Главная » Разработки уроков » Математика

Теорема Пифагора

Цель урока: сформировать навыки комплексного применения знаний для решения задач с использованием теоремы Пифагора и следствий из неё;

                      развивать математическую речь;

                      воспитывать умения объективно оценивать  свои знания и аргументировано доказывать своё мнение;

                      воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока.

Тип урока:   урок комплексного применения знаний

Оборудование: сборник задач и контрольных работ «Геометрия 8 класс» под  редакцией А.Г. Мерзляк, «путевые журналы», раздаточный материал (условия задач).

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли.

Решить задачу – это значит пережить приключение.                 

                                                                     В. Произволов

                           

                                                          Ход урока

I. Вступительное слово учителя: тема, цель, эпиграф (слайд 1, 2) [3 минуты].

Учитель (слайд 3):

     До изучения теоремы Пифагора мы смотрели на геометрию в замочную скважину, а теорема это «золотой ключик», позволяющий открыть дверь в удивительную, полную неожиданностей, страну «Геометрию». Сегодня мы совершим путешествие по этой загадочной стране.

      Для того что бы увидеть и узнать как можно больше, создадим три туристические группы (ряд – группа туристов). Каждая группа пойдёт по своему маршруту, иногда Ваши пути будут пересекаться, тогда сделаем привал. На привале обменяемся впечатлениями, ну и конечно, отдохнем.

     Чтобы наше путешествие прошло организованно и вы не заблудились в «джунглях геометрии» каждую группу возглавит капитан.

Учащиеся выбирают капитанов. Капитаны команд разыгрывают маршруты (А, В, С), получают  «путевые журналы» и заполняют их после каждого конкурса. Баллы указаны в каждой колонке (слайд 4).

«Путевой журнал»

 

 

Фамилия Имя

Собираем чемодан (фронтальный опрос)

Морской круиз (устное решение задач)

Отдых на острове Самос (разгадать кроссворд)

Полет на воздушном шаре (доказательство теоремы Пифагора)

Встреча у костра (коллективное решение задач)

Лабиринт (решение задач)

Дополнительный балл

Итого

 

 

0-1

0-1

0-1

0-2

0-2

0-4

1

12

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

    Путешествие пройдет по маршруту (слайд 5):

                               Морской круиз (устное решение задач)

                               Отдых на острове  Самос (разгадать кроссворд)

                               Полет на воздушном шаре (доказательство теоремы Пифагора)

                               Встреча у костра (коллективное решение задач)

                               Лабиринт (решение задач)

        Любое путешествие требует специальной подготовки. Проверим, что вы взяли с собой в дорогу. Начнем с фронтального опроса по теме (слайд 6) [2 минуты].

1. Теорема Пифагора («Начала» Евклида)

2. Современная формулировка теоремы Пифагора

3. Теорема, обратная теореме Пифагора

4. Неравенство треугольника

5. Египетский треугольник

6. Пифагоровы тройки

7. Свойства углов 30° и 45°.

8. Наклонные и их проекции

II. Путешествие

Геометрия – это широкий роскошный пейзаж, открытый всем тем, кому мышление доставляет настоящую радость.

                                                                       В.Фукс

                        I этап – Морской круиз (устное решение задач) (слайд 8) [5 минут].

  - «Мозговой штурм» – 1 минута; работает весь ряд.

 - представители команд комментируют решение задач у доски.

Привал – отдых на острове Самос (слайд 10) [5 минут]

- разгадать шведский кроссворд

- к найденным словам сформулировать вопросы.

П

К

О

Л

А

С

О

С

У

Р

Ш

Щ

И

Й

А

М

Г

Г

О

Т

А

У

Е

Р

Т

И

О

Т

И

Ж

Г

Е

Т

О

П

Л

Е

В

Е

О

Н

К

А

Т

Е

О

О

Л

Л

У

З

А

П

Т

Р

Е

М

Ь

Н

А

Ф

И

П

Ы

Й

А

К

И

Г

О

Р

Р

Н

Ь

Л

О

Г

У

О

М

Я

 

Ответы: противолежащий, угол, Самос, школа, теорема, гипотенуза, катет, треугольник, прямоугольный, Пифагор.

Математика это полёт.

Геометрия это полёт на воздушном шаре.

II этап – полет на воздушном шаре (слайд 12) [5 минут]

- доказательство теоремы Пифагора по готовым чертежам

  (задание выполняют все желающие на местах, учитель проверяет в течении урока)

Привал - встреча у костра (слайд 14-16) [5 минут].

- коллективное решение задач №220, 223 стр. 25 (по готовым чертежам)

- на данном этапе работу учащихся оценивает  учитель и объявляет результат

III этап – лабиринт (слайд 19) [15 минут].

Дорогу осилит идущий,

                                 геометрию – думающий.

- решение задач (слайд 20-22)

- члены команд распределяют задачи между собой, в зависимости от уровня

        сложности.

                   А                                               В                                       С      

№204а (2балла) стр. 24                №204б (2балла) стр. 24        №204в (2балла) стр. 24

№213 (3балла) стр. 24                  №** (3балла) карточка        №213 (3балла) стр. 56

№*** (4 балла) карточка             №215 (4балла) стр. 24          №219 (4балла) стр. 24

Условия задач

№204. (стр. 24)

Найдите длину неизвестного отрезка  х на рисунке 42.

№213. (стр. 24)

Из точки к прямой проведены две наклонные. Длина одной из них равна 25 см, а длина её проекции на эту прямую – 15 см. Найдите длину второй наклонной, если она образует с прямой угол 30°.

№**(карточка)

Из точки к прямой проведены две наклонные. Проекция одной из них равна 3 см, и образует с прямой угол 45°. Найдите длину второй наклонной, если её проекция на эту прямую равна  см.

№213. (стр. 56)

Из точки к прямой проведены две наклонные. Длина одной из них равна 15 см, а её проекция на эту прямую – 12 см. Найдите длину второй наклонной, если она образует с прямой угол 45°.

№219(стр.24)

Высота равностороннего треугольника на 4см меньше его стороны.Найдите сторону треугольника.

№215(стр. 24)

Из точки к прямой проведены две наклонные, проекции которых на эту прямую равны 5 см и 9 см. Найдите длины наклонных, если их разность равна 2 см.

№***(карточка)

Высота ромба равна 6см,а один из углов - 1200. Найдите периметр ромба

Решения задач

№204а.

CD2 = 144 – 25 = 119,   x2 = 119 + 256 = 375,   x =  = 5

№204б.

AB2 = 4 + 9 = 13,   x2 = 13 + 36 = 49,   x = 7

№204в.

AC2 = 64 – 36 = 28,   x2 = 28 – 21 = 7,   x =

№213. (стр. 24)

                                                                          BK2 = 625 – 225 = 400, BK = 20  =>

                                                                          BC = 10

№**(карточка)

                                                                      ВК = 3, АВ2 = 82 + 9 = 91,  АВ =

№213. (стр. 56)

                                                                      BK2 = 225 – 144 = 81,   BK = 9, => KC =

                                                                       => BC2 = 81 + 81 = 162,   BC = 9

IV. Подведение итогов. (слайд 24-25) [5 минут]

V. Домашнее задание: повторить правила;

                                       подготовиться к самостоятельной работе;

                                       решить №200, №213, №216, №220 (стр. 24) (сборник задач и контрольных работ под редакцией А.Г. Мерзляк).

           Нет смысла в знаниях больших,

              Коль ты не применяешь их.

              Всё обо всём и понемногу

              Закроет к истине дорогу.

              Ты связи главное пойми

              И их на деле примени.

              Не надо лишнее, пустое,

              А помни только основное.

                                                            И.Н. Холодных

Теорема Пифагора

Скачать конспект (3.57 Mb)



Автор разработки: Холодных Инна Николаевна

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 997 | Загрузок: 233 | Комментариев: 0

Ключевые слова: теорема Пифагора

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»