Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: дать понятие о написании букв ы, и после приставок; научиться правильно употреблять изученную орфограмму; прививать интерес к русскому языку. Тип: комбинированный Оборудование: компьютерная презентация ХОД УРОКА Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Работа с карточками. Карточка №1 Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте префиксы. Бе..жизненный, бе..покойный, ра..рыхлить, ра..качать, и..давать, и..царапать, во..будить, во..пользоваться. Вставьте пропущенные буквы. Гости в путь, а князь Гвидон дома на сей раз остался и с ж..ною не ра..стался. Испугался старик, в..молился. Карточка №2 Ра..смотреть,..бить, ра..бить, бе..жалостный, и..бегать, и..портить, ра..сеять, ра..жать. Ра..бранила меня моя старуха. Надобно ей новое корыто, наше-то совсем ра..кололось. Беседа по вопросам Какая наука о языке называется «Состав слова»? II. Мотивация обучающей деятельности Объявление темы и цели урока Слово учителя Сегодня к нам в класс пришла сказка. Мы вместе с вами попадём в такую страну, где живут добрые волшебники. Вы готовы? Тогда слушайте. СКАЗКА (звучит песня «Маленькая страна») Жили-были в одной деревеньке дедушка с бабушкой. И была у них внучка Машенька. Машенька была девочкой работящей и дружелюбной. Вот засобирались как-то подружки в лес по грибы да ягоды лесные. А как же они без Машеньки пойдут? Пришли просить дедушку с бабушкой внучку в лес отпустить. - Дедушка, бабушка, - просят подружки, - отпустите с нами Машеньку в лес. Дедушка с бабушкой и отвечают: - Иди, только смотри, от подружек не отставай – не то заблудишься, домой никак не воротишься. Пришли подружки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька деревце за деревцем обходит, кустик за кустиком кружит – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукать, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила-ходила Машенька по лесу – так пыталась на тропинку выйти, так уж кружила, что совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Страшно ей даже оглядеться, но тут прямо перед собой увидела она избушку. Постучала девочка в дверь – не отвечают. Делать нечего, решила Машенька без приглашения в избушку войти, толкнула дверь, а она со скрипом и отворилась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на скамеечку. Села и думает: - Почему мне двери никто не открыл, кто же здесь живёт? Почему никого не видно? А в той избушке жил волшебник. Только его тогда дома не было. Вернулся он только поздно вечером, увидел Машеньку и обрадовался, что ему теперь не скучно будет одному в лесу. Долго они говорили обо всём: о дедушке, о бабушке, об их деревеньке. И вот волшебник спросил: - Машенька, а хочешь, я тебе фокус покажу? - Конечно, хочу – ответила девочка. III. Формирование новых знаний, умений и навыков Работа с учебником (правило) - Смотри внимательно, - сказал вошебник: 1. После префиксов, которые оканчиваются на согласный звук, в начале корня вместо и произносится и пишется ы. Например: искать – разыскать. 2. После префиксов меж-, сверх- в написании и сохраняется, поскольку после ж, ч, ш, к, х не пишется ы. Например: межинститутский, сверхинтересный. 3. После иноязычных префиксов пишется и. Например: суперинтересный, дезинформация. - Запомнила? А ты хочешь попробовать побыть немного фокусницей? - Хочу, - ответила Машенька, - но это наверное очень сложно? - Да нет. Я тебе помогу. Задание Спишите. Сопоставьте звучание и написание корней в каждой паре слов. Играть – сыграть, искать – разыскать, интересный – безынтересный, история – предыстория. - Ура! Ура! Получилось! – обрадовалась Машенька. - Но это ещё не всё, есть задания и поинтересней. – сказал фокусник. – Вот например, такое задание: Данные слова соедините с приставками вз-, об-, от-, под-, раз-, с-. Играть, искать. Составьте с этими словами два предложения. - Молодец! – сказал фокусник, - Ты способная ученица. А чтобы закрепить знания, тебе необходимо выполнить ещё одно задание. Задание Спишите предложения, объясните написание букв на месте пропусков. Назовите орфограмму. Грозно с бурей разговор пойдёт, закружит она, раз..грается. Раз..скивать зверя по следам не всякий день удобно. Трудно было под..скать место для стоянки. Между товарищами состоялась сверх..нтересная беседа. - Вижу у тебя хорошо всё получается, – сказал фокусник,- а теперь я хотел бы, чтобы ты рассказала что-нибудь о себе и о своих друзьях. - Хорошо,- согласилась Машенька. Задание Составьте сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Встреча друзей». Используйте в своей речи слова с орфограммой «Буквы ы, и после приставок». (звучит музыка из мультфильма «Малыш и Карлсон») Дополнительное задание (работа у доски) Проверочный диктант Отыскать вещь, межинститутские соревнования, получить взыскание, сверхизысканный наряд, небезызвестный актёр, подытожить дискуссию, безымянный палец, безысходная перспектива, отыграть гол. IV. Подведение итогов урока Вопросы: - В каких случаях после префиксов произносится и пишется ы? - После каких префиксов сохраняется буква и? - Приведите примеры. Так незаметно пришло утро. Машенька даже не почувствовала, что целую ночь не спала. Вдруг она услышала знакомый голос. Это был голос её четвероногого друга – Шарика. Она выбежала и увидела его на пороге избушки. Машенька очень обрадовалась своему другу, ведь его появление значило, что теперь она точно найдёт дорогу домой. Шарик вилял хвостиком, становился на задние лапки, а потом бегал и радовался тому, что разыскал свою хозяйку. Потом они вместе сыграли в «доганялки», после чего волшебник проводил их. На опушке леса они попрощались, но обещали вернуться, потому что волшебник не успел рассказать ещё много небезынтересных историй. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Дополнительное задание Диктант с комментированием Запишите словосочетания. Подчеркните орфограмму «Буквы ы, и после префиксов». Выбор гласной прокомментируйте. Сыграть партию в шахматы, отыскать нужную книгу, изучить иностранный язык, разыгралась вьюга, подыскать нужные примеры, сверхинтересное событие, в саду заиграл оркестр, межинститутский турнир, гражданин получил выигрыш, учитель выдал спортинвентарь, брат учится в мединституте, небезынтересный случай, небезызвестный герой. V. Домашнее задание А у вас есть четвероногий друг? Как его зовут? Расскажите о нём. Используйте в своём рассказе слова с орфограммой «Буквы ы, и после префиксов». А для того, чтобы вам было легче вспомнить своих четвероногих друзей, послушайте песенку «Мой друг». |
Автор разработки: Сукач Валентина Ивановна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 919 | Загрузок: 211 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |