Главная » Разработки уроков » Химия |
Цели урока: - дать понятия о строении атома, физических и химических свойствах алюминия, сходных со свойствами других металлов и рассмотреть особенности металла и его соединений (амфотерность); - формировать диалектическое представление о переходе количественных изменений в качественные; - развивать умения предсказывать свойства элемента и его соединений по его положению в периодической системе и строению атома; составлять схемы электронного баланса; формировать умения экспериментальной работы при проведении лабораторных исследований. Формируемые компетентности: коммуникативная, самообразовательная, информационная, здоровьесберегающая. Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. коллекция “Алюминий и его сплавы”, компьютер, набор реактивов ( алюминиевая проволока, растворы хлоридной и сульфатной кислот, натрий гидроксид, алюминий хлорид).
Ход урока I Организационный этап - приветствие, проверка присутствующих на уроке. « Другого ничего в природе нет, Ни здесь, ни там в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых» Степан Щипачев, «Читая Менделеева», 1946г. (Слайд №2) Объявляю тему урока. II Актуализация опорных знаний 1) Беседа: а) Где располагаются металлы в периодической таблице? б) Чем строение атомов металлов отличается от строения атомов неметаллов? (содержат меньше электронов на последнее уровне (чаще 1-3)). в) Что происходит с атомами металлов в химических реакциях, какие свойства при этом они проявляют? (отдают электроны и проявляют восстановительные свойства). г) Дайте характеристику алюминия по положению в периодической системе (согласно известного Вам плана). д) Запишите строение атомов Na, Mg, Al, их электронные и графические формулы. Определите сходство и отличие. (3 ученика на доске, класс - в тетради). (Слайд № 3) III Мотивация учебной деятельности. При сравнении строения атомов металлов, вы увидели, что алюминий имеет больше электронов на внешнем уровне, как это отражается на его свойствах? (Слайд № 4) Вы хорошо знакомы с изделиями из алюминия, алюминиевой проволокой, а почему их можно использовать? В середине 19-го столетия Д.И.Менделеева наградили алюминиевой кружкой, алюминий тогда стоил очень дорого. Почему сейчас алюминий является дешевым металлом? Ответы на эти вопросы мы должны с вами найти на уроке. IV Изучение нового материала. 1) Физические свойства алюминия (самостоятельная работа с учебником, затем обсуждение с классом): а) расскажите о физических свойствах алюминия; б) почему Al используют для изготовления электрических проводов? в) в кастрюле из какого металла Al или Fe быстрее нагреется вода и почему? г) какое свойство алюминия применяется, когда из него изготавливают упаковочный материал? 2) Учащихся разделяю на группы, в течение 10 минут каждая группа готовит ответ на свой вопрос: (Слайд №5) I группа: Нахождение алюминия в природе. Содержание в земной коре, получение (работа с учебником, дополнительной литературой, интернетом). II группа: Химические свойства алюминия (взаимодействие с неметаллами). Учащиеся получают карточку, в которой нужно дописать уравнения реакций, подтверждающих свойства алюминия: t а) Al + Cl2 → б) Al + S → в) Al + Br2 → г) Al + N2 → г) Al + O2 → Определить во всех реакциях окислитель и восстановитель, назвать вещества. III группа: Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами: а) Al + HCl → б) Al + H2SO4(разб.) → в) Al + HNO3(конц.) → t г) Al + H2SO4(конц.) → д) Al + NaOH + H2O → (Расставить коэффициенты, в последней реакции методом электронного баланса). Сделать вывод о свойствах алюминия: (пассивируется концентрированными азотной и серной кислотами; проявляет амфотерные свойства, т. к. взаимодействует и с кислотами, и со щелочами). (Работа с учебником, дополнительной литературой). IV группа: Сплавы алюминия. Применение алюминия и его сплавов (работа с учебником, интернетом, дополнительной литературой). 3) Обсуждение результатов работы І- ІІІ групп, запись уравнений реакций на доске и в тетрадях, выводы о свойствах и активности алюминия. (Слайд №6) «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму» (Китайская притча) 4) Амфотерность оксида и гидроксида алюминия ( рассказ учителя, лабораторные опыты) (Слайд №7 – Набор реактивов ) а) Получаем гидроксид алюминия AlCl3 + NaOH → Al(OH)3 ↓ + 3 NaCl б) Взаимодействие алюминий гидроксида с кислотой Al(OH)3 + 3 HCl → AlCl3 + 3 NaCl в) Взаимодействие с избытком щелочи Al(OH)3 + 3 NaOH → Na3│Al(OH)6│ (Слайд №8 - Блок- схема ) Следовательно: гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства. Такие же свойства проявляют алюминий и его оксид. (Все реакции в ионном виде учащиеся записывают на доске и в тетради.) 5) Применение алюминия, его сплавы и их значение ( итоги своей самостоятельной работы доводят до сведения учащихся члены IV группы). ( Слайды № 9, № 10, № 11) V. Закрепление изученного материала. 1) «Кому не жаль денег» (Слайд № 12) Однажды два приятеля Алюминий и Железо поздно возвращались домой. И вдруг на них неожиданно напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете. Какой из приятелей легче расстанется с кошельком? Объясните почему? 2) «Объявление о потере» (Слайд № 13) Потерялся породистый оксид, принадлежащий жильцу третьего подъезда. Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Прошу вернуть за вознаграждение. Если Вы сможете найти этот оксид и указать его химический характер, то вознаграждение Вам обеспечено. 3) «Нигде нет покоя» (Слайд № 14) Когда Алюминий пришел в кафе, там уже сидели: Кислород, Хлорид натрия в растворе, разбавленная Серная кислота, Гидроксид калия и концентрированная Азотная кислота. Присутствие каких посетителей кафе ему испортило настроение? Почему? Подтвердите свой ответ уравнениями реакций. 4) Решите задачу (Слайд № 15) Рассчитайте объем водорода, выделившегося при взаимодействии алюминия с 200 г раствора калий гидроксида, если массовая доля щелочи в нем 25%. VI Подведение итогов урока, оценивании работы учащихся. VII Домашнее задание: § 21, выучить, упр: 3, 5 на стр. 178. |
Автор разработки: Волик Нина Егоровна Учебный предмет: Химия Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1007 | Загрузок: 241 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |