Главная » Разработки уроков » Литература

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Урок №1

Тема: «Андрей Платонович Платонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Знакомство с рассказом «В прекрасном и яростном мире»

Цели: продолжить знакомство учащихся с личностью А.Платонова и его творчеством на примере рассказа «В прекрасном и яростном мире»; дать понятие «сокровенность человека» на примере судьбы А. Мальцева; познакомить учащихся с непростыми «простыми» людьми, отделенных от остальных, не столь совершенных людей одинокой гордыни своего таланта; познакомить учащихся также с приемами изображения Платоновым «сокровенного человека»; развивать умения учащихся выразительно читать, понимать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, стараться домысливать героя, понимать его по поведению, поступкам; постигать смысл «сокровенности» человека; воспитывать внимание, интерес к творчеству А. Платонова, его героям - человеку простому и непростому.

 Оборудование: портрет писателя А. Платонова; сведения о писателе

   (ученик, заранее подготовивший сообщение о Платонове);  

   текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»; высказывания  

    современников о Платонове.

   Ход урока

I  Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем знакомство с писателем, человеком необычной судьбы - Андреем Платоновичем Платоновым. Так случилось, что при жизни талант и значимость произведений этого писателя не оценили. А чем дальше, тем больше, уже после его смерти, мы убеждаемся в его необходимости, ибо его произведения, герои помогают нам постигать самих себя, свою «сокровенность», свое назначение, человечность.

II   Работа над темой урока

   1. Слово учителя с элементами беседы

Ребята, мы уже изучили произведения А.Платонова

-  Кто помнит о чем они?

( «Июльская гроза» - о детях, которые учатся жить у взрослых, таким образом сами взрослеют, понимая ответственность перед малыми за из судьбу;

«Корова» - о доброте человеческой, о понимании наших друзей - обитателей природы

-   животных;

«Неизвестный цветок» - сказка- быль о цветке, выросшем из пыли и праха, превратившись в красоту жизни.)

   А сегодня мы продолжаем постигать талант писателя А.Платонова и приступаем к изучению его рассказа «В прекрасном и яростном мире», но сначала мы расширим наши сведения о жизни и творчестве А Платонова.  

Слово ученику, который готовил сообщение (краткое) о жизни и творчестве

 А. Платонова.  

Учитель. Итак, эпиграфом к изучению рассказа взяты слова самого А. Платонова: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни. Все возможно - и удастся все, но главное - сеять души в людях».  

Платонов, как вы помните, больше всего любил свою Родину, учительницу первую свою, которая первой рассказала ему сказку про Человека; а также роботу, потную роботу

- Как вы понимаете «потную»?

Проблемные вопросы:

- Почему так назван рассказ «В прекрасном и яростном мире?»

-  Кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком» и почему?

Записать в тетрадь: «Сокровенность» - это самостоятельное, оригинальное, цельное, свойственное только ей, этой личности, и оберегаемое ею, личностью, никому не дающее проникнуть в тайны души своей

 2.Чтение 1 и 2 глав рассказа учащимися и их анализ:

- Первая фраза рассказа какова?

- От чьего имени ведется рассказ?

- В каком возрасте был Мальцев?

- Как был назначен наш рассказчик в помощники к Мальцеву?

- Доволен ли рассказчик был своим назначением?  

  Почему?

- А Мальцев как воспринял это назначение?

- Почему?

- Пытался ли наш рассказчик выяснить, почему так?

Учитель: «и улыбнулся» : возможно, он хотел этим как бы извиниться перед помощником за недоверие. Возможно. Это домысливает читатель. И это тоже своеобразие платоновского языка.

- Что же понял наш рассказчик?

Найдите эпизод в тексте, подтверждающий эти мысли, и зачитайте.

- Как водил Мальцев машину?

- Что же произошло 5 июля и почему рассказчик запомнил эту дату?

III Домашнее задание:

Смотреть записи в тетради; дочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире» до конца; подготовиться к анализу событий и поступков героев рассказа; отвечать на вопросы и задания после рассказа.

IV Подведение итогов; выставление оценок - балов.

  

   Урок №2

Тема: «Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и

яростном мире» А.П.Платонова, смысл названия произведения, оригинальность языка»                 

 Цели: продолжить с учащимися работу над осмыслением главной мысли 

   (идеи) рассказа «В прекрасном и яростном мире», ее героев; развивать

   умения учащихся анализировать события и поступки героев на

   основании их поведения, делая соответствующие выводы; подвести

   учащихся при анализе к осмыслению названия произведения;

   воспитывать интерес к человеку, активную жизненную позицию; 

   понимание значения произведения А. Платонова для нас ,

   современников.

Оборудование: портрет А.Платонова; высказывания современников о

     писателе, текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»

     Ход урока

I Объявление темы и целей урока  

II Актуализация опорных знаний учащихся

 1. Проверка домашнего задания.     

А)фронтальный опрос о жизни и творчестве писателя:  

  - Чем заинтересовала вас личность писателя А.Платонова?

- Какие важне мысли о жизни и людях высказал писатель в произведениях, с которыми вы знакомились в предыдущих классах?

- Где учился? Что больше всего любил?  

 Б) Какие произведения А.Платонова вы знаете и над каким произведением работаем сейчас?  

В) О чем рассказ «В прекрасном и яростном мире»? какое впечатление произвел?

Г) Кому бы посоветовали прочитать эту книгу?  

 III Работа над темой урока:  

Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире». Смысл названия произведения. Оригинальность языка.

 1.идейно-художественный по вопросам:  

Итак, как мы понимаем: Мальцев ослеп. Что же было с ним дальше?  

- Какое участие принял рассказчик Костя в дальнейшей судьбе Мальцева?   - Согласен ли был с таким решением Костя - рассказчик?   - Почему теперь так казнил себя следователь?     - Как вы понимаете смысл сказанных Костей-рассказчиком слов следователю: «Вы не виноваты, Вы ничем не рисковали. Что лучше - свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?     - А вы как думаете, ребята?   - Как вы понимаете смысл слов Кости-рассказчика: « Вы следователь, вы должны про человека знать все, и даже то, что он про себя не знает»? согласны ли вы с этим мнением?     -Был ли другом Костя-рассказчик Мальцеву? Но что он (Костя) знал о себе?   - Как же вернул к радости жизни Мальцева Костя?     - Что мы узнаем в конце рассказа о Мальцеве и чему искренне радуемся?   - Стали ли друзьями Костя и Мальцев?     - Как вы понимаете последние строки рассказа: «Я боялся оставить его одного без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира»?     (Ив этом состоит особенность платоновского языка: домыслить, понять эти своеобразные высказывания)     

2. Каково значение рассказа А.Платонова. «В прекрасном и яростном мире»   - Каково значение рассказа?

(Ответы учащихся)   Учитель. И все это, ребята, человеческие ценности, без которых ни одно поколение гуманных людей не сможет обойтись.     

3. Работа над проблемными вопросами: 1) почему так назван рассказ?  2) кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком»?     

4. Оригинальность языка А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»   Учитель. При анализе этого рассказа мы уже обращали внимание на особенности платоновского стиля. А сейчас я хочу продолжить работу по этому вопросу и остановиться еще на некоторых особенностях его языка: это краткость, скупость, непонятность в оформлении мысли, заставляющая читателя домысливать, читать , как бы между строк.     Нельзя сказать, что Платонов схематично изображает героя, но писатель как бы выхватывает его из «прекрасного и яростного» мира в жизненных острых ситуациях, и таким образом Платонов заставляет читателя волноваться, принимать активное участие в судьбе. Хочется дочитать этот рассказ и убедиться в том, что «сокровенность» этого человека, лучшие ее стороны в жизни не всегда понимаются людьми, а потому не всегда человек воспринимается таким, какой он есть, то есть и не такой гордыня, зазнайка...   Монологи- также один из способов выражения главной мысли писателя, они способствуют более глубокому раскрытию внутреннего «я» каждого из героев.   IV Подведение итогов. Выставление оценок-баллов.

V Вывод. Учитель: Гроза – как символ обновления мира.

Подводя итоги вашим ответам (как мыслили, отвечали...) хочу обратить ваше  внимание на символ, введенный Платоновым в произведение, с которым мы будем встречаться и при изучении других произведений, - гроза. Это символ обновления не только природы, но и жизни, души человека, так как человек, как мы уже отмечали, - это частица природы, и вследствие каких-то катастроф, к сожалению, человек начинает по-новому мыслить, понимать другого, то есть по-другому воспринимать мир и себя в этом мире.     Что мы и наблюдали в рассказе «В прекрасном и яростном мире».  

    Домашнее задание:   дать ответ на один из вопросов (или на свой вопрос, который возник в душе твоей, а на уроке не прозвучал):

1) Понравился ли рассказ? Какой след оставил в душе?

2) Кто из героев больше запомнился? Почему?

3) Как теперь (после знакомства с рассказом) я буду относиться к людям?

Для будущих филологов:

Прочитайте рассказ А. Платонова «Юшка». Определите, что сближает его с рассказом « В прекрасном и яростном мире», чем они отличаются?

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Скачать конспект (11.1 Kb)



Автор разработки: Ручко Алла Михайловна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 3510 | Загрузок: 240 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Платонов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 1
1 Нисо  
0
Bravo!

Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»