Главная » Разработки уроков » История

Европа в XVI веке - смена эпох

Цель: обобщить знания учащихся по теме, закрепить понятия о:

          - существенных чертах феодальной,  капиталистической эпохах;

          - предпосылках и формах проявления перемен в общественной жизни;

          - основных событиях эпохи в странах Европы в 16 веке. На конкретном        

            материале формировать историческое мышление учащихся;

          - жизненные компетентности;

          - социальные;

          - поликультурные;

          - анализировать события, процессы и выделить их главные характеристики.

          - устанавливать причинно – следственные связи, взаимозависимость событий.

          - развивать представления о понятиях: «процесс», «явление», «события».

          Воспитывать социально – ориентированную личность, умеющую ценить        

приобретения  человечества.

Тип урока: обобщение

Оборудование:

 1.Карта Географические открытия.

 2.Карточки с заданиями.

 3.Альбомы по культуре.

 4.Видео фрагменты.

                                                              Новое время – это величайший, прогрессивный

                                                              переворот из всех пережитых до того времени

                                                              человечеством.    ( Философы Нового времени)

                                                         Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Мотивация (эвристическая беседа)

1. Какие периоды человечества мы с вами изучали?

2. Какой период мы изучали в 8-м классе?

3. Какой период предшествовал Новому времени?

4. Работа с картиной   (цвет)

5.Какую характеристику мы бы дали средневековью  (ассоциативный куст)

         - чума;

         - голод;

         - крестовые походы;

         - инквизиция.

          Какими событиями нас встретит Новое время, нам ее предстоит рассмотреть на уроке.

III. Сообщения темы и цели урока. Обращаюсь к эпиграфу

IV. Прошу вас объединиться в группы.

                       1. План работы экспертной группы оценивания;

                       2. Лист по теме «Европа в XVI веке».

    1. ЭТАП

     По историческим местам:

     - о ком идет речь;

     - какое открытие было сделано;

     - в каком году.

                                     

Он происходил из древнего дворянского рода. Его отец брал сына с собой в плаванье с детских лет. Этот мореплаватель получил от короля Португалии три корабля с экипажем и 170 человек. Корабли к далёкому походу готовил Бартоломео Диаш. Он нашёл то, что Христофор  Колумб не мог найти.  (Васко да Гама, морской путь в Индию, 1498)

Он родился в Италии, но поплыл под испанским флагом. Этот моряк знал латинский, был знаком с геометрией, астрономией и умел чертить географические карты. В Испании получил звание адмирала и был уверен, что в результате осуществлённой им экспедиции достиг восточных берегов Индии и Китая. (Христофор Колумб, открытие Америки, 1492)

Этот путешественник происходил из древнего португальского дворянского рода и с юных лет верой и правдой служил своему королю. Но в путешествие, что сделало его знаменитым, отправился под испанским флагом. Путешествие продолжалось почти 3 года. Домой вернулся только один корабль и команда из 18-ти человек. (Магеллан, кругосветное путешествие, 1519-1522)

К  каким последствиям привели географические открытия (слайд).

                2)Этап Рост промышленности.

                    В XV-XVI  веках развивается техника.

                         - какие изобретения были сделаны и где они применялись;

                         - водяное колесо =>

                         - домна => для плавки руды => чугун => сталь.

                         - огнестрельное оружие => переворот в военном деле => рыцари =>

                           пехота => огнестрельное оружие.

                         - в мореплавании => компас => каравелла парусное судно.

                          - книгопечатание => нуждались в книгах (Иоганн Гутенберг, 1445).

                              На смену ремесленной мастерской => мануфактура.

    (заполните таблицу)

                 Итог (слайд)

             2. ЭТАП

 Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной           мастерской

        Вопросы для сравнения           Ремесленная мастерская        Капиталистическая

                                                                                                              мануфактура         

   1.Каковы размеры пред-

      приятия   (мелкое или круп-

      ное)?

  2.Кто в них работал?

  3.Какие орудия труда при-

     менялись?

  4.Кому принадлежали ору-

     дия труда и изготовленный

    продукт труда?

 5.Существовало ли разделе-

    ние труда? (Да или нет)

                 

                    3. ЭТАП

                      Реформация в Европе

Жизнь средневековья была неотделима от религии, но в Новое время в странах Западной Европы проходил процесс Реформации. Поиграем в игру: найди лишнее, чья группа нашла первая, выходят к доске и убирают лишние слова.

   1. В какой стране началась Реформация?

   2. С какими историческими личностями она связана?

   3. Какая война началась в следствии Реформации?

   4. На какие страны Европы она распространилась?

   5. К каким изменениям в религиозной жизни она привела. Итог

                                                             

             4. ЭТАП

- Слайды с картинами Возрождения

Возрождение-переворот в науке и техники, в представлении людей о мире.

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, связанный с периодом от Средневековья к Новому времени. Впервые этот термин встречается  (XVI  веке) Джорджио Вазари (XVI  веке) применительно к итальянскому искусству.

             Характеристика особенностей.

1. Светский характер;

2. Новое гуманистическое мировоззрение;

3. Критика католической схоластики и аскетизма;

4. Утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности;

5. Возрождение античности;

6. Деятелей новой культуры называли гуманистами - (гуманус- человеческий).

7. В произведениях гуманистов человек изображен хозяином своей судьбы, от его способностей и энергии зависит, достигает ли он своей цели.

                 Игра ДОМИНО

                 Соединить

Высказывание -  имя - картины - работа с альбомами

Рассмотрите изображение «Джоконды» (Моно Лизы) Леонардо да Винчи.

Как художник достиг выразительности изображения лица и фигуры женщины? Обратите внимание на краски и композицию картины. Чем привлекает к себе пейзаж?

Рассмотрите изображение статуи Давида Микеланджело.

Какой сюжет для своего произведения избрал скульптор? Какую идею он воплотил в своём герое? Какими средствами он достиг выразительности?

Перед вами изображение «Сикстинской мадонны».

Что необычного вы видите в изображении мадонны и младенца? Какую главную мысль хотел донести художник до зрителя?

Почему этих называли титанам? В величие их творения?

5. ЭТАП

Историю создают люди

Противники или союзники?

 1. Мартин Лютер и Томас Мюнцер (союзники => противники).

 2. Герцог Альба и Вильгельм Оранский (противники).

 3. Елизавета 1 и Франциск Дрейк (союзники).

 4. Игнатий Лойола и Папа Римский (союзники).

 5. Английская королева Елизавета 1 и король Испании Филипп 2 (противники).

 6. Мартин Лютер и Жан Кальвин (союзники).

 7. Жан Кальвин и гугеноты (союзники).

Кто совершал поступки и действия, заслуживающие

       одобрения                                      осуждения 

1. Гутенберг                                           1. Филипп

2. Первооткрыватели                            2. Герцог Альба

3. Томас Мюнцер                                  3. Елизавета 1

                                                                4.Игнатий Лойола

                                                                5.Людовиг 14

 

ИТОГИ

 

Какие изменения произошли в период раннего Нового времени.

- усовершенствовал орудия труда;

- рост городов и городского населения;

- изменения в социальной сфере;

- благодаря Географическим открытиям изменилась карта мира;

- на смену феодальным отношениям  пришли капиталистические;

- основаны первые колониальные державы (Испания и Португалия);

- зарождался мировой рынок;

- Начало религиозных воен.

Возвращение к эпиграфу.

Европа в XVI веке - смена эпох

Скачать конспект (10.6 Kb)



Автор разработки: Петрикеева Наталья Григорьевна

Учебный предмет: История

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 658 | Загрузок: 214 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Европа 16 век

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»