Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели урока: 1. продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Лермонтова; на основе новых биографический сведений сформировать образ поэта-романтика; 2.развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление, навыки работы в группах, содействовать развитию творческих компетенций; 3.создать страницы скрапбука о писателе; 4.воспитывать эстетические чувства учащихся. Тип урока: Оборудование: Биткивская В.Г. Литература (интегрированный курс): учебник для 9 класса общеобразовательный учебных заведений с русским языком обучения. - К.:Грамота.2009. Презентационный материал «Биография Лермонтова», «Портреты М. Лермонтова работы Ф.Будкина, Е.Мешкова, В. Фаворского, Л. Пастернака, И.Глазунова, П.Заболотского, А.Клюндера, К.Горбунова». Аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу…».Наборы для скрапбукинга (ножницы, цветной картон, шаблоны, двухсторонний скотч, степлер, портреты, фотографии). Ход урока Стихи мои – я сам. М.Ю. Лермонтов I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вступительное слово учителя. В «Мертвых душах» Гоголь писал: «… есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним… и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаниями они ведутся… земное великое поприще суждено совершить им…». Действительно, далеко не всегда ясны причинно-следственные связи в судьбах людей, в судьбах писателей. Почему Толстой и Гёте прожили долгую земную жизнь (больше 80 лет), а Лермонтов, английский поэт Шелли - короткую (первый -27,второй-30 лет)? Литературная слава Лермонтова была оглушительной, а характер создан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые. III. Актуализация опорных знаний. Блиц-опрос 1.Где и когда родился Лермонтов? 2.Как звали его родителей, кем они были по происхождению? 3.Как звали домашнего учителя Лермонтова? 4.Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве? 5.Где учился Лермонтов? 6.Назовите имена русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? 7.Как называлось военное заведение в Петербурге, куда в 1832 году поступил Лермонтов? 8.Где находится могила Лермонтова? 9.Кто из русских композиторов написал оперы по произведениям Лермонтова «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? 10. Из каких произведений эти строки? Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры»? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?...» 11. Из каких произведений эти строки? Под ним струя светлей лазури А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой. 12. Из каких произведений эти строки? Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские Разгуляться для праздника, потешиться. IV. Работа по теме урока. 1. Сообщения учащихся: страницы жизни Лермонтова. Лермонтов в воспоминаниях современников (работа с учебником стр.183-186, работа с дидактическим материалом, работа с презентацией «Биография Лермонтова»). 2.Ознакомление с изображениями поэта в живописи и поэтическом творчестве (презентация «Портреты М. Лермонтова работы Ф.Буткина, Е.Мешкова, В. Фаворского, Л. Пастернака, И.Глазунова, П.Заболотского, А.Клюндера, К.Горбунова). Учитель Рассмотрите на слайдах портреты Лермонтова известных художников. Они все разные. Проанализируйте их. 1 слайд Будкин Ф.О. «Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка»(1834). 2 слайд Заболотский П.Е. «Портрет М.Ю. Лермонтова»(1837). 3 слайд Клюндер А.И. «Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке»(1838). 4 слайд Клюндер А.И. «Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке»(1839). 5 слайд Горбунов К.А. «Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой» (1840 ). 3.О Лермонтове размышляли и писали многие поэты 20 века.
В. Брюсов -Каким представлял себе Лермонтова автор стихотворения? Учитель Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже 19 и 20 веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта. Писатели и художники по-разному передают облик поэта. Наиболее убедителен автопортрет Лермонтова на фоне Кавказских гор в бурке, с огромными печальными глазами. Он гармонирует с его поэзией. Неуловимые черты лица поэта ускользали от мемуаристов. Одних поражали его большие глаза, других - выразительное лицо с быстрыми маленькими глазами: «щели, полные злости и ума», они расходились во мнениях о внешнем облике поэта. 4.Декламирование подготовленным учеником стихотворения М. Лермонтова «Одиночество». Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны; И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится, Чем о рождении моем... Учитель Одиночество-это чувство пустоты. Ты чувствуешь, что изолирован от мира. Что делать в таком случае? Писать стихотворения, изменять мир? Сложить руки и ждать, пока мир обрушится на тебя? 5.Прослушивание аудиозаписей романсов, написанных на стихотворения М. Лермонтова, в исполнении Анны Герман. Беседа. -Какие впечатления произвели на вас эти музыкальные произведения? -Изменилось ли ваше представление о поэзии М.Ю. Лермонтова? V.Знакомство с понятием «скрапбукинг». Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking,от англ. scrapbook: scrap-вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») -вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Основная идея скрапбукинга -сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Собирание альбомов с вырезками и памятными вещами впервые упоминается в 1598 году. В то время начали собирать поэмы, цитаты и собственные наблюдения и вклеивать их в обычные книги. В Англии становились популярными тетради для записи любимых стихов, памятных афоризмов и цитат(англ. commonplace books). Свою современную форму скрапбукинг принял в XVII веке. Настоящий фурор произвела книга Джона Пула (англ. John Poole) под названием Manuscript Gleanings and Literary Scrapbook, в которой описывали различные способы творчески оформить стихи, записи и другие вырезки. Сам термин «скрапбукинг» появился в 1830-х годах. В 1872 году Марк Твен, известный писатель, запатентовал свой «самостоятельно наполняемый» альбом, неотъемлемой частью которого были полоски клея на страницах для закрепления на них памятных мелочей. К 1901 году создал более 57 разновидностей этих альбомов. Создавать скрапбуки можно своими руками или при помощи компьютера. VI. Работа учащихся над страницами скрапбука. Работа по группам. Презентация работ и комментарии к ним. Ответ 1 группы. Страница скрапбука 1. Свою работу мы назвали «Страницы семейного альбома». Мы поместили портрет М. Лермонтова и взяли строчки из стихотворения В. Брюсова «К портрету Лермонтова», которое анализировалось на уроке. Увидели его молодым, красивым человеком с печальными глазами, загадочным духовным обликом. Поместили портреты родителей: Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны. Портреты маленького Мишеля и бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Ведь они очень сильно любили друг друга. Дом в Тарханах. Изображение Кавказа, любовь к которому он пронесет через всю жизнь. Ответ 2 группы. Страница скрапбука 2. Наша страница – это «Мир детства». Мы показали близких людей Лермонтова, дом в Тарханах. Как и все гениальные люди, он был талантлив во многом: обладал редкой музыкальностью, прекрасно рисовал, владел иностранными языками. Поэтому мы и показали мир Лермонтова, увиденный нашими глазами. Ответ 3 группы. Страница скрапбука 3. Страница «Лермонтов и Кавказ». В центре композиции изображен Кавказ, который стал для Лермонтова вдохновением, второй родиной и, к сожалению, последним приютом. Ответ 4 группы. Страница скрапбука 4. Предлагаем назвать свою страницу «Творчество Лермонтова». Мы показали известные поэтические и прозаическое произведение. Стихотворение «Парус» ассоциируется с самим Лермонтовым - «мятежным парусом русской поэзии». Какие простые слова, но в том то и чудо его поэзии. Взяли иллюстрацию к стихотворению «Парус» (Акварель Лермонтова). Стихотворение «Одиночество» показывает глубину этого чувства в судьбе поэта. Мы поместили иллюстрацию к роману «Герой нашего времени» - роману, запечатлевшего мыслящего талантливого человека в реальной обстановке своего времени. Вы можете видеть графические рисунки с изображением дуэли Лермонтова и Мартынова. VII. Подведение итогов урока. Оценки. 1. «Микрофон». -Оправдались ли ваши ожидания от урока? -Интересно ли вам было работать над скрапстраницами? -Слаженной ли была работа в группе? -Как бы вы оценили работу своей группы? Почему? 2. Учитель Всю жизнь Лермонтов искал дорогу к свободе, красоте, любви, пониманию. Но мир, в котором жил поэт, оказался несовершенным. В своих стихотворениях он отобразил глубину одиночества, чувство человека, которое никому не было нужным. Трагической оказалась его судьба. Создание учащимися ассоциативного образа поэта Лермонтова по прочитанным произведениям и фактам биографии:
[2.2.Портретная живопись - Моего реферата "Тайна рисунков М. Ю. Лермонтова". Всегда интересно узнавать о человеке.] Одинокий Печальный Сдержанный Скромный Смелый Благородный Мечтательный Наделённый сильными чувствами Лермонтов – поэт VIII. Домашнее задание. Создать скрапстраницу «Мой Лермонтов». Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Как часто пестрою толпою окружен…». |
Автор разработки: Каплун Татьяна Николаевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1116 | Загрузок: 265 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |