Главная » Разработки уроков » История

Cимвол политики - королева Виктория

Цели: Пояснить причины и последствия преобразования Англии, направленные на создание ведущего экономического государства мира, охарактеризовать политическое, общественное развитие, выделить направления и принципы внешней политики в обозначенный период. Отметить роль королевы Виктории в стабильности и процветании страны.

Развивать умения переносить знания в новые ситуации - знания о процессе модернизации, монополистическом капитализме, правовом государстве и гражданском обществе, воссоздавать исторические образы; определять круг информации, необходимый для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения; выступать с сообщениями.

Воспитывать интерес к истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: экскурсия

Оборудование: учебник, карта «Государства Европы 2 пол 19 в.”, атлас, иллюстрированный материал, слайды, мультипроектор.

Планируемые результаты: знать условия для успешного развития капиталистического производства в 19-м веке, характеризовать пути развития Англии к стабильности и процветанию. Оценить вклад королевы Виктории в развитие страны и становлению ее могущества на международной арене.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности: определение темы, цели урока.

Островное государство

При королеве расцвело.

Взлет в хозяйстве и политике

Оно приобрело.

Стало плавать, торговать

И колонии завоевывать.

Угадайте, что это за страна…./Великобритания/

Проблемное задание:

1.Подумайте, имелись ли условия для успешного развития капиталистического производства и факторы, влияющие на расцвет Англии.

2.На примере деятельности королевы Виктории выделите качества, необходимые политику в современных условиях.

Учитель. Сегодня мы посетим Англию в период правления королевы Виктории, /1838-1901г.г.

/слайд№1/

Эту женщину уважает и любит ее народ. Любящая мать, отличная жена, она была матерью не только для своих 10 детей, но и для всей Англии. Она пробыла на троне больше 63 лет - более, чем любой британский монарх. Имя этой женщины - национальное достояние.

Почему она национальная героиня? Как ей удалось превратить экономику страны в самую развитую экономику мира. На эти вопросы мы получим ответы, посетив заочно музей Виктории и Альберта.

(Класс разбит на 3 группы. От каждой группы – экскурсовод. В информационных папках учащихся лежат документы и задания каждой группе)

Учитель: помогут совершить экскурсию экскурсоводы и учащиеся групп, согласно плану:

1.Англия- мастерская мира. 1группа

2.Общественно-политическая жизнь. 2 группа

3.Внешняя политика. 3 группа

 

Ученик- экскурсовод, получивший опережающее задание о королеве Виктории:

Виктория появилась на свет 24 мая 1818 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне. Детство королевы было совсем не королевским. В Англии строго воспитывали детей, их не баловали, относились к ним строго и жестко.

/Слайд №2/

Викторию воспитывали в обстановке запретов: нельзя было плакать, показывать эмоции. Обучение было стандартным: изучение 3-х языков, арифметики, географии, музыки, рисования и обязательная конная езда. Воспитание и наложило на характер Виктории отпечаток.

В июне 1838года 18- летняя Виктория стала королевой Англии.

/Слайд№3/

Юная королева сразу проявила свой жесткий и сильный характер. Главным у нее стал принцип: «Твердость в принятии решений».

Учитель. Трудно себе представить, что Великобритания была когда-то страной с трущобами Уайт-Чэппла, бессмысленными раздорами лордов, без развития торговли, ремесла, промышленности и, конечно же, без своих богатых колоний.

Чудо не произошло вдруг, а для создания чуда трудились королева Виктория, ведущие премьер-министры: Дизраэль, У.Гладстон, С.Родс.

 /Слайд № 4/

Учитель. Перед вами лежат папки с документами и заданиями для каждой группы, проработайте документы и выполните задания.

Задания гр.№1

1.Проанализируйте документ об экономическом развитии Великобритании.

2.Сравните экономическое развитие Великобритании с Германией и США. Стр.учебника 113

3.Определите по экономической карте, какие отрасли промышленности развиты.

Задания гр. № 2

1.Проанализируйте отрывок из документа «Вторая парламентская реформа 1868г.»

2.Какие изменения произошли в избирательной системе?

Задания гр. №3

1.Определите по карте «Мир в XIX в.», какое государство имело больше всех

колоний?

2.Какие колонии были захвачены Англией?

3.Найдите в учебнике понятия: колония, доминион.

Учитель. В 30-40-х годах XIX в. в Великобритании завершилась Промышленная революция. Вспомните, что такое Промышленная революция?

Как была развита экономика Англии согласно документам?

Учащиеся. Страна добывала в 5 раз больше угля, чем Германия, и в 4р. больше США. Выплавка чугуна увеличилась с 3,2 до 5 млн. тонн, добыча угля с 61 до 93млн. т, железных дорог с 8млн. миль до 12 млн. миль; количество фабрик с 1,998 до 2,576млн.

/Слайд №5/

Ведущими отраслями промышленности стали: текстильная, металлургическая и угольная.

Учитель. Какие отрасли промышленности были развиты в Уэльсе, Бермингеме, Ланкошире?/ металлургическая - в Бермингеме, угольная- в Уэльсе, текстильная - в Ланкошире

/слайд №6/

Какие изменения в экономическом развитии Англии характеризуют эти данные?

/Страна превратилась после Промышленной революции из аграрной в индустриальную/

Учитель. Индустриализация предполагает массовое производство. Нужны огромные затраты. Использование парового двигателя на железной дороге, речном пароходе позволило доставлять товары в самые отдаленные районы. /Слайд№7

Учитель. Какие личностные качества королевы помогли этому процессу?

Ученик-экскурсовод. Твердость, пунктуальность, трудолюбие, экономия, хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в ее эпоху эти качества стали нормой. Они оказались наиболее полезными в новом индустриальном мире. Королева Виктория подавала пример, пропагандировала качество английских товаров. Так в 1851г, по ее инициативе для “Великой выставки изделий промышленности», был построен “Хрустальный дворец” из стекла и бетона.

Королева, открывая выставку, заявила - это было “одно из чудес Мира”- начало “золотого века. В выставке приняли участие 14 тыс. представителей разных стран. /Слайд №8/

Учитель. К 50-60 гг. Великобритания стала мастерской мира, мировым извозчиком, мировым банкиром. /Слайд №9/

Как вы понимаете эти понятия?

/мастерская мира - период экономического развития Англии, когда она снабжала весь мир товарами. Мировой извозчик – английские морские и торговые суда перевозили товар во все государства мира. Мировой банкир - фунт стерлинг - главное средство расчета за товар/

Учитель. Назовите условия для успешного экономического развития.

/Победа буржуазной революции, быстрое и раннее завершение промышленного переворота, монопольное положение английских предприятий, новейшее оборудование, транспортная система, беспошлинная торговля после 1846г., прибыль от иностранных владений, техническое усовершенствование/

Учитель. Переходим во второй зал музея. Где нас экскурсовод с помощью второй группы познакомит с общественно-политической жизнью Великобритании и ее особенностями.

Ученик-экскурсовод. Изменения в общественно-политической жизни связаны с реформаторской деятельностью Бенджамина Дизраэля и Уильяма Гладстона.

Дизраэль разработал концепцию национальной партии, ядром которой была идея - “одна нация.” Она исходила из его убеждения в том, что в человеческом обществе существует иерархия, т.к. люди обладают разными способностями.

Англичане расколоты на 2 нации: богатые и бедные. Задача правящего класса - объединить народ в одну нацию. Он подчеркивал, что это будет выгодно и верхушке общества. ”Дворец не будет спокоен, пока несчастлива хижина».

Учитель. В чем актуальность концепции Дизраэля на ваш взгляд?

/Актуальность в том, что общество расколото. Необходимо преодолеть этот раскол, т.к. противостояние между бедными и богатыми не консолидирует общество, а свидетельствует об экономическом неблагополучии/

Учитель. Как можно преодолеть раскол в обществе?

/Преодолеть раскол в обществе можно и нужно путем проведения реформ/

Учитель. Да, преодолеть раскол необходимо с помощью реформ. Как ответил

на это Дизраэль: ”В прогрессивной стране изменения происходят постепенно с должным уважением нравов, обычаев, законов, традиций народов». Эта концепция лежит в основе партии консерваторов.

Ученик – экскурсовод. Ярким представителем другой влиятельной партии-либералов был У.Гладстон. Он инициатор проведения парламентской реформы 1868г

Учитель. Какие изменения произошли в избирательной системе 1868г.?

/тайное голосование, отмена десятины, снижен имущественный ценз-число избирателей увеличилось, каждый взрослый человек имеет право зарегистрироваться и голосовать за кандидата. Частичная свобода слова, собраний.

Действует двухпартийная система./

Учитель. В период правления королева Виктория сохранила отношения с парламентом, четко разграничила функции парламента и правительства, и они стали играть все большую роль в политической жизни государства.

В Англии с. XIX в. в значительной степени сложилось Гражданское общество, допускалась свобода слова, демонстраций, издавались газеты, сословия теряли свои привилегии. На первое место ставились свобода и способности личности. Утвердились принципы либерализма.

Ученик-экскурсовод. Мы переходим в зал: ”Империя, в которой не заходит солнце». Принципы внешней политики сформулировал Генри Пальмерстон- премьер-министр. ”В Британии нет ни вечных союзников, ни постоянных друзей. У нее есть постоянные интересы».Он, тонкий дипломат с редким упорством и настойчивостью, стремился устранить конкурентов с внешних рынков. Англия проводила активную внешнюю политику.

Учитель. Определите по карте” Мир в с.XIX в», какие колонии были захвачены Англией? Какое государство имело больше всех колоний?

Найдите в учебнике, стр.119, понятия: колония и доминион.

Учитель. К середине XIX в. Великобритания стала крупнейшей колониальной империей.

/Слайд№10/

Что способствовало созданию такой колониальной империи?

/ экономическое развитие и политическая стабильность/

Учитель. Какие личностные качества королевы Виктории, на ваш взгляд, повлияли на становление могущественного Английского государства?

/умение твердо стоять на своих решениях, интеллект, умение проявить в себе мужские качества, хитрость, честность с собой и своим государством, ответственность, самообладание, дисциплина, качества любящей матери, опыт.

/Слайд № 11/

Учитель. Вы правильно подчеркнули личностные качества. Всеми этими качествами должен владеть политик и уметь распоряжаться ими в нужных целях.

Женщина- политик, в отличие от мужчины, обладает качествами любящей матери.

Она должна любить и защищать свой народ, как мать защищает своего ребенка.

Закрепление:

Учитель. Почему королеву Викторию называют женщиной – эпохой?

/королева Виктория сумела сделать Англию - Великобританией, превратить страну в самое сильное государство мира./

Учитель. И все это при том, что политическую стратегию знаменитой королевы нельзя назвать безупречной. Но это был как раз тот случай в мировой истории, когда в политике важна была не стратегия, а заключительный результат. Результат, который превзошел все ожидания. И трущобная, безнадежная Англия превратилась в сильное государство, с которым мы познакомились на уроке.

Итог урока. Рефлексия. Самооценка.

Домашнее задание: параграф № 17, составить таблицу: достижения и проблемы на пути к созданию сильного английского государства.

Cимвол политики - королева Виктория

Скачать конспект (613.7 Kb)



Автор разработки: Юрьева Валентина Николаевна

Учебный предмет: История

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 905 | Загрузок: 218 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Англия 19 век

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»