Главная » Разработки уроков » Химия

Алюминий. Алюминий оксид, алюминий гидроксид, их амфотерность

 Цели урока:  - дать понятия о строении атома, физических и химических свойствах алюминия, сходных со свойствами других металлов и рассмотреть особенности металла и его соединений (амфотерность);

     - формировать диалектическое представление о переходе количественных изменений в качественные;

     - развивать умения предсказывать свойства элемента и его соединений по его положению в периодической системе и строению атома; составлять схемы электронного баланса; формировать умения экспериментальной работы при проведении лабораторных исследований.

       Формируемые  компетентности: коммуникативная, самообразовательная, информационная, здоровьесберегающая.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. коллекция “Алюминий и его сплавы”, компьютер, набор реактивов ( алюминиевая проволока, растворы хлоридной и сульфатной кислот, натрий гидроксид, алюминий хлорид).

                             

Ход урока

I    Организационный этап

 - приветствие, проверка присутствующих на уроке.

              « Другого ничего в природе нет,

                 Ни здесь, ни там в космических глубинах:

                 Все – от песчинок малых до планет –

                 Из элементов состоит единых»

                              Степан Щипачев,  «Читая Менделеева», 1946г.

                                 (Слайд №2)

Объявляю тему урока.         

II   Актуализация опорных знаний

1) Беседа: а) Где располагаются металлы в периодической таблице?

б) Чем строение атомов металлов отличается от строения атомов неметаллов? (содержат меньше электронов на последнее уровне (чаще 1-3)).

в) Что происходит с атомами металлов в химических реакциях, какие свойства при этом они проявляют? (отдают электроны и проявляют восстановительные свойства).

 г) Дайте характеристику алюминия по положению в периодической системе (согласно известного Вам  плана).

д) Запишите строение атомов  Na, Mg,  Al,  их электронные и графические формулы. Определите сходство и отличие. (3 ученика на доске, класс - в тетради).

                                                 (Слайд № 3)

III   Мотивация учебной деятельности.

    При сравнении строения атомов металлов, вы увидели, что алюминий имеет больше электронов на внешнем уровне, как это отражается на его свойствах?                     

                                                 (Слайд № 4)                                      

Вы хорошо знакомы с изделиями из алюминия, алюминиевой проволокой, а почему их можно использовать? В середине 19-го столетия Д.И.Менделеева наградили алюминиевой кружкой, алюминий тогда стоил очень дорого. Почему сейчас алюминий является дешевым металлом? Ответы на эти вопросы мы должны с вами найти на уроке.

IV  Изучение нового материала.

1)  Физические свойства алюминия (самостоятельная работа с учебником, затем обсуждение с классом):

   а) расскажите о физических свойствах алюминия;

   б) почему Al используют для изготовления электрических проводов?

   в) в  кастрюле из какого металла Al  или  Fe быстрее нагреется вода и почему?

   г) какое свойство алюминия  применяется, когда из него изготавливают  упаковочный материал?

2)  Учащихся разделяю на  группы, в течение  10 минут каждая группа готовит ответ на свой вопрос:   (Слайд №5)

I группа: Нахождение алюминия в природе. Содержание в земной коре, получение (работа с учебником, дополнительной литературой, интернетом).

II группа: Химические свойства алюминия (взаимодействие с неметаллами).

Учащиеся получают карточку, в которой нужно дописать уравнения реакций, подтверждающих свойства алюминия:                  t

         а)      Al   +  Cl2   →                   б)   Al   +   S   →                               

         в)      Al   +   Br2  →                   г)   Al   +   N2  →

         г)      Al   +   O2   →

Определить во всех реакциях окислитель и восстановитель, назвать вещества.

III  группа: Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами:

а)     Al    +  HCl    →                            б)   Al     +    H2SO4(разб.) →

в)     Al    +  HNO3(конц.) →      t            г)    Al     +    H2SO4(конц.) →

д)     Al    +  NaOH   +  H2O    →

(Расставить коэффициенты, в последней реакции методом электронного баланса).

       Сделать вывод о свойствах алюминия: (пассивируется концентрированными азотной и серной кислотами; проявляет амфотерные  свойства, т. к. взаимодействует и с кислотами, и со щелочами). (Работа с учебником, дополнительной литературой).

IV группа:  Сплавы алюминия. Применение алюминия и его сплавов (работа с учебником, интернетом, дополнительной литературой).

3) Обсуждение результатов работы  І- ІІІ групп, запись уравнений реакций на доске и в тетрадях, выводы о свойствах и активности алюминия.

                                  (Слайд №6)

                    «Скажи мне -  и я забуду,

                    покажи мне – и я запомню,

                    дай сделать – и я пойму»  (Китайская притча)

4) Амфотерность оксида и гидроксида алюминия ( рассказ учителя, лабораторные опыты)            (Слайд №7 – Набор реактивов )

  а) Получаем гидроксид алюминия 

      AlCl3   +   NaOH   →     Al(OH)3 ↓   +  3 NaCl 

б)  Взаимодействие  алюминий гидроксида  с  кислотой

    Al(OH)3   +    3 HCl      →       AlCl3     +  3 NaCl

в)  Взаимодействие  с избытком щелочи

    Al(OH)3    + 3 NaOH    →   Na3│Al(OH)6│

                (Слайд №8 -  Блок- схема )   

Следовательно: гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства.  Такие же свойства проявляют алюминий и его оксид.         

(Все реакции в ионном виде учащиеся записывают на доске и в тетради.)

5) Применение алюминия, его сплавы и их значение ( итоги своей самостоятельной работы доводят до сведения учащихся члены IV группы).

( Слайды № 9, № 10, № 11)

V.  Закрепление  изученного материала.

 1)       «Кому не жаль денег»    (Слайд № 12)

     Однажды два приятеля Алюминий и Железо поздно возвращались домой. И вдруг на них неожиданно напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете. Какой из приятелей легче расстанется с кошельком? Объясните почему?

2)            «Объявление о потере»      (Слайд № 13)

        Потерялся породистый оксид, принадлежащий жильцу третьего подъезда.

Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Прошу вернуть за вознаграждение. Если Вы сможете найти этот оксид и указать его химический характер, то вознаграждение Вам обеспечено.

3)             «Нигде нет покоя»          (Слайд № 14)     

Когда Алюминий пришел в кафе, там уже сидели: Кислород,  Хлорид натрия в растворе,  разбавленная Серная кислота,  Гидроксид калия  и  концентрированная Азотная кислота.  Присутствие каких посетителей кафе ему испортило настроение? Почему?  Подтвердите свой ответ уравнениями реакций.

4)         Решите задачу   (Слайд № 15)

 Рассчитайте объем водорода, выделившегося при взаимодействии  алюминия с 200 г раствора калий гидроксида, если массовая доля щелочи в нем 25%.

VI   Подведение итогов урока, оценивании работы учащихся.

VII   Домашнее задание:   §  21,  выучить, упр:  3, 5 на стр. 178.

Алюминий. Алюминий оксид, алюминий гидроксид, их амфотерность

Скачать конспект (187.4 Kb)



Автор разработки: Волик Нина Егоровна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1007 | Загрузок: 241 | Комментариев: 0

Ключевые слова: алюминий

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»