Главная » Разработки уроков » Музыка

Образ счастья в музыкальных произведениях

Цель: формирование представления образа счастья в музыке. Развивать умение сравнивать, анализировать различные музыкальные образы. Воспитывать любовь к современной и народной музыке.

Музыкальный материал:

Методы: беседа, рассказ, дискуссия, повторение пройденного материала, анализ и сравнение проблемно-поисковых ситуаций, обобщение.

Оборудование: музыкальный центр, кассеты, диски, рисунки детей, портреты композиторов.

Основные вопросы:

Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?
Считаете ли Вы себя счастливым человеком и почему?
Как раскрывается образ счастья в музыке?

 

Ми працю любимо, що в творчість перейшла,

І музику палку, що ніжно серце тисне.

У щастя людського два рівних є крила:

Троянди й виноград, красиве і корисне.

М. Рильський.

Одно из главных препятствий в рассмотрении проблемы счастья состоит в том, что люди понимают его по-разному.

Что счастье? Чад безумной речи?

Одна минута на пути,

Где с поцелуем жадной встречи

Слилось неслышное прости?

Или оно в дожде весеннем?

В возврате дня? В смыкании вежд?

В благах, которых мы не ценим

За неприглядность их одежд?

Так писал еще в начале 19 века русский поэт Анненский.

Сегодня наш урок пройдет в форме отстаивания каждым учеником, а также группой своих мыслей. По ходу урока мы попробуем ответить на такие вопросы:

Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?
Считаете ли Вы себя счастливым человеком и почему?
Как раскрывается образ счастья в музыке?

Мы попробуем с Вами выяснить из какого состояния человека складывается образ счастья в музыке.

- Какую песню об образах счастья мы учили? (песня Кабалевского «Счастье»).

Вокально-хоровая работа.

- Какой музыкальный образ песни? (образ счастья, поиск счастья).

- Назовите какие литературные средства (метафоры, эпитеты, синонимы) раскрывают состояние счастья? (весело кругом…)

- Какие музыкальные средства изображают образ счастья? (динамика, лад, интонация, темп).

- Как Вы понимаете образ счастья?

- Какой образ счастья создан в песне Кабалевского.

Класс делится на 6 групп, которые представляют разные виды счастья:

любовь к Родине;
любовь к матери;
мечта о счастье;
любовь к природе;
победа добра над злом;
любовь между мальчиком и девочкой.

I гр. – музыкальный образ песни совпадает с нашим образом счастья в жизни, т.к. мы тоже выбираем счастье сами, очень любя свою Родину.

II гр. – нет, образ песни не совпадает с нашим, т.к. мы считаем, что счастье возможно только в любви к людям и матери.

III гр. – музыкальный образ совпадает с нашим, т.к. мы выбираем свое счастье сами, всю жизнь находясь в поиске.

IV гр. – музыкальный образ песни совпадает с нашим образом счастья, т.к. мы тоже выбираем свое счастье сами, бесконечно любя природу, которая окружает нас и помогает нам своей красотой.

V гр. – музыкальный образ песни не совпадает с нашим образом, т.к. мы видим счастье в борьбе добра и зла на протяжении всей жизни.

VI гр. – музыкальный образ песни совпадает с нашим образом счастья в жизни, т.к. мы тоже будем выбирать счастье сами и это есть светлая и чистая любовь между парнем и девушкой.

Так была проведена проверка домашнего задания: создание эмблемы образа счастья в каждой группе.

Учащиеся вместе с учителем благодаря проведенной дискуссии приходят к выводу, что образ счастья многогранен и зависит от культурных ценностей человека. Они проявляются в любви к природе, Родине, могут существовать как мечта, борьба добра и зла, могут существовать как любовь между парнем и девушкой.

- Считаете ли Вы себя красивым человеком и почему?

Некрасивых людей не существует, каждый человек прекрасен по-своему: в делах, мыслях, отношении к другим людям.

- Какие музыкальные образы, которые касаются любви, Вам знакомы? (образ Мавки из оперы Кирейка «Лісова пісня» и балета Скорульского «Лісова пісня», образ Сольвейг из сюиты «Пер Гюнт» Грига, образ Наташи из оперы Прокофьева «Война и мир»).

- Можем ли мы их назвать образами счастья?

Образ Мавки не может быть образом счастья, т.к. здесь рассказывается о трагической любви.

Образ Мавки – образ счастья, т.к. ее любовь не умерла даже после смерти.

Образ Сольвейг – образ верной любви, а любовь – это жизнь, это счастье.

Образ Сольвейг не счастливый, т.к. переживания в любви не могут дать полного счастья.

Образ  Наташи передает образ счастья во время исполнения вальса.

Образ Наташи нельзя назвать счастливым в целом, т.к. она несчастна в своей любви.

Мы можем сделать вывод, что образы этих женщин нельзя назвать полностью счастливыми, т.к. они несчастны в своей любви.

В поисках музыкальных образов любви и счастья обратимся к музыкальной игре «Угадай мелодию».

Необходимо с 3-4 звуков узнать музыкальное произведение.

Шамо «Україно, любов моя».

- Любовь к чему раскрывается в этой песне и есть ли образ счастья? (любовь к Родине).

«Реве та стогне Дніпр широкий». Стихи Т. Шевченка, музыка Д. Крыжановского.

- Какие чувства вызывает эта песня? (любовь к природе).

«Котику сіренький».

Есть ли в этой песне образ счастья? (любовь к матери).
Может ли человек ощущать счастье, совершая добрые дела и преодолевая трудности?

Мы считаем, что счастье – это корда делаешь добро людям, корда борешься для достижения своїй мечты, как в симфонической поэме «Эгмонт» Бетховена и в других его произведениях.

Мы познакомились с образами счастья и любви в классических произведениях, а тепер обратимся к музыке М. Березовского.

(Информация подготовлена заранее).

Одним из выдающихся мастеров духовной музыки 18 в. был М. Березовский. Он принадлежит к плеяде выдающихся композиторов, которые стояли у истоков национальной музики. Находясь в 1759 – 1773 гг. на обучении в Италии, Березовский сдал екзамен в Болонской академии на звание академика-композитора и стал членом Болонского филармонического общества. Из-за драматических обстоятельств его жизни и короткого творческого пути композитор на сумел полностью реализовать свій потенціал, хотя каждое его произведение говорит о гениальности композитора.

Сегодня мы послушаем отрывок одного из лучших его концертов «Не отверже меня во время старости». Он состоит из 4-х контрастных частей и написан на слова 70 псалма, где человек, преследуемый злыми силами обращается к Богу с просьбой озащите.

Слушаем «Не отвержи…»

О чем эта музыка? Какие чувства вызвала? (любов к ближнему, вера в Бога, желание счастья)
Какими музыкальными средствами раскрывается этот образ?

Каждая группа получает задание  следить за темпом, ритмом, динамикой, ладом, тембром, связав его с музыкальным образом).

Образ любви к ближнему, любовь к жизни и прекрасные мечты о счастье – это красота чего? (чувств).

Красавица планета Земля – воистину чудо, прекрасная жемчужына в космическом пространстве. Астронавты сообщают, что голубое небо и белые облака Земли, если смотреть на них с космоса, делают ее самым привлекательным объектом и все мы счастливы, что живем на нашей планете, потому что жизнь – самое ценное, что дается человеку. Жизнь – это великое благо и его необходимо ценить, т.к. оно прекрасно.

- Что бы Вы хотели и что можете изменить в своей жизни, чтобы быть счастливыми?  (чувствовать, что ты кому-нибудь нужен, а это возможно только тогда, когда ты заботишься о других людях).

В подтверждение наших мыслей обратимся к песне Макаревича «Она идет по жизни смеясь».

- Какое настроение передает музыка?

- Как передано настроение в музыке?

После прослушивания каждая группа задает вопросы друг другу.

- Какой музыкальный образ создан в песне?

- Можем ли мы назвать этот образ образом счастья?

- Передает ли музыка переживания человека?

- Одинаковы ли музыкальные образы песни и концерта Березовского?

Скорее всего это иллюзия счастья, желание счастья, т.к. это сопровождается глубокими переживаниями.

- Изменил ли этот образ Ваше представление о счастье, любви?

Даже тогда, когда есть проблемы, надо научиться их встречать с улыбкой и видеть прекрасное в жизни при любых обстоятельствах.

Как видим, для одних людей счастье – это интересная работа, для других – престиж, слава, материальный достаток, а для кого-то – это мечта всей жизни. Счастье можно сравнить с домом, который каждый строит себе сам, согласно своего вкуса, привычек, наклонностей.

- Как раскрывается образ счастья в музыке?

Используя опорную схему, делаем вывод: счастье – это любовь к жизни, любовь к ближнему, к Родине, природе, любовь к матери. Все это воплощается в художественных представлениях – песнях, симфониях, операх, балетах и других музыкальных произведениях.

Мы можем сделать вывод, что счастье – это проблема всей жизни, вечный поиск и каждый человек решает это по-своему.

Однако есть много общего в понимании счастья разными людьми. Эти моменты можно считать за правила, какими можно руководствоваться в жизни, если действительно хочешь быть счастливым.

счастье не должно вредить другим, оно должно… (делать счастливыми других).
Чем больше счастья человек приносит другим, тем … (больше счастлив сам).
Чтобы сделать счастье более полным, поделись … (своим счастьем с другими).
Человек не может чувствовать себя счастливым … (среди несчастных людей).

- Добавляет ли музыка и ее восприятие счастья в Вашей жизни?

Домашнее задание:

Написать сочинение, в котором необходимо раскрыть два вопроса:

что для Вас счастье в жизни?
В каких музыкальных произведениях, на Ваш взгляд, раскрывается образ счастья?

Образ счастья в музыкальных произведениях

Скачать конспект (10.4 Kb)



Автор разработки: Коленченко Татьяна Михайловна

Учебный предмет: Музыка

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2111 | Загрузок: 310 | Комментариев: 0

Ключевые слова: счастье

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»