Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью поэта. Оборудование: журнальный столик, на нем зажженная свеча, портрет С.Есенина, розы любимому поэту; раздаточный материал (стихи С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу», «Прячет месяц за овинами», «Гой ты, Русь моя родная»); «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, 1-я часть Первой симфонии В.С.Калинникова, 2-я часть Первой симфонии П.И.Чайковского, финал Первой симфонии В.С.Калинникова, песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»; видеоролики: а) С.Безруков читает стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»… б) С.Безруков читает стихотворение С.Есенина «Заметался пожар голубой». презентации стихов С.Есенина, выполненные учащимися. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН – ПЕВЕЦ «СТРАНЫ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА» Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. С.Есенин (Звучит 1-я часть Первой симфонии В.С.Калинникова) Вступительное слово учителя Был один из прекрасных зимних вечеров. Падал легкий, пушистый снег. Деревья стояли как зачарованные; покрытые снегом, в лунном свете, они казались чем-то волшебным, вышедшим прямо из сказки. В такой дивный вечер 27 декабря 1925года в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер» покончил с собой замечательный русский поэт Сергей Есенин. Накануне он передал свои стихи. До свиданья, друг мой, до свиданья.- Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Сегодня на уроке литературы мы поговорим о Сергее Александровиче Есенине, о волшебстве есенинской поэзии, об основных её направлениях. Есенин – это чудо поэзии… И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо надо пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца. Каковы же истоки этого чуда? Предлагаю посмотреть презентацию «Сергей Есенин – певец «страны березового ситца» Великий русский критик В.Г.Белинский заметил, что сила гениального поэта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом. (На фоне второй части Первой симфонии П.И.Чайковского звучит стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…») Русь в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми березовыми рощами и малиновыми закатами – вот такой видел и любил поэт свою родину. «Я люблю родину, я очень люблю родину», - писал Сергей Есенин. «Чувство родины – основное в моем творчестве». Казалось бы, что нового можно сказать о белоствольных березках и опавших кленах, о снежной бесконечности русских полей, о лунных вечерах после того, как об этом написали мастера русской поэзии 19-го века. Но для истинного таланта мир всегда нов – «страна березового ситца» предстает перед читателем в неповторимом есенинском облике. Природа в стихах Есенина всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, поющей, тоскующей. Чтобы убедиться в этом, предлагаю посмотреть выполненные ребятами презентации стихов С.Есенина и оценить их выразительное чтение. У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. У него природа как бы растворена в лирике. Звучит стихотворение С.Есенина «Прячет месяц за овинами»… Работа над стихотворением «Прячет месяц за овинами»… Каким чувством проникнуто это стихотворение? (чувство радости, огромной любви, восторга от прихода весны) Что помогает нам почувствовать именно такое настроение?( средства художественной выразительности) метафоры (пена рос, весна с посошком, в лаптях берестяных, мотыльком впорхнула) сравнения (заря словно глубь очей невестиных, весна как странница) Звучит стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»… в исполнении Сергея Безрукова (видеоролик) Работа над стихотворением «Гой ты, Русь моя родная»… Какой изображена Русь в этом стихотворении? (изображена Русь деревенская: хаты, поля, околицы, веселый пляс в праздники) Звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»… Что оплакивает герой, о чем сожалеет? (сожалеет об ушедшей молодости) сравнение (все пройдет как с белых яблонь дым) метафоры (золото увяданья; сердце, тронутое холодком; страна березового ситца; пламень уст; буйство глаз и половодье чувств; листьев медь) Из любовной лирики предлагаю послушать стихотворение «Заметался пожар голубой» в исполнении Сергея Безрукова (видеоролик) Заключительное слово учителя Прошло много лет со дня смерти С.Есенина, этого красивого человека – красивого внешне и душой. Он так мало жил, но так много успел сделать для своей любимой Родины. И все, кто любит свою родину по-настоящему, всем сердцем, будут благодарны Сергею Александровичу Есенину многие столетия. (на фоне финала первой симфонии В.С.Калинникова звучит стихотворение «Снова настежь распахнуты сени») Снова настежь распахнуты сени, Дует в дудку весны соловей. Снова легкой походкой Есенин По России проходит своей. Нет ни горькой, ни сладкой отравы, Все заклятья, все чары сняты, Веют свежестью, юностью травы, Пахнут первой любовью цветы. Всеми росами Родины вымыт, Забияка и сорванец, Знает он, что поэзия – климат, Лучший климат для душ и сердец. Не пугаясь моторного лая, Держит песню весна на крыле. Всё живущее благословляя, Он идет по зеленой земле. Вот они, те просторы родные, Где когда-то он рос под межой, Где его научила Россия Петь и плакать с открытой душой. И за верность напевам заветным, Для которых и грусть не беда,- Он останется тридцатилетним, Молодым, как рассвет, навсегда. Снова настежь распахнуты сени, Дует в дудку весны соловей. Это снова и снова Есенин По России проходит своей. Итог урока Итак, сегодня мы начали, я надеюсь, увлекательный разговор о прекрасном человеке и поэте Сергее Есенине, познакомились с некоторыми темами его творчества. Очень хочется верить, что сегодняшний урок с использованием «Intel-технологий» поможет вам еще больше полюбить поэзию С.Есенина. Домашнее задание Творческим группам выполнить проектно-исследовательскую работу в виде мультимедийной презентации по темам. Задания на флешках командиров групп. Первая группа: Джентельменский список С.Есенина (С.Есенин и женщины) Любовная лирика поэта. Вторая группа: Стихи о братьях наших меньших ( стихи о животных) Третья группа: Тайна смерти С.Есенина (последние годы жизни, конфликт с обществом, загадочный уход из жизни) |
Автор разработки: Романова Людмила Васильевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1621 | Загрузок: 280 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |