Главная » Разработки уроков » Химия |
Цель урока: расширить знания об использовании средств бытовой химии; познакомить с классификацией средств бытовой химии, ознакомить с содержанием инструкций к товарам бытовой химии, изучить правила хранения и правила применения товаров бытовой химии, изучить правилам безопасного обращения с ними. Необходимое оборудование: компьютерная презентация, различные этикетки от препаратов бытовой химии Ход урока: 1.Организационный момент. Активизация познавательной деятельности Вводное слово учителя: Эти вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему. Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно, это препараты бытовой химии. Приведите примеры этих средств Формулировка темы и цели урока.(слайд №1) 2.Изучение нового материала. Давайте посмотрим на экран (слайд №2,3)и познакомимся с понятием бытовые химикаты.(слайд № 4 ) Бытовые химикаты — это отдельные химические вещества, а чаще смеси веществ, которые используются в быту с определённым назначением. Повседневную жизнь современного человека невозможно представить без систематического использования достаточно большого количества бытовых химикатов различного назначения. Современная химия предлагает нам огромный выбор наших домашних помощников. И для стирки, и для мойки, и для чистки, и для глажки. Этот перечень товаров бытовой химии можно продолжать и продолжать. У нас в стране на прилавки магазинов ежегодно ложатся миллиарды упаковок различных химических препаратов, число наименований которых достигает сейчас более тысячи. Использование химических веществ в быту - совсем не изобретение нашего времени, детищем которого является промышленность бытовой химии. Есть немало сведений о том, что еще задолго до нашей эры люди применяли хотя и несовершенные, но все же достаточно эффективные химические вещества.(слайд №5) Вообще в далеком прошлом химические вещества особенно часто применялись в культовых обрядах и в косметике. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, сохранившие аромат в течение тридцати веков. Мумии египетских фараонов сохранились до наших дней, так как их тела их были хорошо забальзамированы. Начиная с I века до нашей эры в культурных центрах Средиземноморья широкое распространение получило мыло. Немало рецептов бытовых химических препаратов существовало в то время в Индии, Китае, в государствах Средней Азии и Закавказья. Широко использовались химические средства в повседневной жизни в средние века. Развитие городов, ремесел, торговых связей в немалой степени этому способствовало. Химические средства с древних времен применялись и на Руси: использовался для стирки щелок, который готовили из древесной золы; широко был распространен и сохранился до наших дней способ отбеливания тканей путем попеременного замачивания и выстеливания их на солнце. В зависимости от назначения бытовые химикаты разделяют на группы, которых сейчас насчитывается около 20. Основными среди них являются: моющие и дезинфицирующие средства, средства личной гигиены, средства для чистки, ухода за жильём и предметами обихода, садом и огородом, автомобильным транспортом и т. д. К продукции бытовых химикатов относятся также клеи, абразивные материалы, лакокрасочные средства, парфюмерия и косметика. Ежегодно в мире производится около 30 млн. тонн средств бытовой химии.(слайд № 6 ) Классификация препаратов бытовой химии. 1. По назначению.(слайд № 7 ) · Моющие средства · Чистящие · Дезинфицирующие средства · Уход за мебелью · Уход за полом · Борьба с бытовыми насекомыми · Средства защиты растений · Универсальные средства · Средства гигиены и косметики 2. По агрегатному состоянию.(слайд № 8 ) · Жидкие (также суспензии и эмульсии) · Твердые (порошкообразные, гранулированные и таблетированные) 3. По концентрации.(слайд № 9 ) · Готовые к употреблению · Концентрированные 4. По использованию.(слайд № 10 ) · Одноразовые · Многоразовые 5. По степени потенциальной опасности.(слайд № 11 ) · Безопасные · Огнеопасные · ядовитые Разумеется, все товары различаются по своему химическому составу, а следовательно, по степени опасности, которую они могут представить для людей и окружающей среды при неумелом использовании. Поэтому очень важно выработать для себя четкие правила техники безопасности в обращении с товарами бытовой химии.(слайд № 12 ) И эти правила превратить в привычку. Первым правилом пускай будет для Вас привычка читать этикетки на упаковках бытовых химикатов. Предположим, инструкцию мы еще читаем. И более менее ее выполняем. А вот состав? А ведь состав химического средства знающему человеку о многом может сказать. Бытовые химикаты могут содержать как неорганические, так и органические вещества. Среди них есть природные, искусственные и синтетические вещества. Природные понятно взяты из природы как они есть, искусственные – это то, что претерпело химическую переработку, а синтетические вещества – это полностью продукты химического синтеза. Каждое средство бытовой химии имеет маркировку, этикетки с информацией о названии изделия, массе или ёмкости, сроке годности, назначении и способе применения, условиях хранения. Также предупреждающие надписи и меры предосторожности, наименование предприятия-производителя, его местонахождение, товарный знак, дату изготовления и т. д. Безусловно, вам известно, что среди бытовых химикатов немало ядовитых или огнеопасных. На них есть предупреждающие надписи и знаки, например «Яд», «Огнеопасно», «Беречь от огня», «Не распылять вблизи открытого огня», «Беречь от попадания в глаза» и т. п., а также информация о правилах и условиях безопасного их использования. Краски имеют дополнительные маркировочные данные: марка, цвет, расход на 1 м2, правила обращения с товаром, вид растворителя 3.Практическая часть урока (Работа учащихся в группах).(слайд № 13) Выполним лабораторный опыт №8 Ознакомление с содержанием инструкций к товарам бытовой химии. Прописываем в рабочие тетради название опыта. Формулируем цель нашей работы, исходя из названия. Итак, цель нашей работы: Ознакомиться с содержанием инструкций к порошкам, чистящим средствам, изучить их состав, назначение и меры безопасности во время работы с этими веществами. Обратить внимание на маркировку данного вещества. Данные, полученные в ходе исследования оформить в виде таблицы. Сделать вывод. Приступаем к работе..(слайд № 14-16 ) Приложение
Вывод: ( Работа в группах); Задание для групп: Составить памятку-инструкцию при работе с любым (на выбор) из средств, изученных нами. Каждая группа зачитывает. Пример: 1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, в недоступном для детей месте. 2. Не допускать попадания в рот, нос, глаза! В случае попадания химиката - промыть большим количеством воды, но не тереть! 3.. Хранить все вещества в заводской упаковке. 4. Проверять сроки хранения и использования этих веществ. 5. Нельзя хранить химикаты (особенно аэрозольные) вблизи огня! 6. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии возле дома, на дороге или в посадке. 7. После окончания работы тщательно вымыть руки. Итак, соблюдение всех перечисленных выше простых правил, а также инструкций, имеющихся на упаковке каждого химического препарата, гарантирует полную безопасность при работе с такими препаратами..(слайд № 12 ) Однако, препараты бытовой химии при неправильном их использовании, могут служить причиной отравлений, ожогов и т.д. Хранение их в неположенном месте, в посуде без этикеток, использование без соблюдения мер техники безопасности могут способствовать попаданию их в пищевые продукты. При сильном разбрызгивании жидких химических веществ или распылении порошков мелкие частицы могут попасть на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей и вызвать их воспаление, а также стать причиной общего отравления. Очень опасно, когда бытовые средства, содержащие ядовитые вещества, случайно попадая в желудочно-кишечный тракт, всасываются в кровь. Отравление химическими веществами случается и в результате их небрежного хранения (негерметичность тары, доступность для маленьких детей и т.д.). Некоторые вещества при смешивании выделяют много тепла, что нередко грозит воспламенением. Жидкие вещества бытовой химии нельзя переливать в бутылки из-под напитков, уксуса, растительного масла, лекарственных препаратов и в другую посуду, откуда они по ошибке могут быть использованы внутрь. Каждый из препаратов бытовой химии имеет свои особенности. Ядовитость вещества зависит от химического состава, летучести, стойкости во внешней среде, растворимости в воде и органических растворителях. Определенное значение имеет и то, находится препарат в жидком, твердом состоянии или в виде аэрозоля. Имеет значение способ применения и количество расходуемого вещества. Все эти особенности необходимо учитывать и принимать в каждом случае меры предосторожности. Через дыхательные пути внутрь чаще попадают ядовитые вещества, которые находятся в парообразном состоянии: в виде туманов, газов, аэрозолей. Даже при одних и тех же условиях разные люди неодинаково чувствительны к ядам. У одних симптомы отравления появляются очень скоро, у других – позднее, а некоторые вообще могут не предъявлять жалоб. Влияние химических веществ на организм человека усиливается под воздействием факторов окружающей среды (влажность, температура, скорость ветра и т.п.). В торговую сеть поступают препараты только средней и малой токсичности, но если и их неправильно применять, то тоже может произойти отравление. Дозы яда могут быть смертельными, действующими – и минимально действующими. Первые вызывают гибель, а последние действуют на организм, вызывая ту или иную степень отравления. Недействующие дозы и концентрации ядов не влияют на функции организма. Это те минимальные количества, с которыми можно работать, не боясь отравления. Однако и эти малые дозы могут концентрироваться в печени, почках, сердце, в крови, в нервной системе, оказывать влияние на их функции. 4.Закрепление знаний..(слайд № 17,18,19 ) 1.Установите соответствие между бытовыми химикатами и их вредным влиянием на человека и окружающую среду.
2. Укажите, какие химические соединения являются бытовыми химикатами, I)________________________ Бытовые химикаты………………. II)______________________ Лекарственные препараты…………….. а) кальцинированная сода; в) скипидар; д) белизна б) аспирин; г) камфора; е) перекись водорода 5.Рефлексия: 1.Я знал, что … 2.Для меня новым было то, что … 3.Это противоречит моим представлениям о … и т.д. Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат? 1.работа стала более эффективной; 2.это тормозило процесс; 3.в работе мы допускали неточности; 6.Подведение итогов. Вывод к уроку: (учащиеся проговаривают самостоятельно) 7. Информация о домашнем задании..(слайд № 20 ) Повторить п.17. Прочитать п.18 Выполнить творческую работу письменно в тетради на выбор: 1.Дезодоранты и озоновый «щит» планеты 2.Косметические средства |
Автор разработки: Положай Наталья Николаевна Учебный предмет: Химия Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 6517 | Загрузок: 338 | Комментариев: 8 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |