Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель урока: закрепить понятия: романтизм, романтический герой, пафос, композиция; отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль” как средства раскрытия идейного содержания; выяснить, в чем заключается романтический пафос рассказа “Старуха Изергиль”; развивать навыки работы над текстом художественного произведения, анализа образов; развивать умение учащихся работать в команде, правильно распределяя обязанности; развивать навыки публичного выступления; сформировать чувство ответственности за свой жизненный выбор, понимание ценности человеческой жизни, необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям. Оборудование: портрет М. Горького, мультимедийная презентация к уроку; аудиозапись текста, мультфильм «Песня о соколе»; оценочные листы; тетрадь с заданиями для групповой работы, карточки «Литературного лото», двухсторонние красно-голубые листы бумаги. Тип урока: комбинированный урок, с элементами интерактивных технологий. Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа, беседа, работа с текстом литературного произведения, сравнительный анализ, составление схемы, демонстрация презентации, самооцениванивание. Предварительная подготовка к уроку:
Эпиграф к уроку: «… в жизни всегда есть место подвигам» (А.М.Горький «Старуха Изергиль»). Ход урока
Доброе утро, ребята, коллеги, гости. Наш урок мы проведем с использование нетрадиционных элементов. Сегодня вы будете работать в специально подготовленных тетрадях, оценочным листом. Приглашаю всех посмотреть на экран, вслушиваясь в аудиозапись. IІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
"Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.." Учитель. Скажите, с какой интонацией было прочитано это произведение? (Воодушевленно, восторженно, эмоционально, пафосно. Пафос (от греч. p?thos — страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, подъём. Возвышенный стиль, который должен вызывать у слушателя сильные эмоции).
Обратите внимание, на экране представлены полотна художников, литературные и архитектурные произведения эпохи Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Какое художественное направление в искусстве зарождается в данную эпоху? (Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей). Обратите внимание, что традиционно романтическое произведение имеет следующие особенности: 1. Культ необыкновенной личности. 2. Романтический портрет. 3. Романтический сюжет. 4. Романтический пейзаж. 5. Романтическая стилистика. Скажите, почему именно при изучении раннего творчества М.Горького, были продемонстрированы произведения искусства эпохи Возрождения? (В 1895 году, с момента, когда рассказ «Старуха Изергиль» был опубликован в «Самарской газете», Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя). Обговорив такие литературные понятия как «романтизм» и «пафос», определив принадлежность ранних произведений писателя к романтическому направлению, мы подошли к формулировке темы нашего занятия: «Романтический пафос в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». На уроке мы попытаемся исследовать произведения, определив в нем основные особенности романтического направления. Учитель. «Человек – это звучит гордо!» - провозглашает М.Горький. Эта мысль красной нитью проходит через всё творчество писателя. И рассказ «Старуха Изергиль» - не исключение. Действие рассказа разворачивается на фоне романтического пейзажа, который завораживает своей красотой и загадочностью: (Аудиозапись « … по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок… Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки»)
(Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток).
ветер, тучи, луна).
изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору). Проведите работу в парах и подберите примеры из текста («полный диск луны… кроваво-красный», «голубоватая мгла», «ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась».
показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять). ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко. Учитель. Давайте определим композиционные особенности рассказа «Старуха Изергиль» (Это рассказ в рассказе). С такой композицией мы встречались в произведениях И.С. Тургенева (“Ася”), Л.Н. Толстой (“После бала”), М. Горького (“Макар Чудра”, “Песня о Соколе”).
(Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко). Учитель. Входя в класс, каждый из вас выбрал пазл, который символически относится к героям: сердце, крылья, кусочек платка. Соединив их воедино, вы объединились в группы, которые будут работать со своим персонажем: Данко, Ларра, старуха Изергиль.
необходимо выбрать цитаты, которые характеризуют вашего героя, комментируя выбор.
Учитель. Романтический герой — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. У нас возник проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю проанализировать содержание легенд. В ходе нашего обсуждения 3 группа выступит в роли экспертов, которые обобщит сказанное вами в виде таблицы (Слайд). Таблица
считает себя первым на земле).
Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).
эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).
существование, бессмертие).
воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности). Учитель. Назовите героя 3 части. Опишите его портрет.
их на вот этих листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи: Красота. Смелость. Желание помочь окружающим. Любовь к людям. Самопожертвование…) Эти голубые листы с неровными краями похожи на голубые искры, которые путники видели над степью. Давайте попробуем соединить их. (Переворачиваем голубые листы бумаги. С другой стороны они красного цвета. Листы соединяются в форму сердца). Мы собрали из осколков сердце… Сердце смельчака Данко! Сердце, наполненное любовью к людям!
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).
текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).
рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом). Учитель. После проведенной работы, мы можем ответить на проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями? В этом нам помогут наши эксперты (Эксперты знакомят с результатами работы учащихся): Таблица
ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения. Учитель. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры). Учитель. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Задание в группах: Стрелкой необходимо отметить к какому из героев относит себя героиня? Обоснуйте свой выбор. Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь) А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (Ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем). Вывод. Ларра и Данко – сверхлюди, люди – легенды. Они - антиподы. Между ними– земная и реалистичная старуха Изергиль. Она как зеркало отражает то эгоизм одного, то альтруизм другого. Учитель. Ребята, давайте вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием М. Горького о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Вашим домашним задание к этому уроку было составление даймонда по теме «В жизни всегда есть место подвигам» (учащиеся читают свои 7-ми стишия). Даймонд – это семистишие особой формы: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к существительному, 3 строка – 3 глагола или деепричастия, относящиеся к существительному 4 строка – фраза из 4 слов: 1,2 характеризуют 1 существительное, 3,4 – относятся к противоположному понятию 5 строка – 3 глагола или деепричастия 6 строка – 2 прилагательных или причастия 7 строка – 1 существительное. Например, Молодость Красивая, беспечная, Живёт, влюбляется, надеется, молодость счастлива, старость жестока, угасает, умирает, вспоминает горькая, неизбежная старость. Учитель. История о Данко - это очень красивая легенда. Данко – не историческая личность. Он – вымышленный герой. Но разве мало героических примеров в нашей истории?! Вспомним героев ВОВ, которые отдавали свои жизни за Родину, за свой народ, за своих родных и близких, за мирное небо для грядущих поколений… Вспомним ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, которые, рискуя своей жизнью и здоровьем, совершили настоящий подвиг… Вспомним люди благородных профессий: пожарных, работников милиции, спасателей, которым часто приходится рисковать своей жизнью ради других. Пусть, это случается в экстремальных, исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни каждый из нас может научиться преодолевать свой эгоизм, страх, дарить окружающим свою любовь и понимание, а не только брать от жизни все. ІV. Итоги урока. Рефлексия. 1. Давайте сделаем вывод, в чем состоит романтический пафос рассказа? (Романтический пафос ранних произведений Горького обусловлен конфликтом сильной личности и окружающего мира. Писатель исследует этот конфликт всесторонне. Сильная личность в своём противопоставлении обществу может быть носителем как положительных качеств, так и отрицательных. По мнению писателя, нравственная позиция сильной личности приобретает очень важное значение, потому что сильная личность может повлиять на окружающий мир, увлечь, повести за собой). 3. В чём Горький видит назначение человека? (Горький всем своим произведением будто бы провозглашает, что высший смысл существования в служении людям, в способности распорядиться своей жизнью так, чтобы принести как можно больше блага окружающим, даже если этого не понимают и не ценят, в бескорыстной всепрощающей любви и гуманизме). 4. Попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев (поиск музыкальных аналогий): а) музыкальный инструмент (орган, скрипка, рояль) б) композиторы – Бах, Бетховен, Шопен, Чайковский? Слово учителя. Вслушайтесь в слова стихотворения Сергея Острового: В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать, И помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям. VI. Домашнее задание: Дома вы продолжите работу по обогащению своего морально-этического потенциала, напишите сочинение – миниатюра «Что я сделаю для людей?!». Необходимо будет подготовиться к контрольной работе по теме «Литература начала ХХ века. Творчество А.П. Чехова, М. Горького» (повторить конспект, раздел учебника по теме). VII. Работа с оценочными листами. Заполните лист с учетом личного вклада в урок. |
Автор разработки: Лавренко Елена Александровна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2714 | Загрузок: 297 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |