Главная » Разработки уроков » Литература

Стендаль «Красное и черное». Нравственные уроки романа

Цели: раскрыть трагедию Жюльена Сореля; продолжать развивать умение анализировать художественные образы, обобщать, делать выводы, высказывать и аргументировано отстаивать  собственное мнение; продолжать воспитывать стремление к проявлению творческих способностей, любовь к литературе, культуру речи

                            

                                      Роман-зеркало, с которым идешь по большой

                                      дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то

                                      грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив  

                                      на себя это зеркало, а вы этого человека об-

                                      виняете в безнравственности!

                                                                             Ф. Стендаль

                                       Не думайте, я не проявляю малодушия,

                                       Я отомстил за себя. Я заслуживаю смерти.

                                       Вот я, берите меня. Молитесь о моей душе.

                                                                           Ф.Шиллер

 

                                          Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивация учебной деятельности

Литературная игра «Пресс-конференция Стендаля»

Да, да, вы нисколько не ошиблись, это именно я - Фредерик Стендаль(Анри Бейль) родился я в Гренобле в семье адвоката. Мать  умерла, когда мне было 7 лет, воспитанием занималась тетка и отец, но отношения не сложились. Зато настоящего друга и наставника я нашел  в лице деда, который был ярым поклонником просветителей. Отец же решил доверить мое воспитание католическому аббату, педагогическое искусство которого привело к тому, что я возненавидел церковь и религию. Закончив школу я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, но наполеоновский переворот полностью изменил мои планы -я вступил в армию и отправился в военные походы. Италия, Германия, Россия…Я видел как горела Москва.

Я видел кровь и страдания, понял всю безнравственную сущность войны.

Свои впечатления о войне я описал в романе  «Пармская обитель». «Я пал с Наполеоном в 1814 году, но лично мне это падение доставило только удовольствие».И все же в моих глазах Наполеон остался сыном революции.

Я протестовал против возвращения Бурбонов, я отправился в Италию, где вместе с Байроном приветствовал карбонариев. Я посвятил себя литературе, искусству. Я считал себя романтиком, но на самом деле был ярким представителем реализма. Аналитичность -вот что было главным.  «Прогулки по Риму», «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Арманс», «Красное и черное».А еще напряженная работа во французском консульстве.

В 1842 я отправился по делам во Францию, где умер от разрыва сердца по дороге в министерство иностранных дел.

 

Вопросы-ответы

3.Работа над темой урока

-Жюльен Сорель и общество. Конфликт личности и среды. Система образов романа

Этапы биографии главного героя. Фронтально-групповая работа:

(Класс разделен на группы. Учащиеся получили предварительные задания)

1 ряд - Верьер.

А) Дайте общую характеристику обитателей города Верьера. (тирания общественного мнения)

Б)Охарактеризуйте представителей разных социальных слоев: господ де Реналь, Вально, семейство Сореля, кюре Шелана.

В)Сделайте вывод об общественном положении названных персонажей, их личных качествах, жизненных притязаниях и отношении к людям других сословий .

2 ряд - Безансонская духовная семинария

А)Расскажите об атмосфере, царившей в семинарии

(подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание).

Б)Дайте характеристику отдельных персонажей: аббата Пилара, аббата Кастанеды, привратника, некоторых семинаристов.

3 ряд-Париж. Высшее аристократическое общество

А)Охарактеризуйте в целом представителей высшего аристократического общества, собиравшихся в доме маркиза

де Ла-Моля.

Б)Дайте характеристику маркиза де Ла-Моля, его дочери Матильды, Норбера, представителей молодого поколения.

В) Каковы отличительные черты описанного Стендалем аристократического общества? (Высокомерие, пресыщенность, скука, «гнет морального удушья»)

-Составление синканов к образам романа

-Работа со схемой диалектика души Жюльена Сореля

-Литературная биография Жюльена Сореля (индивидуальные творческие задания)

4.Подведение итогов урока.

Беседа с классом:

-В чем актуальность проблем затронутых в романе?

-Какие нравственные уроки вы вынесли, изучая данное произведение?(Выбор жизненного пути зависит от морального закона совести; ответственность человека за свое поведение; достоинство человека проявляется в умении бороться с обстоятельствами, в умении побеждать в себе раба, в активном участии в жизни; в человеке должны побеждать здоровые моральные начала)

Слово учителя

Судьба Жюльена Сореля складывалась в тесной взаимосвязи с историческим временем периода Реставрации. Поклонник Наполеона, «человек 93-го года» обречен на расчет и лицемерие.

Цвет удачи изменился: чтобы выиграть, нужно ставить на черное.

И юноша, мечтая о славе, поставлен перед выбором: остаться никем, или самоутвердиться, одев мундир своего времени-монашью рясу. Жюльен отворачивается от друзей и служит тем, кого ненавидит, сторонник революционеров рвется в аристократическое общество, имея пытливый ум поддакивает дуракам .С девизом «каждый за себя» бросается в бой с жизнью.

Умирает гордо и достойно -все конфликты решены, все точки расставлены.

  Подобно литературным героям человек часто стоит перед выбором: как достичь цели, все ли способы хороши, чего я достоин?

5. Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру

«Мой выбор» или написать эссе« Цели моего жизненного пути»

Стендаль «Красное и черное». Нравственные уроки романа

Скачать конспект (6.2 Kb)



Автор разработки: Матвиюк Наталья Владимировна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2454 | Загрузок: 209 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Стендаль

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»