Главная » Разработки уроков » Химия

Классификация химических реакций по разным признакам. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена

«Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя научил химии».

              Р. Вудворд, Нобелевский лауреат

 

Цель: - изучить признаки, по которым классифицируют химические реакции;

- повторить понятия «химическая реакция», «уравнение химической реакции», «реагент», «продукты реакции», признаки химических реакций;

-  закрепить умения определять реакции соединения, разложения, замещения, обмена;

- закрепить умения составлять уравнения разных типов.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: семинар.

 

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Что такое химическая реакция?
  3. Что называют уравнением химической реакции?
  4. Какие вещества называют реагентами?
  5. Какие вещества называют продуктами реакции?

II.Мотивация учебно-познавательной деятельности

          В настоящее время известно множество химических реакций. Каждая химическая реакция уникальна. Но, в то же время существуют для них и общие признаки. Сегодня мы должны определить эти общие признаки, по которым можно классифицировать химические реакции.

- С какими типами реакций вы уже знакомы? (Соединения, разложения, замещения, обмена)

Демонстрация реакций соединения, разложения, замещения, обмена.

Задание. На основании проведенных опытов заполните таблицу (работа в группах):

Уравнение реакции

Количество реагентов

Состав реагентов(простые, сложные вещества)

Количество продуктов реакции

Состав продуктов реакции (простые, сложные вещества)

Тип реакции

Выводы

А) С + О2

Б) СаО + СО2

 

 

 

 

 

 

А) Н2О2

Б) КСlO3

 

 

 

 

 

 

A) CuSO4 + Fe →

Б)  HCl + Zn →

 

 

 

 

 

 

А) NaOH + HCl → Б)  H2SO4 + CuO →

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы 1: По какому признаку можно объединить эти реакции?

Вывод: химические реакции можно объединить по количеству реагентов и продуктов реакции.

Составление опорного конспекта 1.

Вопрос: По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

Постановка проблемы 2: Если существуют реакции сопровождающиеся выделением тепла, то возможно ли существование химических реакций протекающих с поглощением тепла? (Учащиеся высказывают предположения, что такие реакции существуют).

Вывод: На основании этого следующий признак, по которому можно объединить химические реакции – тепловой эффект.

 

Работа в гетерогенных группах (4-е группы):

Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

1-я группа:  Na2SO4 + BaCl2

2-я группа:  K2CO3 + HCl →

3-я группа:  NaOH + H2SO4

4-я группа:  Ba(NO3)2 + MgCl2

 Обсуждение результатов, в результате чего приходим к выводу, что следующий признак, объединяющий реакции, обратимость.

Упражнение «Яблоко»

Вы попробовали яблоко из одной кадушки, и поэтому знаете, что остальные яблоки такие же самые. Вот вы и сделали обобщение. Сделайте обобщение по следующим реакциям:

                   MnO2

А) 2Н2О2 → 2Н2О + О2

                     V2O5

Б) 2SO2 + O2 → 2SO3

 

                         Pt                       

В) 4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O

Вывод: данные реакции протекают с участием катализатора. Следующий признак классификации химических реакций: наличие катализатора.

III. Закрепление и систематизация знаний

Составление опорного конспекта 2 (составление опорного конспекта происходит и на последующих уроках темы «Химические реакции»).

Упражнение «Что?»

По материалам урока подготовить четыре ответа на каждый из вопросов по алгоритму:

«О чем?»

«О чем? + Что?»

«О чем? + Что? + Как?»

«О чем? + Что? + Как? + Зачем?»

IV. Итоги урока

  1. Выводы
  2. Оценивание учащихся
  3. Домашнее задание: § 13 (учебник Н.Н.Буринской, Л.П.Величко), стр.84-85 №1-5, 6*,7*.

 

Опорный конспект 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕАКЦИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ РЕАГЕНТОВ И ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ

Тип реакции

Признаки

Частные проявления данного типа реакций

Примеры реакций

1.Реакции соединения

Из двух или более веществ образуется одно вещество

а) простое + простое = сложное

б) простое + сложное = сложное

в) сложное + сложное = сложное

C + O2 = CO2

 

SO2 + O2 = SO3

 

CaO + H2O = Ca(OH)2

2.Реакции разложения

Из одного вещества образуется два или более новых веществ

а) сложное = простое + простое

б) сложное= сложное + сложное

в) сложное = несколько сложных и простых

2H2O = 2H2 + O2

 

CaCO3 = CaO + CO2

 

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

3.Реакции замещения

Реакция между простым и сложным веществами, причем атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе

Сложное + простое = сложное + простое

 

АВ + С = СВ + А

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

 

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

4.Реакции обмена

Протекает между сложными веществами, которые обмениваются составными частями

Сложное + сложное = сложное + сложное

 

АВ + СД = СВ + АД

NaOH + HCl = NaCl +H2O

 

H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O

Классификация химических реакций по разным признакам. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена

Скачать конспект (12.1 Kb)



Автор разработки: Веремьева Римма Ивановна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1559 | Загрузок: 241 | Комментариев: 0

Ключевые слова: химические реакции

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»