Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: познакомить с очерком жизни и творчества двух поэтов, определивших целый период развития стихосложения; определить вклад П.Верлена и А.Блока в развитие символизма. Оборудование: Газета, посвященная творчеству А.Блока и П.Верлена; Предварительное задание для групп: 1. Биографы готовят рассказ о жизни П.Верлена и А.Блока и презентацию, используя программу РowerPoint 2. Литературоведы готовят анализ стихотворений П.Верлена и А.Блока 3.Искусствоведы исследуют творческий путь поэтов 4.Языковеды выполняют лингвистический анализ стихотворений П.Верлена и А.Блока Ход урока. Приветствие класса. Почему почти каждого из нас волнует поэтическое произведение, заставляет испытывать чувство эстетического наслаждения? Как удается поэту всего лишь несколькими строками вызвать в нашем воображении целостную картину, почему слова, так хорошо известные в быту, в стихотворении становятся весомыми и значительными? И на все эти вопросы отвечает чудо, называемое поэзией, которое представлено на нашем уроке именами французского поэта Поля Верлена и русского - Александра Блока. И наша задача: доказать, осмысливая творчество двух поэтов, что П.Верлен, по признанию его современников, «был королем поэтов-символистов», а Александр Блок - это «трагический тенор» этой эпохи, как назвала его Анна Ахматова, и мне бы хотелось, чтобы вы, уходя с урока, почувствовали, что творчество двух великих художников стало неотъемлемой частью нашей духовной культуры Символизм - удивительно емкое слово, точно определившее целый период развития стихотворения. Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не все в их творчестве понятно и близко нам, но покоряет несомненная их талантливость, неординарность. - Что вам известно и символизме как о литературном направлении? (Ответы учащихся) Вывод учителя: (Вы обратили внимание на создание новой системы поэтической образности, на глубину мысли, мастерство слова, внимания к мельчайшим движениям души). Много в теории символистов от философии Соловьева, он выступал за нравственное совершенствование. А искусство для философа Шопенгауэра - музыка, которая может проникнуть в сущность вещей. II. (Выступления учащихся) Учитель: останавливаясь на творчестве П.Верлена и А.Блока, попытаемся доказать существование вневременной, внесоциальной, вненациональной истины. А поэт, его судьба, философское кредо неотделимы от творчества? - Каким увидел П.Верлена один из учащихся? (очерк из жизни П.Верлена) Биография Поля Верлена (выступление биографов) Я, Поль Мари Верлен родился 29 марта 1844 в г. Меце в семье военного инженера. Семья переезжала с места на место, ив 1851г. поселились в Париже, где и прошли мои школьные годы. После окончания лицея изучал юриспруденцию в университете. Увлечение наукой быстро прошло, кроме того, материальное состояние семьи с уходом отца на пенсию сильно пошатнулось, и я устраиваюсь мелким служащим в одном из парижских районов. В 1870 г. женился на парижанке Матильде Моте. Моя влюбленность, надежда на будущую семейную идиллию отразились в стихах, что вошли в сборник «Добрая песня». К сожалению, семейное счастье оказалось кратковременным. В следующем году город охватило пламя народного восстания в дни Парижской коммуны. Работаю в бюро революционной прессы, готовлю сборник стихов общественно - политического содержания. Я в восторге от республиканских идей, сердцем и умом с восставшими. Однако этот восторг скоро прошел: наступило трагическое для коммунаров время, когда в город ворвались вооруженные до зубов версальцы и началась жестокая расправа над теми, кто защищал коммуну. Именно тогда произошло мое знакомство с Артюром Рембо, автором стихийно-бунтарских стихов, который стал моим «черным гением». Мои книги стали душой читателей, ими увлекалась парижская богема. Но счастья не было. Задавленный безденежьем, нищетой, я смотрел на свою славу, как на иронию судьбы. Вывод учителя: жизнь Поля Верлена, полная драматизма, без остатка была отдана искусству - поэзии. Искусствоведы: Как личная жизнь отразилась в его творчестве? Искусствовед I: Стихи Поль Верлен начал писать в школьные годы, одно из них осмелился послать метру французской поэзии и прозы В.Гюго, ответа не получил, но и писать не бросил. Верлен начал писать литературные сонеты, которыми был богат Париж того времени, сблизился со многими поэтами, его внимание привлекла группа, издававшая сборник «Современный Парнас». Общее в поэзии символистов и парнасцев - мотивы отчаяния, неверия, та же тоска. Искусствовед 2: Большое влияние на поэта оказала книга Шарля Бодлера «Цветы зла», печальная и трагическая атмосфера которой не только наполнила мироощущение юного последователя, но и заставила его идти дальше и в другом направлении. Когда слушаешь стихи Верлена, то нельзя обойти самую характерную её черту - музыкальность. Единство музыкальности, простоты и лиризма в поэзии Верлена привлекало композиторов. На его тексты писали музыку композиторы разных поколений и стран - от современников поэта Дебюсси и Равеля до наших современников Буевского и Тухманова. (звучит музыка). - Поделитесь впечатлениями и ощущениями от услышанного? III. Учитель. Каждый человек, а тем более поэт входит в мир по-своему. Начало века было трудным и противоречивым, не поддающимся однозначной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений. Блок же пришел в мир не с недовольством и недоверием, а с любовью. Удивительные чувства вызывала личность А.Блока у современников. «Никогда, ни раньше, ни потом - свидетельствовал К.Чуковский, - я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм». - Так ли это? (о жизни Блока рассказывает биограф) Родился я в семье дворянских интеллигентов, воспитывался в стенах петербургского университета. Дед мой, Бекетов, известный ученый-ботаник был ректором. В семье господствовали литературные интересы. Женщины по материнской линии были писательницами или переводчицами. Своё детство я провел в имении Шахматово, где царила атмосфера стародавних культурных традиций. Тургенев, Достоевский были не только почитаемыми писателями, но добрыми гостями в нашем доме. Учился в петербургском университете, познакомился с дочерью великого русского химика Д.И.Менделеева - Любовью Дмитриевной. И в 1903 году женился на ней. Жить и творить пришлось в одну из самых трагических эпох русской истории - кризис старого мира и свершения революционного перелома. Вывод учителя: жизнь Александра Блока не менее драматична, также без остатка была отдана искусству поэзии. Искусствовед 1-й: в начале столетия А.Блок вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся в петербургском журнале «Новый путь» и московском альманахе «Северные цветы». Вскоре вышло в свет его книга «Стихи о прекрасной даме». Реальным прототипом героини «Стихов...» стала Любовь Менделеева, поэтизация возлюбленной возводится в степень благоговейной молитвы земного отрока нездешней даме. Искусствовед 2-й: вся атмосфера, окружавшая А.Блока в детстве и в юности, способствовала воспитанию в нем чувства отвращения к пошлости, мещанству. Приобщала к подлинной культуре и искусству. Однако будущий поэт воспитывался в тепличной обстановке. В отрыве от всего того, что лежало за пределами семейного уюта. Если сравнить юношескую лирику А.Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться, что перед нами два разных поэта. Литературный путь он начал, отрешенный от реальной жизни, а закончил убежденным революционно настроенным поэтом. Вывод учителя: И действительно, в начале своего творческого пути Блок прошептал: «Я отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу». И позднее поэт во весь голос заявил: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю и приветствую звоном щита». - Читает ученик отрывок «На поле Куликовом», IV. Учитель: думаю, подошло время дать слово литературоведам, которые поработали с монографическими статьями, критической литературой, анализируя творческий путь П.Верлена и А.Блока. - Литературоведы, пожалуйста, сопоставляйте, сравнивайте, выделяйте: Литературовед 1-й: среди стихотворений Верлена есть такие, в которых сквозь мелодии потустороннего мира, мистических грез пробивался нежный голос любви, объектом которого был идеальный женский образ, внеземной богини, феи, которая могла разгадать знаки бытия, читать скрытые мысли, разбираться в самых сложных человеческих чувствах, благотворно влиять на разочарованного и подавленного человека, вселять в сердце надежду на будущее счастье. Литературовед 2-й: молодой поэт создал в европейской поэзии образ очаровательной феи, прекрасной дамы. Стихи Верлена и Блока обратили внимание читателей не только своим содержанием, образами, но и удивительной изысканностью поэтической формы, безупречной организацией, благозвучием, (чтение стихотворений)
Вывод учителя: как мы видим, тема любви; занимая большое место в проблематике поэзии П.Верлена и А.Блока, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о родине, смысле человеческого существования. V. В мастерской стиха. Думаю, что вы, ребята, подготовлены к тому, чтобы поработать в мастерской стиха, где поэты «изводят единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Для идейно-художественного анализа предлагаю два стихотворения: А.Блока и П. Верлена. а) А. Блок «Сумерки, сумерки вешние»; Б) П. Верлен «Осенняя песня» - В чем особенность этих стихотворений? (ответы учащихся). Вывод учителя: стихотворения - это образец символизма, т.к. всё в них туманно, неопределенно, музыкально; стихотворения философичны: мы слышим диалог лирического героя с природой. Большую роль играют эпитеты, метафоры, они оказывают эмоциональное воздействие, позволяют ощутить авторскую позицию. Символы образуют переносные значения. (Слово Вам, языковеды). Языковед 1-й: Вымышленный мир в «Стихах о прекрасной даме» противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в обобщенных образах, герой находится в состоянии надежд, ожидания. В плане мистической символики воспроизводятся картины природы, обстановка. Языковед 2-й: В стихотворении П. Верлена «Осенняя песня» все навеяно меланхолией. Пейзаж насыщен заостренной трагической сутью. «Мертвым местом» стали и природа и поэт: все несется порывом холодного ветра. Настроение осенней грусти отражается в душе лирического героя всхлипыванием, рыданиями, вызывая чувства тоски. Все это передано не только при помощи лексики, семантики слов, но и звуковых повторов. Учитель: - Поэтому, чтобы услышать, воспринять всю красоту тонов и полутонов словесной палитры, нужно услышать хотя бы несколько строк «Осенней песни» на языке оригинала: Les sanglots longs des violons de l’automne blessent mon coeur d’une langueur monotone. Учитель: «Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. Поэтический образ, казалось бы, чуть намечен, но обладает большой емкостью и, завораживая, уводит за собой». - О ком эти строки? (Ответы учащихся). Учитель: я вас разочарую, если скажу, что эти строки о японских трехстишиях (хокку). Вспомните, что они собой представляют? Хокку - лирические стихотворение, которое изображает жизнь природы и человека в их слитном единстве. Иногда все хокку - развернутая метафора, но её прямое значение скрыто в подтексте. Как свищет ветер осенний! Тогда лишь поймете мои стихи, Когда заночуете в поле. Хокку учит искать скрытую красоту в простом, незаметном. - С какой целью на уроке я использовала сведения о хокку? (ответы учащихся). Учитель: эта ассоциация дана для того, чтобы через сжатую поэтическую формулу древнейшего, на настоящего поэтического искусства вглядеться в лирику Блока и Верлена. А истина познается в сравнении. Я возвращаюсь к понятиям: вневременной, внесоциальной - речь идет об общечеловеческих ценностях. - Какие общественные ценности воспеты поэтами? (ответы учащихся). Любовь - понятие многозначное, умение понимать другого – сопереживать. Учитель: И подтверждением всего вами сказанного является стихотворения А.Блока «Я вам поведал неземное», которое мы прослушаем. VI. Заключение. Желаю постичь умом и сердцем красоту поэтического слова. Великий древнегреческий баснописец Федр в своих «Эзоповых баснях» на праздный вопрос болтуна «Зачем, Эзоп, ты днем с огнем расхаживаешь» - достойно и внушительно ответил: «Ищу человека» Наша цель: через уроки литературы в каждом из вас найти Человека. |
Автор разработки: Ринденко Н. О. Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 605 | Загрузок: 176 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |