Главная » Разработки уроков » Русский язык

Буквы ы, и после префиксов

Цель: дать понятие о написании букв ы, и после приставок;

          научиться правильно употреблять изученную орфограмму;

          прививать интерес к русскому языку.

Тип: комбинированный

Оборудование: компьютерная презентация

ХОД  УРОКА

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Работа с карточками.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте префиксы.

Бе..жизненный, бе..покойный, ра..рыхлить, ра..качать, и..давать, и..царапать, во..будить, во..пользоваться.

Вставьте пропущенные буквы.

Гости в путь, а князь Гвидон дома на сей раз остался и с ж..ною не ра..стался.

Испугался старик, в..молился.

Карточка №2

Ра..смотреть,..бить, ра..бить, бе..жалостный, и..бегать, и..портить, ра..сеять, ра..жать.
  Вставьте пропущенные буквы.

Ра..бранила меня моя старуха.

Надобно ей новое корыто, наше-то совсем ра..кололось.

Беседа по вопросам

Какая наука о языке называется «Состав слова»?
Из каких частей состоит слово?
Какая значимая часть слова называется префиксом?
Какая значимая часть слова называется корнем?

II. Мотивация обучающей деятельности

Объявление темы и цели урока

Слово учителя

   Сегодня к нам в класс пришла сказка. Мы вместе с вами попадём в такую страну, где живут добрые волшебники. Вы готовы? Тогда слушайте.

СКАЗКА

(звучит песня «Маленькая страна»)

Жили-были в одной деревеньке дедушка с бабушкой. И была у них внучка Машенька.

   Машенька была девочкой работящей и дружелюбной. Вот засобирались как-то подружки в лес по грибы да ягоды лесные. А как же они без Машеньки пойдут? Пришли просить дедушку с бабушкой внучку в лес отпустить.

   - Дедушка, бабушка, - просят подружки, - отпустите с нами Машеньку в лес.

   Дедушка с бабушкой и отвечают:

   - Иди, только смотри, от подружек не отставай – не то заблудишься, домой никак не воротишься.

   Пришли подружки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька деревце за деревцем обходит, кустик за кустиком кружит – и ушла далеко-далеко от подружек.

   Стала она аукать, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

   Ходила-ходила Машенька по лесу – так пыталась на тропинку выйти, так уж кружила, что совсем заблудилась.

   Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Страшно ей даже оглядеться, но тут прямо перед собой увидела она избушку. Постучала девочка в дверь – не отвечают. Делать нечего, решила Машенька без приглашения в избушку войти, толкнула дверь, а она со скрипом и отворилась.

   Вошла Машенька в избушку, села у окна на скамеечку. Села и думает:

   - Почему мне двери никто не открыл, кто же здесь живёт? Почему никого не видно?

   А в той избушке жил волшебник. Только его тогда дома не было. Вернулся он только поздно вечером, увидел Машеньку и обрадовался, что ему теперь не скучно будет одному в лесу. Долго они говорили обо всём: о дедушке, о бабушке, об их деревеньке. И вот волшебник спросил:

   - Машенька, а хочешь, я тебе фокус покажу?

   - Конечно, хочу – ответила девочка.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

Работа с учебником (правило)

         - Смотри внимательно, - сказал вошебник:

1.  После префиксов, которые оканчиваются на согласный звук, в начале корня вместо и произносится и пишется ы.

Например: искать – разыскать.

2. После префиксов меж-, сверх- в написании и сохраняется, поскольку после ж, ч, ш, к, х не пишется ы.

Например: межинститутский, сверхинтересный.

3.  После иноязычных префиксов пишется и.

Например: суперинтересный, дезинформация.

-  Запомнила? А ты хочешь попробовать побыть немного фокусницей?

- Хочу, - ответила Машенька, - но это наверное очень сложно?

- Да нет. Я тебе помогу.

Задание

Спишите. Сопоставьте звучание и написание корней в каждой паре слов.

Играть – сыграть, искать – разыскать, интересный – безынтересный, история – предыстория.

- Ура! Ура! Получилось! – обрадовалась Машенька.

- Но это ещё не всё, есть задания и поинтересней. – сказал фокусник. – Вот например, такое задание:

Данные слова соедините с приставками вз-, об-, от-, под-, раз-, с-.

Играть, искать.

Составьте с этими словами два предложения.

- Молодец! – сказал фокусник, - Ты способная ученица. А чтобы закрепить знания, тебе необходимо выполнить ещё одно задание.

Задание

   Спишите предложения, объясните написание букв на месте пропусков. Назовите орфограмму.

   Грозно с бурей разговор пойдёт, закружит она, раз..грается. Раз..скивать зверя по следам не всякий день удобно. Трудно было под..скать место для стоянки. Между товарищами состоялась сверх..нтересная беседа.

- Вижу у тебя хорошо всё получается, – сказал фокусник,- а теперь я хотел бы, чтобы ты рассказала что-нибудь о себе и о своих друзьях.

- Хорошо,- согласилась Машенька.

Задание

Составьте сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Встреча друзей». Используйте в своей речи слова с орфограммой «Буквы ы, и после приставок».

(звучит музыка из мультфильма «Малыш и Карлсон»)

Дополнительное задание (работа у доски)

Проверочный диктант

   Отыскать вещь, межинститутские соревнования, получить взыскание, сверхизысканный наряд, небезызвестный актёр, подытожить дискуссию, безымянный палец, безысходная перспектива, отыграть гол.

IV. Подведение итогов урока

Вопросы:

- В каких случаях после префиксов произносится и пишется ы?

- После каких префиксов сохраняется буква и?

- Приведите примеры.

   Так незаметно пришло утро. Машенька даже не почувствовала, что целую ночь не спала. Вдруг она услышала знакомый голос. Это был голос её четвероногого друга – Шарика. Она выбежала и увидела его на пороге избушки. Машенька очень обрадовалась своему другу, ведь его появление значило, что теперь она точно найдёт дорогу домой. Шарик вилял хвостиком, становился на задние лапки, а потом бегал и радовался тому, что разыскал свою хозяйку. Потом они вместе сыграли в «доганялки», после чего волшебник проводил их. На опушке леса они попрощались, но обещали вернуться, потому что волшебник не успел рассказать ещё много небезынтересных историй.

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Дополнительное задание

Диктант с комментированием

  Запишите словосочетания. Подчеркните орфограмму «Буквы ы, и после префиксов». Выбор гласной прокомментируйте.

  Сыграть партию в шахматы, отыскать нужную книгу, изучить иностранный язык, разыгралась вьюга, подыскать нужные примеры, сверхинтересное событие, в саду заиграл оркестр, межинститутский турнир, гражданин получил выигрыш, учитель выдал спортинвентарь, брат учится в мединституте, небезынтересный случай, небезызвестный герой.

V. Домашнее задание

А у вас есть четвероногий друг? Как его зовут? Расскажите о нём. Используйте в своём рассказе слова с орфограммой «Буквы ы, и после префиксов». А для того, чтобы вам было легче вспомнить своих четвероногих друзей, послушайте песенку «Мой друг».

Буквы ы, и после префиксов

Скачать конспект (8.3 Kb)



Автор разработки: Сукач Валентина Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 919 | Загрузок: 211 | Комментариев: 0

Ключевые слова: префикс

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»