Главная » Разработки уроков » Художественная культура |
Цель. Познакомить учащихся с особенностями стилей в художественной культуре на примере культуры Древнего Египта; раскрыть связь между развитием общества и искусства; развивать художественный вкус и умение воспринимать художественные произведения. Оборудование. Презентация, фильм. Ход урока. Вступление. Приветствие. Учитель. Здравствуйте, ребята! На предыдущем занятии мы с вами говорили о периодизации в истории культуры и рассмотрели тему: …. « Первобытная культура». ( Тему называют дети). Что вам больше всего запомнилось по предыдущей теме? ( Ответы) Актуализация. 1.Вы должны были ( это задание было по желанию) попробовать изобразить животных, похожих на те изображения в пещерах Альтамира, Ласко и.т.д, которые мы рассматривали. Работы вы видите на доске. Прошу авторов представить их..( Дети представляют работы) 2. Назовите особенности живописи периода палеолит. ( Ответы) 3. Назовите особенности живописи периодов мезолит и неолит.( Ответы) 4. Что такое « мегалиты»? назовите виды мегалитических памятников и приведите примеры. ( Ответы) Оценивание. Мотивация. На уроках истории вы выясняли, каковы признаки цивилизации. Назовите их. ( Ответы детей) Какие виды письменности вы знаете? ( Ответы) С какими языковыми семьями вы знакомы? Мы начинаем разговор о периоде цивилизации. И тема сегодня такова: « Культура Древнего Египта» 4. Представление темы урока и ожидаемых результатов. Слайд 1. Учитель Мы поговорим о роли культуры Древнего Египта в развитии мировой художественной культуры, об особенностях искусства Древнего Египта. II Основная часть. Учитель. Культура Древнего Египта оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древн Культура Древнего Египта- древнейшая культура человечества, существовавшая примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Минули тысячелетия, а интерес к ней не иссяк. Долгое время египетская история была не известна людям, ученые не могли расшифровать таинственные письмена - иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности были загадкой, над которой бились античные философы, писатели Понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Что вы знаете об этом из курса истории? ( Ответы детей) (Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790—1832). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.)
В V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля». Почему? ( Ответы детей).В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов. Слайд 2. В истории Древнего Египта выделяют несколько периодов. Первый из них именуется додинастинеским (IV тыс. до н.- э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, жрец Манефон предложил называть следующими царствами: * Древним (III тыс. до н. э.); *Средним (конец III — начало II тыс. до н. э.); *Новым (II тыс. до н. э.). *Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.). Слайд3. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов: *культ многочисленных богов Египта (боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат); *культ обожествленного царя — фараона. Проведение установленных богами законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали пирамиды; *культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей. Слайд4. Религия и мифология Древнего Египта Мифология Древнего Египта начала приобретать свой современный облик в пятом, шестом тысячелетии до нашей эры. В каждом египетском номе сложился свой собственный, неповторимый пантеон богов, которые воплощали в себе камни, небесные тела, птицы, змеи и т.п.40 египетских номов в IV тыс. до н. э были объединены единой властью фараона Нармера, но культы номовых богов держались до самого конца истории Древнего Египта. ( Первые объдинители Египта поклонялись богу- соколу Гору- они и превратили своё божество в общеегипеткого бога Солнца. Затем местные божества получали определённую функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности) Образы бога земли Геба, богини Неба Нут и их сына бога солнца Амона Ра сохранились в египетской мифологии на протяжении всей истории. Каждое утро богиня Нут рождает солнце и каждый вечер снова прячет его в своем чреве - полагали египтяне. Слайды 5-8 Центральной фигурой народной земледельческой религии был Осирис, его сестра- жена Исида, сын Гор ( Миф об Осорисе, в котором он был убит своим братом Сетом и воскрес дошёл до нас в отрывках) В центре официального культа со времён 5- й династии находился образ солнечного бога Ра, потом Амона) В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба». «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание. Послушайте отрывок из литературного памятника « Истории Синухета», в которой фараон обращается к вельможе, бежавшему в другую страну: - О чём речь в этом отрывке?. О каких религиозных воззрениях египтян он свидетельствует? ( Ответы) Слайд 9. Додинастический период. ( IV) тыс. до н. э ) Это период объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. Основание Мемфиса. В IV тыс. до н. э фараон Нармер объединил Верхний и Нижний Египет. Об этом рассказывает Плита фараона Нармера (Рельеф. Египетский музей).Фараон, увенчанный короной, сокрушает голову вождю северян. Сравните фигуры победителя и поверженного. О какой особенности искусства Древнего Египта мы можем сказать? ( Рассуждения детей) Величина изображения Нармера подчёркивает могущество владыки Египта. Наверху сокол, олицетворяющий божество, протягивает царю верёвку, привязанную к голове вражеского вождя. На другой стороне плиты Нармер торжественно шествует к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Внизу он же в виде быка ломает рогами стену и топчет ногами врага. В средине 2 гепарда переплетаются гигантскими удлинёнными шеями Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. Начинается изготовление папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Слайд 10 В додинастический период же над усыпальницами вождей стали возводить» мастабы»( в переводе- «скамья») - гробницы в виде усечённой пирамиды. Примеры: Рельеф шиферной плиты фараона Нармера. (Ок. 3000 г. до н.э. каир. Египетский музей). Слайд 11. Древнее царство. ( III тыс. до н. э.)Эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) сами египтяне рассматривали как золотой век в истории своей культуры, поскольку в этот период: *Утверждается медный век; *столица - Мемфис; *правление фараонов: Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина; *высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство; *ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения; завершается становление иероглифического письма; *появляется первый свиток папируса; *складывается система счета; *осуществляются первые попытки мумификации. *в эпоху Древнего царства оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе. *захоронения фараонов производят в гробницах. *сложился монументальный стиль египетского искусства и выработались изобразительные каноны. *велика роль скульптуры. Что вы знаете о пирамидах? ( Ответы). Учитель. Я продолжу ваши рассуждения. Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. А теперь мы послушаем ребят, которые на сегодня готовили сообщения о пирамидах. Дети, которые заранее получили задание, рассказывают. Если же учащиеся не готовы- говорит учитель. Слайд 12. Сообщение о пирамиде Джосера. ( Сообщение ученика) Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Высота пирамиды — 60 метров, она имеет основание со сторонами 118х140 метров. Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Что это было - ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля? Скорее всего, это было и то, и другое. Боги всегда находились наверху - на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно. Слайд 13. Сообщение о пирамидах в Гизе. ( Часто сообщения берут дети, побывавшие в Египте). Самыми знаменитыми являются три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э. Слайд 14. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хафра ( Хефрена). Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен.Это гигантское изваяние с головой человека и телом льва.Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. (Два таких сфинкса лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта). Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить - слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий. Слайд 15. Скульптура Древнего царства Учитель. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. В Древнем Египте ваятель назывался « санх», что в переводе « творящий жизнь». Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Слайды 16-17 Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тысячелетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина. Статуя выполнена из известняка, глаза-из горного хрусталя.В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, несколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью.( По традиции раскраска была таковой: тело мужчины красно- коричневое, тело женщины светло- жёлкое или жёлто- розовое, волосы чёрные, одежды белые). Слайд 18 Получило распространение и изобразительное искусство. Прежде всего в росписях стен гробниц. Примером могут служить росписи из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей). (Гуси». Фреска гробницы зодчего Нефермаата в Медуме. 27 в. до н. э. Каир. Египетский музей. Фрагмент) Посмотрите, сочные и чистые сочетания цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля. Человек и его деятельность – главные темы гробничных рельефов и росписей (гробницы вельмож Ти, ок. 2450 г. до н. э., и Птаххотепа, ок. 2350 г. до н. э.; обе – в Саккара). В захоронениях эпохи Древнего царства не было изображений богов, солнца и луны. Запечатлённый на стенах мир не был зеркальным отражением земного существования; это была искусственно созданная среда, обеспечивающая все потребности владельца гробницы. Рельефы и росписи разбиты на полосы и «читаются» как текст; они настолько точно и подробно передают повседневную жизнь египтян, что служат надёжным источником для её изучения. Однако, по сравнению с реальностью, в изображение загробного «мира-двойника» вносились определённые изменения. Не было сцен государственной службы, свидетельствовавшей о подчинённом положении. Настенные росписи отличает плоскостность, яркость цветов. Египетские мастера работали клеевыми красками, обычно не смешивая их; полутона появились только в поздний период. Выразительность живописи строилась на чёткости силуэтов, контуры которых заполнялись яркими красками. Человека изображали не так, как видели, а таким образом, чтобы дать о нём наиболее полное представление: плечи, туловище и глаз на лице человека изображались анфас, лицо и ноги – в профиль. Примеры:Пирамида фараона Джосера в Саккара ( 28 в. до. н.э); Пирамиды в Гизе Хеопса, Хефрена, Микерина( 27. в. до н.э.); статуя писца Каи ( сер. 3 тыс. До. н. э.Париж. Лувр); деревянная статуя вельможи Каапера( 3. тыс. до н.э.Каир. Египетский музей); росписи гробницы зодчего Нефермаата в Медуме ( 27 в. до н.э. каир. Египетский музей); «Танцовщицы на пиру». Фреска гробницы вельможи Небамуна в Фивах. 15 в. до н. э. Фрагмент,ювелирные изделия. Слайд 19 Среднее царство (конец III — начало II тыс. до н. э.) - второй период расцвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической Период правления фараонев: Аменемхета I,Ментухотеп I. Сенусертов I-III. Новое объединение страны после первого переходного периода, распространение влияния Египта на Азию и Нубию. Главное божество- Амон. Пирамиды строили из кирпича- сырца. Стелы. ( Высокие тонкие обнлиски с заострённой пирамидальной верхушкой, покрытые иероглифами. Воздвигают их в честь богов и царей) В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра. В этот период возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под её тяжестью стебле цветущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями. В гробницах обнаружено множество деревянных статуэток, составляющих иногда целые группы, — слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Слайд 20 С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало большего внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суровое, почти скорбное выражение. Слайд21 При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний, блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры (уреем), её пояс из золотых раковин — лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречаются изображения жука-скарабея (символа солнца и воскресения из мёртвых) и разных божеств. Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, — самая гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней. *Пилоны — каменные сооружения в форме усечённой пирамиды Примеры: Усыпальница- храм Ментухотепа I в Дейр-эль- Бахари ( 21 в. до н. э ) Слайд 22 Новое царство II тыс до н.э (16-11 вв.до н.э.) Фараоны: Яхмос; Тутмосы I,II,III; Аменхотепы II,III,IV (Эхнатон); царица Хатшепсут, Сети I; Рамзесы II,II Наступил после второго переходного периода.Характеризуется изгнанием гиксосов, объединением страны, периодом Амарны ( нач. 14 в. до. э. )Место погребения- Долина царей. Храмовое строительство ( Храмы в Карнаке, Луксоре…) Нашествие азиатских племён — гиксосов (на языке древних египтян их название означало «чужеземные правители») — около 1700 г. до н. э. на полтора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в долине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государственности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В летописях и поэтических гимнах прославлялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что духу времени отвечали и памятники искусства Нового царства. Слайд 23 Египетский храм прямоугольный, разделённый на 3 части: перистильный двор, обрамлённый 1-2 рядами колонн, гипостильный зал, святилище. Капители колонн: пальмоподобные, лотосоподобные, папирусоподобные.
Слайд 24 ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ ( Сообщение учащегося) Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царствования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привыкшими видеть женщину на троне. После кончины царицы Тутмос III уничтожил статуи Хатшепсут, её имя в надписях было сбито. Храм в Дейр эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья. Храмы Луксора и Карнака ( Сообщение учащегося) Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке. Эти памятники, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Антона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и статуями. Через узкий второй вход попадали в гипостильный зал. Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля (XVI—XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами. Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре. Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.), изображающий толпу плакальщиков. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, запряжённые в колесницы, мчатся галопом; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами — двух иволог. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: пышным одеждам, сложным причёскам, драгоценностям. (рельефы гробницы визира Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реальным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; часто изображаются молодые служанки, танцовщицы, музыкантши. Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) обычно украшались изображениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на арфе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым ушебти («ответчикам»). Это статуэтки из терракоты (пористой обожжённой глины), фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками. Они изображали тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире. Слайд 25 Произведениями настенной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Нового царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции, росписи расположены одна над другой горизонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жертвенником, гости в креслах и на циновках, слуги, служанки, музыканты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — другую. Служанки — молодые, стройные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным египетским дамам цветы, разносят плоды и вино Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах и барабанах. На фрагменте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпанируют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук.
Слайд 22 ( вернуиться) Статуи фараона Аменхотепа III (Колоссы Мемнона). XV в. до н. э. ( Сообщение учащегося) Две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (около 1455—1419 гг. до н. э.) — единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов. Колоссы Мемнона — так стали называть их в I в. н. э, когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким способом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя Ахилла, приветствовал свою мать — греческую богиню утренней зари Эос. Феномен «поющей» статуи учёные объясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу римского императора Септимия Севера в начале III в., изваяние умолкло навсегда. Слайд 26. АМАРНСКИЙ ПЕРИОД Учитель. В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце, носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...». На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль. Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах благоухали тенистые сады, сулили прохладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы. После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, чтобы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. В них переданы лирические настроения, естественные человеческие чувства. Эти новые, неканонические особенности отличают скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и их шести дочерей. Слайд 27 Среди мастерских Ахетатона наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса — по-видимому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета. Незавершённое изображение Нефертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронутого лёгким загаром. Правление Эхнатона. которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древнеегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середины XIV в. до н. э. — сокровищах, которые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей. Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятники архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства. Слайд 28 ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА( Сообщение учащегося) Во времена Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей, в подземных, тщательно скрытых гробницах Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873— 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочисленные сообщения, возникло немало предположений, слухов и домыслов. Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнаружила те знаменитые двенадцать ступеней, которые вели вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Археологи увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, двухколёсные позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Почти всё помещение погребальной камеры, расположенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нём один в другом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограммов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии установили её портретное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок до сих пор производят ошеломляющее впечатление. Тутанхамон (около 1400—1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изменить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые культы, в придворном искусстве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на священной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнадцати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках четырёх богинь, охраняющих ковчег с канопами (алебастровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла. Слайд 29 АБУ-СИМБЕЛ ( Сообщение учащегося) Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался. Расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами -- торжественный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта — приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари.
Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год — в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II. Строительство Асуанской плотины в 60-х гг. XX в., которое грозило памятнику затоплением, вызвало огромную тревогу во всём мире. В соответствии с утверждённым ЮНЕСКО (Организацией Объединённых Наций по вопросам науки, образования и культуры) проектом спасения знаменитого ансамбля скальные храмы, разобранные на блоки, были перенесены на безопасную высоту. Примеры: Карнакский( 16 в. до н.э.),Луксорский ( 15. В. до н.э.Фивы) храмы; храм царицы Хатшепсут ( 15. в до н.э.Дейр-эль- Бахари); Захоронения в гробницах в Долине царей ( гробница Тутанхамона); большой храм Рамзеса II в Абу- Симбеле (13. в. до н.э. Нубия); портрет царицы Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (14 в. до н.э Берлин- Далем. Музей); рельеф «Плпкальщицы»( 14 в. До н.э.Москва ГМИИ) Поздний период (Конец II-Iтыс. до н.э (11 в.- 332 г до н.э.)) в истории Древнего Египта — пора тяжёлых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет искусство Египта пережило при фараонах Саисской династии в VII столетии до н. э. Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали. В 332 г, до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, названный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипетской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305—330 гг. до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значительных школ эллинистического искусства — александрийская. Слайд 30 Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет — «это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнеегипетское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь. Выводы. Какие характерные черты для искусства Египта вы можете назвать? 1.Архитектура представлена пирамидами, храмами. 2.Храм прямоугольный, разделённый на 3 части: перистильный двор, обрамлённый 1-2 рядами колонн, гипостильный зал, святилище. 3.Капители колонн: пальмоподобные, лотосоподобные, папирусоподобные. 4.Стены храмов украшены живописью( линейные, геометричные, расположенные в виде горизонтальных строчек) 5.Канон в изображениях: тело в фас, а ноги и голова в профиль 6. В скульптуре 3 положения: фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. 7.Раскраска скульптур была таковой: тело мужчины красно- коричневое, тело женщины светло- жёлтое или жёлто- розовое, волосы чёрные, одежды белые. 8.Фигура фараона выделялась размерами.
Слайд 31 Домашнее задание. Рассмотреть памятники искусства Древнего Египта. Дополнить список особенностей искусства Древнего Египта. Познакомиться с оперой Дж. Верди « Аида» Для желающих узнать: найти информацию, почему на египетских изображениях сложился канон: тело в анфас, ноги и голова- в профиль
1.Лев Любимов « Искусство Древнего мира» 2.«Энциклопедия для детей». « Искусство». Издательство « аванта+» 3. « Художественная энциклопедия» |
Автор разработки: Рыжова Татьяна Владимировна Учебный предмет: Художественная культура Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1641 | Загрузок: 310 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |