Главная » Разработки уроков » Математика

Применение производной к исследованию функции

Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью  производной. Развивать алгоритмическое мышление, память. Воспитывать у учащихся требовательность к себе, критическое отношение к результатам своей работы, настойчивость в достижении цели.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Форма обучения: наглядная, практическая, словесная

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием для групп, ватманы и маркеры для групп.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы, цели и задач урока
  3. Актуализация опорных знаний учащихся
  4. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала
  5. Первичное применение приобретённых знаний
  6. Подведение итогов урока
  7. Сообщение домашнего задания

Ход урока

 ӏ  Организационный момент:

    -приветствие учащихся;

    - отметить отсутствующих на уроке;

    - записать дату урока, классная работа в тетради.

ӏӏ Сообщение темы, цели и задач урока.

  Учитель записывает на доске, а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции.

 Цель нашего урока: научиться исследовать функцию и строить её график с использованием производной. Эта тема в дальнейшем упростит нахождение свойств функции и построение графиков функций.

 Задача урока: научиться пользоваться алгоритмом исследования функции.

ӏӏӏ  Актуализация опорных знаний учащихся.

  (Фронтальный опрос  учащихся).

  Вопросы:

  1. Что называется функцией?

         Если каждому значению переменной Х из некоторого множества D соответствует        единственное значение переменной У, то такое соответствие называется функцией. При этом Х называют независимой переменной, или аргументом, а У  -зависимой переменой, или функцией.

  1. Что называется областью определения и областью значения функции?

         Множество всех значений, которые может принимать аргумент, называют областью определения данной функции и обозначают D. Множество значений, которые может принимать функция, называют областью значений и обозначают буквой Е.

  1. Какая функция называется чётной (нечётной)?

        Функция называется чётной (нечётной), если область её определения симметрична относительно числа  0 и для каждого значения Х из области определения  f(-x)=f(x), (f(-x)=-f(x) ).

  1. Какие точки называются критическими?

         Внутренние точки области определения, в которых производная равна нулю или не существует, называют – критическими точками функции.

  1. Дать определение, на каком промежутке функция возрастает, убывает, постоянная.

         Если производная функции в каждой точке некоторого промежутка положительная, то функция на этом промежутке   возрастает. Если производная функции в каждой точке некоторого промежутка отрицательная, то функция на этом промежутке убывает. Если производная функции в каждой точке промежутка тождественно равна нулю, то на этом промежутке функция постоянная.

  1. Как можно определить промежутки возрастания и убывания функции  f(x)?

         ӏ способ: нужно решить неравенства f᾽(x)>0 и f᾽(x)<0.

         ӏӏ способ: найти все критические точки функции, разбить ими область определения функции на промежутки, а потом исследовать, на каких из них функция возрастает, а на каких убывает.

  1. Что называется точкой минимума (максимума) функции?

        Точка х0 называется точкой минимума функции f(x), если для всех х (х≠х0) из некоторой окрестности точки х0 выполняется неравенство f(x0)<f(x) (f(x0)>f(x)).

  1. Как, одним словом назвать точки максимума и минимума функции?

        Точки экстремума.

  1. Как определить точки экстремума?

         Точка х0, при переходе через которую в направлении роста аргумента производная меняет знак с «+» на «-» является точкой максимума, а точка при переходе через которую производная меняет знак с «-» ни «+»-точкой минимума.

ӏv  Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала.

    Итак, теперь переходим к изучению новой темы.

    Исследовать функцию – это значит установить её свойства: указать D(f), E(f), промежутки возрастания и убывания, промежутки на которых функция принимает положительные значения, на которых принимает отрицательные, выяснить, не является ли данная функция чётной или нечётной и т.д.

    На слайде представлен график функции

  1. D(f)=(-∞;+∞)
  2. Функция ни чётная и ни нечётная
  3. Нули функции: (-2;0) и (2;0)- с осью ОХ, (0;-8)-с осью ОУ
  4. Функция возрастает на (-∞;-2] и [1;+∞), и убывает на [-2;1]
  5. Точки экстремума Xmax =-2, Xmin=1. Экстремумы функции Ymax=0, Ymin=9,5

 Учитель продолжает объяснять новую тему: в данном случае, если нам известен график функции, то перечислить все свойства этой функции не составит труда.

 Решим обратную задачу: по известному аналитическому заданию функции перечислим все её свойства.

 Пусть функция задана в виде y=f(x), тогда необходимо выполнить исследование функции по следующей схеме (схема перед глазами учащихся на слайде презентации):

  1. Найти область определения функции
  2. Исследовать функцию на чётность, нечётность и периодичность
  3. Найти нули функции (точки пересечения графика функции с осями координат)
  4. Исследовать функцию на монотонность (найти промежутки возрастания и убывания функции)
  5. Найти точки экстремума и экстремальные значения функции
  6. Найти дополнительные точки (если нужно)
  7. Построить график функции

Учитель на доске показывает образец  выполнения задания. (Учащиеся активно берут участие в исследовании функции и записывают решение в тетради).

Исследовать функцию и построить её график  f(x)=x3-3x2+2​

 v  Первичное применение приобретённых знаний

 Ученики заранее поделены на пять групп, каждая из которых получает карточку с заданием. В каждой группе назначается ответственный за выполнение задания и ходом его решения. Как только в группе будет найден ответ на первый пункт схемы исследования своей функции, сразу один из учеников выходит к доске и записывает его  и так далее до конца (в ходе выполнения задания все учащиеся группы выйдут к доске минимум один раз). Каждой группе выдан ватман и маркер, на котором ученики строят график своей функции с целью экономии времени и места на доске, так как одновременно все пять групп  записывают исследование своей функции на заранее разделенной на пять частей доске.

 Задание группы №1

Исследовать функцию и построить её график f(x)=x3-2х2

Задание группы №2

Исследовать функцию и построить её график f(x)=3x-x3

Задание группы №3

Исследовать функцию и построить её график f(x)=x3-6x

Задание группы №4

Исследовать функцию и построить её график f(x)=-2х4+2х2

Задание группы №5

Исследовать функцию и построить её график f(x)=3х4-6х2

vӏ Подведение итогов урока.

  Учитель выставляет оценки за роботу на уроке

   Учащиеся повторяют алгоритм исследования функции.

vӏӏ Сообщение домашнего задания.

Применение производной к исследованию функции

Скачать конспект (2.48 Mb)



Автор разработки: Мельник Марина Сергеевна

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 631 | Загрузок: 199 | Комментариев: 0

Ключевые слова: производная

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»