Главная » Разработки уроков » Литература |
Урок №1 Тема: «Андрей Платонович Платонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Знакомство с рассказом «В прекрасном и яростном мире» Цели: продолжить знакомство учащихся с личностью А.Платонова и его творчеством на примере рассказа «В прекрасном и яростном мире»; дать понятие «сокровенность человека» на примере судьбы А. Мальцева; познакомить учащихся с непростыми «простыми» людьми, отделенных от остальных, не столь совершенных людей одинокой гордыни своего таланта; познакомить учащихся также с приемами изображения Платоновым «сокровенного человека»; развивать умения учащихся выразительно читать, понимать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, стараться домысливать героя, понимать его по поведению, поступкам; постигать смысл «сокровенности» человека; воспитывать внимание, интерес к творчеству А. Платонова, его героям - человеку простому и непростому. Оборудование: портрет писателя А. Платонова; сведения о писателе (ученик, заранее подготовивший сообщение о Платонове); текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»; высказывания современников о Платонове. Ход урока I Мотивация учебной деятельности Сегодня мы продолжаем знакомство с писателем, человеком необычной судьбы - Андреем Платоновичем Платоновым. Так случилось, что при жизни талант и значимость произведений этого писателя не оценили. А чем дальше, тем больше, уже после его смерти, мы убеждаемся в его необходимости, ибо его произведения, герои помогают нам постигать самих себя, свою «сокровенность», свое назначение, человечность. II Работа над темой урока 1. Слово учителя с элементами беседы Ребята, мы уже изучили произведения А.Платонова - Кто помнит о чем они? ( «Июльская гроза» - о детях, которые учатся жить у взрослых, таким образом сами взрослеют, понимая ответственность перед малыми за из судьбу; «Корова» - о доброте человеческой, о понимании наших друзей - обитателей природы - животных; «Неизвестный цветок» - сказка- быль о цветке, выросшем из пыли и праха, превратившись в красоту жизни.) А сегодня мы продолжаем постигать талант писателя А.Платонова и приступаем к изучению его рассказа «В прекрасном и яростном мире», но сначала мы расширим наши сведения о жизни и творчестве А Платонова. Слово ученику, который готовил сообщение (краткое) о жизни и творчестве А. Платонова. Учитель. Итак, эпиграфом к изучению рассказа взяты слова самого А. Платонова: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни. Все возможно - и удастся все, но главное - сеять души в людях». Платонов, как вы помните, больше всего любил свою Родину, учительницу первую свою, которая первой рассказала ему сказку про Человека; а также роботу, потную роботу - Как вы понимаете «потную»? Проблемные вопросы: - Почему так назван рассказ «В прекрасном и яростном мире?» - Кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком» и почему? Записать в тетрадь: «Сокровенность» - это самостоятельное, оригинальное, цельное, свойственное только ей, этой личности, и оберегаемое ею, личностью, никому не дающее проникнуть в тайны души своей 2.Чтение 1 и 2 глав рассказа учащимися и их анализ: - Первая фраза рассказа какова? - От чьего имени ведется рассказ? - В каком возрасте был Мальцев? - Как был назначен наш рассказчик в помощники к Мальцеву? - Доволен ли рассказчик был своим назначением? Почему? - А Мальцев как воспринял это назначение? - Почему? - Пытался ли наш рассказчик выяснить, почему так? Учитель: «и улыбнулся» : возможно, он хотел этим как бы извиниться перед помощником за недоверие. Возможно. Это домысливает читатель. И это тоже своеобразие платоновского языка. - Что же понял наш рассказчик? Найдите эпизод в тексте, подтверждающий эти мысли, и зачитайте. - Как водил Мальцев машину? - Что же произошло 5 июля и почему рассказчик запомнил эту дату? III Домашнее задание: Смотреть записи в тетради; дочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире» до конца; подготовиться к анализу событий и поступков героев рассказа; отвечать на вопросы и задания после рассказа. IV Подведение итогов; выставление оценок - балов.
Урок №2 Тема: «Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире» А.П.Платонова, смысл названия произведения, оригинальность языка» Цели: продолжить с учащимися работу над осмыслением главной мысли (идеи) рассказа «В прекрасном и яростном мире», ее героев; развивать умения учащихся анализировать события и поступки героев на основании их поведения, делая соответствующие выводы; подвести учащихся при анализе к осмыслению названия произведения; воспитывать интерес к человеку, активную жизненную позицию; понимание значения произведения А. Платонова для нас , современников. Оборудование: портрет А.Платонова; высказывания современников о писателе, текст рассказа «В прекрасном и яростном мире» Ход урока I Объявление темы и целей урока II Актуализация опорных знаний учащихся 1. Проверка домашнего задания. А)фронтальный опрос о жизни и творчестве писателя: - Чем заинтересовала вас личность писателя А.Платонова? - Какие важне мысли о жизни и людях высказал писатель в произведениях, с которыми вы знакомились в предыдущих классах? - Где учился? Что больше всего любил? Б) Какие произведения А.Платонова вы знаете и над каким произведением работаем сейчас? В) О чем рассказ «В прекрасном и яростном мире»? какое впечатление произвел? Г) Кому бы посоветовали прочитать эту книгу? III Работа над темой урока: Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире». Смысл названия произведения. Оригинальность языка. 1.идейно-художественный по вопросам: Итак, как мы понимаем: Мальцев ослеп. Что же было с ним дальше? - Какое участие принял рассказчик Костя в дальнейшей судьбе Мальцева? - Согласен ли был с таким решением Костя - рассказчик? - Почему теперь так казнил себя следователь? - Как вы понимаете смысл сказанных Костей-рассказчиком слов следователю: «Вы не виноваты, Вы ничем не рисковали. Что лучше - свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный? - А вы как думаете, ребята? - Как вы понимаете смысл слов Кости-рассказчика: « Вы следователь, вы должны про человека знать все, и даже то, что он про себя не знает»? согласны ли вы с этим мнением? -Был ли другом Костя-рассказчик Мальцеву? Но что он (Костя) знал о себе? - Как же вернул к радости жизни Мальцева Костя? - Что мы узнаем в конце рассказа о Мальцеве и чему искренне радуемся? - Стали ли друзьями Костя и Мальцев? - Как вы понимаете последние строки рассказа: «Я боялся оставить его одного без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира»? (Ив этом состоит особенность платоновского языка: домыслить, понять эти своеобразные высказывания) 2. Каково значение рассказа А.Платонова. «В прекрасном и яростном мире» - Каково значение рассказа? (Ответы учащихся) Учитель. И все это, ребята, человеческие ценности, без которых ни одно поколение гуманных людей не сможет обойтись. 3. Работа над проблемными вопросами: 1) почему так назван рассказ? 2) кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком»? 4. Оригинальность языка А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» Учитель. При анализе этого рассказа мы уже обращали внимание на особенности платоновского стиля. А сейчас я хочу продолжить работу по этому вопросу и остановиться еще на некоторых особенностях его языка: это краткость, скупость, непонятность в оформлении мысли, заставляющая читателя домысливать, читать , как бы между строк. Нельзя сказать, что Платонов схематично изображает героя, но писатель как бы выхватывает его из «прекрасного и яростного» мира в жизненных острых ситуациях, и таким образом Платонов заставляет читателя волноваться, принимать активное участие в судьбе. Хочется дочитать этот рассказ и убедиться в том, что «сокровенность» этого человека, лучшие ее стороны в жизни не всегда понимаются людьми, а потому не всегда человек воспринимается таким, какой он есть, то есть и не такой гордыня, зазнайка... Монологи- также один из способов выражения главной мысли писателя, они способствуют более глубокому раскрытию внутреннего «я» каждого из героев. IV Подведение итогов. Выставление оценок-баллов. V Вывод. Учитель: Гроза – как символ обновления мира. Подводя итоги вашим ответам (как мыслили, отвечали...) хочу обратить ваше внимание на символ, введенный Платоновым в произведение, с которым мы будем встречаться и при изучении других произведений, - гроза. Это символ обновления не только природы, но и жизни, души человека, так как человек, как мы уже отмечали, - это частица природы, и вследствие каких-то катастроф, к сожалению, человек начинает по-новому мыслить, понимать другого, то есть по-другому воспринимать мир и себя в этом мире. Что мы и наблюдали в рассказе «В прекрасном и яростном мире». Домашнее задание: дать ответ на один из вопросов (или на свой вопрос, который возник в душе твоей, а на уроке не прозвучал): 1) Понравился ли рассказ? Какой след оставил в душе? 2) Кто из героев больше запомнился? Почему? 3) Как теперь (после знакомства с рассказом) я буду относиться к людям? Для будущих филологов: Прочитайте рассказ А. Платонова «Юшка». Определите, что сближает его с рассказом « В прекрасном и яростном мире», чем они отличаются? |
Автор разработки: Ручко Алла Михайловна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3510 | Загрузок: 240 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 1 | ||
| ||