Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: расширить знания учащихся о поэзии времен Великой Отечественной войны, рассказать о поэтах, погибших во время войны; совершенствовать навыки исследовательской работы; способствовать нравственному воспитанию учащихся; формировать у них представление о долге, чести; воспитывать любовь к людям и ненависть к войне. Оборудование: мультимедийная доска, слайды по биографии и творчеству поэтов Вс. Багрицкого, Н. Майорова, Л. Когана, М. Джалиля; сборники стихов разных лет изданий; аудиозаписи песен «Бригантина», «Землянка», «Журавли». Тин урока: урок – устный журнал. Свой добрый век мы прожили Как люди – и для людей. Н. Майоров ХОД УРОКА I. Мотивация учебной деятельности учащихся Вступительное слово учителя – После боя командир полка построил солдат – проводит проверку, называет имя солдата. «Пал смертью храбрых в боях за Родину», – отвечает правофланговый. В минуту, когда произносят эти слова, у всех – от ветеранов до новобранцев – встает перед глазами образ человека, навечно вписанного в списки чести. Погибший, он остается жить, незримый, он находится в строю. Такую поверку ежедневно производит и наше общество. Одна из лучших его черт – память добрых дел. Люди, посвятившие свою жизнь народу, остаются с ним; отдавшие за него жизнь воскресают и живут в его памяти. Так оживают тысячи героев Великой Отечественной войны. Эта война унесла с собой жизни миллионов людей, среди которых были поэты и композиторы, художники и артисты. Сегодня мы с вами поговорим о поэтах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Многие из них были еще очень молоды, ушли на фронт недолюбив, не докурив последней папиросы. Они горячо любили жизнь, они мечтали о счастье, но их молодые сердца были пробиты смертельным огнем войны, их стихи были оборваны вражеской пулей. Они росли от стиха к стиху. Но пришла война, и эти поэты-жизнелюбы встали в строй защитников Родины. И жизнь их оборвалась на высоком и дерзком взлете. Большинство из них не увидели при жизни ни одной напечатанной строки своих произведений. Николай Майоров писал о своих сверстниках: В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем тревожить грустью ясность дней? Свой добрый век мы прожили Как люди – и для людей. Они были примерно вашими сверстниками – Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, Павел Коган. II. Работа по теме урока (Выступления учеников сопровождаются видеопоказом слайдов.) 1-я страница журнала «Всеволод Багрицкий» Всеволод Эдуардович Багрицкий родился в 1922 году. Учился в Одессе в семье известного советского поэта. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны Багрицкий рвется на фронт. Война стала для него и многих других изнурительной работой, грозным, холодным и голодным бытом. О тяжких фронтовых буднях он пишет в своих стихах. Каждое из его стихотворений – штрих к портрету поколения, которое называют огненным. Мы двое суток лежали в снегу Никто не сказал: «Замерз, не могу». Видели мы – вскипала кровь – Немцы сидели у жарких костров,– Но побеждать надо уметь. Ждать, негодуя, ждать и терпеть. По черным деревьям выходит рассвет. По черным деревьям спускалась мгла. Но тихо лежи, раз приказа нет, Минута боя еще не пришла. Слышали (таял снег в кулаке) Чужие слова на чужом языке. Я знаю, что каждый в эти часы Вспомнил все песни, которые знал. Вспомнил о сыне, коль дома сын. Звезды февральские пересчитал. Ракета всплывает... Теперь не жди, товарищ! Вперед! Мы окружили их блиндажи, Мы половину взяли живьем. А ты, ефрейтор, куда бежишь? Пуля догонит сердце твое. ...Кончился бой, теперь отдохнуть. Ответить на письма... И снова в путь. («Ожидание», фронт 1942) Он погиб, не дожив до 20 лет. Это произошло 29 февраля 1942 года на Волковском фронте в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, когда поэт записывал рассказы политрука. На сосне, под которой похоронен Багрицкий, на мемориальной доске высечены слова М. Цветаевой: Я вечности не приемлю, Зачем меня погребли? Мне так не хотелось в землю С родимой моей земли. 2-я страница журнала «Павел Коган» Павел Давидович Коган родился в 1918 году в Киеве. За свою короткую жизнь П. Коган не увидел в печати ни одного стихотворения, подписанного его именем. Он был гражданином с юных лет, он любил свою Родину, восторгался своим временем. Творческий путь талантливого студента Литинститута только начинался. Есть в наших днях такая точность. Что мальчики иных веков Наверно, плакать будут ночью О времени большевиков. И будут жаловаться милым, Что не родились в те года. Когда звенела и дымилась На берег, рухнувшись, вода. Они нас выдумают снова: Косая сажень, твердый шаг, И верную найдут основу, Но не сумеют так дышать, Как мы дышали, как дружили. Как жили мы. Плохие песни мы сложили О поразительных делах. Мы были всякими: любыми, Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили Ревнуя, мучаясь, гордясь. Мы были всякими. Но мучаясь, Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь. Что пусть завидуют они. Они нас выдумают мудрых. Мы будем строги и прямы. Они прикрасят и припудрят, И все-таки пробьемся мы. (1941) Он был романтиком, влюблённым в солнце, землю, земные радости. Юношеская мечта порой уносила его куда-то в неизвестные края, манила удивительными приключениями, звала в дальние моря, и тогда рождалась «Бригантина», озорная и чуть грустная песня Павла Когана во славу странствий, смелости и риска, отвергающая комнатный уют и унылые комнатные разговоры. (Звучит аудиозапись песни «Бригантина».) Когда немцы напали на нашу Отчизну, Коган поступил на курсы переводчиком. Окончив эти курсы, идёт на фронт. «Я очень люблю жизнь,– писал с фронта П. Коган,– но если бы мне пришлось умереть, я умер бы, как надо». Он очень любил жизнь, но 23 сентября 1942 года лейтенант Коган, возглавляя разведку, был убит на сопке под Новороссийском. И пусть я покажусь им низким И их всесытность оскорблю, Я патриот, я воздух русский, Я землю русскую люблю. 3-я страница журнала «Николай Майоров» Николай Петрович Майоров родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Ещё в 10-летнем возрасте начал писать песни. Его лирика повествовала об искренней дружбе и любви, органично вливаясь в поэтический мир. Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, он был уверен, что именно для надежного полета ей нужны тяжёлые крылья и сильная грудь. Именно такими он старался писать свои стихи – земные и прочные, годные для дальних перелётов. Есть в голосе моём звучание металла. Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым. Не всё умрёт, не всё уйдёт в каталог, Но только пусть над именем моим Потомок различит в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли. Мы жгли костры и вспять пускали реки, Нам не хватало неба и воды. Упрямой жизни в каждом человеке Железом обозначены следы. Так в нас запали прошлого приметы. А как любили мы, спросите жен. Пройдут века, и вам дадут портреты. Где нашей жизни ход изображен. Слава, конечно, частенько опаздывает. Но та, которая приходит,– надолго. Слава Николая Майорова слита со славой его поколения – вместе с ним он пришёл к славе в поэзии, с ним, со своим поколением, он утвердился в поэзии, в жизни, с ним навечно внесён в списки бессмертных. Политрук роты Н. Майоров был убит в бою, на Смоленщине, в феврале 1942 года. После его смерти остались стихи, его бессмертное обращение к нам, юношам и девушкам XXI в., песни, рассказывающие о поколении тяжёлых 40-х г. Мы все уставы знали наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти верны. В могилах мы построились в ряды И ждём прихода нового. И пусть не думают, что смертные не слышат, Когда о них потомки говорят. 4-я страница журнала «Муса Джалиль» Муса Джалиль родился 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской губернии в семье бедного крестьянина. В своём еще не совершенном стихотворении «Счастье», написанном в 1919 г., он говорил, что становится на путь борьбы за новую жизнь. Джалиль – гражданин и художник – не только закалился, но и вырос в борьбе. (Звучит аудиозапись песни «Землянка».) НЕ ВЕРЬ! Коль обо мне тебе весть принесут, Скажут: «Устал он, отстал он, упал!» — Не верь, дорогая, слово такое Не скажут друзья. Если верят в меня. Кровью со знамени клятва зовёт. Силу даёт мне движенье вперёд. Так вправе я устать или отстать?! Так вправе я устать и не встать?! Коль обо мне тебе весть принесут. Скажут: «Изменник, он Родину предал», – Не верь, дорогая! Слово такое не скажут друзья. Если любят меня. Я взял автомат и пошел воевать В бой за тебя и за Родину-мать. Тебе изменить и Отчизне моей?! Да что же останется в жизни моей?! Коль обо мне тебе весть принесут. Скажуг: «Погиб он, Муса уже мёртв», – Не верь, дорогая, слово такое не скажут друзья. Если любят меня. Холодное тело засыплет земля,– Песнь огневую засыпать нельзя. Умри, побеждай, а кто тебя мертвым посмеет назвать. Если был ты борцом?! (20 ноября 1943года) В стихотворении «Варварство» Муса Джалиль пишет о том горе, которое постигло наш народ, и о деспотизме фашистских палачей. М. Джалиля бросили в Маобитскую тюрьму. Убедившись окончательно в том. что стальную волю поэта сломить нельзя, в начале 1944 года его казнили. 5-я страница. Презентация поэтических сборников «Лирика военных лет», изданных в разные годы III. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя (Звучит аудиозапись песни «Журавли».) «Свой добрый век они прожили как люди – и для людей». Они умирали, вас немногим старше. Мы должны помнить о них, быть похожими на этих героев в труде и в учебе, в любви к Родине и в преданности своему народу. Очень хорошо об этом сказал поэт Степан Щипачев: Пусть всех имен не назову – Нет кровнее родни. Не потому ли я живу. Что умерли они? Им, им я обязан, знаю я, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. (Звучат последние аккорды песни «Журавли».) |
Автор разработки: Виниченко Татьяна Григорьевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 573 | Загрузок: 199 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |