Главная » Разработки уроков » Природоведение |
Цель образовательная: сформировать в учащихся представление о природных явлениях, основных группах природных явлений, их разнообразии, значении. развивающая: создавать в учащихся представления о значении явлений природы для жизни на Земле, формировать умения классифицировать явления и пользоваться соответствующими приборами природоисследования. воспитательная: воспитывать стремление исследовать и объяснять явления природы. Понятия и термины: явления, физические, биологические, химические. Методы: словесные (беседа, рассказ), работа с учебником. Наглядные (демонстрация опытов, наглядности). Практические (групповая работа, выполнение заданий на карточках). Оборудование: тела природы, их изображения, тетради, учебники, мультимедийное оборудование. Тип урока: усвоение новых знаний. Литература: интернет ресурсы. Структура урока: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний учащихся. III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока. IV. Восприятие и первичное осмысление нового материала. V. Общение и систематизация знаний учащихся. VI. Подведение итогов урока, аргументация оценок. VII. Сообщение домашнего задания. Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний учащихся. - Что такое природа? - Как делится природа? - Какие методы изучения природы вы знаете? - Из чего состоят тела? - А из чего состоят вещества? - Что такое диффузия? - Какие бываю вещества? А теперь, когда мы вспомнили с вами предыдущий материал выполним задание по тестам. 1. Укажите науку, изучающую взаимодействие и строение организмов. А – география В – биология Б – физика Г – химия Какой прибор используют для изучения небесных тел? А – телескоп В – рулетку Б – компас Г – микроскоп К эксперименту следует отнести: А – изучение звездного неба в телескоп Б – наблюдение птиц в полете В – наблюдение за ростом растений в специально созданных условиях. Г – определение длины пенала Какой метод поможет школьникам определить длину листьев вербы? А – наблюдение В – эксперимент Б – измерение Г – моделирование Выберете вещество. А – воздух В – золотое кольцо Б – стул Г – углекислый газ Кислород и кремний – это? А – молекулы В – простое вещество Б – смеси Г – химические элементы Выберете смесь. А – простым веществам Б – сложным веществам В – веществам, которые сохраняют форму Г – (смесь железных опилок и сахара) к смесям Укажите фамилию выдающегося ученого натуралиста? А – Парацельс В – Вернадский Б – Ломоносов Г – Дарвин Какую смесь можно разделить фильтрованием? А – смесь воды и сахара В – смесь воды и песка Б – смесь песка и поваренной соли Г – смесь железных опилок и сахара III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока. Рассказ. Как вам известно, явления – это изменения, происходящие с телами природы. В окружающем нас мире наблюдаются разнообразные явления. Это такие явления как: - смена времени года - прорастание семян - цветение садов А так же никого не оставит равнодушным яркие краски листопада. В повседневной жизни человека встречаются явления, происходящие при участии рукотворных тел, таких как движение поезда, полет птиц, таяние льда, сверкание грома и молнии. В далекой древности люди не могли дать объяснение, происходящим явлениям. Но постепенно накопившиеся знания о явлениях природы позволили создать науку, которая дала начало таким наукам как: биология 3) астрономия 2) физика 4) химия Исходя из этого, ученые разделили все явления природы на 3 группы. IV. Восприятие нового материала. Построение структурно-логической схемы. Различают: Явления природы биологические физические химические Прежде чем перейти к характеристикам явлений давайте послушаем стихотворение о явлениях природы и в конце изучения темы, вы попробуете определить, о каких явлениях природы в нем идет речь. I группа. Биологические явления. Это все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организмами называются биологическими явлениями. Это такие явления как прорастание семян, цветение садов, появление подснежников, а также явление листопада. II группа. Физические явления. К признакам физических явлений относится: - изменение формы; - размеров тел; - места расположения; - агрегатного состояния; Физические явления делятся на группы: механические электрические
магнитные световые
Физические явления мы можем определить при помощи различных органов чувств (демонстрация опытов). III группа. Химические явления. Химические явления отличаются от физических тем, что до начала химического явления это были одни вещества, а поле него они превращаются в другие. Химические явления характеризуются определенными признаками: - выделение газа; - образование осадка; - изменение цвета; - появление света и тепла (демонстрация опыта. - появление запаха. Горение свечи) Примерами химических явлений являются: горение свечи 3) скисание молока 2) ржавление метала 4) гниение (выделение тепла) Эти явления широко используются в жизни людей. Это получение металлов, изготовление лекарств и др. V. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Рассмотрев тему явления природы заполните таблицу примерами явлений из данного перечня: 1) горит свет; 7) гремит гром; 2) прорастают семена; 8) растет подснежник; 3) мчится поезд; 9) гниют листья; 4) цветут сады; 10) тает лед; 5) скисает молоко; 11) листопад; 6) катится мяч; 12) образование ржавчины. Биологические Физические Химические А теперь давайте обратимся к народному творчеству. Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых говорится о явлениях природы: 1. Вода и камень точит. 2. Кочерга огня не боится. 3. Жёлудь мал бывает, а из него большой дуб вырастает. Решим задачу №5 в учебнике стр. 57. Школьники к празднику надували шары воздушные. Одна группа ребят уверяла, что это химическое явление, другая – что физическое. Какая группа школьников была права. Аргументируйте свой ответ. Задание. Установить соответствие между явлениями природы. I. 1. Химическое А – катится мяч 2. Физические Б – ржавеет гвоздь 3. Биологическое В – впадают в спячку животные II.1. Кислород А – сохраняет форму 2. Железо Б – не сохраняет В – заполняет весь представленный ему объем Г – притягивается магнитом III. Указать лишнюю для молока и воздуха характеристику. А – сохраняют форму; Б – имеют одинаковый цвет; В – имеют разный цвет; Г – текучие. VI. Подведение итогов урока, аргументация оценок. В природе биологические, физические и химические явления тесно связаны между собой. Без химических явлений не происходят биологические. Ведь из веществ, которыми питаются растения и животные в их телах образуются новые вещества, присущие их организму. VII. Комментирование оценок. VIII. Д/з. x12. Составление кроссворда по теме. |
Автор разработки: Федорова Л.А., Голяшинская Н.Ф. Учебный предмет: Природоведение Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2038 | Загрузок: 272 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |