Главная » Разработки уроков » Химия

Галактика углеводородов

Тип урока: Урок закрепления знаний умений, навыков учащихся.

Вид урока: урок-игра

Цели

Обучающие

  • Закрепить знания, умения, навыки учащихся по классификации, номенклатуре и свойствам углеводородов.
  • Самокоррекция ЗУН по теме «Углеводороды»

Развивающие

  • Содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей учебной деятельности;
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты;
  • Помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;
  • Развивать внимание, память, логику, мышление;

Воспитательные 

  • Поддержка и содействие творческого развития личности;
  • Воспитание коммуникативной компетенции

Самообразовательные

  • Развивать культуру общения, взаимопонимания и взаимоуважение друг к другу;

Стимулирующие

  • Формирование устойчивого интереса к предмету, побуждение учащихся к дальнейшему познанию, используя следующие средства обучения:
    • компьютерную презентацию;
    • мультимедийные средства обучения;

Средства обучения

  • компьютер, проектор, экран;
  • листы самоконтроля и самокоррекции;
  • рабочие листы

Программные  средства и цифровые ресурсы

  • Программы  MS Word, MS Power Point;

Этапы урока. Дидактические задачи (ДЗ).  

  1. Организационный момент
    • ДЗ:
      1. подготовка учащихся к работе на уроке;
      2. включить учащихся в деловой ритм – организация внимания и внутренней готовности;

 

  1. Актуализация опорных знаний и умений, подготовка к основному этапу урока. Промежуточная рефлексия.
    • ДЗ:
      1. диагностика  и коррекция знаний терминологии;
      2. обеспечение мотивации, осознание учащимися цели учебно-познавательной деятельности;
  2. Закрепление знаний, умений, навыков. Промежуточная рефлексия.
    • ДЗ:
  1. Добиваться самостоятельной отработки  учащимися имеющихся знаний, умений, навыков.
  2. Развитие коммуникативной компетенции, умений презентовать свою работу перед аудиторией
  3. Развитие навыков рефлексии, умения адекватно оценивать уровень своих достижений
  4. Подвести итоги
  1. Домашнее задание
    • ДЗ:
      1. Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
  2. Итоги урока. Итоговая рефлексия.
    • ДЗ:
      1. дать оценку успешности достижения цели;
      2. способствовать развитию принципов саморегуляции и способности к самооценке;
      3. наметить перспективу последующей работы;

Ход урока

  1. Организационный момент
    • Приветствие;
    • Проверка готовности к уроку;
    • Размещение в аудитории.
  2.  Актуализация опорных знаний и умений, подготовка к основному этапу урока.

Уважаемые ребята, сегодня нас ожидает интересная, и, я надеюсь плодотворная работа. Сегодня вы будете и учеными, и волшебниками, и мечтателями и даже немножко поэтами. И первое задание, которое вам предстоит, называется «Разгон облаков». Густые разноцветные облака закрывают важную информацию. Каждое облако нужно распознать и назвать. Работаем по цепочке.

 

Облака мы разогнали, и перед нами открылось название «Углеводороды».

  • Что такое углеводороды?
  • Какие классы углеводородом были нами изучены?

На предыдущих уроках мы познакомились с алканами, алкенами и алкинами. И я предлагаю вам сегодня на уроке стать учеными, представителями 3-х лабораторий. 1-я лаборатория будет носить гордое название «Алканы», 2-я – «Алкены» и 3-я – «Алкины». (Каждая группа получает табличку с названием лаборатории.)

Сегодня вы ученые, которые будут исследовать Галактику углеводородов.

Нам предстоит:

  • Поиграть в игру «Химическое лото», разобраться при этом в теме «Гомологические ряды углеводородов»
  • Пройти испытание «Блиц турниром», показав высокий уровень теоретической подготовки
  • Дать имя углеводородам, обнаруженным при исследовании галактики, продемонстрировав знания изомерии и номенклатуры изученных соединений
  • Расшифровать послание, полученное из Космоса, восстановив части утерянной информации и показав знание химических свойств углеводородов
  • Посетить звездную лабораторию или мастерскую молекулярного моделирования и составить модели молекул алканов.
  • Помечтать, глядя в звездное небо и открыть новые созвездия углеводородов.

 

И сейчас, каждая лаборатория выберет для себя объекты исследования. На экране будут появляться формулы. Вам необходимо отобрать формулы, относящиеся к названию своей лаборатории.

1 этап. Игра «Химическое лото»- презентация

РЕФЛЕКСИЯ ЭТАПА УРОКА

  1. Закрепление изученного материала.

2 этап. «Блицтурнир». Каждая команда получает 10 вопросов.

  1. Вещества с различным строением, но одинаковой формулой?
  2. Назовите гомологическую разность?
  3. Название углеводородов ряда этилена?
  4. Основная часть природного газа?
  5. Реакция взаимодействия с галогенами?
  6. Охарактеризуйте тип связей  в молекуле ацетилена?
  7. К какому классу относится пропен?
  8. Что такое метил?
  9. Какие вещества выделяются при горении алканов?
  10. К какому классу относится октан?
  11. Вещества с подобным строением, но с разными формулами?
  12. В чем особенность реакций присоединения?
  13. Историческое  название алканов?
  14. Число атомов углерода в молекуле гексана?
  15. Реакции, характерные для ненасыщенных углеводородов?
  16. Охарактеризуйте тип связей этана?      
  17. Что такое этил?
  18. Как называется реакция взаимодействия с водородом?
  19. Валентность Карбона в органических соединениях.
  20. Реакция присоединения водорода  
  21. Реакция присоединения воды 
  22. Реакция отщепления воды 
  23. Реакция отщепления водорода 
  24. Органические соединения, состоящие из двух элементов – углерода и водорода 
  25. Углеводороды с общей формулой СnН2n+2 
  26. Углеводороды с общей формулой СnН2n, в молекулах которых имеется одна двойная связь 
  27. Углеводороды с общей формулой СnН2n-2 c одной тройной связью 
  28. Реакция взаимодействия этана с хлором относится к реакциям? 
  29. Реакция взаимодействия этена с хлором относится к реакциям? 
  30. Наука, изучающая соединения Карбона 

Промежуточная рефлексия по блиц-опросу
 3 этап. «Назови меня». Дайте название приведенным соединениям.
Научно-исследовательская работа продолжается. На мониторах обнаружены неопознанные объекты. Вам предстоит распознать и назвать их! Работа командная, советуйтесь, разбирайтесь с проблемными ситуациями совместно, помогайте тем, кто нуждается в помощи. 
Группа № 1. 

1. СН ≡ С – СН2 – СН2 – СН3  

 

2. СН2 = СН – СН2 – СН = СН2       

 

               СН3    СН3

                   ׀         ׀

3. СН2 – СН – СН2                                       

      ׀                     

    СН3             

 

4.СН3   СН3                                                                           

      ׀         ׀

    СН = СН

 

5. СН3 – СН – СН – СН3                             

                 ׀        ׀

              СН3   СН3

 

                                       СН3

                                         ׀

6. СН2 = СН – СН2 – СН – СН2                  

                                         ׀

                                       СН3

 

            СН3   СН3

                  ׀      ׀

7.  СН 3 – С – СH – СН3                               

                  ׀     

               СН3                                     

 

Группа №2

1. СН2= С – СН3     

                 ׀

                Сl

 

2. СН3 – СН = СН – СН3

 

3. НС ≡ СН               

 

              СН3

                  ׀                                                    

4. СН3 – С – СН – СН3   

                  ׀        ׀

            СН3  СН3       

 

               СН3

                 ׀

5.         СН2 - СН2           

                         ׀   

                       СН3          

 

6. СН2= С=СН2    

 

7. СН3 – СН – СН – СН3           

                 ׀         ׀

               Br     Br 

 

Группа № 3. 

1. СН2 = СН – СН = СН2

 

2. СН2 = С – СН = СН2   

                ׀  

              СН3  

 

               СН3              

                 ׀

3. СН3 – СН– СН3 

 

 

                        СН3            СН3

                            ׀                  ׀

4. СН3 – СН – СН – СН – СН -СН3 

                  ׀                  ׀  

              СН3            СН3      

 

5. СН3 – СН= СН – СН3

 

6. НС ≡ СН 

 

7. СН ≡ С – СН3

 

 

Самопроверка- учащимся раздаются листки с верными ответами, учащиеся проверяют свои работы, при необходимости корректируют и задают вопросы учителю.

Промежуточная рефлексия по теме «Изомерия и номенклатура углеводородов»

Наши приборы зафиксировали послание, но из-за помех часть важной информации была утеряна. Вам предстоит восстановить ее, продемонстрировав знания химических свойств углеводородов.

4 этап. «Восстанови утерянную информацию»

1 группа

1) ……………………………….= >С + 2Н2   

2) ………………………..…….. => СН2 = СН – СН = СН2 + Н2↑ 

3) …………………………….… => Н2С = СН2 + Н2О

4) ……………………………….. => СН3Вr  + HBr

2 группа

1) ……………………………….= >2СО2 + 2Н2О

2) ………………………..…….. => СН3Сl + НСl

3) …………………………….… => СН2=СН2 + Н2

4) ……………………………….. => СН3 – СН2Сl

3 группа

1) ……………………………….= > СО2 + 2Н2О   

2) ………………………..…….. => СН2Вr – СН2Вr

3) …………………………….… => СН3 – СН2 – СН3 

4) ……………………………….. => СН3 – СНСl – СН3

Самопроверка: на экране верные ответы, учащиеся сверяют, корректируют, задают вопросы учителю

Промежуточная рефлексия по теме «Химические свойства углеводородов»

5 этап. «Звездная лаборатория» или мастерская молекулярного моделирования.

 

А сейчас я приглашаю всех посетить «Звездную лабораторию». Сейчас вы своими руками создадите модели алканов.

Построить моль молекулы метана, преобразовать ее в молекулу этана, затем в молекулу пропана.

Работа проходит под наблюдением и контролем учителя.

6 этап. «Открой и назови созвездие»

Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…

М.В.Ломоносов

Любите ли вы смотреть в звездное небо? Особенно ярко ночное небо летом, где-нибудь ближе к морю.   Кто из нас не пытался, глядя в ночное звездное небо, рассмотреть там причудливые узоры, увидеть мифические персонажи или диковинных зверей. Я предлагаю взглянуть на созвездия глазами химика. Какие алканы зашифрованы в сиянии звезд?

 

А сейчас я предлагаю вам стать полноправными первооткрывателями созвездий углеводородов.

На игровом поле, составленном из осколков молекул, находятся спрятанные формулы органических соединений (созвездия), которые вам необходимо найти.

Ваша задача – с помощью прямых или ломаных линий под углом 900 прорисовать контуры созвездий, то есть составить из осколков молекул формулы углеводородов и назвать обнаруженные соединения.

Инструкция к выполнению работы: учитель приводит несколько примеров – ход выполнения на экране.

СН3        СН3        СН2       СН2     СН3      СН3                    

  СН2        СН2       СН      СН       С          СН3

  СН         СН3          С          СН3    СН2      СН3

  СН3        СН         СН     СН2      СН2      СН3

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе (Учащиеся получают распечатки с заданиями по номенклатуре и свойствам углеводородов)

Итоги урока. Итоговая рефлексия.

Выберите пословицу, которая наиболее полно отражает ваше состояние и настроение:

  • Терпение и труд  всё перетрут.
  • Тяжело в учении – легко в бою.
  • Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
  • Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нём.
  • Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

А сейчас взгляните на экран, с экрана на вас смотрят разные смайлики. Покажите мне на своих лицах, какой смайлик подходит под Ваше настроение.

Спасибо всем за улыбки! Желаю вам, ребята хорошего настроения, крепких знаний и хороших результатов на контрольной работе.

Галактика углеводородов

Скачать конспект (1.75 Mb)



Автор разработки: Хавкина Татьяна Анатольевна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 792 | Загрузок: 221 | Комментариев: 0

Ключевые слова: углеводороды

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»