Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: 1) в ходе работы над содержанием новеллы «Дары волхвов» показать моральную ценность поступков героев, их самоотверженной любви; 2) работая над содержанием новеллы, подвести учащихся к пониманию того, что только настоящие человеческие чувства способны преодолеть черствость повседневной жизни, пройти через все испытания. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. О. Генри На уроке используются фотоматериалы из биографии О. Генри, репродукции картин итальянских и русских художников на рождественскую тематику, рисунки учащихся к новелле. Ход урока Уильям Сидни Портер. Замечательный американский писатель. Обращаю внимание учащихся на следующие слова: (зачитывает учитель) О. Генри писал пронзительно, тонко и не по-американски душевно. В обществе, где обогащение – цель жизни, где всё подсчитывалось и рассчитывалось, взвешивалось и измерялось главной меркой – долларом, этот писатель вдруг заговорил о человеческих ценностях и воспел романтику человеческих чувств. Его услышали. Поверили и признали. Вопрос урока (на доске или при помощи мультимедийного проектора): 1. В чём загадка популярности? 2. Можно ли О. Генри назвать волшебником? 1. Что больше всего запомнилось вам из рассказа о писателе О. Генри? 2. Почему он решил воспользоваться псевдонимом? Что вы знаете об истории появления псевдонима О. Генри? Работая аптекарем на воле и в тюрьме, Портер постоянно пользовался настольным фармацевтическим справочником, автором которого был француз Этьен Оссиан Генри (на ирландский мотив пишут О‘Генри). 3. Как и при каких обстоятельствах О. Генри начал писать новеллы? Сколько новелл написал писатель? (смотрите в тетрадь: значение слова) В чём гуманистический смысл новелл О. Генри? (Волощук Е. Литература. 7 класс. 2007г. Стр. 83: зачитать) Откройте словарь литературоведческих терминов. (стр. учебника 282: зачитать значение слова новелла) Сам О. Генри, как вы уже сказали, прошёл через серьёзные испытания. (слово учителя) Когда в марте 1895 г. Кассир осетинского национального банка Вильям Сидни Портер был отстранён от работы из-за подозрения в растрате или присвоения крупной суммы денег, в семье наступили трудные времена. При увольнении Портер получил недельное жалование, которое дало возможность продержаться до середины апреля. В кармане у Портера были лишь прекрасные часы фирмы «Мозер» - рождественский подарок президента банка Самюэля Годвина. В один прекрасный день Портер посмотрел на часы и сказал жене, что через час у них будут деньги. А жена (Атол) тоже думала, где достать денег. Она подумала, что проблему поможет решить парикмахерская Шофрони – решила пожертвовать своими волосами, ведь у неё они так быстро растут… Вам ничего не напоминает эта история? Новелла «Дары волхвов». (на прошлом уроке мы познакомились с содержанием новеллы, а сегодня будем работать над содержанием) Обращаю внимание учащихся на запись на доске: волхв – чародей, колдун дар – подарок, пожертвование; способность, талант. Какова тема новеллы «Дары волхвов», зачитайте в новелле, о чём она. Закройте глаза. Представьте. Скоро Рождество. С чем ассоциируется этот праздник у вас? (пока глаза закрыты, на столе появляется ёлка, игрушки, мишура, гирлянда…) Учащиеся открывают глаза. Я обращаю их внимание на репродукцию картины «Волхвы приносят младенца» и читаю стих Б. Пастернака. Справка из истории о праздновании Рождества (рассказывают два ученика). Чем омрачено предпраздничное настроение Деллы? От чего у неё горят уши? Почему она несколько раз пересчитывает деньги? А их не прибавилось. 1 доллар 87 центов. Сколько это гривен? А завтра Рождество. Определите, какие чувства могла испытывать Делла? Что она сделала? (заплакала) Зачитайте. Согласны ли вы с автором, что вздохи преобладают? Что в жизни вас расстраивает, и вы вздыхаете с сожалением? Зачитайте. Давайте оглядим дом Деллы. Что значит вопиющая нищета? /смотрим на доску/ Было 30 долларов, теперь 20 /смотрим на доску/ Отчего потускнели буквы на табличке и почему им, задумавшись, нужно было бы сократиться и быть непритязательнее? Как встречала Делла Джима? Почему автор использует здесь восклицательные предложения? Что хочет этим подчеркнуть? Завтра Рождество… А у Деллы 1 доллар 87 центов. Расходы оказались больше, чем она рассчитывала. С расходами всегда так бывает. Как? 1 доллар 87 центов на подарок Джиму! Её Джиму! Опять восклицательный знак. Почему? О чём это говорить? В чём интрига? Делла ищет выход? У их семьи было два сокровища – предмет их гордости. Какие? Обратите внимание на то, как ведёт себя Делла перед зеркалом. …глаза сверкали… …с лица за двадцать секунд сбежали краски… …быстрые движения… …она торопливо сначала распустила волосы, а потом стала их снова подбирать, потом постояла неподвижно и три слезинки упали. Что передаёт автор, описывая поведение Деллы? Она волнуется, переживает, ей жаль. «20 долларов», - сказала мадам в парикмахерской, привычно взвешивая на руке волосы. О чём говорит это слово – «привычно»? Что хочет подчеркнуть автор? Два часа Делла пролетала на «розовых крыльях». Что она купила Джиму? Что сыграло решающую роль в выборе подарка? Зачитать от слов «…старый ремешок…». Что стала делать Делла, вернувшись домой? /исправлять разрушения/ Почему автор использует именно слово «разрушение»? Обращаю внимание на слова: «великодушие в сочетании с любовью – тяжёлый труд». Как вы понимаете эти слова? Каково значение выражения «исполинский труд»? Почему Делла посмотрела на себя долгим, внимательным и критическим взглядом? Зачитайте. Ожидание Джима. Она слышит шаги. Бледнеет. Почему? О чём просит Бога? Почему? В чём интрига? /сейчас поссорятся/ Что обращает на себя внимание во внешности Джима? Почему автор сравнивает его с сеттером? Как бы вы объяснили восклицательный знак в предложении: «Нелегкое дело в двадцать два года быть обремененным семьей!» Как Джим смотрит на Деллу? Чем бы вы объяснили странность в выражении его лица? Зачитайте. Реакция Деллы на это. Что её напугало? Диалог (из текста). А над чем усиленно работает мозг Джима? Слова Джима – слова Деллы. Почему с бессмысленной настойчивостью Джим опять спрашивает Деллу о волосах? А можно ли измерить любовь? Чем? Обращаю внимание на слова: «Волхвы принести драгоценные дары, но среди них не было одного» Какого дара не было? Делла приняла подарок? А Джим? В чём мудрость этих двух молодых людей? По-вашему, какое слово наилучшим образом характеризует поступки героев: подарок, пожертвование, любовь, способность, талант? Внимание! А что для вас главное в выборе подарка: стоимость, полезность, радость? СЧАСТЬЕ = БОГАТСТВО Согласны ли вы с тем, что счастливы мы можем быть только имея богатство? В чём же волшебство писателя О. Генри? Запишите одним предложением. Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Подарок к Рождеству». |
Автор разработки: Мельникова Е. С. Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1037 | Загрузок: 233 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |