Главная » Разработки уроков » История |
Цели: Пояснить причины и последствия преобразования Англии, направленные на создание ведущего экономического государства мира, охарактеризовать политическое, общественное развитие, выделить направления и принципы внешней политики в обозначенный период. Отметить роль королевы Виктории в стабильности и процветании страны. Развивать умения переносить знания в новые ситуации - знания о процессе модернизации, монополистическом капитализме, правовом государстве и гражданском обществе, воссоздавать исторические образы; определять круг информации, необходимый для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения; выступать с сообщениями. Воспитывать интерес к истории. Тип урока: изучение нового материала. Форма: экскурсия Оборудование: учебник, карта «Государства Европы 2 пол 19 в.”, атлас, иллюстрированный материал, слайды, мультипроектор. Планируемые результаты: знать условия для успешного развития капиталистического производства в 19-м веке, характеризовать пути развития Англии к стабильности и процветанию. Оценить вклад королевы Виктории в развитие страны и становлению ее могущества на международной арене.
Ход урока 1.Организационный момент. 2.Мотивация учебной деятельности: определение темы, цели урока. Островное государство При королеве расцвело. Взлет в хозяйстве и политике Оно приобрело. Стало плавать, торговать И колонии завоевывать. Угадайте, что это за страна…./Великобритания/ Проблемное задание: 1.Подумайте, имелись ли условия для успешного развития капиталистического производства и факторы, влияющие на расцвет Англии. 2.На примере деятельности королевы Виктории выделите качества, необходимые политику в современных условиях. Учитель. Сегодня мы посетим Англию в период правления королевы Виктории, /1838-1901г.г. /слайд№1/ Эту женщину уважает и любит ее народ. Любящая мать, отличная жена, она была матерью не только для своих 10 детей, но и для всей Англии. Она пробыла на троне больше 63 лет - более, чем любой британский монарх. Имя этой женщины - национальное достояние. Почему она национальная героиня? Как ей удалось превратить экономику страны в самую развитую экономику мира. На эти вопросы мы получим ответы, посетив заочно музей Виктории и Альберта. (Класс разбит на 3 группы. От каждой группы – экскурсовод. В информационных папках учащихся лежат документы и задания каждой группе) Учитель: помогут совершить экскурсию экскурсоводы и учащиеся групп, согласно плану: 1.Англия- мастерская мира. 1группа 2.Общественно-политическая жизнь. 2 группа 3.Внешняя политика. 3 группа
Ученик- экскурсовод, получивший опережающее задание о королеве Виктории: Виктория появилась на свет 24 мая 1818 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне. Детство королевы было совсем не королевским. В Англии строго воспитывали детей, их не баловали, относились к ним строго и жестко. /Слайд №2/ Викторию воспитывали в обстановке запретов: нельзя было плакать, показывать эмоции. Обучение было стандартным: изучение 3-х языков, арифметики, географии, музыки, рисования и обязательная конная езда. Воспитание и наложило на характер Виктории отпечаток. В июне 1838года 18- летняя Виктория стала королевой Англии. /Слайд№3/ Юная королева сразу проявила свой жесткий и сильный характер. Главным у нее стал принцип: «Твердость в принятии решений». Учитель. Трудно себе представить, что Великобритания была когда-то страной с трущобами Уайт-Чэппла, бессмысленными раздорами лордов, без развития торговли, ремесла, промышленности и, конечно же, без своих богатых колоний. Чудо не произошло вдруг, а для создания чуда трудились королева Виктория, ведущие премьер-министры: Дизраэль, У.Гладстон, С.Родс. /Слайд № 4/ Учитель. Перед вами лежат папки с документами и заданиями для каждой группы, проработайте документы и выполните задания. Задания гр.№1 1.Проанализируйте документ об экономическом развитии Великобритании. 2.Сравните экономическое развитие Великобритании с Германией и США. Стр.учебника 113 3.Определите по экономической карте, какие отрасли промышленности развиты. Задания гр. № 2 1.Проанализируйте отрывок из документа «Вторая парламентская реформа 1868г.» 2.Какие изменения произошли в избирательной системе? Задания гр. №3 1.Определите по карте «Мир в XIX в.», какое государство имело больше всех колоний? 2.Какие колонии были захвачены Англией? 3.Найдите в учебнике понятия: колония, доминион. Учитель. В 30-40-х годах XIX в. в Великобритании завершилась Промышленная революция. Вспомните, что такое Промышленная революция? Как была развита экономика Англии согласно документам? Учащиеся. Страна добывала в 5 раз больше угля, чем Германия, и в 4р. больше США. Выплавка чугуна увеличилась с 3,2 до 5 млн. тонн, добыча угля с 61 до 93млн. т, железных дорог с 8млн. миль до 12 млн. миль; количество фабрик с 1,998 до 2,576млн. /Слайд №5/ Ведущими отраслями промышленности стали: текстильная, металлургическая и угольная. Учитель. Какие отрасли промышленности были развиты в Уэльсе, Бермингеме, Ланкошире?/ металлургическая - в Бермингеме, угольная- в Уэльсе, текстильная - в Ланкошире /слайд №6/ Какие изменения в экономическом развитии Англии характеризуют эти данные? /Страна превратилась после Промышленной революции из аграрной в индустриальную/ Учитель. Индустриализация предполагает массовое производство. Нужны огромные затраты. Использование парового двигателя на железной дороге, речном пароходе позволило доставлять товары в самые отдаленные районы. /Слайд№7 Учитель. Какие личностные качества королевы помогли этому процессу? Ученик-экскурсовод. Твердость, пунктуальность, трудолюбие, экономия, хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в ее эпоху эти качества стали нормой. Они оказались наиболее полезными в новом индустриальном мире. Королева Виктория подавала пример, пропагандировала качество английских товаров. Так в 1851г, по ее инициативе для “Великой выставки изделий промышленности», был построен “Хрустальный дворец” из стекла и бетона. Королева, открывая выставку, заявила - это было “одно из чудес Мира”- начало “золотого века. В выставке приняли участие 14 тыс. представителей разных стран. /Слайд №8/ Учитель. К 50-60 гг. Великобритания стала мастерской мира, мировым извозчиком, мировым банкиром. /Слайд №9/ Как вы понимаете эти понятия? /мастерская мира - период экономического развития Англии, когда она снабжала весь мир товарами. Мировой извозчик – английские морские и торговые суда перевозили товар во все государства мира. Мировой банкир - фунт стерлинг - главное средство расчета за товар/ Учитель. Назовите условия для успешного экономического развития. /Победа буржуазной революции, быстрое и раннее завершение промышленного переворота, монопольное положение английских предприятий, новейшее оборудование, транспортная система, беспошлинная торговля после 1846г., прибыль от иностранных владений, техническое усовершенствование/ Учитель. Переходим во второй зал музея. Где нас экскурсовод с помощью второй группы познакомит с общественно-политической жизнью Великобритании и ее особенностями. Ученик-экскурсовод. Изменения в общественно-политической жизни связаны с реформаторской деятельностью Бенджамина Дизраэля и Уильяма Гладстона. Дизраэль разработал концепцию национальной партии, ядром которой была идея - “одна нация.” Она исходила из его убеждения в том, что в человеческом обществе существует иерархия, т.к. люди обладают разными способностями. Англичане расколоты на 2 нации: богатые и бедные. Задача правящего класса - объединить народ в одну нацию. Он подчеркивал, что это будет выгодно и верхушке общества. ”Дворец не будет спокоен, пока несчастлива хижина». Учитель. В чем актуальность концепции Дизраэля на ваш взгляд? /Актуальность в том, что общество расколото. Необходимо преодолеть этот раскол, т.к. противостояние между бедными и богатыми не консолидирует общество, а свидетельствует об экономическом неблагополучии/ Учитель. Как можно преодолеть раскол в обществе? /Преодолеть раскол в обществе можно и нужно путем проведения реформ/ Учитель. Да, преодолеть раскол необходимо с помощью реформ. Как ответил на это Дизраэль: ”В прогрессивной стране изменения происходят постепенно с должным уважением нравов, обычаев, законов, традиций народов». Эта концепция лежит в основе партии консерваторов. Ученик – экскурсовод. Ярким представителем другой влиятельной партии-либералов был У.Гладстон. Он инициатор проведения парламентской реформы 1868г Учитель. Какие изменения произошли в избирательной системе 1868г.? /тайное голосование, отмена десятины, снижен имущественный ценз-число избирателей увеличилось, каждый взрослый человек имеет право зарегистрироваться и голосовать за кандидата. Частичная свобода слова, собраний. Действует двухпартийная система./ Учитель. В период правления королева Виктория сохранила отношения с парламентом, четко разграничила функции парламента и правительства, и они стали играть все большую роль в политической жизни государства. В Англии с. XIX в. в значительной степени сложилось Гражданское общество, допускалась свобода слова, демонстраций, издавались газеты, сословия теряли свои привилегии. На первое место ставились свобода и способности личности. Утвердились принципы либерализма. Ученик-экскурсовод. Мы переходим в зал: ”Империя, в которой не заходит солнце». Принципы внешней политики сформулировал Генри Пальмерстон- премьер-министр. ”В Британии нет ни вечных союзников, ни постоянных друзей. У нее есть постоянные интересы».Он, тонкий дипломат с редким упорством и настойчивостью, стремился устранить конкурентов с внешних рынков. Англия проводила активную внешнюю политику. Учитель. Определите по карте” Мир в с.XIX в», какие колонии были захвачены Англией? Какое государство имело больше всех колоний? Найдите в учебнике, стр.119, понятия: колония и доминион. Учитель. К середине XIX в. Великобритания стала крупнейшей колониальной империей. /Слайд№10/ Что способствовало созданию такой колониальной империи? / экономическое развитие и политическая стабильность/ Учитель. Какие личностные качества королевы Виктории, на ваш взгляд, повлияли на становление могущественного Английского государства? /умение твердо стоять на своих решениях, интеллект, умение проявить в себе мужские качества, хитрость, честность с собой и своим государством, ответственность, самообладание, дисциплина, качества любящей матери, опыт. /Слайд № 11/ Учитель. Вы правильно подчеркнули личностные качества. Всеми этими качествами должен владеть политик и уметь распоряжаться ими в нужных целях. Женщина- политик, в отличие от мужчины, обладает качествами любящей матери. Она должна любить и защищать свой народ, как мать защищает своего ребенка. Закрепление: Учитель. Почему королеву Викторию называют женщиной – эпохой? /королева Виктория сумела сделать Англию - Великобританией, превратить страну в самое сильное государство мира./ Учитель. И все это при том, что политическую стратегию знаменитой королевы нельзя назвать безупречной. Но это был как раз тот случай в мировой истории, когда в политике важна была не стратегия, а заключительный результат. Результат, который превзошел все ожидания. И трущобная, безнадежная Англия превратилась в сильное государство, с которым мы познакомились на уроке. Итог урока. Рефлексия. Самооценка. Домашнее задание: параграф № 17, составить таблицу: достижения и проблемы на пути к созданию сильного английского государства. |
Автор разработки: Юрьева Валентина Николаевна Учебный предмет: История Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 905 | Загрузок: 218 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |