Главная » Разработки уроков » Художественная культура

Декоративно-прикладное искусство

ЦЕЛЬ: познакомиться с историей декоративно-прикладного искусства, основными понятиями, узнать формы и виды декоративно-прикладного искусства, развивать у учащихся умение работать с текстовыми и визуальными источниками, излагать и аргументировать свою точку зрения, формировать собственные впечатления, полученные во время общения с искусством.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: предмет быта, одежда, вышивка, писанка, резьба по дереву, керамика, обработка металла, плетение из соломы, лозы, народная игрушка.

 

ХОД  УРОКА

                   І. Организационный момент.

         Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на ещё одном уроке художественной культуры. Я прошу вас посмотреть друг на друга, улыбнуться, сказать друг-другу приятные слова и с хорошим настроением начать этот урок.

         А сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир декоративно-прикладного искусства.

         Но прежде чем совершить это путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Сегодня я хочу вам предложить несколько видов передвижения:

ковёр – самолёт;                             (виды транспорта демонстрируются
самолёт;                                          на экране)
автомобиль;
езда верхом на лошади

и пешком.

(Идёт голосование на каком виде транспорта будет

 совершено путешествие, дети обосновывают свой выбор)

 

         Итак! Мы начинаем экскурсию в мир декоративно-прикладного искусства. А цель наша: узнать, что это такое, дать определение понятия, познакомиться с основными понятиями, узнать формы, виды декоративно-прикладного искусства, формировать собственные впечатления, полученные во время общения с искусством.

         А сейчас глядя на экран прошу попробовать собрать понятие декоративно-прикладное искусство.

         А теперь, подводя итог мы можем назвать одно из общепринятых понятий декоративно-прикладного искусства – это один из видов художественной деятельности, произведения которого соединяют эстетические и практические качества. Декоративное обозначает «украшающее». Прикладное обозначает, что вещи имеют практическое значение, а не только являются предметом эстетического наслаждения.

         Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.

         Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания.

         К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков «дикой» местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды – одним словом, все те виды творческо-эстетической деятельности человека, в которых он стремится внести в природу дополнительный элемент прекрасного.

Задание классу.  Как вы считаете, какова главная задача декоративно-

прикладного искусства.

         Учащиеся могут давать различные ответы, но их необходимо подвести к главной мысли – сделать красивой предметную среду человека, его быт.

Учитель:  Красота произведений прикладного искусства достигается благодаря декоративности. Декоративность является единственным способом выражения содержания и художественной образности. Деление декоративно-прикладного искусства на жанры происходит в связи с назначением предмета – мебель, одежда, посуда и т.д., по технике исполнения – резьба, ткачество, роспись; по материалу – дерево, керамика, текстиль, камень, лоза и т.д., металлы и их сплавы, пластмассы, стекло, бумага и т.д.

 

(На экране демонстрируется мебель, одежда, посуда,

 резьба, керамика и т.д.)

 

         Сегодня на уроке мы должны познакомится с видами декоративно-прикладного искусства, но многие из них вы уже знаете. Попробуйте назвать те, которые вам знакомы, может быть даже вы чем-то занимаетесь.

 

(Дети называют виды, учитель показывает на экране

и даёт краткую характеристику)

         Используя материалы учебника, материалы, уже полученные на уроке, ранее полученные задания в течении 3 минут в тетради попробуйте заполнить таблицу.

(учащимся розданы варианты таблицы)

Что пропущено?

   резьба по дереву

                                                   обработка металла

                                                  роспись ткани    

Виды декоративно-                  плетение из соломы, лозы

прикладного искусства                     ________________________________

                                                  ________________________________

                                                  ________________________________

                                                  ________________________________

                                                  ________________________________

 

         Декоративно-прикладное искусство (от decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

         Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины ХІХ века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

         Просмотрев видио-ролик, скажите с каким видом декоративно-прикладного искусства вы познакомились. Хотели бы вы заняться этим видом декоративно-прикладного искусства.

         В декоративно-прикладном искусстве всегда проявляются черты национального характера. В украшении разных предметов различают национальные особенности, которые отображают жизненный уклад, историю, культуру народа и даже экономику.

         Когда мы говорим об украинском декоративно-прикладном искусстве, мы чаще всего вспоминаем работы народных мастеров – красочные ковры с растительным орнаментом, незабываемую виртуозную вышивку, деревянные изделия Гуцульщины, Петровскую роспись, ковры Решетиловки и много других уникальных вещей.

         Путём взаимоконтроля прошу сравнить ваши ответы с правильными.

 

(правильные ответы на экране)

 

         А теперь я попрошу вас доказать или опровергнуть мнение: «В декоративно-прикладном искусстве органически сочетаются: традиция, история, жизненный уклад, культура, экономика».

 

(демонстрация на экране)

 

         На предыдущем уроке вы получили опережающие задание по группам подготовить мини-проэкт по одной из форм декоративно-прикладного искусства и мы готовы познакомиться с вашим материалом.

         Дети защищают мини-проэкты по темам:

Вышивка.
Лозоплетение.
Народная игрушка.
Мебель.
Керамика.

(Учитель подводит итог и оценивает)

 

Декоративно-прикладное искусство – давно предмет коллекционирова-ния. Европейская тяга ко всему престижному или исключительному способствовала появлению монографических или смешанных коллекций мебели, керамики, кружева, изделий из стекла, дерева и т.д. Возникли и музеи, которые специализируются исключительно на произведениях декоративно-прикладного искусства, это:

Музей декоративного искусства. Париж.
Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Музей этнографии и художественного промысла АН Украина. Львов.
Государственный музей народного декоративного искусства. Киев.
Музей декоративно-прикладного искусства. Вена.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Москва.

и др.

(демонстрация роликов)

 

         Знания, полученные сегодня на уроке я предлагаю проверить путём светофора – тестирования. (10 тестов).

 

Проверьте себя! Тестирование

 

1. Найдите правильное высказывание.

А    Декоративно-прикладное искусство существует изолированно, 

       обособленно, автономно.

Б   Очень часто в прикладном искусстве соединяются скульптура, 

      живопись, графика.

В   Декоративно-прикладное искусство в современном искусстве 

      практически отсутствует.

2. Материалом для вышивания могли быть:

         А   волосы, жемчуг, монеты

         Б   бумажные купюры, льняные нити, драгоценные камни

         В   стебли растений, бисер, шелковые нити

         Г   ваш ответ _______________________________________

3. Родиной вышивки учёные считают:

         А   Украину

         Б   Японию

         В   Китай

         Г   ваш ответ ________________________________________

4. Выберите правильное высказывание:

         А  В Киевской Руси вышивка существовала ещё в домонгольский период.

         Б   Вышивкой в Украине занимались мужчины.

         В   На вечерних посиделках категорически запрещалось вышивать.

5. Ковроткачество особенно развито:

         А   на Чукотке

         Б   во Франции

         В   в восточных странах

         Г   ваш ответ _________________________________________

6. Батик – это:

         А   особый вид керамической посуды

         Б   техника росписи ткани

         В   форма чеканки

         Г   ваш ответ _________________________________________

7. Родина гончарного дела:

         А   Швеция, Германия, Ирландия

         Б   Япония, Иран, Китай

         В   Франция, Россия, Украина

         Г   ваш ответ __________________________________________

8. Резьба по дереву – это:

А   вид декоративно-прикладного искусства, использовавшийся

      исключительно во времена Средневековья

         Б   вид искусства, преобладающий в странах Востока

         В   вид декоративно-прикладного искусства, широко распространённый в

               странах Скандинавии, в Германии, Франции, Италии, России, Украине

         Г   ваш ответ ___________________________________________

9. Решетиловские предприятия занимаются изготовлением:

         А   Ковров

         Б   Ювелирных изделий

         В   Гончарные изделия

Г   ваш ответ ___________________________________________

10. Украинские дети любили играть игрушками, изготовленными из:

         А   Дерева

         Б   Глины и теста

         В   Ткани

         Г   ваш ответ ___________________________________________

 

(за неправильные ответы учащиеся получают тучки)

 

         Подведение итогов урока.

 

         Выставляются оценки, путём голосования учащихся выбирается лучший на уроке (ему вручается медаль «Лучший на уроке художественной культуры»).

         Д/з стр. 40-49 обработать текст.

 

Творческое задание. 1.  Украинский народный женский костюм. Нарисуйте,

как это выглядит?

Длинная сорочка,  запаска,  сорочка-вышиванка,  венок,  плахта,  монисто,  очипок,  керсетка.

                                      2. Сделайте небольшое сообщение.

1. Петриковская роспись.

2. Деревянные промыслы Гуцульщины.

3. Решетиловские ковры.

(на выбор)

Учитель.  Дети, прошу вас подвести итог путешествия.

 

(выступление детей)

 

Итог учителя.  Декоративно-прикладное искусство имеет огромное влияние на человека. Произведения этого искусства окружают его, влияют на человека незаметно, но безусловно. Ребята. У каждого из вас на парте лежит два смайлика (они же на экране) уходя, я прошу вас один из смайликов поместить на доске (если вам показалось интересно путешествовать оставьте нам улыбающегося смайлика, если не интересно – грустного).  И в итоге мы увидим, насколько интересен был наш урок.

Декоративно-прикладное искусство

Скачать конспект (794.5 Kb)



Автор разработки: Муляр Елена Николаевна

Учебный предмет: Художественная культура

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1084 | Загрузок: 256 | Комментариев: 0

Ключевые слова: искусство

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»