Главная » Разработки уроков » Математика |
Цели урока: формирование представления о числовой последовательности как функции с натуральным аргументом; Ход урока 1. Организационный момент. 2. Подготовка к восприятию новых знаний. Учащимся предлагается устно решить 2 задачи: Задача № 1: На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля на складе будет в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день? Задача № 2: При свободном падении тело проходит в первую секунду 4,9 м, и в каждую следующую на 9,8 м больше. Какое расстояние будет пройдено падающим телом за 1 сек? 2 сек? 3 сек? 4 сек? 5 сек? Ответы учащихся записываются на доске: Зад.1: 500; 530; 560; 590; 620 Зад.2: 4,9; 14,7; 24,5; 34,3; 44,1 Задаются вопросы к задачам: к задаче 1: Сколько угля будет на складе на 35 дней? к задаче 2: Какое расстояние будет пройдено телом за 35 сек? Для решения поставленных проблем, рассматриваем ответы к задачам как последовательность чисел, то есть числовые последовательности. Ставится цель урока: Найти способы нахождения любого члена последовательности. Задачи урока: Выяснить, что такое числовая последовательность и как задаются последовательности. Записывается тема урока 3. Изучение нового материала. 1. Введение определения числовой последовательности. Вводятся обозначения: y1,y2,y3,y4,y5,… - члены последовательности; 1,2,3,4,5,… - порядковый номер члена последовательности; (y2) – сама числовая последовательность В ходе беседы определяем понятие числовой последовательности. Наводящие вопросы: Зная номер члена последовательности, можем найти сам член последовательности? А наоборот? Как называются такие зависимости? Какой аргумент? Какое значение функции? Какая область определения? Учащиеся записывают определение: Числовая последовательность – это функция, заданная на множестве натуральных чисел. Устно решаем задания: Определите, является ли указанное ниже соответствие последовательностью: а) каждому натуральному числу ставится в соответствие его квадрат; 2. Определите, является ли заданная функция числовой последовательностью: (формулы записываются на доске) а) y=2x-1, xI (0;+? ) б) в) y=2x-1, xI Z г) ? Вывод: (формулируется совместно с детьми) Что главное в определении? Числовая последовательность 1) функция 2) ее область определения – множество N. 2. Определение способов задания последовательностей. Напоминается, что функция считается заданной, если определено правило, по которому любому аргументу ставится в соответствие значение функции. Совместно формулируется (а затем, записывается) условие задания числовой последовательности: Числовая последовательность считается заданной, если указан способ, позволяющий найти член последовательности любого номера. В ходе беседы вспоминаем способы задания функций (словесный, графический, формулой (сообщается, что он называется аналитический)), их суть. На доску вывешивается схема: А) Словесный способ. На доске появляется суть способа. Учащиеся записывают название способа и его суть в таблицу №1. Таблица №1 Способы задания числовой последовательности: Способ Пример Описать словами способ получения каждого члена последовательности или задать несколько первых членов последовательности. В таблицу №1 записываются словесные задания двух последовательностей: Последовательность 1. (yn) – последовательность натуральных чисел, кратных 3. Последовательность 2. (yn) – последовательность четных натуральных чисел. Задание: Записать первые 5 членов последовательности. (Наводящие вопросы: что такое кратные 3, какие числа считаются четными). (Вызываются к доске 2 ученика) Приведите свои примеры (устно). Б) Графический способ. На доске появляется суть способа. Учащиеся записывают название способа и его суть в таблицу №1. Построить множество точек (n; yn) Задание: Задать графически Последовательность 1 и 2 (два ученика на доске на готовой координатной плоскости, остальные в таблице №1) В) Аналитический способ. На доске появляется суть способа. Учащиеся записывают название способа и его суть в таблицу №1. Указать формулу n- го члена последовательности. Задание: 1. Последовательность задана формулой: . Запишите первые 5 членов последовательности. (По одному ученику у доски с полным объяснением, остальные в тетради) 2. Задайте формулу n-го члена Последовательности 1 и 2 (Проговариваем устно, записывают в таблицу №1) Г) Рекуррентный способ. 3. Задайте формулу n-го члена последовательности …, 74, 81, 88, 95, 102, … А можно найти следующий член последовательности? А дальше? (Наводящий вопрос как из 74 получить 81, из 81 получить 88) Вывод: Если будем знать n-1 член последовательности, то можно будет найти и n-ный. Такой способ задания последовательности называется рекуррентным. (К схеме на доске добавляется запись рекуррентный) В нашем примере yn =yn-1 + 7 Задание: Каких данных нам для этого не хватает? А если последовательность задана формулой yn = yn-1 + yn-2? Вывод: Для рекуррентного задания последовательности необходимо: 1) знать один или два первых члена последовательности На доске появляется суть способа. Учащиеся записывают название способа и его суть в таблицу №1. Выразить каждый член последовательности, начиная со 2-го (или 3-го) через предыдущие. Задание: 1. Последовательность задана рекуррентно y1 =2, yn =5yn-1 Укажите первые 5 членов последовательности. (По одному ученику у доски с полным объяснением, остальные в тетради) 2. Задайте рекуррентно Последовательности 1 и 2 (проговариваем устно, записывают в таблицу №1) Промежуточный итог: Мы получили 4 способа задания числовых последовательностей. Они представлены на доске и в таблице №1. Наиболее ценными для решения практических задач являются 2 последних способа: аналитический и рекуррентный. И мы сейчас поработаем с этими способами. 4. Первичное осмысление и закрепление материала Инструкция: Перед Вами таблицы 2 и 3. Таблица № 2: Аналитический способ Задание: Заполнить таблицу x1, x2, x3, x4, x5 Таблица № 3: Рекуррентный способ Задание: Заполнить таблицу x1, x2, x3, x4, x5 х1, х2, хn В таблице представлен аналитический способ, в таблице 3 – рекуррентный. Задание в 1 и 2 строчках этих таблиц: по данным формулам задать первые 5 членов последовательности. Задание в 3 и 4 строчках этих таблиц: по первым членам последовательности задать соответствующую формулу. Это задание уже не тривиально, оно требует определенной смекалки. Над заданиями учащиеся работают в парах. Первым парам, выполнившим задание, раздаются прозрачные пленки с заданием, куда они вписывают свои ответы. Проверяются решения с помощью решений, записанных заранее на доске.. 5. Первичный контроль усвоения знаний (самостоятельная работа с последующей самопроверкой) Инструкция: Возьмите листы с таблицей №5. Таблица № 5: Самостоятельная работа Задание: Заполнить таблицу x1, x2, x3, x4, x5 Аналитический способ Рекуррентный способ 500; 530; 560; 590; 620; … 4,9; 14,7; 24,5; 34,3; … Критерии оценки: 4 «+» оценка «5»; 3 «+» оценка «4»; 2 «+» оценка «3» Подпишите их. Задание в 1 и 2 строчках этих таблиц: по данным формулам задать первые 5 членов последовательности. Задание в 3 и 4 строчках этих таблиц: по первым членам последовательности задать соответствующую формулу. Задания выполняются самостоятельно. После выполнения, проверяем решения. Проверяются решения (ответы записаны заранее). Инструкция по проверке и оцениванию: Перед Вами ответы к заданиям. Сравните их с Вашими результатами. Если правильно, то поставьте «+», если нет, то «-». Затем посчитайте количество «+» и поставьте себе отметку в соответствии с теми критериями, которые у Вас записаны под таблицей. Если Вы хотите, чтобы полученная отметка была выставлена в журнал, то в скобках, рядом с оценкой запишите «в журнал». 6. Подведение итогов урока Обращается внимание на последние 2 сточки в таблице5. Это последовательности к задачам начала урока. Напоминаются вопросы задач. Находим ответ на поставленные проблемы (спрашиваются 2 учащихся). Фронтальным опросом вместе с учащимися делаются выводы урока: Что такое последовательность |
Автор разработки: Пташинская Неля Леонидовна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 724 | Загрузок: 224 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |