Главная » Разработки уроков » Химия

Органические соединения в быту. Понятие о бытовых химикатах

Цель урока: расширить знания об использовании средств бытовой химии; познакомить с классификацией средств бытовой химии, ознакомить с содержанием инструкций к товарам бытовой химии, изучить правила хранения и правила применения товаров бытовой химии,  изучить правилам безопасного обращения с ними.

Необходимое оборудование: компьютерная презентация, различные этикетки от препаратов бытовой химии

Ход урока:

1.Организационный момент.

Активизация познавательной деятельности

Вводное слово учителя:  Эти вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему. Как вы думаете, о чём идёт речь?

Правильно, это препараты бытовой химии. Приведите примеры этих средств

Формулировка темы и цели урока.(слайд №1)

2.Изучение нового материала.

Давайте посмотрим на экран (слайд №2,3)и познакомимся с понятием бытовые хими­каты.(слайд № 4 )

Бытовые химикаты — это отдельные химические вещества, а чаще смеси веществ, которые используются в быту с определённым назначением.

Повседневную жизнь современного человека невозможно представить без систематического использования достаточно большого количества бытовых химикатов различного назначения. Современная химия предлагает нам огромный выбор наших домашних помощников. И для стирки, и для мойки, и для чистки, и для глажки. Этот перечень товаров бытовой химии можно продолжать и продолжать. У нас в стране на прилавки магазинов ежегодно ложатся миллиарды упаковок различных химических препаратов, число наименований которых достигает сейчас более тысячи.

Использование химических веществ в быту - совсем не изобретение нашего времени, детищем которого является промышленность бытовой химии. Есть немало сведений о том, что еще задолго до нашей эры люди применяли хотя и несовершенные, но все же достаточно эффективные химические вещества.(слайд №5)

Вообще в далеком прошлом химические вещества особенно часто применялись в культовых обрядах и в косметике. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, сохранившие аромат в течение тридцати веков. Мумии египетских фараонов сохранились до наших дней, так как их тела их были хорошо забальзамированы.

Начиная с I века до нашей эры в культурных центрах Средиземноморья широкое распространение получило мыло. Немало рецептов бытовых химических препаратов существовало в то время в Индии, Китае, в государствах Средней Азии и Закавказья.

Широко использовались   химические средства в повседневной жизни в средние века. Развитие городов, ремесел, торговых связей в немалой степени этому способствовало.

Химические средства с древних времен применялись и на Руси: использовался для стирки щелок, который готовили из древесной золы; широко был распространен и сохранился до наших дней способ отбеливания тканей путем попеременного замачивания и выстеливания их на солнце.

В зависимости от назначения бытовые химикаты разделяют на группы, которых сейчас насчитывается около 20. Основными сре­ди них являются: моющие и дезинфицирующие средства, средства личной гигиены, средства для чистки, ухода за жильём и предмета­ми обихода, садом и огородом, автомобильным транспортом и т. д. К продукции бытовых химикатов относятся также клеи, абразив­ные материалы, лакокрасочные средства, парфюмерия и космети­ка. Ежегодно в мире производится около 30 млн. тонн средств бытовой химии.(слайд № 6 ) Классификация препаратов бытовой химии.

1.     По назначению.(слайд № 7 )

·        Моющие средства

·        Чистящие

·        Дезинфицирующие средства

·        Уход за мебелью

·        Уход за полом

·        Борьба с бытовыми насекомыми

·        Средства защиты растений

·        Универсальные средства

·        Средства гигиены и косметики

2.     По агрегатному состоянию.(слайд № 8 )

·        Жидкие (также суспензии и эмульсии)

·        Твердые (порошкообразные, гранулированные и таблетированные)

3.     По концентрации.(слайд № 9 )

·        Готовые к употреблению

·        Концентрированные

4.     По использованию.(слайд № 10 )

·        Одноразовые

·        Многоразовые

5.     По степени потенциальной опасности.(слайд № 11 )

·        Безопасные

·        Огнеопасные

·        ядовитые

Разумеется, все товары различаются по своему химическому составу, а следовательно, по степени опасности, которую они могут представить для людей и окружающей среды при неумелом использовании. Поэтому очень важно выработать для себя четкие  правила техники безопасности в обращении с товарами бытовой химии.(слайд № 12 )  И эти правила превратить в привычку. Первым правилом пускай будет для Вас привычка читать этикетки на упаковках бытовых химикатов. Предположим, инструкцию мы еще читаем. И более менее ее выполняем. А вот состав? А ведь состав химического средства знающему человеку о многом может сказать.  Бытовые  химикаты могут содержать  как неорганические, так и органические вещества. Среди них есть природные, искусственные и синтетические вещества. Природные понятно взяты из природы как они есть, искусственные – это то, что претерпело химическую переработку, а синтетические вещества – это полностью продукты химического синтеза.

Каждое средство бытовой химии имеет маркировку, этикетки с информацией о названии изделия, массе или ёмкости, сроке год­ности, назначении и способе применения, условиях хранения.  Также предупреждающие надписи и меры предосторожности, наи­менование предприятия-производителя, его местонахождение, то­варный знак, дату изготовления и т. д. Безусловно, вам известно, что среди бытовых химикатов немало ядовитых или огнеопасных. На них есть предупреждающие надписи и знаки, например «Яд»,  «Огнеопасно», «Беречь от огня», «Не распылять вблизи открытого огня», «Беречь от попадания в глаза» и т. п., а также информация  о правилах и условиях безопасного их использования.

Краски имеют дополнительные маркировочные данные: марка, цвет, расход на 1 м2, правила обращения с товаром, вид растворителя

3.Практическая часть урока (Работа учащихся в группах).(слайд № 13)

Выполним лабораторный опыт №8

Ознакомление с содержанием инструкций к товарам бытовой химии.

Прописываем в рабочие тетради название опыта.

Формулируем цель нашей работы, исходя из названия.

Итак, цель нашей работы: Ознакомиться с содержанием инструкций к порошкам, чистящим средствам, изучить их состав, назначение и меры безопасности во время работы с этими веществами. Обратить внимание на маркировку данного вещества.

Данные, полученные в ходе исследования оформить в виде таблицы. Сделать вывод. Приступаем к работе..(слайд № 14-16 )

Приложение

Название товара бытовой химии

Состав

Назначение и способ применения

Меры безопасности во время работы

FAIRY Нежные руки

Чайное дерево и мята

 

5- 15 % анионные ПАВ,

<5 % неионогенные ПАВ. Дополнительно: ароматизирующие добавки, консерванты, меньше 5% неорганические и органические соли, каустик.

Средство для мытья посуды.

Для мытья нанесите небольшое количество Fairy на губку или посуду. Добавляйте средство по мере необходимости. После мытья ополосните посуду.

При попадании средства на слизистые оболочки и в глаза необходимо промыть их проточной водой.

Вывод:

( Работа в группах);

Задание для групп: Составить  памятку-инструкцию  при работе с любым (на выбор) из средств, изученных нами. Каждая группа зачитывает.

Пример:

1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, в недоступном для детей месте.

2. Не допускать попадания в рот, нос, глаза! В случае попадания химиката - промыть большим количеством воды, но не тереть!

3.. Хранить все вещества в заводской упаковке.

4. Проверять сроки хранения и использования этих веществ.

5. Нельзя хранить химикаты (особенно аэрозольные)  вблизи огня!

6. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии возле дома, на дороге или в посадке.

7. После окончания работы тщательно вымыть руки.

Итак, соблюдение всех перечисленных выше простых правил, а также инструкций, имеющихся на упаковке каждого химического препарата, гарантирует полную безопасность при работе с такими препаратами..(слайд № 12 )

Однако,  препараты бытовой химии при неправильном их использовании, могут служить причиной отравлений, ожогов и т.д. Хранение их в неположенном месте, в посуде без этикеток, использование без соблюдения мер техники безопасности могут способствовать попаданию их в пищевые продукты.

При сильном разбрызгивании жидких химических веществ или распылении порошков мелкие частицы могут попасть на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей и вызвать их воспаление, а также стать причиной общего отравления. Очень опасно, когда

бытовые средства, содержащие ядовитые вещества, случайно попадая в желудочно-кишечный тракт, всасываются в кровь.

Отравление химическими веществами случается и в результате их небрежного хранения (негерметичность тары, доступность для маленьких детей и т.д.).

Некоторые вещества при  смешивании выделяют много тепла, что нередко грозит воспламенением. Жидкие вещества бытовой химии нельзя переливать в бутылки из-под напитков, уксуса, растительного масла, лекарственных препаратов и в другую посуду, откуда они по ошибке могут быть использованы внутрь.

Каждый из препаратов бытовой химии имеет свои особенности. Ядовитость вещества зависит от химического состава, летучести, стойкости во внешней среде, растворимости в воде и органических растворителях. Определенное значение имеет и то, находится препарат в жидком, твердом состоянии или в виде аэрозоля. Имеет значение способ применения и количество расходуемого вещества. Все эти особенности необходимо учитывать и принимать в каждом случае меры предосторожности.

Через дыхательные пути внутрь чаще попадают ядовитые вещества, которые находятся в парообразном состоянии: в виде туманов, газов, аэрозолей.

Даже при одних и тех же условиях разные люди неодинаково чувствительны к ядам. У одних симптомы отравления появляются очень скоро, у других – позднее, а некоторые вообще могут не предъявлять жалоб.

Влияние химических веществ на организм человека усиливается под воздействием факторов окружающей среды (влажность, температура, скорость ветра и т.п.).

В торговую сеть поступают препараты только средней и малой токсичности, но если и их неправильно применять, то тоже может произойти отравление.

Дозы яда могут быть смертельными, действующими – и минимально действующими. Первые вызывают гибель, а последние действуют на организм, вызывая ту или иную степень отравления. Недействующие дозы и концентрации ядов не влияют на функции организма. Это те минимальные количества, с которыми можно работать, не боясь отравления. Однако и эти малые дозы могут концентрироваться в печени, почках, сердце, в крови, в нервной системе, оказывать влияние на их функции.

4.Закрепление знаний..(слайд № 17,18,19 )

1.Установите соответствие между бытовыми химикатами и их вредным влиянием на человека и окружающую среду.

Бытовые химикаты

 

Вредное влияние химикатов

1) растворитель лаков — тетрахлорометан

 

а) под действием света образуются взрывчатые пероксиды

2)этер — растворитель для жиров

 

б) в больших дозах вызывает тяжелое поражение печени

3) «Comet» — средство для чистки раковин

 

в) вызывает аллергическую реакцию, очень огнеопасный

4) «Raid» — средство от тараканов

 

г) раздражает кожу, глаза

2. Укажите, какие химические соединения являются бытовыми химикатами,
а какие — лекарственными препаратами..(слайд № 19 )

I)________________________ Бытовые химикаты………………. 

II)______________________ Лекарственные препараты……………..       

а) кальцинированная сода;        в) скипидар;                    д) белизна

б) аспирин;                                  г)  камфора;                     е) перекись водорода

5.Рефлексия:

1.Я знал, что …

2.Для меня новым было то, что …

3.Это противоречит моим представлениям о … и т.д.

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

1.работа стала более эффективной;

2.это тормозило процесс;

3.в работе мы допускали неточности;

6.Подведение итогов.

Вывод к уроку: (учащиеся проговаривают самостоятельно)

7. Информация о домашнем задании..(слайд № 20 )

Повторить  п.17. Прочитать п.18

Выполнить творческую работу письменно в тетради на выбор:

1.Дезодоранты и озоновый «щит» планеты

2.Косметические средства

Органические соединения в быту. Понятие о бытовых химикатах

Скачать конспект (1.68 Mb)



Автор разработки: Положай Наталья Николаевна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 6517 | Загрузок: 338 | Комментариев: 8

Ключевые слова: бытовые химикаты

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»