Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; продолжить развивать ассоциативное и образное мышление ,формировать навыки восприятия метафорического языка произведений; прививать уважение к культуре других народов, воспитывать художественный вкус. Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Оборудование: портреты Сайгё, Мацуо Басё, репродукции картин Андо Хиросигэ, японская музыка, выставка ученических иллюстраций хокку, таблица «Особенности хокку как литературного жанра».
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1.Мозговой штурм -Что вы знаете о возникновении древней японской поэзии? -Что является основой верований древних японцев? -Назовите известные вам сборники японской классической поэзии. -Почему Японию называют загадкой XX столетия? (Ответы схематично записываются на доске) 2.Проверка выписанных в тетради описаний образов природы из хокку. III. Сообщение темы и обоснование целей урока, ожидаемых результатов. IV. Обобщение и систематизация изученного 1.Решение проблемных заданий. Соединить слова соответственно стрелочками, выбор.
ТАНКА ТРЁХСТИШИЕ СЭДОКА ПЯТИСТИШИЕ ХОККУ ШЕСТИСТИШИЕ НАГАУТА С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ КОЛИЧИСТВОМ СТИХОВ
Продолжите предложения, дополнив их краткой информацией. Сайгё - это… … - основоположник литературного жанра хокку.
2.Чтение танка Сайгё на японском языке. Анализ танка. 3.Литературный диктант по биографии Мацуо Басё. 1644 г.-… 1653 г.-… 1662 г.-… 1665 г.-… 1672 г.-… 1677 г.-… 1680 г.-… 1682 г.-… 1684 г.-… 1684-1694гг.-…
Дополнительное задание. Напишите, что вам известно о жизни Басё. 4.История создания жанра хокку. Прослушивание сообщения учащегося. 5.Эврестическая беседа. Выясните, какими принципами руководствовался Мацуо Басё, создавая свои стихи. -Никаких кумиров – ни на уровне личностей, ни на уровне идей. -Задача поэта – воссоздать мир, увидеть и выявить в нем прекрасное. -Достойный материал для поэзии – предметы и явления природы (Прочитайте хокку, доказывая это положение). -Важен в этом мире и человек, но не только. -Поэзия отображает духовное единство поэта с природой. -Произведения искусства - результат творческого вдохновения. -Поэт должен ежедневно тренировать и свою мысль, и сове слово, тогда вдохновение будет приходить чаще, а слово не будет сомневаться. 6.Анализ хокку с объяснением художественных особенностей этого жанра. Работа с таблицей. Выведение формулы японской поэзии: Природа + Человек=Смысл жизни Сравнительный анализ русского и украинского переводов хокку с условным названием «ВОРОН». 7.Работа с художественно-психологическим обучающим тестом «Творчество Мацуо Басё».
Вспомни и напиши слова из соответствующего хокку
Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся хокку ВОРОН- ЛЯГУШКА- ЦВЕТЫ - САКУРА- ХРИЗАНТЕМЫ- ВИШНЯ- БАНАНОВАЯ ПАЛЬМА- КАПЛИ РОСЫ- БЕРЕГ- Какой след в вашей душе оставил выдающийся поэт Мацуо Басё? Чему Вас научила японская поэзия?
Повторение материала по теории литературы. Художественная деталь, ее виды и значение.
8.Работа по группам. Группа А Написание творческих работ. -Выберите свое хокку. Попробуйте художественным словом выразить свои впечатления и возникшие ассоциации, которые остались у вас после анализа стихотворения. -Как вы понимаете значение слова «ассоциация»? «Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при котором одно представление вызывает другое». Группа Б Работа по карточкам (10 вариантов карточек). Образец карточки. 1.Ответы на вопросы. Когда возник жанр хокку? Кто разрабатывает этот жанр? 2.Проанализируйте хокку. Минула весенняя ночь. Белый рассвет обернулся Морем вишен в цвету. -Какая картина возникает в вашем воображении во время чтения этого трехстишия? -Какие традиционные образы для японской поэзии использовал Мацуо Басё? -Попробуйте описать чувства лирического героя данного стихотворения.
V. Итоги. Оценки. Использование интерактивного приема «Микрофон». 1.Понравились ли вам хокку? 2.Что поразило вас в этих стихотворениях? 3.Что вы узнали о творчестве Мацуо Басё и Сайгё? 4.Как вы думаете, способность лаконично мыслить, любоваться природой, чувствовать себя ее частичкой присуще только японской поэзии? Вспомните стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. 5.Какое желание возникло у вас после более близкого знакомства с Японией и японской классической поэзией? Выводы. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас японская поэзия. Выражение «он умеет жить» японцы понимают по-своему. Человек, умеющий жить, видит радости жизни там, мимо чего другие проходят.
VI.Домашнее задание. Повторить художественные особенности хокку. Написать хокку, пользуясь рекомендациями. 1.Основная цель хокку – передать свои размышления о человеке и природе, о жизни. 2.Способы,которые использует автор для достижения цели,-создание ёмкого образа. 3.В хокку обязательно должна присутствовать пейзажная зарисовка и философская мысль. 4.При написании трехстишия необходимо опираться на традиционные образы, предложенные японскими авторами: поющий соловей, капли дождя, далекий зов кукушки, хризантемы, цветы, бабочка, ветер, луна, звезда. |
Автор разработки: Каплун Татьяна Николаевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 781 | Загрузок: 206 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |