Главная » Разработки уроков » Литература

В. Гаршин „Сказка о розе и жабе”

Цели: 

познакомить учащихся с писателем, с содержанием сказки, определить идею произведения;
развивать навыки выразительного чтения; анализа и отбора художественного материала, необходимого для раскрытия главной мысли сказки;
провести наблюдение  над контрастным  изображением  героев;
совершенствовать монологическую речь детей, навыки работы в группе;
воспитывать сострадание и внимательное, заботливое  отношение к тем, кто нуждается в этом.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают содержание сказки; дают развёрнутую характеристику героям произведения; определяют основную мысль произведения; работают в группах.

Базовые понятия: сказка в рассказе; идея; контрастное изображение; литературный герой.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет писателя, схема контрастного изображения героев и композиции сказки, рисунки учащихся к сказке, музыкальная запись, видеоролики, карточки с заданиями для групп, эпиграф:

 Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

 В чужой душе на много лет?

                Л.Мартынов

ХОД УРОКА

І.  Организационный этап.

               Прозвенел звонок,

               Он позвал нас на урок –

               урок литературы.

     Мир литературы так ярок и дивно богат,

     Так красочен, восхитителен и потрясающ,

     Что я с удовольствием вас всех приглашаю

     На час о заботах, проблемах забыть

     и в сказочный мир со мною войти!        

ІІ. Актуализация опорных знаний  и мотивация учебной деятельности.

 1. Беседа.

О каких сказках мы говорим с вами на уроках литературы в  последнее время?
Чем отличаются и что общего у сказок народных и литературных?

 2.«Угадай автора по названию сказки».

     «Снежная королева»… (Г.Андерсен), «Мальчик-звезда»…(О.Уайльд),

     «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…(А.С.Пушкин),

     «Маугли»…(Р.Киплинг).

 3.«Продолжи предложение»: укажи, какую литературу представляют авторы сказок:

      А.С.Пушкин – …(русскую).

      Оскар Уайльд – …(английскую).

      Редьярд Киплинг – …(английскую).

      Ганс Христиан Андерсен – …(датскую).

   4. Продолжение беседы.

-  Тебе хотелось бы познакомиться с новой сказкой?

                Мы с вами сегодня

                в гостях побываем у сказки!

                Маршрутом нелёгким,

                но очень полезным пройдём!

                В мир волшебства

                двери чуть-чуть приоткроем,

                чтоб вновь убедиться:

                всем сказка нужна!

                Нас сказочный мир за собой увлекает

                и к добрым поступкам, делам призывает!

ІІІ.Сообщение темы и цели урока.

ІV.Восприятие новых знаний.

1.Слово учителя.

       Даты жизни писателя: 14 февраля 18555г. – 19 марта 1888г.

Место рождения: Екатеринославская губерния (Днепропетровская область).          Всеволод Михайлович Гаршин рано выучился читать. Тихие долгие вечера в глухой забытой деревушке с отцом мальчик коротал за книгой. Целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, возился с жуками, ящерицами, лягушками, наблюдал повадки зверей. Любовь к природе, зародившуюся здесь, среди степных просторов, сохранит он на всю жизнь.

Неудивительно, что всё так достоверно и живо в сказках Всеволода Гаршина. Вы не увидите в них сказочных деревьев и цветов, не попадёте в тридевятое царство, не встретите знакомых вам по другим сказкам Бабу-ягу и Змея Горыныча. Нет, обычные утки, лягушки, ящерицы, да розовый куст в тени дачного участка, да копна сена, пересохшего от жары…Необычно только то, что простая роза умеет чувствовать и думать, она стремится к солнцу и добру, а улитки, муравьи, мухи и кони рассуждают о жизни. А за всеми этими героями – сам писатель. Его доброта, огромный талант сострадания, потребность откликнуться на чужую боль. Откройте любой рассказ или сказку Гаршина, и вы убедитесь, что это так, и, может быть, даже узнаете про «то, чего не было»…

 2.Проблемный вопрос.

    «Сказка о жабе и розе» - сказка или рассказ?

3.Беседа по содержанию «Сказки о жабе и розе».

 - О каких событиях рассказывает автор? С чьими жизнями мы знакомимся, читая это произведение? (В случае затруднения:  Только ли о жабе и розе эта сказка?)

      (Это грустная история о маленьком больном мальчике семи лет, который живёт вместе со взрослой старшей сестрой в деревне).

- Возвращаемся к проблемному вопросу. Произведение сложное по построению: в историю о больном мальчике включена сказка о розе и жабе. Перед нами не сказка и не рассказ, а сказка в рассказе. (Схема композиции сказки).

- Что окружает розу? Как автор описывает цветник и розу?

      (Выборочное чтение текста  от слов: «Цветник был очень запущен…» до слов: «…и этот запах был её словами, слезами и молитвой». Чтение сопровождается музыкой).

- Можно ли понять отношение писателя к образу розы? Назовите слова и выражения, помогающие нам понять авторскую позицию?

      (Автор любуется цветком, любит розу, сочувствует ей, тревожится за неё. Он использует для её описания эпитеты: «нежный и роскошный цветок», «пышная роза», «нежный, тонкий и свежий запах», «нежные лепестки», «душистое и прекрасное создание», «бедное создание», «самое красивое создание в цветнике»; олицетворения: «увидела небо», «роза точно плакала», «роза росла и красовалась», «роза содрогнулась», «она завидовала бабочкам», «роза поняла, что погибает», «роза слушала эту песню и была счастлива»; слова с уменьшительно-ласкательными  суффиксами: «цветок», « лепестки», «стебелёк»).

- Чем отличается жизнь и внешность жабы от жизни и внешности розы?

(Выборочное чтение текста от слов: «А внизу, между корнями куста…» до слов: «…откуда несётся этот запах», от слов: «Когда она в первый раз увидела цветок…» до слов: «Роза поняла, что погибает». Чтение сопровождается музыкой).

 - Как писатель относится к жабе? Свой ответ аргументируйте.

    (Писателю не нравится жаба, он осуждает её поведение. Она вызывает у него отвращение. Для этого он использует совсем другие художественные средства, которые помогают ему это показать. Например, эпитеты: «жирная старая жаба», «грязно-серые бородавчатые и липкие бока», «безобразная лапа», «злые и безобразные глаза», «скверные липкие лапы»,  олицетворения: «уселась отдыхать», «наелась и собралась отдыхать», «ленилась посмотреть», «прохрипела, повторила», «окровавленная свалилась на землю», «шлёпнулась брюхом», «прыгнула на девушку», «далеко отлетела», «не посмела»; пренебрежительные слова, которые стали устойчивыми словосочетаниями: «жабьи глаза», «жабье сердце»; грубые слова: «я тебя слопаю», которые она прохрипела, повторила шесть раз, называет жабу врагом цветка, злым животным.)

  - Что вы узнали о Васе и его сестре Маше? Как они относились друг к другу? Прочитайте их диалоги в лицах.(Чтение реплик из диалога).

- Что доставляло радость и счастье маленькому Васе? Пронаблюдайте вместе с маленьким героем за жизнью цветника. Расскажите, что вы видите вместе  с ним, какие его чувства разделяете. Что вы можете сказать о душевных качествах мальчика?

   (Выборочное чтение текста от слов: «Он очень любил свой цветник…» до слов: «…и начинал читать принесенную с собой книжку», от слов: «…он оставлял раскрытую книжку…» до слов: «…ёж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!»).

 - Как чуть было не погибла роза?

       (Выборочное чтение текста от слов: «Девушка взяла ножницы…» до слов: «…девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату») ».

- Лучше ли стала жаба, почувствовав, как что-то «странное зашевелилось» в её сердце?

 - Почему любовь жабы к розе испугала прелестный цветок?

 - Почему роза «почувствовала, что её срезали недаром»? Что стало «самым лучшим происшествием в жизни розы»?

- Каков конец этой «Сказки…»?

   (Чтение от слов: «Сестра вложила стебелёк ему в руку…» до конца. Чтение сопровождается музыкой).

- В чём её смысл?

   (Розу срезали. Короткой оказалась её жизнь, но ненапрасной, ведь роза подарила умирающему мальчику радость. Последними словами, которые он прошептал, счастливо улыбаясь, были: «Ах, как хорошо…». В этом и заключается идея сказки, главный её смысл – дарить окружающим радость, учиться быть милосердными, внимательными, заботиться о тех, кто нуждается в этом.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         Ребята, сегодня к нам в гости пришли буквы, и они очень хотят нам помочь при выполнении следующего задания. Найдите эти буквы на стенах в классе, составьте с ними слова.(Дети, составляют три слова

РОЗА                    контраст                     ЖАБА).

4. Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст».

           

            РОЗА                    контраст                     ЖАБА

нежный, роскошный                                        жирная, старая

« прекрасное создание»                               «злое животное»

Тянется к свету,                                   Не радуется ни утру, ни солнцу,

отдаёт красоту другим                         ни хорошей погоде и живёт в щели

(ощущает счастье жизни                              под камнем (едва заметно дыша =

и дарит его другим: «она                    почти мёртвая), «раздувая грязно-

могла только склонив головку,           серые бородавчатые и липкие бока и 

разливать вокруг себя тонкий и            отставив безобразную лапу в сторону»,

свежий запах, и этот запах был          ленилась «подвинуть её к брюху»

её словами, слезами и молитвой)

ЖИЗНЬ ДЛЯ ДРУГИХ                              ЖИЗНЬ ДЛЯ СЕБЯ

Помогает мальчику, т.к.                       В ярости бросилась на Машу, но,

облегчает его страдания                       отброшенная носком башмака, не

перед смертью, погибает                      посмела больше прыгнуть на

сама ради другого.                               девушку и отвоевать розу.

  БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ,                             ЗАБВЕНИЕ, 

БЕССМЕРТИЕ (КНИГА)                  ОДИНОЧЕСТВО, НЕНУЖНОСТЬ

Вопрос для будущих филологов.Как вы думаете, почему роза не отвечает на обращения к ней жабы? Почему между ними нет диалога?

ІV. Обобщение и систематизация знаний.

 1.Беседа.

 - Какие чувства испытываете вы после знакомства со «Сказкой о жабе и розе»: восхищение, сострадание, отвращение? Поделитесь своими впечатлениями.

 - Чего больше всего желали в жизни роза и жаба? Кто из них счастливее?  

 2. Составление синквейна (групповая работа).

                РОЗА                                                    ЖАБА

        нежная, ароматная                             страшная, жирная

   расцветает, благоухает, отдаёт               угрожает, ленится, ползёт,

  Умей дарить окружающим радость!      Жить для себя недостойно!

           Благодарность                                   Отвращение

            

             МАША                                                   ВАСЯ

ласковая, внимательная                           худенький, слабенький, тихий

любит, заботится, переживает                 читает, наблюдает, грустит

Возлюби ближнего своего!                       Он умирает счастливым.

        МИЛОСЕРДИЕ                                      СОЖАЛЕНИЕ

     3.Выступление учащихся с подготовленным творческим проектом на тему: «Умей дарить радость»  (опережающее задание).

 Составляющие творческого проекта:

Эпиграф (пословица по теме проекта).
Сочинение-миниатюра по теме проекта

(можно в стихотворной форме, в форме сказки, газетной статьи и т.д.).

Рисунок по теме проекта (на сюжет сказки).

    Просмотр видеороликов на тему: «Забота о друзьях наших меньших»

   (подготовлены совместно с родителями)

    4. Интерактивный приём «Микрофон».

- Какие нравственные уроки преподнесла нам «Сказка о жабе и розе»?

- Актуальны ли эти уроки в наше время?

  V. Объявление домашнего задания.

 1) Прочитать рассказ Е.И.Носова «Белый гусь» (к следующему уроку внеклассного чтения).

VІ. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

     Заключительное слово учителя.

     Добрый совет вам, ребята, и всем, кто присутствовал на нашем уроке:

          Читайте сказки! Читайте сказки!

          И наслаждайтесь их красотой!

          Ведь жизнь, поверьте, такая же сказка,

          И каждый из нас в этой жизни герой!

В. Гаршин „Сказка о розе и жабе”

Скачать конспект (11.7 Kb)



Автор разработки: Максюченко Валентина Александровна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 4458 | Загрузок: 216 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Гаршин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»