Главная » Разработки уроков » Математика |
Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью производной. Развивать алгоритмическое мышление, память. Воспитывать у учащихся требовательность к себе, критическое отношение к результатам своей работы, настойчивость в достижении цели. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический. Форма обучения: наглядная, практическая, словесная Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием для групп, ватманы и маркеры для групп. Структура урока
Ход урока ӏ Организационный момент: -приветствие учащихся; - отметить отсутствующих на уроке; - записать дату урока, классная работа в тетради. ӏӏ Сообщение темы, цели и задач урока. Учитель записывает на доске, а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции. Цель нашего урока: научиться исследовать функцию и строить её график с использованием производной. Эта тема в дальнейшем упростит нахождение свойств функции и построение графиков функций. Задача урока: научиться пользоваться алгоритмом исследования функции. ӏӏӏ Актуализация опорных знаний учащихся. (Фронтальный опрос учащихся). Вопросы:
Если каждому значению переменной Х из некоторого множества D соответствует единственное значение переменной У, то такое соответствие называется функцией. При этом Х называют независимой переменной, или аргументом, а У -зависимой переменой, или функцией.
Множество всех значений, которые может принимать аргумент, называют областью определения данной функции и обозначают D. Множество значений, которые может принимать функция, называют областью значений и обозначают буквой Е.
Функция называется чётной (нечётной), если область её определения симметрична относительно числа 0 и для каждого значения Х из области определения f(-x)=f(x), (f(-x)=-f(x) ).
Внутренние точки области определения, в которых производная равна нулю или не существует, называют – критическими точками функции.
Если производная функции в каждой точке некоторого промежутка положительная, то функция на этом промежутке возрастает. Если производная функции в каждой точке некоторого промежутка отрицательная, то функция на этом промежутке убывает. Если производная функции в каждой точке промежутка тождественно равна нулю, то на этом промежутке функция постоянная.
ӏ способ: нужно решить неравенства f᾽(x)>0 и f᾽(x)<0. ӏӏ способ: найти все критические точки функции, разбить ими область определения функции на промежутки, а потом исследовать, на каких из них функция возрастает, а на каких убывает.
Точка х0 называется точкой минимума функции f(x), если для всех х (х≠х0) из некоторой окрестности точки х0 выполняется неравенство f(x0)<f(x) (f(x0)>f(x)).
Точки экстремума.
Точка х0, при переходе через которую в направлении роста аргумента производная меняет знак с «+» на «-» является точкой максимума, а точка при переходе через которую производная меняет знак с «-» ни «+»-точкой минимума. ӏv Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала. Итак, теперь переходим к изучению новой темы. Исследовать функцию – это значит установить её свойства: указать D(f), E(f), промежутки возрастания и убывания, промежутки на которых функция принимает положительные значения, на которых принимает отрицательные, выяснить, не является ли данная функция чётной или нечётной и т.д. На слайде представлен график функции
Учитель продолжает объяснять новую тему: в данном случае, если нам известен график функции, то перечислить все свойства этой функции не составит труда. Решим обратную задачу: по известному аналитическому заданию функции перечислим все её свойства. Пусть функция задана в виде y=f(x), тогда необходимо выполнить исследование функции по следующей схеме (схема перед глазами учащихся на слайде презентации):
Учитель на доске показывает образец выполнения задания. (Учащиеся активно берут участие в исследовании функции и записывают решение в тетради). Исследовать функцию и построить её график f(x)=x3-3x2+2 v Первичное применение приобретённых знаний Ученики заранее поделены на пять групп, каждая из которых получает карточку с заданием. В каждой группе назначается ответственный за выполнение задания и ходом его решения. Как только в группе будет найден ответ на первый пункт схемы исследования своей функции, сразу один из учеников выходит к доске и записывает его и так далее до конца (в ходе выполнения задания все учащиеся группы выйдут к доске минимум один раз). Каждой группе выдан ватман и маркер, на котором ученики строят график своей функции с целью экономии времени и места на доске, так как одновременно все пять групп записывают исследование своей функции на заранее разделенной на пять частей доске. Задание группы №1 Исследовать функцию и построить её график f(x)=x3-2х2 Задание группы №2 Исследовать функцию и построить её график f(x)=3x-x3 Задание группы №3 Исследовать функцию и построить её график f(x)=x3-6x Задание группы №4 Исследовать функцию и построить её график f(x)=-2х4+2х2 Задание группы №5 Исследовать функцию и построить её график f(x)=3х4-6х2 vӏ Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки за роботу на уроке Учащиеся повторяют алгоритм исследования функции. vӏӏ Сообщение домашнего задания. |
Автор разработки: Мельник Марина Сергеевна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 631 | Загрузок: 199 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |