Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цель: образовательная - Познакомить учащихся с творчеством Г.Пёрселла и британского ансамбля “Битлз”. Учить учащихся интерпретировать и сопоставлять образное содержание музыки, созданной в далёком и недалеком прошлом (в ХVІІ и ХХ столетиях). Пояснить определения понятий «граунд», «рок-музыка». Развивающая – с помощью вокально-хоровых упражнений и мелодического рисунка песен формировать чувство ритма, интерпретации непрограммной инструментальной музыки. Развивать интерес к творчеству представителей британского музыкального искусства разных времён. Воспитывать эстетический вкус и культуру пения учащихся во время исполнения песни из репертуара группы “Битлз”. Оборудование: 1) Программа за 7класс; 2) Магнитофон; 3) Мультимедийный центр; 4) Слова песен; Ход урока 1.Представление учащимся английского композитора ХVІІ века - Генри Пёрселла. 2.Познакомить учащихся со значением понятия «граунд» ( кантус фирмус, остинатний бас.) 3.Прослушивание и анализ произведения Г. Пёрселл «Граунд» 4.Знакомство с музыкой Британии ХХ века, а именно – творчеством квартета “Битлз”. 5.Исполнение песни Beatles « Let It Be» 6.История возникновения песни Beatles «Yesterday» 7.Исполнение песни Beatles «Yesterday» 8.Дать понятие «рок-музыка» 9. Прослушивание песни Queen “Show must go on” 10.Слушание песни Pink Floyd «Another Brick in The Wall Part» («Ещё один кирпич в стене») 11.Слушание песни Элтона Джона «Goodbye yellow brick road» («До свидания жёлтая кирпичная дорога») 12.Итог урока Содержание урока 1.Оргмомент. 2.Представление учащимся английского композитора ХVІІ века, чья музыка еще не звучала на наших уроках, - Генри Пёрселла. (Слайд 1,2) (Слайд 3) Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. C детства Пёрселл-младший был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности: с семилетнего возраста пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты - капитан Кук (однофамилец знаменитого путешественника XVIII века - прим. Английского портала), Джон Блоу и знаток французской музыки Пельгам Гемфри. (Слайд 4) Пёрселлу было двадцать лет, когда блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы - музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы - составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно. В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч - клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства. (Слайд 5) Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл - один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность. Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые. В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч «Собрался совет Всеанглийский»). А в дуэте «Саранча и муха» - даже сам король Яков II. Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи «Граунд», бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая «Песня узника». Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения. Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских - сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах. Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и при том гениальную «Дидона и Энея». Она была написана на либретто известного тогда поэта Н. Тэта, литературным источником для которого послужила "Энеида" - знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона. (Слайд 6) Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет- Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел страшную далекость этого идеала от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни в 1695 году, в расцвете дарования и мастерства, всего лишь тридцати семи лет от роду. На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен «Британский Орфей». Он разошелся несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки. 3.Объяснить учащимся значение понятия «граунд» ( кантус фирмус, остинатний бас.) (Слайд 7) Граунд (англ.- земля, почва, основание) — 1.обозначение мелодии basso ostinanto. В верхних голосах свободно изменяется исходный материал. Иногда изменению подвергалась сама басовая мелодия.2.В 17 в. англ. термин для обозначения григорианского хорала, использующегося в качестве cantus firmus. Basso ostinanto (упрямый, упорный бас) — пр. полифонического склада в котором бас непрерывно повторяет одну тему, в то время как верхние голоса движутся свободно, видоизменяясь, варьируясь и образуя мелодии самостоятельного значения. Cantus firmus (прочный напев) — ведущая мелодия, выполняющая функцию композиционной основы в полифонических сочинениях 18в. Заимствованная мелодия из григорианского пения. Клавеси́н (итал. clavicembalo) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Клавишные инструменты, звучания в которых достигали посредством щипка, ярким представителем чего является клавесин, используют специальные устройства, защипывающие струну, после чего появляется звучание. По такому принципу действует и клавесин. 4.Слушаем произведение Г.Перселла «Граунд» 5.Переходим к разговору про музыку Британии ХХ века, а именно – творчества квартета “Beatles” (вспоминаем песню « Let It Be»( «Пусть будет так»), которая звучала вначале урока). (Слайд 8) Ливерпуль (англ. Liverpool) — город в Великобритании, порт на северо-западном побережье Англии. Население 441 477 человек (2002). На месте нынешнего города в 1190 г. существовало поселение под названием Ливерпуль (Liuerpul), что означало «мутный водоем». Некоторые исследователи в качестве варианта этимологии приводят слово 'elverpool' — водоем с угрями. Самым знаменитым культурным феноменом, родившимся здесь, стала группа Beatles.(Слайд 9) Если собрать воедино все написанное о “Битлз”, то получится несколько увесистых томов. В данном случае все началось с дела, а слово “Битлз” появилось намного позднее. (Слайд 10) Весной 1956 года 15- летний Джон Леннон образовал группу “The Quarrymen”, которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри-энд вестерн и рок-н- ролл. Это был в самом буквальном смысле любительский коллектив: никто из его участников не имел и малейшего опыта в музыке, никто как следует не владел ни одним инструментом. Джон Леннон ребенком пел в церковном хоре, позднее разучил несколько мелодий на губной гармошке и с помощью матери, игравшей на банджо, освоил с десяток простейших мелодий. Этого оказалось достаточно, чтобы стать лидером и солистом ансамбля. О славе и популярности хотя бы в масштабах города еще тогда не было. О славе и популярности хотя бы в масштабах города еще тогда не было и речи, тем не менее группа Леннона выступала все лучше и лучше и сразу очень понравилась Полу Маккартни, когда он 6 июля 1957 года впервые услышал ее в саду приходской церкви св. Петра в ливерпульском районе Вултон. Маккартни играл на гитаре значительно лучше Леннона, знал тексты наизусть десятков американских шлягеров. Последнее было очень важно и ценно, поскольку достать американские пластинки удавалось редко. Через неделю Маккартни вошел в состав группы “The Quarrymen”. (Слайд 11,12) В 1958 году Пол посоветовал Джону пригласить в группу своего школьного приятеля Джорджа Харрисона, 15-летнего гитариста, к тому времени уже игравшего в группе. Вскоре коллектив Леннона принял название “Jonny and The Moondogs”, хотя нередко выступал и под прежним. Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты постоянно менялись. В конце 1958-го случилось так, что одни партнеры ушли, а другие не появились, и группа на время распалась. Джон и Пол начали выступать как дуэт под названием “The Nurk”, а Джордж перешел в квартет. Впрочем этот период длился недолго, и уже в начале 1959-го группа восстановилась, причем с новым участником- Стюартом Сатклиффом. Сатклифф был сокурсником Джона по Ливерпульскому художественному колледжу. Он только что получил за одну из картин премию в 65 фунтов стерлингов и по настоянию Джона купил на эти деньги бас-гитару, хотя играть на ней не умел. Так в ансамбле появился бас-гитарист, постоянного же ударника не удавалось найти еще более года. В ноябре группа приняла новое название “Long John and Silver Beatles”, вскоре сокращенное до “The Silver Beatles”. Слово “beatles”сочетает в себе 2 значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). В1960 году “Битлз” предложили гастроли в Гамбург. Им приходилось играть по восемь часов подряд. Там же они и познакомились со своим будущим барабанщиком - Ринго. Битлы росли как музыканты, их поклонники расширяли свои ряды и становились все более фанатичными. Они вновь посетили Гамбург и вновь воспользовались популярностью. Но они были уже полны таким успехом по горло. Они нуждались в хорошем менеджере, который мог бы показать их публике. Им стал владелец музыкального магазина в Ливерпуле Брайан Эпстайн. Волна «битломании» захлестнула британские острова в октябре 1963 года. Брайн говорил, что был готов к успеху. Но чего он не мог предположить, так это общенародной истерии. Их покорение мира началось со Швеции. Прошел год “Битлз” превратилось в неотъемлемую часть британского образа жизни. В январе 1964 года “ I want to hold your hand” начала свой путь в американском списке с 83 позиции. Битлы были на гастролях в Париже, когда из-за океана пришла новость: песня вышла в США на первое место. После этого наступил успех, мир был покорен. Последнее выступление “битлз” состоялось 29 августа 1966 года. После смерти Брайана Эпстайна для них стала обычной работа в студии. Каждый из них уже стал формироваться, как отдельная творческая личность, каждый из них завел семью, у них появилось хобби. В середине 1967 года они закончили работу над пластинкой “ Сержант Пеппер”, следущей и последней их работой была пластинка “Let it be”. (Слайд 13) Let It Be - «Пусть будет так» - двенадцатый и последний оригинальный альбом Битлз. Он был выпущен 8 мая 1970 собственным лейблом группы Apple Records, вскоре после объявления о распаде группы. C записью «Let It Be» дела шли гораздо хуже, и альбом был отложен на полку. В 1970 году его "перепродюссировал" Фил Спектор. 6.Распевание 7.Исполнение песни «Let It Be» (слова см. ниже) 8.(Слайд 14)История возникновения песни Beatles «Yesterday» Дело происходило утром, то и мысли Пола Маккартни вертелись вокруг завтрака, вот так и получилась песня. Песня получила довольно неприличное название "Scrambled eggs" ("Яичница-болтунья") и имела довольно несерьезные строчки: "Scrambled eggs, Oh you’ve got such lovely legs" ("Яичница, какие у тебя такие милые ножки").Мало, кто знает, но пластинка "Яичница" всё-таки выходила в США - правда без слов, как "инструментальная пьеса Маккартни под управлением Д. Мартина: "Помню, я считал, что людям нравятся грустные мелодии, что в одиночестве им становится немного печально, они ставят пластинку и вздыхают. С этими мыслями я и написал первый куплет, все слова встали на свои места, и песня получилась". 9.Исполнение песни Beatles «Yesterday» 10.(Слайд 15)Знакомство с понятием «рок-му́зыка» (англ. Rock music) — обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» «bit» и т. п. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и гранджа. Часто рок музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними. 11. (Слайд 16) Прослушивание песни Queen «Show must go on» Queen (в переводе с английского - «королева») - рок-группа, пик популярности пришелся на 70-80-е годы 20 века. По сей день поклонников группы насчитывается сотни миллионов по всему миру. Самые известные песни «Queen»: «Bohemian Rhapsody», «We Will Rock You», «We Are the Champions», «The Show Must Go On» и многие другие. 12. (Слайд 17) Слушание песни Pink Floyd «Another Brick in The Wall Part» («Ещё один кирпич в стене») Pink Floyd – британская рок-группа. Участники коллектива - Ричард Райт, Ник Мейсон, Дэвид Гилмор. Основателем Pink Floyd является Сид Барретт, который покинул группу после нескольких лет ее существования. Музыка этой группы объединила блюз, поп и экспериментальные направления. Тексты песен наполнены глубоким философским смыслом. 13. (Слайд 18) Слушание песни Элтона Джона «Goodbye yellow brick road» («До свидания, жёлтая кирпичная дорога») Элтон Джон – популярный музыкант, певец и композитор. Он является одним из самых успешных музыкантов по всему миру. Его творчество отличает непревзойденный стиль и мастерство. В 1998 году Элтон Джон был посвящен в рыцари. 14.Итог урока. 15.Домашнее задание: слушать музыку по собственному желанию. Выход учащихся под сопровождение звучания песни «Let It Be» Приложение "Yesterday" Yesterday, all my troubles seemed so far away Now it looks as though they're here to stay Oh, I believe in yesterday. Suddenly, I'm not half to man I used to be, There's a shadow hanging over me. Oh, yesterday came suddenly. Why she had to go I don't know she wouldn’t say. I said something wrong, now I long for yesterday. Yesterday, love was such an easy game to play. Now I need a place to hide away. Oh, I believe in yesterday. Why she had to go I don't know she wouldn’t say. I said something wrong, now I long for yesterday. Yesterday, love was such an easy game to play. Now I need a place to hide away. Oh, I believe in yesterday. "Let it Be" Whisper words of wisdom, let it be Приложение 2 |
Автор разработки: Кривошеева Инна Анатольевна Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 809 | Загрузок: 298 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |