Главная » Разработки уроков » Художественная культура |
ЦЕЛЬ: познакомиться с историей декоративно-прикладного искусства, основными понятиями, узнать формы и виды декоративно-прикладного искусства, развивать у учащихся умение работать с текстовыми и визуальными источниками, излагать и аргументировать свою точку зрения, формировать собственные впечатления, полученные во время общения с искусством. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: предмет быта, одежда, вышивка, писанка, резьба по дереву, керамика, обработка металла, плетение из соломы, лозы, народная игрушка.
ХОД УРОКА І. Организационный момент. Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на ещё одном уроке художественной культуры. Я прошу вас посмотреть друг на друга, улыбнуться, сказать друг-другу приятные слова и с хорошим настроением начать этот урок. А сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир декоративно-прикладного искусства. Но прежде чем совершить это путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Сегодня я хочу вам предложить несколько видов передвижения: ковёр – самолёт; (виды транспорта демонстрируются и пешком. (Идёт голосование на каком виде транспорта будет совершено путешествие, дети обосновывают свой выбор)
Итак! Мы начинаем экскурсию в мир декоративно-прикладного искусства. А цель наша: узнать, что это такое, дать определение понятия, познакомиться с основными понятиями, узнать формы, виды декоративно-прикладного искусства, формировать собственные впечатления, полученные во время общения с искусством. А сейчас глядя на экран прошу попробовать собрать понятие декоративно-прикладное искусство. А теперь, подводя итог мы можем назвать одно из общепринятых понятий декоративно-прикладного искусства – это один из видов художественной деятельности, произведения которого соединяют эстетические и практические качества. Декоративное обозначает «украшающее». Прикладное обозначает, что вещи имеют практическое значение, а не только являются предметом эстетического наслаждения. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство. Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания. К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков «дикой» местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды – одним словом, все те виды творческо-эстетической деятельности человека, в которых он стремится внести в природу дополнительный элемент прекрасного. Задание классу. Как вы считаете, какова главная задача декоративно- прикладного искусства. Учащиеся могут давать различные ответы, но их необходимо подвести к главной мысли – сделать красивой предметную среду человека, его быт. Учитель: Красота произведений прикладного искусства достигается благодаря декоративности. Декоративность является единственным способом выражения содержания и художественной образности. Деление декоративно-прикладного искусства на жанры происходит в связи с назначением предмета – мебель, одежда, посуда и т.д., по технике исполнения – резьба, ткачество, роспись; по материалу – дерево, керамика, текстиль, камень, лоза и т.д., металлы и их сплавы, пластмассы, стекло, бумага и т.д.
(На экране демонстрируется мебель, одежда, посуда, резьба, керамика и т.д.)
Сегодня на уроке мы должны познакомится с видами декоративно-прикладного искусства, но многие из них вы уже знаете. Попробуйте назвать те, которые вам знакомы, может быть даже вы чем-то занимаетесь.
(Дети называют виды, учитель показывает на экране и даёт краткую характеристику) Используя материалы учебника, материалы, уже полученные на уроке, ранее полученные задания в течении 3 минут в тетради попробуйте заполнить таблицу. (учащимся розданы варианты таблицы) Что пропущено? резьба по дереву обработка металла роспись ткани Виды декоративно- плетение из соломы, лозы прикладного искусства ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
Декоративно-прикладное искусство (от decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины ХІХ века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Просмотрев видио-ролик, скажите с каким видом декоративно-прикладного искусства вы познакомились. Хотели бы вы заняться этим видом декоративно-прикладного искусства. В декоративно-прикладном искусстве всегда проявляются черты национального характера. В украшении разных предметов различают национальные особенности, которые отображают жизненный уклад, историю, культуру народа и даже экономику. Когда мы говорим об украинском декоративно-прикладном искусстве, мы чаще всего вспоминаем работы народных мастеров – красочные ковры с растительным орнаментом, незабываемую виртуозную вышивку, деревянные изделия Гуцульщины, Петровскую роспись, ковры Решетиловки и много других уникальных вещей. Путём взаимоконтроля прошу сравнить ваши ответы с правильными.
(правильные ответы на экране)
А теперь я попрошу вас доказать или опровергнуть мнение: «В декоративно-прикладном искусстве органически сочетаются: традиция, история, жизненный уклад, культура, экономика».
(демонстрация на экране)
На предыдущем уроке вы получили опережающие задание по группам подготовить мини-проэкт по одной из форм декоративно-прикладного искусства и мы готовы познакомиться с вашим материалом. Дети защищают мини-проэкты по темам: Вышивка. (Учитель подводит итог и оценивает)
Декоративно-прикладное искусство – давно предмет коллекционирова-ния. Европейская тяга ко всему престижному или исключительному способствовала появлению монографических или смешанных коллекций мебели, керамики, кружева, изделий из стекла, дерева и т.д. Возникли и музеи, которые специализируются исключительно на произведениях декоративно-прикладного искусства, это: Музей декоративного искусства. Париж. и др. (демонстрация роликов)
Знания, полученные сегодня на уроке я предлагаю проверить путём светофора – тестирования. (10 тестов).
Проверьте себя! Тестирование
1. Найдите правильное высказывание. А Декоративно-прикладное искусство существует изолированно, обособленно, автономно. Б Очень часто в прикладном искусстве соединяются скульптура, живопись, графика. В Декоративно-прикладное искусство в современном искусстве практически отсутствует. 2. Материалом для вышивания могли быть: А волосы, жемчуг, монеты Б бумажные купюры, льняные нити, драгоценные камни В стебли растений, бисер, шелковые нити Г ваш ответ _______________________________________ 3. Родиной вышивки учёные считают: А Украину Б Японию В Китай Г ваш ответ ________________________________________ 4. Выберите правильное высказывание: А В Киевской Руси вышивка существовала ещё в домонгольский период. Б Вышивкой в Украине занимались мужчины. В На вечерних посиделках категорически запрещалось вышивать. 5. Ковроткачество особенно развито: А на Чукотке Б во Франции В в восточных странах Г ваш ответ _________________________________________ 6. Батик – это: А особый вид керамической посуды Б техника росписи ткани В форма чеканки Г ваш ответ _________________________________________ 7. Родина гончарного дела: А Швеция, Германия, Ирландия Б Япония, Иран, Китай В Франция, Россия, Украина Г ваш ответ __________________________________________ 8. Резьба по дереву – это: А вид декоративно-прикладного искусства, использовавшийся исключительно во времена Средневековья Б вид искусства, преобладающий в странах Востока В вид декоративно-прикладного искусства, широко распространённый в странах Скандинавии, в Германии, Франции, Италии, России, Украине Г ваш ответ ___________________________________________ 9. Решетиловские предприятия занимаются изготовлением: А Ковров Б Ювелирных изделий В Гончарные изделия Г ваш ответ ___________________________________________ 10. Украинские дети любили играть игрушками, изготовленными из: А Дерева Б Глины и теста В Ткани Г ваш ответ ___________________________________________
(за неправильные ответы учащиеся получают тучки)
Подведение итогов урока.
Выставляются оценки, путём голосования учащихся выбирается лучший на уроке (ему вручается медаль «Лучший на уроке художественной культуры»). Д/з стр. 40-49 обработать текст.
Творческое задание. 1. Украинский народный женский костюм. Нарисуйте, как это выглядит? Длинная сорочка, запаска, сорочка-вышиванка, венок, плахта, монисто, очипок, керсетка. 2. Сделайте небольшое сообщение. 1. Петриковская роспись. 2. Деревянные промыслы Гуцульщины. 3. Решетиловские ковры. (на выбор) Учитель. Дети, прошу вас подвести итог путешествия.
(выступление детей)
Итог учителя. Декоративно-прикладное искусство имеет огромное влияние на человека. Произведения этого искусства окружают его, влияют на человека незаметно, но безусловно. Ребята. У каждого из вас на парте лежит два смайлика (они же на экране) уходя, я прошу вас один из смайликов поместить на доске (если вам показалось интересно путешествовать оставьте нам улыбающегося смайлика, если не интересно – грустного). И в итоге мы увидим, насколько интересен был наш урок. |
Автор разработки: Муляр Елена Николаевна Учебный предмет: Художественная культура Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1093 | Загрузок: 259 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |