Главная » Разработки уроков » Литература

Мир Лермонтова. Жизненный и творческий путь поэта

Цели урока:    

1. продолжить знакомство с личностью и поэзией  М.Лермонтова; на основе новых биографический сведений сформировать образ поэта-романтика;

2.развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление,    навыки работы в группах, содействовать развитию творческих компетенций;

3.создать страницы скрапбука о писателе;

4.воспитывать эстетические чувства учащихся.

Тип урока:

Оборудование: Биткивская В.Г. Литература (интегрированный курс): учебник для 9 класса общеобразовательный учебных заведений с русским языком обучения. - К.:Грамота.2009. Презентационный материал «Биография Лермонтова», «Портреты М. Лермонтова работы Ф.Будкина, Е.Мешкова, В. Фаворского, Л. Пастернака, И.Глазунова, П.Заболотского, А.Клюндера, К.Горбунова». Аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу…».Наборы для скрапбукинга (ножницы, цветной картон, шаблоны, двухсторонний скотч, степлер, портреты, фотографии).

Ход урока

Стихи мои – я сам.

М.Ю. Лермонтов

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя.

В «Мертвых душах» Гоголь писал: «… есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним… и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаниями они ведутся… земное великое поприще суждено совершить им…». Действительно, далеко не всегда ясны причинно-следственные связи в судьбах людей, в судьбах писателей. Почему Толстой и Гёте прожили долгую земную жизнь (больше 80 лет), а Лермонтов, английский поэт Шелли - короткую (первый -27,второй-30 лет)?

Литературная слава Лермонтова была оглушительной, а характер создан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые.

III. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос

1.Где и когда родился Лермонтов?

2.Как звали его родителей, кем они были по происхождению?

3.Как звали домашнего учителя Лермонтова?

4.Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?

5.Где учился Лермонтов?

6.Назовите имена русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете?

7.Как называлось военное заведение в Петербурге, куда в 1832 году поступил Лермонтов?

8.Где находится могила Лермонтова?

9.Кто из русских композиторов написал оперы по произведениям Лермонтова   «Демон»,   «Песня   про   царя   Ивана   Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

10. Из каких произведений эти строки?

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры»?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?...»

11. Из каких произведений эти строки?

Под ним струя светлей лазури        
Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

12. Из каких произведений эти строки?

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские  
На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

IV. Работа по теме урока.

1. Сообщения учащихся: страницы жизни Лермонтова. Лермонтов в воспоминаниях современников (работа с учебником стр.183-186, работа с дидактическим материалом, работа с презентацией «Биография Лермонтова»).

2.Ознакомление с изображениями поэта в живописи и поэтическом творчестве (презентация «Портреты М. Лермонтова работы Ф.Буткина, Е.Мешкова, В. Фаворского, Л. Пастернака, И.Глазунова, П.Заболотского, А.Клюндера, К.Горбунова).

Учитель

Рассмотрите на слайдах портреты Лермонтова известных художников. Они все разные. Проанализируйте их.

1 слайд 

Будкин Ф.О. «Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка»(1834).

2 слайд

Заболотский П.Е. «Портрет М.Ю. Лермонтова»(1837).

3 слайд

Клюндер А.И. «Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке»(1838).

4 слайд

Клюндер А.И. «Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке»(1839).

5 слайд

Горбунов К.А. «Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой» (1840 ).

3.О Лермонтове размышляли и писали многие поэты 20 века.


К портрету М. Ю. Лермонтова


Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!

В. Брюсов

-Каким представлял себе Лермонтова автор стихотворения?

Учитель

Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже 19 и 20 веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.

Писатели и художники по-разному передают облик поэта. Наиболее убедителен автопортрет Лермонтова на фоне Кавказских гор в бурке, с огромными печальными глазами. Он гармонирует с его поэзией.

Неуловимые черты лица поэта ускользали от мемуаристов. Одних поражали его большие глаза, других - выразительное лицо с быстрыми маленькими глазами: «щели, полные злости и ума», они расходились во мнениях о внешнем облике поэта.

4.Декламирование подготовленным учеником стихотворения М. Лермонтова «Одиночество».

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно,

Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,

Но той же старою мечтой,

И вижу гроб уединенный,

Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселится,

Чем о рождении моем...

Учитель

Одиночество-это чувство пустоты. Ты чувствуешь, что изолирован от мира. Что делать в таком случае? Писать стихотворения, изменять мир? Сложить руки и ждать, пока мир обрушится на тебя?

5.Прослушивание аудиозаписей романсов, написанных на стихотворения М. Лермонтова, в исполнении Анны Герман.

Беседа.

-Какие впечатления произвели на вас эти музыкальные произведения?

-Изменилось ли ваше представление о поэзии М.Ю. Лермонтова?

V.Знакомство с понятием «скрапбукинг».

Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking,от англ. scrapbook: scrap-вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») -вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Основная идея скрапбукинга -сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

Собирание альбомов с вырезками и памятными вещами впервые упоминается в 1598 году. В то время начали собирать поэмы, цитаты и собственные наблюдения и вклеивать их в обычные книги. В Англии становились популярными тетради для записи любимых стихов, памятных афоризмов и цитат(англ. commonplace books). Свою современную форму скрапбукинг принял в XVII веке. Настоящий фурор произвела книга Джона Пула  (англ. John Poole) под названием Manuscript Gleanings and Literary Scrapbook, в которой описывали различные способы творчески оформить стихи, записи и другие вырезки. Сам термин «скрапбукинг» появился в 1830-х годах.

В 1872 году Марк Твен, известный писатель, запатентовал свой «самостоятельно наполняемый» альбом, неотъемлемой частью которого были полоски клея на страницах для закрепления на них памятных мелочей. К 1901 году создал более 57 разновидностей этих альбомов.

Создавать скрапбуки можно своими руками или при помощи компьютера.

VI. Работа учащихся над страницами скрапбука. Работа по группам. Презентация работ и комментарии к ним.

Ответ 1 группы. Страница скрапбука 1.

Свою работу мы назвали «Страницы семейного альбома». Мы поместили портрет М. Лермонтова и взяли строчки из стихотворения В. Брюсова  «К портрету Лермонтова», которое анализировалось на уроке. Увидели его молодым, красивым человеком с печальными глазами, загадочным духовным обликом. Поместили портреты родителей: Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны. Портреты маленького Мишеля и бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Ведь они очень сильно любили друг друга. Дом в Тарханах. Изображение Кавказа, любовь к которому он пронесет через всю жизнь.

Ответ 2 группы. Страница скрапбука 2.

Наша страница – это «Мир детства». Мы показали близких людей Лермонтова, дом в Тарханах. Как и все гениальные люди, он был талантлив во многом: обладал редкой музыкальностью, прекрасно рисовал, владел иностранными языками. Поэтому мы и показали мир Лермонтова, увиденный нашими глазами.

Ответ 3 группы. Страница скрапбука 3.

Страница «Лермонтов и Кавказ». В центре композиции изображен Кавказ, который стал для Лермонтова вдохновением, второй родиной и, к сожалению, последним приютом.

Ответ 4 группы. Страница скрапбука 4.

Предлагаем назвать свою страницу «Творчество Лермонтова». Мы показали известные поэтические и прозаическое произведение. Стихотворение «Парус» ассоциируется с самим Лермонтовым - «мятежным парусом русской поэзии». Какие простые слова, но в том то и чудо его поэзии. Взяли иллюстрацию к стихотворению «Парус» (Акварель Лермонтова). Стихотворение «Одиночество» показывает глубину этого чувства в судьбе поэта. Мы поместили иллюстрацию к роману «Герой нашего времени» - роману, запечатлевшего мыслящего талантливого человека в реальной обстановке своего времени. Вы можете видеть графические рисунки с изображением дуэли Лермонтова и Мартынова.

VII. Подведение итогов урока. Оценки.

1. «Микрофон».

-Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Интересно ли вам было работать над скрапстраницами?

-Слаженной ли была работа в группе?

-Как бы вы оценили работу своей группы? Почему?

2. Учитель

Всю жизнь Лермонтов искал дорогу к свободе, красоте, любви, пониманию. Но мир, в котором жил поэт, оказался несовершенным. В своих стихотворениях он отобразил глубину одиночества, чувство человека, которое никому не было нужным. Трагической оказалась его судьба.

Создание учащимися ассоциативного образа поэта Лермонтова по прочитанным произведениям и фактам биографии:

 

[2.2.Портретная живопись - Моего реферата "Тайна рисунков М. Ю. Лермонтова". Всегда интересно узнавать о человеке.] Одинокий

Печальный

Сдержанный

Скромный

Смелый

Благородный

Мечтательный

Наделённый сильными чувствами

Лермонтов – поэт

VIII. Домашнее задание. Создать скрапстраницу «Мой Лермонтов». Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Как часто пестрою толпою окружен…».

Мир Лермонтова. Жизненный и творческий путь поэта

Скачать конспект (32.9 Kb)



Автор разработки: Каплун Татьяна Николаевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1116 | Загрузок: 265 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Лермонтов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»