Главная » Разработки уроков » Художественная культура |
Цель. На основе понятия «стиль» ознакомить учащихся с античным стилем в искусстве; развивать эстетические вкусы, тягу к изучению произведений искусства; воспитывать интерес к культурному наследию мира. Оборудование. Презентация, записи музыкальных произведений, учебник Л. Масол «Художественная культура» 9 класс. (Или учебник Климовой «Художественная культура») Тип урока. Урок изучения нового материала с использованием интерактивных и информационно-коммуникативных технологий. Ключевые понятия урока: стиль, ордер, античный стиль. Структура урока: I. Вступительная часть. 1.Приветствие. 2. Актуализация. 3.Мотивация 4. Сообщение темы и целей урока. II. Основная часть. 1. Культура Древней Греции 2. Культура Древнего Рима III. Выводы IV. Домашнее задание. V. Рефлексия. I. Вступительная часть. 1.Приветствие. Здравствуйте! На предыдущем уроке мы с вами изучали тему «Художественная культура и мир человека» (с 153 - 160 учебника) Некоторые из вас на сегодня готовили персональные домашние задания, которые понадобятся по ходу урока. Перед тем, как сообщить вам тему сегодняшнего урока, у меня возникает ряд вопросов. 2.. Актуализация.. (Задание по четверкам) * Назовите основные периоды в истории развития культуры. * Дайте определение понятиям «культура», «художественная культура» * Назовите характерные особенности развития культуры в первобытном обществе. *. Назовите особенности египетского стиля. * Назовите известные вам памятники культуры Древнего Египта (желательно по периодам) *.Дайте определение понятию «стиль». Назовите известные вам стили в искусстве. Оценка ответов. Слайд№1 3.Мотивация. Посмотрите на представленные произведения искусства. Некоторые из них вам известны издавна, некоторые может, нет. Как вы считаете, какому стилю в искусстве будет посвящен урок сегодня? (Ответы детей) Слайд№2 4.Сообщение темы и целей урока. Да, вы угадали. Тема урока такова: « Крупнейшие европейские стили. Античность». Мы познакомимся с характерными чертами античного стиля. Я надеюсь, что результатом урока станут ваши знания особенностей культуры Греции, Рима. За один урок очень трудно все рассказать. Поэтому мы с вами рассмотрим главное, а те, кому интересно, смогут найти дополнительную информацию в интернете, в моем блоге uvertura.blog.ru Слайд №3 II. Основная часть. 1.Культура Древней Греции и Рима. Вступительное слово учителя. Звучит музыка (греческий танец «Сиртаки») Термин «античность» был введен в эпоху Возрождения и им определяют культуру Древней Греции и Рима. Древняя Греция - колыбель мировой цивилизации. И вы это знаете. Группа « Знатоков» занимает своё место. Они готовили вопросы викторин, экскурсии. Они же будут оценивать ответы. Интерактивная игра: «Продолжи предложение» Продолжите предложение: 1«Я знаю, что в Древней Греции развивались философия...... (филология, математика, медицина, естествознание, литература, возводились памятники архитектуры, создавались скульптуры, развивалась живопись, музыкальное искусство. театр) 2. Я знаю, что в Древней Греции существовали города - государства с республиканской формой правления, которые назывались... (полисы) 3.Я знаю. что греческая культура основывается на мифах. Среди них читал (читала)... (ответы детей по принципу: кто больше читал) 4.Я знаю таких греческих богов (ответы на вопросы викторины) пример: Бог грома и молнии в Древней Греции и Риме ( последовательность на слайде) Зевс. Посейдон, Аид, Гера, Афина, Аполлон, Артемида. Афродита, Арес, Гефест, Гермес, Дионис. Слайд№4 5.Я знаю таких титанов и героев (ответы на вопросы викторины) (Пример:Герой мифов Древней Греции, подаривший людям огонь- ( Прометей) ) Герои. Последовательность: Прометей, Тесей, Ясон. Геракл. Персей. Этим героям посвящено много произведений искусства различных времён. Некоторые из них перед вами на слайде. Слайд№5 6. Я знаю такие памятники греческой литературы, автором которых считается Гомер (ответы) (Могут быть вопросы типа: литературное произведение. В котором речь идёт об осаде Трои) 7 Я знаю таких выдающихся греческих драматургов и их пьесы (ответы) и комедии (Аристофана) (Могут быть вопросы типа: автор трагедии « Персы» - ( Эсхил)) Оценивание «знатоками» Учитель. И так. мы с вами в Греции и прежде, чем предоставить слово экскурсоводам, я хотела бы определиться в некоторых вопросах. Искусство античного мира впервые открыло и воспело Человека, сделало ее мерой всех вещей, представило его как прекрасный и совершенный феномен природы. Вопрос детям. * Вспомните. как выглядели боги Египта.. и Греции. В чем разница? (Ответы) Греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, заботились о внешности. Особое внимание они уделяли образа атлета, выступавшего на соревнованиях обнаженным. Распространялся идеал красоты обнаженного здорового тела, что нашло свое отражение в искусстве, главной задачей которого было правильное изображение человека, сильной, энергичной, полной достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса..) Слайд№6 Основные черты античного стиля: * Главная тема греческого искусства – Человек; * Античная культура базируется на мифологической основе; * Высшим смыслом существования человека есть героизм; * Ведущие сооружения-храмы, театры, общественные здания; * Характерной чертой является ордерная система; * Особенностью является функциональность, сбалансированность композиций и равновесие составных частей. Поскольку античная культура - это культура Греции и Рима. Говоря о Древнем Риме, мы вернемся к этим особенностям. Традиции античного искусства повлияли на развитие мировой культуры и особенно отразились в искусстве Возрождения. Слайд№7 Культура Греции делится на следующие периоды: 1. Эгейская (Крито - Микенская) культура (IIIтис до н.э.-XI вв до н. э) 2. Гомеровская и раннеархаична культура (XI-VIII вв до н.э.) 3. Архаическая культура (VII-VI вв до н.э.) 4. Классическая культура (V в-I-III четверть IV в. До н.э.) 5. Эллинистическая культура (конец IVст.до. н.э-I ст. Н.э.) Приглашаю вас на экскурсии. Слайд№8 Экскурсовод 1. 1. Эгейская (Крито - Микенская) культура. Крито-Микенской период был связан с островом Крит (для нас он упоминанием мифов о Минотавре, Дедале и Икаре, похищение Европы), городом Микены, вокруг которого был построен мощные «циклопические» стены... Остров Крит славится Кносским дворцом ( характерны темные колонны, на фоне светлых стен) и росписями («Игры с быком», «Дамы в голубом», «Парижанка») (Дополнение групп) Слайд №9. 10 Слайд №11 2. Гомеровская и раннеархаична культура (XI-VIII вв до н.э.) Этот период связан с именем Гомера, которому приписывают создание « Илиады» и « Одиссеи». Сюжеты этих литературных памятников нашли отражение в искусстве различных времён и народов. Рассмотрите слайд. Помимо создания знаменитых литературных памятников «Илиада» и «Одиссея» этот период характеризуется новым этапом в развитии греческого вазописи. Бессюжетные орнаменты уступают место изображением человеческих фигур. Слайд№12 Греческие сосуды разнообразны по форме: Овальные амфоры с узким горлышком и 2-мя ручками -для хранения вина, зерна, растительного масла, меда; Кратеры с широким горлом-для вина; Гидрии-изящные кувшины с 2-мя горизонтальными ручками и 3-й вертикальной-для ношения воды; Килики-плоские, с подставкой и 2 - мя ручками -чаши для питья; Лекифы-высокие. удлиненные, - для пушистого масла и духов и.т.д. Пелики-сосуды для вина и масла Слайд№13 3. Архаическая культура (VII-VI вв до н.э.) Искусство вазописи совершенствуется в архаический период. Сначала были популярны чернофигурный вазы (ваза «Франсуа». Авторы Клитий и Ерготим) (Флоренция.Археологичний музей). Названа она так по имени открывшего ее археолога. В конце VI в. появляется краснофигурная вазопись.(Пелика Евфрония). Сюжет росписи- мужчина. юноша и мальчик - над ними летит ласточка. Надписи намечены пурпуром: «Смотри, ласточка» - «Да. Клянусь Геркулесом! -Вот она! Уже весна! Учитель. В древнегреческих полисах развивается система регулярной планировки городов, с прямоугольной сетью улиц, площадью - центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя - высокой и укрепленной части города. Эллины выработали совершенно иной, чем древневосточные цивилизации, тип храма - открытый, светлый. Он прославлял человека, а не вызывал страх. Слайд№14 Греческий храм-периптер дал миру классические греческие ордера: дорический, ионический. коринфский (появившийся в эллинистический период). Верхнюю часть храма окрашивали в красный и синий цвета, использовали позолоту. * Архитектурный ордер-это композиция из колонн и горизонтальных несущих балок. Дорический ордер отличался простотой, геометричностью, массивностью. Колонны этого ордера не имеют базы и капитель имеет простую форму. Колонны ионического ордера имеют завитки-волюты и базу. Капитель колонны коринфского ордера выполнена в виде корзины из стилизованных листьев и завитков. Греческие храмы украшают статуями и рельефами. В архаический период существуют куросы и коры. Куросы - изображения атлетов без одежды. Возводились в честь победителей в соревнованиях. Коры - женские изображения в драпированной одежде, раскрашенные: волосы, глаза, губы - красным цветом, одежда украшалась узорами синего, красного и зеленого цветов. Архаичная архитектуру определяют массивность и приземистость (храм Посейдона в Пестуме; храм Артемиды в Эфесе) Слайд№15 Учитель. * Что вы знаете о храме Артемиды в Эфесе, кто такой Герострат? (Ответы) Экскурсовод 2. 4.Класcическая культура (V в-I-III четверть IV в. До н.э.) Слайд№16 Наивысшего расцвета греческая культура достигла в классический период. Он связан со славой Афин, деятельностью Перикла, архитектора и скульптора Фидия. Грандиозным примером архитектуры классического периода является Афинский акрополь. В него входили Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, Храм Ники Аптерос. Слайд№17 Пропилеи-вход в акрополь. В стороне- скульптура Афины Промахос (воительницы) работы Фидия. Она была символом военной мощи и славы города. Далее -Парфенон (арх.. Иктин и Калликрат под. рук. Фидия) - совершенное творение греческой архитектуры. В этом храме когда-то находилась другая статуя работы Фидия Афины Парфенос (Девы). Обе статуи Афины были выполнены из золота и слоновой кости. На протянутой ладони Афины Парфенос - крылатая Ника-Победа с человеческий рост. На щите Афины Фидий высек свое изображение в виде старца, который поднимает 2 - мя руками камень. Это было воспринято как дерзость. Слайд№18 Скульптурное оформление Парфенона-источник красоты. Скульпторы славили Афину, утверждая ее высокое положение среди богов. Парфенон-памятник дорического стиля, но он имеет ионический фриз длиной 159 метров. Сюжет его – Панафинейское шествие- празднование, когда девушки вручали жрецам храма пеплос (плащ), вышитый ими для Афины. Весь народ участвовал в этом празднике. Но скульптор изобразил и богов. Рассмотрите фрагменты фриза: «Всадники» (Лондон. Британский музей), «Девушки и старейшины" (Париж.Лувр) Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону.6 стройных девушек-кариатиды выполняют функции колонн в южном портике. Капитель напоминает корзину, в которой жрицы несли священные предметы культа. Храм Ники Аптерос -Бескрылой Победы (она никогда не улетала из Афин). Одна из Побед развязывает сандалию. Складки драпировки создают мраморную поэму женской красоты. Слайд №19 Классический период в истории культуры Греции связан с именами выдающихся скульпторов: Мирона, Фидия, Поликлета Мирон «Дискобол» - представлен момент. когда юноша замахнулся тяжелым диском. «Афина и Марсий» - в основе миф об изобретении флейты Афиной. Фидий: Афина Промахос, Афина Парфенос, статуя Зевса Олимпийского. Поликлет «Дорифор» (юноша коп `еносец) - пример гармоничности физической красоты и духовности, канон (образец) Голова-1/7всього роста; ступня-1/6.... Слайд№20 Греческая живопись для нас почти что утрачена (произведения великих Паррасия, Зевксиса. Полигнота, Никия и др.. известны нам лишь по описаниям). Живописец Аполлодор Афинский прославился тем, что овладел искусством светотени. Зевксис прославился картиной, изображающей прекрасную Елену. До нас дошла рассказ о том, что, якобы, птицы слетались к одной из картин Зевксиса, чтобы клевать виноград из руки изображенного на ней мальчика. Расцвет монументальной живописи привел к некоторому упадку в вазописи. Была потеряна графическая четкость. Роспись заменяют налепами, ярко раскрашенными рельефными фигурами. Летом 1968 г. была обнаружена «Гробница ныряльщике» (V до н.э.), названная так по одной из стен гробницы, где юный ныряльщик как бы парит между небом и морем, бросившись вниз с высокой платформы. Фрески двух длинных стен гробницы изображают сцены погребального пиршества. Гости-10 мужчин, увенчанных лаврами, возлежат на ложах. Они слушают музыку и играют в «коттаб» (игра, состоявшая в переплескивании вина из одной чаши в другую, которая требует большой ловкости) Слайд№21 Экскурсовод 3. С поражением Афин и победами Спарты и Персии связан новый период в истории Греции (Поздняя классика). Великий полководец Александр Македонский повел греков в поход против персов (IV в. до н.э.) Три великих греческих трагика: Эсхил (526 - 456); Софокл (90 - е гг. V в-406г. До н.э.) Еврипид (446 - ок. 385 г. до н.э.) выразили духовные устремления этого времени в своих трагедиях: Эсхил: трагедии «Персы», «Агамемнон», «Прикованный Прометей»; Софокл: трагедии "Царь Эдип», «Антигона»,; Еврипид- «Медея», «Киклоп» Слайд№22 В архитектуре наряду с основными архитектурными ордерами применяется коринфский. Одним из самых грандиозных памятников архитектуры поздней классики является гробница в городе Галикарнассе правителя персидской провинции Мавсола. (Одно из 7 чудес света - Галикарнасский Мавзолей). Строили его зодчие Сатир и Пифий. Скульптурное оформление было поручено нескольким мастерам, в том числе и Скопасу. Фриз гробницы Мавсола изображает битву греков с амазонками (Лондон. Британский музей). В Галикарнасским Мавзолее сочетаются 3 ордера, он состоял из 2-х ярусов: первый заупокойная камера, 2-й-заупокойный храм. Выше ярусов была высокая пирамида, увенчанная квадригой (четирехконной колесницей) Слайд№23 Поздняя классика-время славы 3-х крупных скульпторов Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Скопас: скульптурное убранство храма Афины в Тегее, гробницы Мавсола в Галикарнассе, «Менада» Пракситель: «Гермес с младенцем Дионисом». «Афродита Книдская» Вдохновенный певец женской красоты, Пракситель сделал 2 статуи Афродиты: одна была покрыта одеждой - ее купили жители Коса, вторую, отвергнутую ими купили книдяне. И она своей славой превзошла предыдущую. Лисипп лепил в бронзе. Лисипп: «Геракл со львом» (Петербург. Эрмитаж), «Пирующий Геракл» - любимая работа Александра Македонского, даже в последний час он велел поставить ее перед собой., Лисипп изобразил и самого Александра. Дошла до нас мраморная римская копия с бронзового оригинала Леохара «Аполлон Бельведерский» (Рим. Ватикан) Любимым живописцем Александра Македонского был Апеллес. В Помпеях, разрушенных извержением вулкана, было найдено мозаичное полотно «Битва Александра с Дарием при Иссах» (Неаполь). Мощная фигура Дария с выброшенной вперед рукой - как бы попытка остановить неизбежное (он потерплю поражение). Кажется, что ничто не может остановить Александра, вихрем несется на Дария. После смерти Александра Македонского начинается пора эллинизма. Слайд№24 Экскурсовод 4. 5.Эллинистична культура (конец IVст.до. н.э-I ст. н.э.) Эллинизм - уникальное сочетание форм греческой государственности (полисы, демократические институты и т.п.) с восточной деспотией, которая признает царскую власть неограниченной и божественной, широкое распространение греческого языка и культуры - литературы, театра, искусства, культов, строительство городов, население которых объединяло греков, македонцев и местное население. В искусстве сосуществуют грандиозное и миниатюрное, эмоциональность, страстность, классическая простота и ясность. В скульптуре и живописи встречаются изображения различных поколений (статуи стариков и детей), прелести и грации (многочисленные статуи Афродиты), жанровых сцен (статуи рыбаков, пахарей, земледельцев, садоводов и т.п.), нечеловеческих страданий, боли (Лаокоон, рельефы Пергамского алтаря). Эпоха эллинизма крайне изобретательна в области технической инженерии (хитроумные устройства на Фаросском маяке в Александрии, корабли колоссальной емкости с садами и дворцами, сиракузские осадные машины, созданные Архимедом и т.п.). Это век расцвета науки (Архимед, Эратосфен и др..). Дополнение группы. Александрийский маяк был крепостью -форпостом Александрии и наблюдательным пунктом. Он построен в виде трехэтажной башни высотой 120 метров. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы. Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, его создатель, страшась забвения, пошел на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании маяка он высек надпись: "Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей". Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на которой было вырезано имя Птоломея Сотера Слайд№25 Рассмотрите скульптурное оформление Пергамского алтаря. Основная тема рельефных изображений - битва богов с гигантами. Слайд№26 К этому периоду в истории греческой культуры мы относим знаменитую «Венеру Милосскую» (Париж. Лувр) Агесандр; скульптурную группу «Лаокоон с сыновьями» (Агесандр, Полидор. Атенодор); созданную неизвестным художником «Нику Самофракийская» (Париж Лувр)(Статуя стояла на носу каменного корабля-монумента. Во взмаха мощных крыльев ника-победа неудержтимо несется вперед рассекая ветер); Александрийский маяк (архитектор Сострат Книдский) Пергамский алтарь; камею Гонзага.. (Дополнение группы об Александрийском Маяке и камеюе Гонзага). *Камеи-рельефно вырезанные самоцветы. Камея Гонзага (названа по имени итальянской герцогов, которым она когда-то принадлежала. Ученые считают. Что это портреты обожаемого при жизни царя Птолемея Филадельфа и его сестры -жены Арсинои. Это прекрасная резьба по камню, 3 - х слойному сардониксу, внешне коричневому, а внутри. - голубовато -белому) Александрия имела большое значение для развития эллинистической культуры. В библиотеке этого города было собрано около 700 тысяч рукописей на папирусе и пергаменте. Учитель. Особое значение в жизни греков имела музыка. Она звучала везде, была одноголосной. Греческие поэты пели свои стихи под аккомпанемент лиры, арфы. Танцы сопровождали игрой на авлосе (свирели) Соревнование - агон-часто определяло лучшего поэта или музыканта. Важное место занимал театр. Мы уже говорили об этом виде искусства. Мне понравилась наша поездка в Грецию, которую я хотела бы завершить строками А. С. Пушкина.: И вот уже сокрылся день. Восходит месяц златорогий. Александрийские чертоги Покрыла сладостная тень. Фонтаны бьют, горят лампады, Курится легкий фимиам, И сладострастные прохлады Земным готовятся богам. («Клеопатра») Слайд№27 2.Культура Древнего Рима. Принято считать, что падением Коринфа в 146.г.до н.е заканчивается греческий период античной истории. Существует легенда об основании Рима.( рассказывает ученик) Культура Древнего Рима представлена следующими периодами: Царский период - VIII-VI вв до н. есть Республиканский период-V-I вв до н.е Имперский период-I-V вв н.е После завоевания Греции в Рим стали ввозить греческие статуи и картины в огромном количестве Поток греческих шедевров и массовое копирование мешали расцвету собственно римского искусства. Римляне - суровые, жесткие воины, мудрые правители, прагматики - приспосабливали искусство к своим практическим потребностям. Если греки исповедовали культ красоты, римляне - власти и силы; если греки считали себя частью общества, римляне - жесткую систему управления государством противопоставляли отдельному человеку. В отличие от древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория. Римляне охотно принимали в свой пантеон всех богов, героев, художников, все стили и формы искусства. Но в то же время, римская архитектура была очень самобытна и величественна. Римское искусство в целом резко отличалось своими мужественными формами от современного ему греческого. Слайд№28 Римляне строили храмы. Мосты, дороги и водопроводы, они изобрели бетон, разработали арочные перекрытия. сконструировали купол. Римский форум был центром общественной жизни. Появились термы (бани)., римский театр. (в отличие от греческого -замкнутый круг (у греков- полукруг) Здесь также проходили цирковые представления, бои гладиаторив. Рассмотрите Колизей. В Риме возводятся триумфальные арки и колонны (Колонна Траяна) Пантеон-храм всех богов -сооружение без окон (отверстие потолка был освещением). Слайд№29 Скульптура стала более ралистичной, даже склонной к натурализму. В живописи известными были фаюмские портреты. Слайд№30 Общественные и жилые дома аристократов украшали фресками на стенах и мозаикой на полу. Особая роль в развитии культуры Рима принадлежит Августу, который требовал украшать город, воздвигать новые памятники, восстанавливать и улучшать старые. В архитектуре доминирующей стала декоративность. В искусстве скульптурного портрета исчезла чувственность образов эллинизма, ее заменил классицизм с рационалистичностью, вместо естественности и непринужденности, усиливались ноты официальности, что вполне соответствовало культу императора. Портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в ней что-то общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, желательно императору. (Статуя Августа из Прима-Порта Рим Ватикан). Это было время строгой академичности, консерватизма и ясности форм. В это же время появляется аркада, состоящий из ряда «римских арок», из которых и был построен в 75 - 82 гг знаменитый Колизей. В 395 году Римская империя была разделена на Восточную (Византия) и Западную. III. Выводы Древнему Риму удалось создать яркую, самобытную, оригинальную архитектуру, в целом, его искусство вбирает в себя все, что может быть полезным, руководствуясь прежде всего присущим ему практицизмом. В эту эпоху искусство стало государственной деятельностью и носило отпечаток личных вкусов и желаний деспотических императоров. Изменение демократии императорским единовластием в государстве отразилась в искусстве в потере свободы и снижении мастерства художников. Мы с вами будем говорить о классическом стиле и стиле ампир. Тогда наши знания, полученные сегодня на уроке очень пригодятся. IV. Домашнее задание. С 163 - 169. Самостоятельно сделать выводы письменно на тему: Античный стиль. Особенности. Подготовиться экскурсоводам по романскому, готическому и византийскому стилям V.Рефлексия. Что вам сегодня на уроке показалось наиболее интересным? Что нового вы для себя открыли в культуре античности. |
Автор разработки: Рыжова Т. В. Учебный предмет: Художественная культура Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1142 | Загрузок: 269 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |