Главная » Разработки уроков » Литература

«Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен» страницы творчества поэтов-символистов А.Блока и Поля Верлена)

Цели:

познакомить с очерком жизни и творчества двух поэтов, опреде­ливших целый период развития стихосложения;

определить вклад П.Верлена и А.Блока в развитие символизма.

Оборудование:

Газета, посвященная творчеству А.Блока и П.Верлена;
портреты поэтов;
музыкальное сопровождение (диск с песнями Д. Тухманова. Альбом «По волнам моей памяти»).
компьютерная презентация

Предварительное задание  для групп:

1. Биографы готовят рассказ о жизни П.Верлена и А.Блока и презентацию, используя программу РowerPoint

2. Литературоведы готовят анализ стихотворений П.Верлена и А.Блока

3.Искусствоведы исследуют творческий путь поэтов

4.Языковеды выполняют лингвистический анализ стихотворений П.Верлена и А.Блока

Ход урока.

Приветствие класса.
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя

Почему почти каждого из нас волнует поэтическое произве­дение, заставляет испытывать чувство эстетического наслаждения? Как удается поэту всего лишь несколькими строками вызвать в нашем вооб­ражении целостную картину, почему слова, так хорошо известные в быту, в стихотворении становятся весомыми и значительными? И на все эти вопросы отвечает чудо, называемое поэзией, которое представлено на нашем уроке именами французского поэта Поля Верлена и русского - Александра Блока.

И наша задача: доказать, осмысливая творчество двух поэтов, что П.Верлен, по признанию его современников, «был королем поэтов-символистов», а Александр Блок - это «трагический тенор» этой эпохи, как назвала его Анна Ахматова, и мне бы хотелось, чтобы вы, уходя с урока, почувствовали, что творчество двух великих художников стало неотъем­лемой частью нашей духовной культуры

Символизм - удивительно емкое слово, точно определившее целый период развития стихотворения. Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не все в их творчестве понятно и близко нам, но покоряет несомненная их талантливость, неординарность.

- Что вам известно и символизме как о литературном направлении? (Ответы учащихся)

Вывод учителя:

(Вы обратили внимание на создание новой системы поэтической образ­ности, на глубину мысли, мастерство слова, внимания к мельчайшим движениям души).

Много в теории символистов от философии Соловьева, он высту­пал за нравственное совершенствование. А искусство для философа Шопенгауэра - музыка, которая может проникнуть в сущность вещей.

II. (Выступления учащихся)

Учитель: останавливаясь на творчестве П.Верлена и А.Блока, попыта­емся доказать существование вневременной, внесоциальной, вненациональной истины. А поэт, его судьба, философское кредо неотделимы от творчества?

- Каким увидел П.Верлена один из учащихся?

(очерк из жизни П.Верлена)

Биография Поля Верлена (выступление биографов)

Я, Поль Мари Верлен родился 29 марта 1844 в г. Меце в семье

военного инженера. Семья переезжала с места на место, ив 1851г. посе­лились в Париже, где и прошли мои школьные годы.

После окончания лицея изучал юриспруденцию в университете. Увлечение наукой быстро прошло, кроме того, материальное состояние семьи с уходом отца на пенсию сильно пошатнулось, и я устраиваюсь мелким служащим в одном из парижских районов.

В 1870 г. женился на парижанке Матильде Моте. Моя влюбленность, надежда на будущую семейную идиллию отразились в стихах, что во­шли в сборник «Добрая песня». К сожалению, семейное счастье оказалось кратковременным. В следующем году город охватило пламя на­родного восстания в дни Парижской коммуны. Работаю в бюро револю­ционной прессы, готовлю сборник стихов общественно - политическо­го содержания. Я в восторге от республиканских идей, сердцем и умом с восставшими. Однако этот восторг скоро прошел: наступило трагиче­ское для коммунаров время, когда в город ворвались вооруженные до зубов версальцы и началась жестокая расправа над теми, кто защищал коммуну.

Именно тогда произошло мое знакомство с Артюром Рембо, ав­тором стихийно-бунтарских стихов, который стал моим «черным гени­ем».

Мои книги стали душой читателей, ими увлекалась парижская бо­гема. Но счастья не было. Задавленный безденежьем, нищетой, я смот­рел на свою славу, как на иронию судьбы.

Вывод учителя: жизнь Поля Верлена, полная драматизма, без остатка была отдана искусству - поэзии.

Искусствоведы:

Как личная жизнь отразилась в его творчестве?
Что способствовало расцвету его таланта?
С кем из представителей культуры он поддерживал тесные отно­шения?

Искусствовед I:

Стихи Поль Верлен начал писать в школьные годы, одно из них ос­мелился послать метру французской поэзии и прозы В.Гюго, ответа не получил, но и писать не бросил.

Верлен начал писать литературные сонеты, которыми был бо­гат Париж того времени, сблизился со многими поэтами, его внимание привлекла группа, издававшая сборник «Современный Парнас». Общее в поэзии символистов и парнасцев - мотивы отчаяния, неверия, та же тоска.

Искусствовед 2:

Большое влияние на поэта оказала книга Шарля Бодлера «Цветы зла», печальная и трагическая атмосфера которой не только наполнила миро­ощущение юного последователя, но и заставила его идти дальше и в другом направлении.

Когда слушаешь стихи Верлена, то нельзя обойти самую характер­ную её черту - музыкальность.

Единство музыкальности, простоты и лиризма в поэзии Верлена привлекало композиторов. На его тексты писали музыку композиторы разных поколений и стран - от современников поэта Дебюсси и Равеля до наших современников Буевского и Тухманова.

(звучит музыка).

- Поделитесь впечатлениями и ощущениями от услышанного?

III. Учитель.

Каждый человек, а тем более поэт входит в мир по-своему. Начало века было трудным и противоречивым, не поддающимся одно­значной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений.

Блок же пришел в мир не с недовольством и недоверием, а с лю­бовью. Удивительные чувства вызывала личность А.Блока у современ­ников.

«Никогда, ни раньше, ни потом - свидетельствовал К.Чуковский, - я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зри­мо исходил магнетизм».

- Так ли это?

(о жизни Блока рассказывает биограф)

Родился я в семье дворянских интеллигентов, вос­питывался в стенах петербургского университета. Дед мой, Бекетов, из­вестный ученый-ботаник был ректором. В семье господствовали лите­ратурные интересы. Женщины по материнской линии были писательницами или переводчицами. Своё детство я провел в имении Шахматово, где царила атмосфера стародавних культурных традиций.

Тургенев, Достоевский были не только почитаемыми писателями, но добрыми гостями в нашем доме.

Учился в петербургском университете,  познакомился с дочерью великого русского химика Д.И.Менделеева - Любовью Дмитриевной. И в 1903 году женился на ней. Жить и творить пришлось в одну из самых трагических эпох русской истории - кризис старого мира и свершения революционного перелома.

Вывод учителя: жизнь Александра Блока не менее драматична, также без остатка была отдана искусству поэзии.

Искусствовед 1-й: в начале столетия А.Блок вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся в петербургском журна­ле «Новый путь» и московском альманахе «Северные цветы». Вскоре вышло в свет его книга «Стихи о прекрасной даме». Реальным прототи­пом героини «Стихов...» стала Любовь Менделеева, поэтизация воз­любленной возводится в степень благоговейной молитвы земного отро­ка нездешней даме.

Искусствовед 2-й: вся атмосфера, окружавшая А.Блока в детстве и в юности, способствовала воспитанию в нем чувства отвращения к по­шлости, мещанству. Приобщала к подлинной культуре и искусству. Од­нако будущий поэт воспитывался в тепличной обстановке. В отрыве от всего того, что лежало за пределами семейного уюта. Если сравнить юношескую лирику А.Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться, что перед нами два разных поэта. Литературный путь он начал, отрешенный от реальной жизни, а закончил убежденным ре­волюционно настроенным поэтом.

Вывод учителя: И действительно, в начале своего творческого пути Блок прошептал: «Я отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу».

И позднее поэт во весь голос заявил: «Узнаю тебя, жизнь! Прини­маю и приветствую звоном щита».

- Читает ученик отрывок «На поле Куликовом»,

IV. Учитель: думаю, подошло время дать слово литературоведам, кото­рые поработали с монографическими статьями, критической литературой, анализируя творческий путь П.Верлена и А.Блока.

- Литературоведы, пожалуйста, сопоставляйте, сравнивайте, выделяйте: Литературовед 1-й: среди стихотворений Верлена есть такие, в кото­рых сквозь мелодии потустороннего мира, мистических грез пробивался нежный голос любви, объектом которого был идеальный женский об­раз, внеземной богини, феи, которая могла разгадать знаки бытия, чи­тать скрытые мысли, разбираться в самых сложных человеческих чувст­вах, благотворно влиять на разочарованного и подавленного человека, вселять в сердце надежду на будущее счастье.

Литературовед 2-й: молодой поэт создал в европейской поэзии образ очаровательной феи, прекрасной дамы. Стихи Верлена и Блока обрати­ли внимание читателей не только своим содержанием, образами, но и удивительной изысканностью поэтической формы, безупречной органи­зацией, благозвучием, (чтение стихотворений)

П.Верлен

А.Блок

1. Стихотворение «Мой давний сон»

2 . Стихотворение «Соловей».

1. Стихотворение «Предчувст­вую тебя»

2. Стихотворение «Осенняя воля»

Вывод учителя: как мы видим, тема любви; занимая большое место в проблематике поэзии П.Верлена и А.Блока, существует не сама по се­бе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышле­ниями о родине, смысле человеческого существования.

V. В мастерской стиха.

Думаю, что вы, ребята, подготовлены к тому, чтобы поработать в мас­терской стиха, где поэты «изводят единого слова ради тысячи тонн

словесной руды». Для идейно-художественного анализа предлагаю два стихотворения: А.Блока и П. Верлена.

а) А. Блок «Сумерки, сумерки вешние»;

Б) П. Верлен «Осенняя песня»

- В чем особенность этих стихотворений? (ответы учащихся).

Вывод учителя: стихотворения - это образец символизма, т.к. всё в них туманно, неопределенно, музыкально; стихотворения философичны: мы слышим диалог лирического героя с природой. Большую роль играют эпитеты, метафоры, они оказывают эмоциональное воздействие, позво­ляют ощутить авторскую позицию.

Символы образуют переносные значения. (Слово Вам, языковеды). Языковед 1-й:

Вымышленный мир в «Стихах о прекрасной даме» противопостав­лен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в обобщенных образах, герой находится в состоянии надежд, ожидания. В плане мистической символики воспроизводятся картины природы, об­становка.

Языковед 2-й:

В стихотворении П. Верлена «Осенняя песня» все навеяно меланхолией. Пейзаж насыщен заостренной трагической сутью. «Мертвым местом» стали и природа и поэт: все несется порывом холодного ветра. Настрое­ние осенней грусти отражается в душе лирического героя всхлипывани­ем, рыданиями, вызывая чувства тоски. Все это передано не только при помощи лексики, семантики слов, но и звуковых повторов.

Учитель:

- Поэтому, чтобы услышать, воспринять всю красоту тонов и полутонов словесной палитры, нужно услышать хотя бы несколько строк «Осенней песни» на языке оригинала:

Les sanglots longs

des violons

de l’automne

blessent mon coeur

d’une langueur

monotone.

Учитель:

«Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. Поэтический образ, казалось бы, чуть намечен, но облада­ет большой емкостью и, завораживая, уводит за собой».

- О ком эти строки? (Ответы учащихся).

Учитель: я вас разочарую, если скажу, что эти строки о японских трехстишиях (хокку).  Вспомните, что они собой представляют?

Хокку - лирические стихотворение, ко­торое изображает жизнь природы и человека в их слитном единстве. Иногда все хокку - развернутая метафора, но её прямое значение скры­то в подтексте.

Как свищет ветер осенний! Тогда лишь поймете мои стихи, Когда заночуете в поле. Хокку учит искать скрытую красоту в простом, незаметном.

- С какой целью на уроке я использовала сведения о хокку?

(ответы учащихся).

Учитель: эта ассоциация дана для того, чтобы через сжатую поэтиче­скую формулу древнейшего, на настоящего поэтического искусства вглядеться в лирику Блока и Верлена. А истина познается в сравнении. Я возвращаюсь к понятиям: вневременной, внесоциальной - речь идет об общечеловеческих ценностях.

- Какие общественные ценности воспеты поэтами?

(ответы учащихся).

Любовь - понятие многозначное, умение понимать другого – сопереживать.

Учитель:

И подтверждением всего вами сказанного является стихотворения А.Блока «Я вам поведал неземное», которое мы прослушаем.

VI. Заключение. Желаю постичь умом и сердцем красоту поэтического

слова. Великий древнегреческий баснописец Федр в своих «Эзоповых баснях» на праздный вопрос болтуна «Зачем, Эзоп, ты днем с огнем расхаживаешь» - достойно и внушительно ответил: «Ищу человека» Наша цель: через уроки литературы в каждом из вас найти Человека.

«Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен»  страницы творчества поэтов-символистов А.Блока и Поля Верлена)

Скачать конспект (272.6 Kb)



Автор разработки: Ринденко Н. О.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 605 | Загрузок: 176 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Верлен, блок

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»