Главная » Разработки уроков » Информатика

Работа с фрагментами рисунка

Цели урока:

Образовательная:

отработка навыков работы с графическим редактором;
повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами
научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
закрепить навыки работы с  командой Отразить/Повернуть.
познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного  построения
наличие межпредметных связей с уроком истории родного края

Развивающая:

развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;

Воспитательная:

воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков. 

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, карточки с вопросами, карточки с орнаментом.

Формы: коллективная, индивидуальная

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока

 Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

– Верно. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Тема нашего урока “Проектирование орнамента”.

- Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит» Что она обозначает?

 А вы бы хотели сегодня сами создать рисунок и спроектировать   орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?

 3. Актуализация знаний.

Есть ещё игра для вас:                                                                                                        

Я начну стихи сейчас.                    

 Я начну, а вы кончайте,       

 Дружно руки поднимайте.

 Фронтальный опрос.

Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)
Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)

Какие инструменты мы не назвали?

 Работа с раздаточным материалом.

Работа  на карточках.

1. Закончите предложение:

Графический редактор – это …

А) устройство для создания и редактирования рисунков;

Б) программа для создания и редактирования рисунков;

В) программа для создания и редактирования текстовых документов;

Г) устройство для печати рисунков на бумаге.

2.  Определить, что получиться в результате выполнения следующих действий:

Установить основной цвет желтый;
Выбрать инструмент Овал;
Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;
Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;
Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из центра желтого круга.

4.Изучение новой темы

Операции с фрагментами рисунка

Фрагменты рисунка. Обработка фрагментов.

Фрагмент рисунка - это произвольная выделенная область графического объекта, которая состоит из нескольких графических примитивов.

Выделив прямоугольный или произвольный фрагмент рисунка, можно его переместить, копировать, менять размеры и выполнять другие преобразования.

Чтобы выделить фрагмент рисунка, надо в наборе инструментов выбрать «Выделение области»  или «Произвольная область» , установить указатель мыши в один из углов области, нажав и, не отпуская левую кнопку мыши, протянуть курсор в противоположный угол (обвести мышью вокруг области). Отпустить кнопку. Фрагмент будет выделен пунктирной рамкой.

Перемещение фрагмента рисунка в другое место выполняется простым перетаскиванием. После отпускания левой кнопки мыши фрагмент останется выделенным.

Копирование фрагмента рисунка выполняется перетаскиванием мышью с прижатой клавишей Ctrl. После отпускания левой кнопки мыши выделенный фрагмент появится на новом месте. Выделенный фрагмент можно копировать неограниченное количество раз.

Есть два способа вставки фрагмента:

Непрозрачный фон - фрагмент, который вставляется, полностью заменяет предыдущее изображение.

Прозрачный фон - во фрагменте, который вставляется, области с цветом фона будут прозрачными.

Чтобы снять выделение, нужно щелкнуть в любом месте вне выделенной области. абота с фрагментами рисунка. Часть1

Копирование и вставка фрагмента рисунка с помощью контекстного меню выполняется так:

• выделить фрагмент рисунка;

• установить указатель мыши на фрагмент, вызвать контекстное меню (щелчок правой кнопкой);

• выбрать команду «Копировать»

• перевести курсор за пределы фрагмента;

• вызвать контекстное меню;

• выполнить команду «Вставить» - в левом верхнем углу рабочей области

появится скопированный фрагмент;

• перетащить фрагмент в нужное место на рисунке.

№ 1. Нарисуйте треугольник и рядом прямоугольник. Выделить треугольник сначала одним способом и переместит его, затем второй способом. Обратите внимание на разницу в результате.

№ 2. Сделать две копии треугольника.

Изменение вида фрагмента на экране

Изменение размеров фрагмента с помощью маркеров.


Фрагмент можно деформировать: сжимать или растягивать, уменьшать или увеличивать.

Пропорционально увеличить / уменьшить размеры рисунка можно, перетаскивая маркеры, которые находятся в углах выделенного фрагмента. Перетаскивание маркера, который находится по центру стороны прямоугольника, растягивает / сужает рисунок только в одном направлении.

При деформации фрагмента изображения всегда усекается. От чего это происходит? (Изображение из пикселей)

Отражение и поворот фрагмента выполняется так:

• выделить нужный фрагмент рисунка;


• открыть меню «Рисунок» - «Отразить / повернуть» -

появится диалоговое окно;


• выбрать нужное действие: «Отразить слева направо», «Отразить сверху вниз», «Вернут на угол 90 ° 180 ° или 270°»;

Растяжение и наклон фрагмента выполняется так:

• выделить нужный фрагмент рисунка;

• открыть меню «Рисунок» и выполнить команду «Растянуть / наклонить» - появится диалоговое окно;

• выбрать нужное действие: «Растянуть» / «наклонить» «По вертикали» «По горизонтами», и ввести нужные числовые параметры в процентах или градусах.

5.Проблемно – поисковая работа. (Создание орнамента).

(домашнее задание упражнение для исследований стр.289 вашего учебника рис.29.10 аналогичное практической работе )

Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с орнаментом. Давайте совершим путешествие в глубь веков. Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Где есть человек, там появляются предметы быта.  В руках  умельцев обыкновенные предметы быта, одежда, утварь предвещались в сказочные произведения искусства»

Орнамент – неотъемлемая часть народного прикладного искусства.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани, который использует орнамент.

- Где ещё используется орнамент?

Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:

Геометрический
Растительный
Животный
Предметный
Смешанный.

Растительный орнамент – это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива.

Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.

Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

В зооморфных мотивах больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества.

И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.

В народном искусстве пара птиц – символ любви и счастья.

Павлин – популярный мотив в русской вышивке. С павлином в различных традициях связаны мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.

Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке.

Калина – излюбленный образ в песенном фольклоре кубанских казаков, где она часто именуется ласкательно: «калинушка», «калина родная» и т. д. Рябина, особенно почитавшаяся у русских, и калина были связаны символами любви и брака.

Виноградная лоза играла большую роль в южной орнаментике.

Распространение вышивки таких растений, как калина, маки, барвинок, связана с их волшебными свойствами, а также с символикой семьи и брака.

Самые ранние по происхождению геометрические мотивы.

В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты (простые и перекрещенные).

Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками - идеограмма засеянного поля, ромб с тростинками – символ плодородия, ромб с крючками – оберегательный знак. Ромб как символ солнца известен повсеместно.

Посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы. Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?

 - Часть, кусочек чего-либо

- Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент- отрывок, часть или обломок чего-либо.

Фрагмент рисунка - это выделенная область графического изображения, мы уже говорили об этом.

- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить главное правило, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило:

1 - выдели объект

2 - выполни над ним действие.

- Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?

Постановка задачи компьютерного эксперимента: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Для успешной работы сначала определите, к какому типу относится орнамент. Далее используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент..

              

Контрольные вопросы:

Опишите процесс создания копии фрагмента?

Как изменить размеры фрагмента?

Можно ли фрагмент наклонить и как это сделать?

Чем отличаются режимы выделения фрагмента с прозрачным фоном от режима выделения с непрозрачным фоном?

 Домашнее задание:§29,товеты на вопросы,  изучить действия с фрагментами рисунка

Работа с фрагментами рисунка

Скачать конспект (214.5 Kb)



Автор разработки: Сирица Татьяна Владимировна

Учебный предмет: Информатика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 717 | Загрузок: 234 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Paint

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»