Главная » Разработки уроков » Литература

Романтический пафос рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Цель урока: закрепить понятия: романтизм, романтический герой, пафос, композиция;  отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль” как средства раскрытия идейного содержания; выяснить, в чем заключается романтический пафос рассказа “Старуха Изергиль”; развивать навыки работы над текстом художественного произведения, анализа образов; развивать  умение учащихся работать в команде, правильно распределяя обязанности; развивать навыки публичного выступления; сформировать чувство ответственности за свой жизненный выбор, понимание ценности человеческой жизни, необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование: портрет М. Горького, мультимедийная презентация к уроку; аудиозапись текста, мультфильм «Песня о соколе»; оценочные листы; тетрадь с заданиями  для групповой работы, карточки «Литературного лото»,  двухсторонние красно-голубые листы бумаги.

Тип урока: комбинированный урок, с элементами интерактивных технологий.

Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа,  беседа, работа с текстом литературного произведения, сравнительный анализ, составление схемы, демонстрация презентации, самооцениванивание.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Чтение рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
  • Закладки в тексте к характеристикам образов.
  • Составление даймонда

Эпиграф к уроку:

                                    «… в жизни всегда есть место подвигам»

                                                (А.М.Горький «Старуха Изергиль»).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята, коллеги, гости. Наш урок мы проведем с использование нетрадиционных элементов. Сегодня вы будете работать в специально подготовленных тетрадях, оценочным листом.

Приглашаю всех  посмотреть на экран, вслушиваясь в аудиозапись.

IІ.     Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма «Песня о соколе».

"Безумству храбрых поем мы славу!

 Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как  искры, вспыхнут во мраке  жизни  и  много  смелых  сердец  зажгут  безумной  жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом  всегда  ты  будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!     Безумству храбрых поем мы песню!.."

Учитель. Скажите, с какой интонацией было прочитано это произведение? (Воодушевленно, восторженно, эмоционально, пафосно. Пафос  (от греч. p?thos — страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, подъём. Возвышенный стиль, который должен вызывать у слушателя сильные эмоции).

  1. Демонстрация произведений искусства эпохи Возрождения.

Обратите внимание, на экране представлены полотна художников, литературные и архитектурные произведения эпохи Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей.  

Какое художественное направление в искусстве зарождается в данную эпоху?

(Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей).

Обратите внимание, что традиционно романтическое произведение имеет следующие особенности:

1. Культ необыкновенной личности.

2. Романтический портрет.

3. Романтический сюжет.

4. Романтический пейзаж.

5. Романтическая стилистика.

Скажите, почему именно при изучении раннего творчества М.Горького, были продемонстрированы произведения искусства эпохи Возрождения?  (В 1895 году, с момента,  когда рассказ «Старуха Изергиль» был опубликован в «Самарской газете», Горький заявил о себе как выразитель  и носитель романтической эстетики, а рассказ стал  шедевром раннего творчества писателя).

Обговорив такие литературные понятия как «романтизм» и «пафос»,  определив принадлежность ранних произведений писателя к романтическому направлению, мы подошли к формулировке темы нашего занятия: «Романтический пафос в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль».  На уроке мы попытаемся исследовать произведения, определив в нем основные особенности романтического направления.

Учитель. «Человек – это звучит гордо!» - провозглашает М.Горький. Эта мысль красной нитью проходит через всё творчество писателя. И рассказ «Старуха Изергиль» - не исключение.

            Действие рассказа разворачивается на фоне романтического пейзажа, который завораживает своей красотой и загадочностью:

(Аудиозапись « … по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок… Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки»)

  1. В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

(Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток).

  1. Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо,

 ветер, тучи, луна).

  1. Назовите художественные средств, которые использовал автор в

изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору).

            Проведите работу в парах и подберите примеры из текста («полный диск луны… кроваво-красный»,  «голубоватая мгла», «ночь росла и крепла»,  «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась».

  1. Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа

показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

Учитель. Давайте определим композиционные особенности рассказа «Старуха Изергиль» (Это рассказ в рассказе). С такой композицией мы встречались в произведениях И.С. Тургенева (“Ася”), Л.Н. Толстой (“После бала”),  М. Горького (“Макар Чудра”, “Песня о Соколе”).

  1. Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

(Три части:

1 часть – легенда о Ларре;

2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль;

3 часть – легенда о Данко).

Учитель. Входя в класс, каждый из вас выбрал пазл, который символически относится к героям: сердце, крылья, кусочек платка. Соединив их воедино,  вы объединились в группы, которые будут работать со своим персонажем: Данко, Ларра, старуха Изергиль.

  1. На столе конверт с карточки, содержащие цитаты из текста. Вам

необходимо выбрать  цитаты, которые характеризуют вашего героя, комментируя выбор.

Легенда о Ларре

Легенда о Данко

Рассказ о жизни Изергиль

 

 

 

 

  • «...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц...»
  • «В  очах его светилось много силы и живого огня»
  • «глаза были тусклы»
  •   «Ему сказали, что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим  умом и силой, иногда – жизнью»
  • «Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то чуждые племена и прогнали их с их земель»
  • «…иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень»
  • « ...когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы...»
  • «Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и они обрушились на…»
  • «Ухаживала за мной одна девушка - полька и к ней из другого монастыря… ходил брат – тоже монах»

Легенда о Ларре

Легенда о Данко

Рассказ о жизни Изергиль

«...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц...

«В  очах его светилось много силы и живого огня»

«глаза были тусклы»

 

  «Ему сказали, что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим  умом и силой, иногда – жизнью»

«Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то чуждые племена и прогнали их с их земель»

«…иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень»

« ...когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы...»

«Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и они обрушились на…»

«Ухаживала за мной одна девушка- полька и к ней из другого монастыря… ходил брат – тоже монах»

« И нет ему места среди людей. И смерть не улыбается ему. Вот так был поражен человек за гордость»

«Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья»

« Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».

Учитель. Романтический герой — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах.

У нас возник проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю проанализировать содержание легенд.

В ходе нашего обсуждения 3 группа выступит в роли экспертов, которые обобщит сказанное вами в виде таблицы (Слайд).

                                                                                                 Таблица

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

 

Данко

Ларра

 

1. Отношение к людям

 

 

2. Люди - герой           

 

 

3. Отличительная черта характера         

 

 

4. Отношение к жизни

 

 

5. Легенда и современность   

 

 

6. Поступки, совершаемые героями

 

 

7. Отношение писателя к героям             

 

 

  1. Кто является главным героям первой легенды?
  2. Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера? Опишите его портрет.
  3. Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он

считает себя первым на земле).

  1. Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя.

Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

  1. Чем отличается гордость от гордыни?

Карточка №1

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня - непомерная гордость. Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

  1. К чему приводит крайний индивидуализм героя? (К преступлению,

эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).

  1. Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (Одиночество и вечное

существование, бессмертие).

  1. Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
  2. Каково отношение автора к герою? (Он осуждает героя, в котором

воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).

Учитель. Назовите героя 3 части. Опишите его портрет.

  1. Давайте сейчас попробуем назвать черты, присущие Данко, и запишем

их на вот этих листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи: Красота. Смелость. Желание помочь окружающим. Любовь к людям. Самопожертвование…)

Эти голубые листы с неровными краями похожи на голубые искры, которые путники видели над степью. Давайте попробуем соединить их.

(Переворачиваем голубые листы бумаги. С другой стороны они красного цвета. Листы соединяются в форму сердца).

Мы собрали из осколков сердце… Сердце смельчака Данко! Сердце, наполненное любовью к людям!

  1. Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко

совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).

  1. Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с

текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

  1. Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается

рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

Учитель. После проведенной работы, мы можем ответить на проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями? В этом нам помогут наши эксперты (Эксперты знакомят с  результатами  работы учащихся):

                                                                                                      Таблица

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе 

Любовь, жалость, желание помочь им    

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

2. Толпа - герой          

конфликт  

конфликт  

3. Отличительная черта характера        

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение  подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность   

Голубые искры (свет, тепло)       

Превращается в тень (тьма, холод)       

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки   

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям             

          

 

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к  

людям       

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Учитель. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры).

Учитель. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

Задание в группах: Стрелкой необходимо отметить к какому из героев относит себя героиня? Обоснуйте свой выбор.

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль?

 (Ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем).

Вывод. Ларра и Данко – сверхлюди, люди – легенды. Они - антиподы. Между ними– земная и реалистичная старуха Изергиль. Она как зеркало отражает то эгоизм одного, то альтруизм другого.

Учитель. Ребята, давайте вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием М. Горького о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?  

Вашим домашним задание к этому уроку было составление даймонда по теме «В жизни всегда есть место подвигам» (учащиеся читают свои 7-ми стишия). Даймонд – это семистишие особой формы:

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к существительному,

3 строка – 3 глагола или деепричастия, относящиеся к существительному

4 строка – фраза из 4 слов: 1,2 характеризуют 1 существительное, 3,4 – относятся к противоположному понятию

5 строка – 3 глагола или деепричастия

6 строка – 2 прилагательных или причастия

7 строка – 1 существительное.

Например,

Молодость

Красивая, беспечная,

Живёт, влюбляется, надеется,

молодость счастлива, старость жестока,

угасает, умирает, вспоминает

горькая, неизбежная

старость.

Учитель. История о Данко - это очень красивая легенда. Данко – не историческая личность. Он – вымышленный герой. Но разве мало героических примеров  в нашей истории?!

Вспомним героев ВОВ, которые отдавали свои жизни за Родину, за свой народ, за своих родных и близких, за мирное небо для грядущих поколений…

Вспомним ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, которые, рискуя своей жизнью и здоровьем, совершили настоящий подвиг…  

Вспомним люди благородных профессий: пожарных, работников милиции, спасателей, которым часто приходится рисковать своей жизнью ради других. Пусть, это случается в экстремальных, исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни каждый из нас может научиться преодолевать свой эгоизм, страх, дарить окружающим свою любовь и понимание, а не только брать от жизни все.

ІV. Итоги урока. Рефлексия.

1. Давайте сделаем вывод, в чем состоит романтический пафос рассказа? (Романтический пафос ранних произведений Горького обусловлен конфликтом сильной личности и окружающего мира. Писатель исследует этот конфликт всесторонне. Сильная личность в своём противопоставлении обществу может быть носителем как положительных качеств, так и отрицательных. По мнению писателя, нравственная позиция сильной личности приобретает очень важное  значение, потому что сильная личность может повлиять на окружающий мир, увлечь, повести за собой).

3. В чём Горький видит назначение человека?  (Горький всем своим произведением будто бы провозглашает, что высший смысл существования в служении людям, в способности распорядиться своей жизнью так, чтобы принести как можно больше блага окружающим, даже если этого не понимают и не ценят, в бескорыстной всепрощающей любви и гуманизме).

4. Попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев (поиск музыкальных аналогий):

а) музыкальный инструмент (орган, скрипка, рояль)

б) композиторы – Бах, Бетховен, Шопен, Чайковский?

Слово учителя. Вслушайтесь в слова стихотворения Сергея Острового:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать,

И помышляя о чуде,

Рукой обнаженною  солнце достать

И подарить его людям.

VI. Домашнее задание: Дома вы продолжите работу по обогащению своего морально-этического потенциала, напишите сочинение – миниатюра «Что я сделаю для людей?!». Необходимо будет подготовиться к контрольной работе по теме «Литература начала ХХ века. Творчество А.П. Чехова, М. Горького» (повторить конспект, раздел учебника по теме).

VII. Работа с оценочными листами. Заполните лист с учетом личного вклада в урок.

Романтический пафос рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Скачать конспект (2.71 Mb)



Автор разработки: Лавренко Елена Александровна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2714 | Загрузок: 297 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Горький

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»