Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: углубить знания учащихся о сонете; создать атмосферу психо-эмоционального восприятия поэзии В. Шекспира; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения; воспитывать благородные чувства. Оборудование: презентация к уроку по сонетам В. Шекспира, сборники сонетов, аудиозаписи музыкальных произведений М. Таривердиева на сонеты В. Шекспира.
Ход урока I.Организационный этап. Аудиозапись музыкального произведения М. Таривердиева «Сонет о яблоке». II.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Эпоха Возрождения – это время расцвета человеческой личности, время географических, научных и творческих открытий, время титанов: Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэль и конечно Шекспир с его могучей драматургией и проникновенным лиризмом поэзии. Шекспира – поэта очень высоко оценили уже знатоки литературы, жившие в его время. Они уподобляли Шекспира великим писателям античности. Большей похвалы нельзя было придумать в эпоху Возрождения, когда искусство античности считалось высшим образцом. "...Если бы музы знали по-английски, они стали бы творить изящными фразами Шекспира", - писал о поэте его современник Франсиз Мерез. Позднее, в XIX веке, сонетами Шекспира восхищался Джон Китс: "...Они полны прекрасных вещей, сказанных как бы непреднамеренно, и отличаются глубиной поэтических образов". Сегодняшний урок мы посвятим сонетам В. Шекспира, тем из них, которые стали особенно близки вам. Постараемся раскрыть глубину чувств и переживаний лирического героя. Полюбившиеся сонеты войдут в небольшой импровизированный сборник, который мы создадим с вами на уроке.
III.Работа над темой урока. 1.Слово редакционной коллегии. - Для нашей небольшой книги мы предлагаем создать проект, который войдет титульная страница, портреты В. Шекспира и его современников, иллюстрации, сонеты, выбранные ребятами. Учитель. Предлагаю назвать наш сборник «Венок шекспировских сонетов», эпиграфом к нему пусть будут слова из 23-го сонета: «Так пусть же книга говорит с тобой». (Если позволит время, группы сами предлагают и обсуждают название сборника). Редактор. Предлагаем творческим группам подобрать эпиграфы к своим разделам книги. 2.Литературоведы и биографы. - Мы считаем, что нужно поместить в книге краткие сведения о поэте, его эпохе, периоде и истории написания сонетов и о тех, кому они посвящались. Учитель. Пусть эта небольшая книжка, собранная из любимых вами сонетов Шекспира, расскажет о нашем понимании любви и дружбы, жизни и судьбы. - Вам слово, литературоведы и биографы. Слушание сообщений литературоведов и биографов (учащиеся по ходу слушания сообщений составляют план). Первый ученик. Вильям Шекспир – великий английский драматург и поэт эпохи Возрождения. Крупнейший гуманист своего времени. В творчестве отобразил все многообразие жизни, вывел множество характеров, выразил всю полноту человеческих страстей. Перу Шекспира принадлежит 37 драматических произведений: комедии, исторические хроники, трагедии и две поэмы. Кроме того, им написано 154 сонета, которые относят к числу ярчайших творений мировой лирики. Шекспир создавал их в период с 1592 по 1598 год, хотя некоторые из них могли появиться раньше или позже. Это первый период творчества писателя – оптимистический, потому что в нем преобладает радостное восприятие жизни, светлые, жизнерадостные краски. Второй ученик. С публикацией шекспировских сонетов случилась «чистой воды» «пиратская» история. Дело в том, что свои сонеты Шекспир вовсе не собирался выносить на суд широкой публики и хотел, чтобы они никогда не вышли за пределы тесного круга его близких друзей. Однако в 1599 году без согласия автора были опубликованы два стихотворения. А в 1609 году одному предприимчивому издателю удалось за большие деньги раздобыть бесценную рукопись. Публикация сопровождалась посвящением некоему мистеру У.Х., «единственному, кому обязаны своим появлением нижеследующие сонеты». Этот У.Х. оставил потомству блестящий парадокс: он поступил плохо по отношению к Шекспиру, но если бы не он, мы были бы лишены шедевра мировой литературы. Третий ученик. Скажем несколько слов о сонете. Сонет возник в итальянской литературе эпохи Возрождения и приобрел большую популярность. На протяжении пяти веков сонет занимал самое высокое положение среди лирических жанров. Жанр сонета разработал еще Данте. В своей книге «Новая жизнь» он воплотил любовь к прекрасной даме в форме поклонения Мадонне. До высокой формы совершенства довел свои сонеты Петрарка. В русской литературе сонет известен с 18 в., особенного рассвета достиг в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Что же такое сонет? Сонет – особая строфа, состоящая из 14 строк (два четверостишья и два трехстишья). В этой строфе должно быть пять рифм. Сонет – жанр интеллектуальной лирики. Шекспировский сонет строился по иной схеме: три четверостишья и одно двустишье, в котором отражена основная мысль. Условно сонеты Шекспира можно разделить на четыре группы. Первая группа посвящалась другу, вторая была написана в честь возлюбленной, в третью группу вошли сонеты, воспевающие красоту любви, четвертая группа – сонеты философской направленности. Проверка планов, составленных учащимися. Учитель. Обратимся к созданию лирических страничек книги и будем помнить, что поэзия Шекспира исповедальна, его лирический мир – это мир человека чувствующего и мыслящего, откровенно рассказывающего о себе. Будем же достойны этого откровения. Аудиозапись музыкального произведения М. Таривердиева «Люблю, люблю… » сонет 102. 3.Презентация раздела книги «Сонеты о красоте и силе любви» (работа -ой группы). Первый ученик. Для гуманиста Шекспира, для его музы любовь и дружба были путеводной звездой, немеркнущим маяком в бурном житейском море, ориентиром в достижении идеала гармонии и чувств. Нам очень нравятся сонеты, посвященные красоте и силе любви, ее всемогуществу. Эпиграфом к нашим страничкам будут слова из 76-го сонета «Я тебе пишу, моя любовь…». Второй ученик. Мне бы очень хотелось, чтобы наш сборник вошел сонет 27. В нем Шекспир говорит о вечном поиске любви, о стремлении души к этому чистому, нежному, но и могущественному чувству. А наша жизнь… Разве это не вечный путь к любви, ее ожидание и предчувствие… Выразительное чтение сонета 27. Третий ученик. Любовь Шекспира превыше всего. Она сильнее славы, власти, денег и титулов. Ведь все это можно потерять. Но если ты чист душой, если ты любишь и счастлив, ты богач, мудрец. Ты царь и герой, потому что главная награда для тебя – любовь. Так сказано в 25-ом сонете, одном из моих любимых. Выразительное чтение сонета 25. Четвертый ученик. «С твоей любовью, с памятью о ней Всех королей на свете я сильней», - так написал Шекспир в 29-ом сонете. Пусть горе и беды гнетут его, пусть кто-то успел больше в жизни и в искусстве. Но есть любовь – и душа поднимается в высь и делает тебя властелином мира. Выразительное чтение сонета 29. Аудиозапись музыкального фрагмента. 4.Беседа по выявлению уровня восприятия лирики. Чем вам близки поэтические строки прослушанных сонетов? 5.Литературоведы и биографы. - Сейчас самое время сказать о той, что стала музой шекспировской поэзией о любви. Сонеты Шекспира, судя по всему автобиографичные. Кто она, «смуглая леди» шекспировских сонетов? Какие отношения у поэта были с этой женщиной? Кто вдохновил его на создание столь страстных и горьких строк? И почему в них так много отчаяния, печали и ревности? По этому поводу на протяжении 19-20 веков высказывались разные предположения. В конце 19 века особенно популярна была версия о том, что под образом “смуглой леди” скрывается придворная дама – королевы Елизаветы Мери Фиттон, которую Шекспир мог встретить в кругу Вальтера Рели, знаменитого в ту пору в Англии воина, поэта и путешественника, или среди окружения известного мецената лорда Саутгемптона. Уже в наше время английский историк А. Роуз выдвинул новую гипотезу, согласно которой прототипом возлюбленной Шекспира была итальянка Эмилия, жена Вильяма Ланье, отец которой, Б. Бассано, был придворным музыкантом. Спор вокруг сонетов бушевал не один десяток лет. Главным был вопрос: кто такая «смуглая дама», которой посвящены сонеты. Многие считают, что Шекспир просто выдумал образ этой женщины. Но от толкователей ускользал тот момент, что шекспировская героиня, была изображена отличавшейся от идеала того времени. Сознавая, что беда не в черном лице, а в “поступках черных”, он, тем не менее, словно зачарованный, не в состоянии “покинуть рай, ведущий прямо в ад”. Не в силах совладать с собой, он унижается, умоляет о жалости, называет свою любовь болезнью. Таким образом, Шекспир поведал едва ли не все о себе и своей «смуглой даме», почти все, кроме ее имени. 6.Презентация раздела книги «Сонеты о возлюбленной» (работа -ой группы). Первый ученик. Так уж ли важно для восприятия поэзии Шекспира имя? Его сонеты – вершина поэтического творчества, и ценность их в чувстве, в отношении к любимой. Его любимая прекрасна, хоть и не соответствует идеалу красоты. Поэт любит именно такую не божественную, а земную женщину. Выразительное чтение сонета 130. Второй ученик. Меня поражает своим накалом чувств сонет 133. Образ возлюбленной вызывает в душе поэта грусть, печаль, боль. «Смуглая леди» непостоянна в своих чувствах. Возлюбленная соблазняет друга, и поэт страдает от предательства двух близких людей, но готов ради счастья уйти. Выразительное чтение сонета 133. Аудиозапись музыкального произведения М. Таривердиева «Любовь слепа… » сонет 137. Третий ученик. И все-таки поэт любит свою «смуглую даму». Он «не соревнуется с творцами од», но подбирает самые искренние и нежные слова о любимой в сонете 21, который мне очень нравится. Выразительное чтение сонета 21. Четвертый ученик. Сонеты Шекспира навсегда сохранили память о любимой и к нашему разделу «Сонеты о возлюбленной» предлагаем эпиграфом взять слова из сонета 81: « Я памятник тебе в стихах воздвиг». 7.Беседа по выявлению уровня восприятия лирики. Какой мы видим возлюбленную Шекспира в его сонетах? Редактор. Портреты «смуглой дамы» не сохранились. Наши художники предлагают свое виденье образа. 8.Презентация и защита работ группы художников. Редактор. Какой из портретов на ваш взгляд, может быть помещен в наш сборник? 9.Презентация раздела книги «Сонеты о друге» (работа -ей группы). Учитель. В веках оставил Шекспир и образ своего друга, рассказав о благородстве и силе дружбы, о тяжком бремени ревности, о мудрости прощения. Что же известно об этом человеке? Литературоведы и биографы. Достоверных сведений о том, кто был другом Шекспира, нет. Называют имена Ретленда, Пембрука, лорда Саутгемптона, который мог быть меценатом поэта. Отношение поэта к другу исполнено восхищения, самой искренней любви, но говоря о ней, Шекспир сохраняет некоторую дистанцию, то ли необходимую для сохранения его чувства, близкого к поклонению, то ли диктуемую социальным различием, если принять за гипотезу, что адресатом сонетов был юный аристократ. В тоже время поэт исполнен внутреннего достоинства, тем более, что поэзия не только берет от любви вдохновение, но и способно дать ей вечность. В сонетах к другу обращает на себя внимание мастерство портретной характеристики Шекспира, умение в лаконичной форме нарисовать облик героя: «белокурый юноша», «светловолосый, светлоглазый», очень красивый. Первый ученик. Тема дружбы, как и тема любви, у Шекспира звучит искренне, открыто. Поэт раскрывает нам самое сокровенное. Дружба для него священна. В сонетах он не только описывает красоту своего друга, но говорит о его сердце. К сонетам о дружбе возьмем эпиграфом слова из 53-го сонета: «Но сердца нет ни у кого верней…» Второй ученик. Мне бы хотелось внести в нашу книгу 50-ый сонет Шекспира. Друг – это твое второе «я», тот кто поможет и поддержит. Когда предстоит разлука, хочешь, чтобы это время наступило как можно позже. Выразительное чтение сонета 50. Третий ученик. Сонет, о котором мне хотелось бы сказать, отразил сложный, даже трагический период отношений Шекспира и его друга, когда из-за измены любимой приходится терять и друга. Но поэт все равно верен дружбе, и счастье друга выше своей боли. Выразительное чтение сонетов 120, 134. 10. Беседа по выявлению уровня восприятия лирики. Созвучно ли вам понимание дружбы Шекспиром? Аудиозапись музыкального фрагмента. 11. Презентация раздела книги «Сонеты лирико-философской направленности» (работа -ей группы). Первый ученик. Мне очень нравятся сонеты о любви, но читая сборник, я поняла: поэт размышляет не только о любви и дружбе. Его волнует все, что происходит вокруг. Красота природы, быстротечность жизни, взаимоотношения между людьми, несправедливые и жестокие законы общества. Об этом он говорит открыто: «В любви и в слове правда – мой закон». Эти слова Шекспира из 21-го сонета мы предлагаем как эпиграф к этому разделу книги. Выразительное чтение сонета 7. Второй ученик. Природа и человек… Как они близки. В увядании природы мы видим и угасание человеческой жизни. Цветы оставляют нам запах – воспоминание о лете. А человек – память о себе и о своих делах. Выразительное чтение сонета 5. Третий ученик. Меня поражает, с каким негодованием поэт говорит о человеческой подлости, злобе, зависти, желании судить другого, но не самого себя, умении видеть в другом только пороки. Шекспир против таких отношений между людьми. Выразительное чтение сонетов 66, 121. 12.Беседа по выявлению уровня восприятия лирики. Какое впечатление произвели на вас 66 и 121 сонет? Учитель. Сонеты Шекспира принадлежат к замечательным образцам эпохи Возрождения. В них звучат темы любви, дружбы, отражены размышления о жизни, об искусстве. Отличительная черта сонетов Шекспира – передача тончайших переживаний человека, в красочных, порой неожиданных образах. Не оставила равнодушными поэзия Шекспира и нас. Подходит к концу работа над сборником любимых сонетов Шекспира. Редакционная коллегия представит его проект. 13.Презентация проекта сборника «Венок шекспировских сонетов» на интерактивной доске или мониторах компьютеров (работа редакционной коллегии).
IV.Рефлексия. Подведение итогов урока. Беседа (прием «Микрофон»). Отражают ли материалы сборника, составленного на уроке, ваше понимание поэзии Шекспира?
V.Домашнее задание. Высокий уровень. Написать сонет. Достаточный уровень. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Лирический герой сонетов Шекспира». Средний уровень. Составить свой сборник любимых сонетов Шекспира.
Рекомендации по подготовке урока. Опережающее задание: класс делится на 5 групп (см. материалы урока). Группы получают задания: подобрать необходимый материал по теме и сонеты с обоснованием выбора. Группы готовят материал на электронных носителях. В ходе урока редакционная коллегия формирует проект, используя подготовленные материалы, вносит изменения и дополнения. |
Автор разработки: Рябошапка Наталья Богдановна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 873 | Загрузок: 219 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |