Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цель: формирование представления образа счастья в музыке. Развивать умение сравнивать, анализировать различные музыкальные образы. Воспитывать любовь к современной и народной музыке. Музыкальный материал: Методы: беседа, рассказ, дискуссия, повторение пройденного материала, анализ и сравнение проблемно-поисковых ситуаций, обобщение. Оборудование: музыкальный центр, кассеты, диски, рисунки детей, портреты композиторов. Основные вопросы: Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?
Ми працю любимо, що в творчість перейшла, І музику палку, що ніжно серце тисне. У щастя людського два рівних є крила: Троянди й виноград, красиве і корисне. М. Рильський. Одно из главных препятствий в рассмотрении проблемы счастья состоит в том, что люди понимают его по-разному. Что счастье? Чад безумной речи? Одна минута на пути, Где с поцелуем жадной встречи Слилось неслышное прости? Или оно в дожде весеннем? В возврате дня? В смыкании вежд? В благах, которых мы не ценим За неприглядность их одежд? Так писал еще в начале 19 века русский поэт Анненский. Сегодня наш урок пройдет в форме отстаивания каждым учеником, а также группой своих мыслей. По ходу урока мы попробуем ответить на такие вопросы: Что бы Вы хотели изменить в своей жизни? Мы попробуем с Вами выяснить из какого состояния человека складывается образ счастья в музыке. - Какую песню об образах счастья мы учили? (песня Кабалевского «Счастье»). Вокально-хоровая работа. - Какой музыкальный образ песни? (образ счастья, поиск счастья). - Назовите какие литературные средства (метафоры, эпитеты, синонимы) раскрывают состояние счастья? (весело кругом…) - Какие музыкальные средства изображают образ счастья? (динамика, лад, интонация, темп). - Как Вы понимаете образ счастья? - Какой образ счастья создан в песне Кабалевского. Класс делится на 6 групп, которые представляют разные виды счастья: любовь к Родине; I гр. – музыкальный образ песни совпадает с нашим образом счастья в жизни, т.к. мы тоже выбираем счастье сами, очень любя свою Родину. II гр. – нет, образ песни не совпадает с нашим, т.к. мы считаем, что счастье возможно только в любви к людям и матери. III гр. – музыкальный образ совпадает с нашим, т.к. мы выбираем свое счастье сами, всю жизнь находясь в поиске. IV гр. – музыкальный образ песни совпадает с нашим образом счастья, т.к. мы тоже выбираем свое счастье сами, бесконечно любя природу, которая окружает нас и помогает нам своей красотой. V гр. – музыкальный образ песни не совпадает с нашим образом, т.к. мы видим счастье в борьбе добра и зла на протяжении всей жизни. VI гр. – музыкальный образ песни совпадает с нашим образом счастья в жизни, т.к. мы тоже будем выбирать счастье сами и это есть светлая и чистая любовь между парнем и девушкой. Так была проведена проверка домашнего задания: создание эмблемы образа счастья в каждой группе. Учащиеся вместе с учителем благодаря проведенной дискуссии приходят к выводу, что образ счастья многогранен и зависит от культурных ценностей человека. Они проявляются в любви к природе, Родине, могут существовать как мечта, борьба добра и зла, могут существовать как любовь между парнем и девушкой. - Считаете ли Вы себя красивым человеком и почему? Некрасивых людей не существует, каждый человек прекрасен по-своему: в делах, мыслях, отношении к другим людям. - Какие музыкальные образы, которые касаются любви, Вам знакомы? (образ Мавки из оперы Кирейка «Лісова пісня» и балета Скорульского «Лісова пісня», образ Сольвейг из сюиты «Пер Гюнт» Грига, образ Наташи из оперы Прокофьева «Война и мир»). - Можем ли мы их назвать образами счастья? Образ Мавки не может быть образом счастья, т.к. здесь рассказывается о трагической любви. Образ Мавки – образ счастья, т.к. ее любовь не умерла даже после смерти. Образ Сольвейг – образ верной любви, а любовь – это жизнь, это счастье. Образ Сольвейг не счастливый, т.к. переживания в любви не могут дать полного счастья. Образ Наташи передает образ счастья во время исполнения вальса. Образ Наташи нельзя назвать счастливым в целом, т.к. она несчастна в своей любви. Мы можем сделать вывод, что образы этих женщин нельзя назвать полностью счастливыми, т.к. они несчастны в своей любви. В поисках музыкальных образов любви и счастья обратимся к музыкальной игре «Угадай мелодию». Необходимо с 3-4 звуков узнать музыкальное произведение. Шамо «Україно, любов моя». - Любовь к чему раскрывается в этой песне и есть ли образ счастья? (любовь к Родине). «Реве та стогне Дніпр широкий». Стихи Т. Шевченка, музыка Д. Крыжановского. - Какие чувства вызывает эта песня? (любовь к природе). «Котику сіренький». Есть ли в этой песне образ счастья? (любовь к матери). Мы считаем, что счастье – это корда делаешь добро людям, корда борешься для достижения своїй мечты, как в симфонической поэме «Эгмонт» Бетховена и в других его произведениях. Мы познакомились с образами счастья и любви в классических произведениях, а тепер обратимся к музыке М. Березовского. (Информация подготовлена заранее). Одним из выдающихся мастеров духовной музыки 18 в. был М. Березовский. Он принадлежит к плеяде выдающихся композиторов, которые стояли у истоков национальной музики. Находясь в 1759 – 1773 гг. на обучении в Италии, Березовский сдал екзамен в Болонской академии на звание академика-композитора и стал членом Болонского филармонического общества. Из-за драматических обстоятельств его жизни и короткого творческого пути композитор на сумел полностью реализовать свій потенціал, хотя каждое его произведение говорит о гениальности композитора. Сегодня мы послушаем отрывок одного из лучших его концертов «Не отверже меня во время старости». Он состоит из 4-х контрастных частей и написан на слова 70 псалма, где человек, преследуемый злыми силами обращается к Богу с просьбой озащите. Слушаем «Не отвержи…» О чем эта музыка? Какие чувства вызвала? (любов к ближнему, вера в Бога, желание счастья) Каждая группа получает задание следить за темпом, ритмом, динамикой, ладом, тембром, связав его с музыкальным образом). Образ любви к ближнему, любовь к жизни и прекрасные мечты о счастье – это красота чего? (чувств). Красавица планета Земля – воистину чудо, прекрасная жемчужына в космическом пространстве. Астронавты сообщают, что голубое небо и белые облака Земли, если смотреть на них с космоса, делают ее самым привлекательным объектом и все мы счастливы, что живем на нашей планете, потому что жизнь – самое ценное, что дается человеку. Жизнь – это великое благо и его необходимо ценить, т.к. оно прекрасно. - Что бы Вы хотели и что можете изменить в своей жизни, чтобы быть счастливыми? (чувствовать, что ты кому-нибудь нужен, а это возможно только тогда, когда ты заботишься о других людях). В подтверждение наших мыслей обратимся к песне Макаревича «Она идет по жизни смеясь». - Какое настроение передает музыка? - Как передано настроение в музыке? После прослушивания каждая группа задает вопросы друг другу. - Какой музыкальный образ создан в песне? - Можем ли мы назвать этот образ образом счастья? - Передает ли музыка переживания человека? - Одинаковы ли музыкальные образы песни и концерта Березовского? Скорее всего это иллюзия счастья, желание счастья, т.к. это сопровождается глубокими переживаниями. - Изменил ли этот образ Ваше представление о счастье, любви? Даже тогда, когда есть проблемы, надо научиться их встречать с улыбкой и видеть прекрасное в жизни при любых обстоятельствах. Как видим, для одних людей счастье – это интересная работа, для других – престиж, слава, материальный достаток, а для кого-то – это мечта всей жизни. Счастье можно сравнить с домом, который каждый строит себе сам, согласно своего вкуса, привычек, наклонностей. - Как раскрывается образ счастья в музыке? Используя опорную схему, делаем вывод: счастье – это любовь к жизни, любовь к ближнему, к Родине, природе, любовь к матери. Все это воплощается в художественных представлениях – песнях, симфониях, операх, балетах и других музыкальных произведениях. Мы можем сделать вывод, что счастье – это проблема всей жизни, вечный поиск и каждый человек решает это по-своему. Однако есть много общего в понимании счастья разными людьми. Эти моменты можно считать за правила, какими можно руководствоваться в жизни, если действительно хочешь быть счастливым. счастье не должно вредить другим, оно должно… (делать счастливыми других). - Добавляет ли музыка и ее восприятие счастья в Вашей жизни? Домашнее задание: Написать сочинение, в котором необходимо раскрыть два вопроса: что для Вас счастье в жизни? |
Автор разработки: Коленченко Татьяна Михайловна Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2098 | Загрузок: 305 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |