Тип урока: Урок закрепления знаний умений, навыков учащихся.
Вид урока: урок-игра
Цели
Обучающие
- Закрепить знания, умения, навыки учащихся по классификации, номенклатуре и свойствам углеводородов.
- Самокоррекция ЗУН по теме «Углеводороды»
Развивающие
- Содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей учебной деятельности;
- Развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты;
- Помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;
- Развивать внимание, память, логику, мышление;
Воспитательные
- Поддержка и содействие творческого развития личности;
- Воспитание коммуникативной компетенции
Самообразовательные
- Развивать культуру общения, взаимопонимания и взаимоуважение друг к другу;
Стимулирующие
- Формирование устойчивого интереса к предмету, побуждение учащихся к дальнейшему познанию, используя следующие средства обучения:
- компьютерную презентацию;
- мультимедийные средства обучения;
Средства обучения
- компьютер, проектор, экран;
- листы самоконтроля и самокоррекции;
- рабочие листы
Программные средства и цифровые ресурсы
- Программы MS Word, MS Power Point;
Этапы урока. Дидактические задачи (ДЗ).
- Организационный момент
- ДЗ:
- подготовка учащихся к работе на уроке;
- включить учащихся в деловой ритм – организация внимания и внутренней готовности;
- Актуализация опорных знаний и умений, подготовка к основному этапу урока. Промежуточная рефлексия.
- ДЗ:
- диагностика и коррекция знаний терминологии;
- обеспечение мотивации, осознание учащимися цели учебно-познавательной деятельности;
- Закрепление знаний, умений, навыков. Промежуточная рефлексия.
- Добиваться самостоятельной отработки учащимися имеющихся знаний, умений, навыков.
- Развитие коммуникативной компетенции, умений презентовать свою работу перед аудиторией
- Развитие навыков рефлексии, умения адекватно оценивать уровень своих достижений
- Подвести итоги
- Домашнее задание
- ДЗ:
- Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Итоги урока. Итоговая рефлексия.
- ДЗ:
- дать оценку успешности достижения цели;
- способствовать развитию принципов саморегуляции и способности к самооценке;
- наметить перспективу последующей работы;
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие;
- Проверка готовности к уроку;
- Размещение в аудитории.
- Актуализация опорных знаний и умений, подготовка к основному этапу урока.
Уважаемые ребята, сегодня нас ожидает интересная, и, я надеюсь плодотворная работа. Сегодня вы будете и учеными, и волшебниками, и мечтателями и даже немножко поэтами. И первое задание, которое вам предстоит, называется «Разгон облаков». Густые разноцветные облака закрывают важную информацию. Каждое облако нужно распознать и назвать. Работаем по цепочке.
Облака мы разогнали, и перед нами открылось название «Углеводороды».
- Что такое углеводороды?
- Какие классы углеводородом были нами изучены?
На предыдущих уроках мы познакомились с алканами, алкенами и алкинами. И я предлагаю вам сегодня на уроке стать учеными, представителями 3-х лабораторий. 1-я лаборатория будет носить гордое название «Алканы», 2-я – «Алкены» и 3-я – «Алкины». (Каждая группа получает табличку с названием лаборатории.)
Сегодня вы ученые, которые будут исследовать Галактику углеводородов.
Нам предстоит:
- Поиграть в игру «Химическое лото», разобраться при этом в теме «Гомологические ряды углеводородов»
- Пройти испытание «Блиц турниром», показав высокий уровень теоретической подготовки
- Дать имя углеводородам, обнаруженным при исследовании галактики, продемонстрировав знания изомерии и номенклатуры изученных соединений
- Расшифровать послание, полученное из Космоса, восстановив части утерянной информации и показав знание химических свойств углеводородов
- Посетить звездную лабораторию или мастерскую молекулярного моделирования и составить модели молекул алканов.
- Помечтать, глядя в звездное небо и открыть новые созвездия углеводородов.
И сейчас, каждая лаборатория выберет для себя объекты исследования. На экране будут появляться формулы. Вам необходимо отобрать формулы, относящиеся к названию своей лаборатории.
1 этап. Игра «Химическое лото»- презентация
РЕФЛЕКСИЯ ЭТАПА УРОКА
- Закрепление изученного материала.
2 этап. «Блицтурнир». Каждая команда получает 10 вопросов.
- Вещества с различным строением, но одинаковой формулой?
- Назовите гомологическую разность?
- Название углеводородов ряда этилена?
- Основная часть природного газа?
- Реакция взаимодействия с галогенами?
- Охарактеризуйте тип связей в молекуле ацетилена?
- К какому классу относится пропен?
- Что такое метил?
- Какие вещества выделяются при горении алканов?
- К какому классу относится октан?
- Вещества с подобным строением, но с разными формулами?
- В чем особенность реакций присоединения?
- Историческое название алканов?
- Число атомов углерода в молекуле гексана?
- Реакции, характерные для ненасыщенных углеводородов?
- Охарактеризуйте тип связей этана?
- Что такое этил?
- Как называется реакция взаимодействия с водородом?
- Валентность Карбона в органических соединениях.
- Реакция присоединения водорода
- Реакция присоединения воды
- Реакция отщепления воды
- Реакция отщепления водорода
- Органические соединения, состоящие из двух элементов – углерода и водорода
- Углеводороды с общей формулой СnН2n+2
- Углеводороды с общей формулой СnН2n, в молекулах которых имеется одна двойная связь
- Углеводороды с общей формулой СnН2n-2 c одной тройной связью
- Реакция взаимодействия этана с хлором относится к реакциям?
- Реакция взаимодействия этена с хлором относится к реакциям?
- Наука, изучающая соединения Карбона
Промежуточная рефлексия по блиц-опросу
3 этап. «Назови меня». Дайте название приведенным соединениям.
Научно-исследовательская работа продолжается. На мониторах обнаружены неопознанные объекты. Вам предстоит распознать и назвать их! Работа командная, советуйтесь, разбирайтесь с проблемными ситуациями совместно, помогайте тем, кто нуждается в помощи.
Группа № 1.
1. СН ≡ С – СН2 – СН2 – СН3
|
|
2. СН2 = СН – СН2 – СН = СН2
|
|
СН3 СН3
׀ ׀
3. СН2 – СН – СН2
׀
СН3
|
|
4.СН3 СН3
׀ ׀
СН = СН
|
|
5. СН3 – СН – СН – СН3
׀ ׀
СН3 СН3
|
|
СН3
׀
6. СН2 = СН – СН2 – СН – СН2
׀
СН3
|
|
СН3 СН3
׀ ׀
7. СН 3 – С – СH – СН3
׀
СН3
|
|
Группа №2
1. СН2= С – СН3
׀
Сl
|
|
2. СН3 – СН = СН – СН3
|
|
3. НС ≡ СН
|
|
СН3
׀
4. СН3 – С – СН – СН3
׀ ׀
СН3 СН3
|
|
СН3
׀
5. СН2 - СН2
׀
СН3
|
|
6. СН2= С=СН2
|
|
7. СН3 – СН – СН – СН3
׀ ׀
Br Br
|
|
Группа № 3.
1. СН2 = СН – СН = СН2
|
|
2. СН2 = С – СН = СН2
׀
СН3
|
|
СН3
׀
3. СН3 – СН– СН3
|
|
СН3 СН3
׀ ׀
4. СН3 – СН – СН – СН – СН -СН3
׀ ׀
СН3 СН3
|
|
5. СН3 – СН= СН – СН3
|
|
6. НС ≡ СН
|
|
7. СН ≡ С – СН3
|
|
Самопроверка- учащимся раздаются листки с верными ответами, учащиеся проверяют свои работы, при необходимости корректируют и задают вопросы учителю.
Промежуточная рефлексия по теме «Изомерия и номенклатура углеводородов»
Наши приборы зафиксировали послание, но из-за помех часть важной информации была утеряна. Вам предстоит восстановить ее, продемонстрировав знания химических свойств углеводородов.
4 этап. «Восстанови утерянную информацию»
1 группа
1) ……………………………….= >С + 2Н2
2) ………………………..…….. => СН2 = СН – СН = СН2 + Н2↑
3) …………………………….… => Н2С = СН2 + Н2О
4) ……………………………….. => СН3Вr + HBr
2 группа
1) ……………………………….= >2СО2 + 2Н2О
2) ………………………..…….. => СН3Сl + НСl
3) …………………………….… => СН2=СН2 + Н2↑
4) ……………………………….. => СН3 – СН2Сl
3 группа
1) ……………………………….= > СО2 + 2Н2О
2) ………………………..…….. => СН2Вr – СН2Вr
3) …………………………….… => СН3 – СН2 – СН3
4) ……………………………….. => СН3 – СНСl – СН3
Самопроверка: на экране верные ответы, учащиеся сверяют, корректируют, задают вопросы учителю
Промежуточная рефлексия по теме «Химические свойства углеводородов»
5 этап. «Звездная лаборатория» или мастерская молекулярного моделирования.
А сейчас я приглашаю всех посетить «Звездную лабораторию». Сейчас вы своими руками создадите модели алканов.
Построить моль молекулы метана, преобразовать ее в молекулу этана, затем в молекулу пропана.
Работа проходит под наблюдением и контролем учителя.
6 этап. «Открой и назови созвездие»
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
М.В.Ломоносов
Любите ли вы смотреть в звездное небо? Особенно ярко ночное небо летом, где-нибудь ближе к морю. Кто из нас не пытался, глядя в ночное звездное небо, рассмотреть там причудливые узоры, увидеть мифические персонажи или диковинных зверей. Я предлагаю взглянуть на созвездия глазами химика. Какие алканы зашифрованы в сиянии звезд?
А сейчас я предлагаю вам стать полноправными первооткрывателями созвездий углеводородов.
На игровом поле, составленном из осколков молекул, находятся спрятанные формулы органических соединений (созвездия), которые вам необходимо найти.
Ваша задача – с помощью прямых или ломаных линий под углом 900 прорисовать контуры созвездий, то есть составить из осколков молекул формулы углеводородов и назвать обнаруженные соединения.
Инструкция к выполнению работы: учитель приводит несколько примеров – ход выполнения на экране.
СН3 СН3 СН2 СН2 СН3 СН3
СН2 СН2 СН3 СН С СН3
СН СН3 С СН3 СН2 СН3
СН3 СН СН3 СН2 СН2 СН3
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе (Учащиеся получают распечатки с заданиями по номенклатуре и свойствам углеводородов)
Итоги урока. Итоговая рефлексия.
Выберите пословицу, которая наиболее полно отражает ваше состояние и настроение:
- Терпение и труд всё перетрут.
- Тяжело в учении – легко в бою.
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
- Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нём.
- Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
А сейчас взгляните на экран, с экрана на вас смотрят разные смайлики. Покажите мне на своих лицах, какой смайлик подходит под Ваше настроение.
Спасибо всем за улыбки! Желаю вам, ребята хорошего настроения, крепких знаний и хороших результатов на контрольной работе. |