расставляет для волков, хищники чуют и обходят стороной. Мать, которая принесла волчонку полуживого зайца, даёт сыну первый урок охоты. СЛАЙД 5 Волк – это хищник, зверь, не терпящий слабых. У меня хранится снимок, присланный охотниками с Кавказа, с изображением белого волка. Волк, с первобытных времён поселившийся на грани дикой природы и обиталища человека, не ладит с последним. Капканы, расставленные человеком для волков, хищники чуют и обходят стороной. Мать, принесшая волчонку полуживого зайца, даёт сыну первый урок охоты.
Слово учителя. Вы только что записали такие причастия: (СЛАЙД 6) терпящий, поселившийся, принесшая и присланный, расставленныя. Но первые три причастия указывают на то, что предметы отличаются признаком по действию, и это действие они совершают сами (Волк, не терпящий слабых, - то есть он сам не терпит. Волк, поселившийся…Мать, принесшая…) Другое дело причастия (СЛАЙД 7) присланный и расставленные. Они указывают на то, что находятся в подчинённом положении, обозначают признак по действию, которое выполняет кто-то другой. Первые три причастия называются действительными, последние два – страдательными. Надо уметь их различать.
СЛАЙД 8
1. Самостоятельная работа с учебником. 2. Работа с таблицей. - В чем отличие действительных причастий от страдательных? СЛАЙД 9
3. Самостоятельная работа в парах. СЛАЙД 10 З а д а н и е: списать текст, вместо точек вставляя подходящий суффикс, выделите его графически и над действительным причастием надписать букву д, над страдательным причастием написать – букву с. Расствавить недостающие знаки препинания. У меня живёт синица порази..ая меня с первой встречи. В мой силок поставл..ый на поляне попалась синичка. Синичка недавно прыга..ая, пища..ая лежала без движения. В тепле я достал синичку и положил её на стол застел..ый скатертью. Каково же было моё удивление, когда синичка неожиданно встрепенулась. Она летала по освещ…ой солнцем комнате. 4. Работа с текстом: а) - прочитайте текст «С нами Бог» и сформулируйте его основную мысль? СЛАЙД 11 «С нами Бог!» Народ всегда был главным героем его исторических полотен. И в новой задуманной Суриковым картине героями стали солдаты – мужики в военных мундирах, под командою отца - командира Адлександра Суворова, совершающие переход через Альпы и удивляющие своим подвигом всю Европу. Суриков читал письма и документы, неделями рылся в архивах и разыскал наконец собственноручный рапорт полководца: « На каждом шаге в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрестанно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков, при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергающихся, увеличивали трепет…» Художник читал и видел русских солдат… СЛАЙД 12 Высоко слева- любимый солдатами командир, без шапки, в походном плаще, осаживающий коня на краю пропасти. А через всю картину по диагонали – стремительной лавиной несущееся с кручи русское войско. Бесстрашные, неутомимые, с тяжелыми пушками, русские солдаты готовы ринуться в бездну, вдохновляемые своим полководцем и движимые одним желанием - послужить отечеству. На переднем плане- коренная фигура солдата, совершающего решительный прыжок. Подгоняемый сверху идущими рядами, он с ужасом смотрит на тучи снежной пыли, клубящейся над пропастью. Рядом с ним бывалый солдат, осеняющий себя крестом. Но не обреченность мы читаем на лицах, а боевой дух и решимость, предвкушение победы над обманутым противником. На наших глазах оживает история, и мы слышим легендарные слова великого полководца: «С нами Бог!». СЛАЙД 13 б) Выпишите из текста все действительные причастия настоящего времени; в) какие из выписанных слов могут вызвать затруднение в понимании? г) Дайте толкование следующих слов: зиящий, осаживающий, низвергающиеся, осеняющий. Если у вас возникли сомнения, воспользуйтесь толковым словарём; С Л О В А Р Ь. Полотно – то же, что и картина. д) Подумайте и скажите, что объединяет следующие причастия: любимый, вдохновляемый, движимый, подгоняемый. Выпишите из текста причастные обороты с данными причастиями; е) подумайте и ответьте: почему слово «неутомимые» не является причастием? ж) Прослушайте изменённый текст и ответьте: что изменилось в содержании с изменением формы причастия? Выиграл текст или что-то утрати, вдохновленные своим полководцем? «Высоко слева изображен командир, без шапки, в походном плаще, осадившие коня на краю пропасти. Изображены и русские солдаты, готовые ринуться в бездну, вдохновлённые своим полководцем. На первом плане – коренастая фигура солдата, совершившего решительный прыжок. Рядом с ним бывалый солдат, осенивший себя крестом». СЛАЙД 14 з) Рассмотрите картину репродукцию и ответьте на вопрос: где находится композиционный центр картины? Аргументтируйте ответ. и) Преобразуйте следующий фрагмент текста так, чтобы речевые конструкции со словом «который» превратились в причастные обороты. Среди множества лиц особенно выделяется образ молодого солдата, который находится в середине картины. Его фигура, которая стремится вперёд, выражает полную готовность к рискованному прыжку. Рука крепко сжимает винтовку. Но лицо, которое светится улыбкой, обращено в сторону: он смотрит на командира, который укрепляет солдат шуткой и дружеским подбадриванеим. Молодой боец, которого ободряет командир, как будто не чувствует предстоящей опасности. В этой улыбке художник смог передать духовное единство армии и полководца, которое нельзя передать другими художественными средствами.
Вопросы и задания. 1)Какие причастия называются действительными? 2)Назовите суффиксы действительных причастий? 3)Какие причастия называются страдательными? 4)Назовите суффиксы страдательных причастий? СЛАЙД 15 МИКРОФОН 5)Приведите пример страдательных и действительных причастий. 6)Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
1. Выучить теоретический материал. 2. Творческое задание. СЛАЙД 16 Напишите сочинение-миниатюру на тему «В городском сквере», используя такие словосочетания: бьющие фонтаны; доносящийся шум, предлагающий услуги фотограф; искрящиеся капельки; выкрашенная скамья; негодующие, взъерошенные воробьи; опускающийся на город вечер. |
Автор разработки: Калинина Галина Григорьевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 936 | Загрузок: 192 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |