Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цель. Определить характерные особенности вальса « На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса; углубить знания учащихся касательно роли и значения танцевальной музыки в жизни человека; развивать образно - ассоциативное мышление, творческое воображение учащихся; воспитывать интерес к танцевальной музыке И. Штрауса, а также чувство любви к природе. Музыкальный материал. И. Штраус Вальс « На прекрасном голубом Дунае ( слушание); Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова. « Песни наших отцов» ( исполнение) Тип урока. Урок углубления темы Ход урока. Слайд 1 Вход под музыку вальса И. Штрауса « Сказки венского леса» Организационный момент. Приветствие « Добрый день»; Исполнение песни на английском языке - Для того, чтобы наши голоса хорошо звучали, нам нужно выполнить зарядку для голоса - распеться ( распевка) 2. Актуализация. Звучит « Веснянка» И. Шамо - На предыдущем занятии мы слушали произведение, которое сейчас звучит. Что это за произведение? - Это самостоятельное произведение или часть сюиты? - Что такое сюита? Какие произведения мы слушали в этом семестре, которые являются частью сюиты ( Бах « Шутка», «Доктор …) - Какое произведение И. Шамо стало эмблемой одного из городов Украины? - Что такое « веснянка»? Какие веснянки вы помните? Какие произведения, связанные с весной мы слушали?( Вивальди « Весна», Pахманинов « Весенние воды», Pимский- Косаков опеpа« Снегурочка») - Мы говорили на предыдущем уроке, что композитору удалось создать произведение в народном стиле благодаря связи произведения с украинскими народными мелодиями. А кто из украинских композиторов использовал украинские народные песни в своём творчестве?( Лысенко в опеpах « Наталка- Полтавка», « Таpас Бульба» Музыкальная викторина. Слайд №2( портреты)Учитель. -А теперь помогите мне определить, чьи портреты мы видим на слайде.( Учитель называет с ошибками. Дети испpавляют) Слайд №3( пустой кроссворд)Звучит музыка И. Штраус вальс « Сказки венского леса» Работа в группах. Теперь рассядьтесь по четвёркам и заполните кроссворд Дети прикрепляют кроссворды на доску. Проверка кроссворда. Слайд № 4- заполненный кроссворд 3.Мотивация. Когда вы вошли на урок, и только что при заполнении кроссворда звучала музыка. Какие ассоциации ( с какими словами) она у вас вызывает? Интерактивная фоpма работы « Снежный ком»( Бал, вальс, весна…) Вот вы и догадались, какова тема уpока. Она звучит так: « Король вальсов» Иоганн Штраус Слайд №5 ( памятник И. Штраусу) 4. Озвучивание темы и целей урока.( Доска открывается) II. Основная часть Звучит вальс « На прекрасном голубом Дунае» ( вступление) Учитель под музыку: … Однажды в музыкальной Вене 19 в появился волшебник, который своей музыкой пленил весь город. Вскоре по мановению его волшебной палочки вся страна закружилась под прекрасные грациозные звуки вальса. Этим волшебником вальсовой музыки был австрийский композитор Иоганн Штраус. Он создал классический тип венского вальса и явился создателем около 150 вальсов и композитором, который развлекательную музыку поднял до самого высокого уровня. Его вальсы « Весенние голоса», « Сказки венского леса», « На прекрасном голубом Дунае» получили огромную популярность и всемирное признание. И Штраус был ещё скрипачом, дирижёром( недаром в Вене ему поставили памятник, который сейчас на слайде)Его также считают создателем классической оперетты. В его музыке можно услышать радость и нежность, огромную любовь к людям и жизни восхищение красотой человека и природы. Композитор как бы доказывает своими творениями: « Жизнь прекрасна» Стихотворение (Дети) Игривых вальсов плавный звук, Круженье ног, паренье рук- На сказочный волшебный бал Нас Штраус музыкой позвал Вот дружно струнные звучат И вторят им тарелки в лад Порхают пары там и тут, Всех вальсы танцевать зовут Как музыка его светла! Как за мгновение могла Она всех к жизни вдохновить, Всех взбудоражить, окрылить? Он жизни силой полон был И чувство это в звуки влил, Он в монотонность наших дней Принёс кружение огней Фильм биография Штрауса Вопросы по фильму: Когда родился И. Штраус? 25 октября 1825 г. Что же такое вальс? Слайд №7 Посмотрите на слайд. Какое изображение соответствует вальсу? Вальсы каких композиторов мы слушали с вами в этом году? ( Ответы детей) Слайд №8 Презентация детей. 1учащийся.Бальный танец вальс возник на рубеже 18-19 вв. Немецкие исследователи утверждают, что вальс произошёл от австрийского народного танца лендлера. Слово вальс в переводе означает « вращать». Кавалер выбирал партнёршу, входил в круг, вращая вокруг себя. Слайд №9 2 учащийся. Французские же хореографы связывают вальс с живым, весёлым провансальским танцем вольта. Лендлер, вольта, вальс исполнялись в размере?. В вольте преобладали прыжки и энергичные подъёмы ног. Позднее в танце появились элементы вращения. Во времена Людовика 13 и кардинала Ришелье вольт был запрещён, но продолжал жить в народе, перешёл границу и смешался с лендлером. Учитель. Сейчас вы послушаете знаменитый вальс И. Штрауса- сына « На прекрасном голубом Дунае» Но прежде чем мы будем слушать вальс, я хочу сказать вам, что каждый вальс И. Штрауса - это сюита из 5 вальсов. Каждая часть сюиты имеет свою смысловую нагрузку и служит развитию сюжета всего вальса в целом. Этот вальс стал одним из неформальных гимнов Австрии. Он был написан поначалу по заказу венского хорового общества. Но приём произведения был прохладным. В 1867 году была открыта Всемирная выставка в Париже. Среди прочих произведений И. Штраус решил исполнить и это произведение. И.. уже 1-ю часть встретили бурей аплодисментов И пьеса разошлась в печати миллионным тиражом. Парижский триумф Штрауса- сына затмил успех Штрауса- отца. Из Парижа слава « Голубого Дуная» докатилась до Вены. Теперь это любимейший вальс венцев. Когда вы будете слушать, обратите внимание на 7 гномиков(темп, тембр, лад, ритм, регистр, мелодия, динамика) и на интонации вопрос- ответ ( на примере вальса Шопена) Видео « На прекрасном голубом Дунае»( комментарии ) Слайд 10. -Понравилась ли вам музыка? -Какими прилагательными вы могли бы её описать? А теперь я называю слова, а вы соглашаетесь или нет ( поднятие руки) Радостно, весело, празднично, приподнято, пасмурно, блестяще, задорно, трагически, торжественно, величаво, триумфально, драматически, возвышенно, мечтательно, скорбно -Обратили ли вы внимание на динамику? Тембр каких инструментов преобладает? ( ответы детей) Учитель. Я как- то смотрела фильм о б И. Штраусе. В нём обыгрывается момент сочинения этого вальса: И. Штраус по венскому лесу едет в карете, в голову ему приходит эта музыка. Он напевает, а птички отвечают ( Учитель наигрывает) А затем этот момент отобразился в мультфильме ( фрагмент ) Мультфильм Физкультминутка. «Вальс дружбы», « В этом классе все друзья» Слайд №11 Мы также знаем, что множество песен написано в ритме вальс Особенно часто ритм вальса встречается в песнях военных лет. Ведь солдаты, отдыхая от боевых действий, любили посидеть у костра, в землянках и вспомнить родной дом под лирическую, нежную песню. Примерами таких песен могут быть песни «В землянке»( муз. К.Листова, сл. А. Суркова); « В лесу прифронтовом»( муз. М. Блантера, сл. Исаковского); « Синий платочек» муз Г. Петербургского, сл. Я. Галицкого и Г. Максимова) Звучит дорожка из песен военных лет. Слайды №12. 13 Мы с вами пели песню с названием « Песни наших отцов». Давайте её исполним. Она тоже написана в ритме вальса. ( Исполнение песни) Ваши дедушки и прадедушки прошли славный путь, освободив Родину от фашистов. И те герои, что погибли в этой войне, выбрали свой путь сами. Они стали героями, они пожертвовали своими жизнями ради наших. Слава им и вечная память! Каждый человек является творцом своего счастья. Он стоит перед выбором, каким быть. Даже линии на руке меняются со временем. И мне хотелось бы, чтобы вы были сильными, смелыми, умными, настоящими Людьми. И, как мы поём в песне « Ведь ты- человек»… ( Исполнение песни.) ( Оценивание работы с учётом «звёздочек») Слайд №14 Выводы. Мы с вами сегодня говорили о творчестве Иоганна Штрауса. О каком его вальсе? Захотите ли вы ещё послушать этот вальс? А другие произведения этого композитора? Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение, мажорное или минорное? В конце урока мы исполним ещё одну песню на английском язые ( « We are the world») Выход под музыку «Сказки венского леса» |
Автор разработки: Рыжова Татьяна Владимировна Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2836 | Загрузок: 309 | Комментариев: 3 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |