Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: раскрыть трагедию Жюльена Сореля; продолжать развивать умение анализировать художественные образы, обобщать, делать выводы, высказывать и аргументировано отстаивать собственное мнение; продолжать воспитывать стремление к проявлению творческих способностей, любовь к литературе, культуру речи
Роман-зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека об- виняете в безнравственности! Ф. Стендаль Не думайте, я не проявляю малодушия, Я отомстил за себя. Я заслуживаю смерти. Вот я, берите меня. Молитесь о моей душе. Ф.Шиллер
Ход урока 1.Организационный момент 2.Мотивация учебной деятельности Литературная игра «Пресс-конференция Стендаля» Да, да, вы нисколько не ошиблись, это именно я - Фредерик Стендаль(Анри Бейль) родился я в Гренобле в семье адвоката. Мать умерла, когда мне было 7 лет, воспитанием занималась тетка и отец, но отношения не сложились. Зато настоящего друга и наставника я нашел в лице деда, который был ярым поклонником просветителей. Отец же решил доверить мое воспитание католическому аббату, педагогическое искусство которого привело к тому, что я возненавидел церковь и религию. Закончив школу я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, но наполеоновский переворот полностью изменил мои планы -я вступил в армию и отправился в военные походы. Италия, Германия, Россия…Я видел как горела Москва. Я видел кровь и страдания, понял всю безнравственную сущность войны. Свои впечатления о войне я описал в романе «Пармская обитель». «Я пал с Наполеоном в 1814 году, но лично мне это падение доставило только удовольствие».И все же в моих глазах Наполеон остался сыном революции. Я протестовал против возвращения Бурбонов, я отправился в Италию, где вместе с Байроном приветствовал карбонариев. Я посвятил себя литературе, искусству. Я считал себя романтиком, но на самом деле был ярким представителем реализма. Аналитичность -вот что было главным. «Прогулки по Риму», «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Арманс», «Красное и черное».А еще напряженная работа во французском консульстве. В 1842 я отправился по делам во Францию, где умер от разрыва сердца по дороге в министерство иностранных дел.
Вопросы-ответы 3.Работа над темой урока -Жюльен Сорель и общество. Конфликт личности и среды. Система образов романа Этапы биографии главного героя. Фронтально-групповая работа: (Класс разделен на группы. Учащиеся получили предварительные задания) 1 ряд - Верьер. А) Дайте общую характеристику обитателей города Верьера. (тирания общественного мнения) Б)Охарактеризуйте представителей разных социальных слоев: господ де Реналь, Вально, семейство Сореля, кюре Шелана. В)Сделайте вывод об общественном положении названных персонажей, их личных качествах, жизненных притязаниях и отношении к людям других сословий . 2 ряд - Безансонская духовная семинария А)Расскажите об атмосфере, царившей в семинарии (подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание). Б)Дайте характеристику отдельных персонажей: аббата Пилара, аббата Кастанеды, привратника, некоторых семинаристов. 3 ряд-Париж. Высшее аристократическое общество А)Охарактеризуйте в целом представителей высшего аристократического общества, собиравшихся в доме маркиза де Ла-Моля. Б)Дайте характеристику маркиза де Ла-Моля, его дочери Матильды, Норбера, представителей молодого поколения. В) Каковы отличительные черты описанного Стендалем аристократического общества? (Высокомерие, пресыщенность, скука, «гнет морального удушья») -Составление синканов к образам романа -Работа со схемой диалектика души Жюльена Сореля -Литературная биография Жюльена Сореля (индивидуальные творческие задания) 4.Подведение итогов урока. Беседа с классом: -В чем актуальность проблем затронутых в романе? -Какие нравственные уроки вы вынесли, изучая данное произведение?(Выбор жизненного пути зависит от морального закона совести; ответственность человека за свое поведение; достоинство человека проявляется в умении бороться с обстоятельствами, в умении побеждать в себе раба, в активном участии в жизни; в человеке должны побеждать здоровые моральные начала) Слово учителя Судьба Жюльена Сореля складывалась в тесной взаимосвязи с историческим временем периода Реставрации. Поклонник Наполеона, «человек 93-го года» обречен на расчет и лицемерие. Цвет удачи изменился: чтобы выиграть, нужно ставить на черное. И юноша, мечтая о славе, поставлен перед выбором: остаться никем, или самоутвердиться, одев мундир своего времени-монашью рясу. Жюльен отворачивается от друзей и служит тем, кого ненавидит, сторонник революционеров рвется в аристократическое общество, имея пытливый ум поддакивает дуракам .С девизом «каждый за себя» бросается в бой с жизнью. Умирает гордо и достойно -все конфликты решены, все точки расставлены. Подобно литературным героям человек часто стоит перед выбором: как достичь цели, все ли способы хороши, чего я достоин? 5. Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Мой выбор» или написать эссе« Цели моего жизненного пути» |
Автор разработки: Матвиюк Наталья Владимировна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2502 | Загрузок: 221 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |