Главная » Разработки уроков » Информатика |
Цели урока: Обучающие: Познакомить учащихся с возможностями электронной таблицы EXCEL при создании элементов деловой графики – диаграмм и графиков. Рассмотреть виды диаграмм и их применение при решении задач. Развивающие: Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы. Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц. Воспитательные: Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать. Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию, к будущей трудовой деятельности. · Тип урока: - урок изучения нового материала. Оборудование урока: Персональные компьютеры; План урока: Организационный момент – 2 мин. Ход урока I. Организационный момент - Приветствие - Проверка присутствующих Слово учителя: Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В. Г. Белинского: “Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх”. - Объявление темы и целей урока. II. Актуализация опорных знаний. 1. Тестовый контроль знаний (Приложение1) (Половина учащихся работают индивидуально с тестовыми заданиями). 2. Фронтальный опрос (Вторая половина отвечает на вопросы устно). Вопросы к классу: Для чего предназначен табличный процессор? (Для расчетов, решения задач, начисления заработной платы, т.е для работы с числовыми данными) 17) Какие из этих способов вы считаете наиболее наглядными? (Ответ: графики, диаграммы…) – По завершении выполнения теста предлагается провести: самоанализ тестов (какие вопросы были сложными, проверка их со всеми детьми) III. Мотивация учебной деятельности В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного информационного общества. При решении различных задач, подготовке отчетов по различным предметам, выполнении творческих заданий нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство таких таблиц – наглядность. В MS Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. IV. Изучение нового материала 1. Демонстрация готовой диаграммы через проектор (сопровождается рассказом учителя) Диаграмма – объект электронной таблицы, наглядно показывающий соотношения каких-либо величин. Назначение диаграммы: графическое отображение данных для анализа и сравнения. область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы; Все объекты диаграммы демонстрируются учителем на готовой диаграмме через проектор. Типы диаграмм. В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из стандартных типов диаграмм, а так же несколько типов дополнительных (нестандартных) диаграмм. (Учитель демонстрирует различные типы диаграмм через проектор). Мастер диаграмм. Для построения диаграммы обычно используют Мастер диаграмм. на панели инструментов или Вставка – Диаграмма. Технология создания диаграммы с помощью Мастера диаграмм Приложение 2 Диаграмму можно создать несколькими способами: 1. Быстрый способ: выделить данные и нажать клавишу F11 2. Или с помощью мастера диаграмм Редактирование диаграмм включает: Редактирование готовой диаграммы Физминутка. Закройте глаза. Представьте на белом листе бумаги свое имя Получилось? А теперь рядом напишите глазами свою фамилию, класс. Откройте глаза. Посмотрите вверх-вниз, влево-вправо, сделайте круговые движения глазами. Вы готовы построить самостоятельно диаграммы за компьютерами? Есть ли у кого-нибудь вопросы по новой теме? Перейдем к практической части нашего урока. V. Закрепление знаний 1. Объединение учеников в группы по 2 человека Сейчас мы попробуем выявить факторы, влияющие на здоровье человека, т.е. от каких факторов зависит здоровье человека. Перед вами лежат «Карточки-инструкции» по выполнению задания, карточки с заданиями, а также самооценка вашей работы, которую вы заполните после выполнения работы. Карточка-задание 50% - образ жизни; 20% - наследственность; 20% - экологическая обстановка; 10% - здравоохранение. Используя данные приложения, выполните следующую практическую работу 1.Откройте Табличный процессор. 2. Наберите таблицу, согласно предоставленных данных. Первый участник группы строит круговую диаграмму на имеющемся листе, второй – любую на выбор на отдельном листе. Оформление по своему усмотрению. Дайте краткую характеристику, в чем преимущество той или иной диаграммы. Заполните карточки самооценки. А сейчас мы поиграем в игру, в которую часто играли в детстве «Крестики - нолики» (Работа в группах. Учащиеся выбирают по очереди вопросы и отвечают на них. ) Вопросы: Что такое диаграмма? VI. Подведение итогов урока. Оценивание. Пригодятся ли вам знания по построению диаграмм в дальнейшей жизни? Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы. За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки за работу на уроке). VII. Домашнее задание Оценить экологическое состояние окружающей среды возле своего дома. Вам дома необходимо выработать 4-е основных параметра, оценить каждый параметр в %. Построить гистограмму или график. Представить результаты на следующий урок на любом из видов носителей. Ребята, у вас на столах лежат по три цветные карточки. Прочтите их внимательно, выберите ту, которая подходит для того, чтобы выразить ваше мнение об этом уроке и поднимите ее. Спасибо всем за урок. До свидания. Приложение 1. Вопросы для тестов 1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это: *1) ячейка; 2) строка; 3) столбец; 4) формула. 2. В электронной таблице ячейкой называют: 1) горизонтальную строку; 2) вертикальный столбец; *3) пересечение строки и столбца; 4) курсор– рамку на экране. 3. В электронной таблице невозможно удалить: 1) строку; 2) столбец; 3) содержимое ячейки; *4) имя ячейки. 4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице: 1) 18D; 2) К13; *3) 34; 4) АВ. 5.Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице: *1) D; 2) F12; 3) АБ; 4) 113. 6.Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице: 1) 11D; *2) F12; 3) АБ3; 4) В1А. 7.Строка формул используется в табличном процессе для отображения: 1) заголовка документа; 2) адреса текущей строки; 3) адреса текущей ячейки; *4) содержимого текущей ячейки. 8. В ячейке электронной таблицы не может находиться: 1) число; 2) текст; *3) лист; 4) формула. 9. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака: 1) $; 2) f; 3) *; *4) =. 10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравнивается текст в ячейках электронной таблицы: 1) по центру; 2) по центру выделения; 3) по правому краю; *4) по левому краю. 11. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы? 1) по центру; 2) по центру выделения; *3) по правому краю; 4) по левому краю. 12. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается: 1) в поле имени; 2) в строке состояния; *3) в строке формул; 4) в пункте “Вид” текстового меню. 13. Адрес текущей (выделенной) ячейки отображается: *1) в поле имени; 2) в строке формул; 3) в пункте “Формат” текстового меню; 4) в строке состояния. 14. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что: *1) формула записана с ошибкой; 2) в формуле есть ссылка на пустую клетку; 3) в формуле есть циклическая ссылка; 4) столбец недостаточно широк. 15. В каком из указанных диапазонов содержится ровно 24 клетки электронной таблицы? 1) E12:F12; 2) C12:D11; *3) C3:F8; 4) A10:D11 16. В электронной таблице выделена группа из 12 ячеек. Она может быть описана диапазоном адресов: 1) А1:В3; 2) А1: В 4; 3) А1:С3; *4) А1: С4. 17. Для указания непрерывного диапазона ячеек используется знак: *1): 2)! 3)( ) 4)/ 18. Основной документ EXCEL: 1) таблица; 2) лист; 3) файлы; *4) рабочая книга; 19. Что такое ЭТ? 1)электронное рекламное табло; 2) детская игровая таблица умножения; 3) программа обработки текстовой информации; *4) программа, моделирующая на экране двумерную таблицу, состоящую из строк и столбцов. 20. Выберите абсолютную ссылку (абсолютный адрес) на ячейку из предложенных вариантов: *1) $B$7; 2) B7; 3) B$7; 4) $B7. 21. Выберите из предложенных вариантов относительную ссылку: 1) $B$7; *2) B7; 3) B$7; 4) $B7. 22. Выберите из предложенных вариантов смешанную ссылку: 1) $B$7; 2) B7; *3) B$7; *4) $B7. 23. Отличительными элементами окна программы табличного процессора являются: 1) заголовок окна; *2) строка формул; *3) ярлычки листов; 4) строка состояния. 24. Какие операции с листом в табличном процессоре можно выполнить? 1) удалить; 2) возобновить; 3) добавить; 4) нарисовать. Приложение 2 Технология создания диаграммы с помощью Мастера диаграмм. Выделите ячейки, содержащие данные, которые должны быть отражены в диаграмме. Щелкните на пиктограмме Мастер диаграмм или выберите команду меню Вставка, Диаграмма, а затем следуйте инструкциям Мастера: Шаг 1. Выбор типа диаграммы. Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы: если данные не выбраны перед шагом 1, то выделите столбцы и строки с необходимыми данными и щелкните кнопку Далее, иначе (если данные выбраны) – сразу щелкните на кнопке Далее. Шаг 3. Задание параметров диаграммы: выполните необходимые настройки параметров, используя вкладки Заголовки, Оси, Линии сетки, Легенда, Подписи данных, Таблицы данных, затем щелкните на кнопке Далее. Шаг 4. Размещение диаграммы: определите место для диаграммы (на отдельном листе или на листе с данными) и щелкните на кнопке Готово. Приложение 3 Редактирование диаграмм. Редактирование готовой диаграммы. Выделите область диаграммы: щелкните левой кнопкой мыши на границе области диаграммы. Повторите любой шаг (1 – 4) построения диаграммы. Для этого: выберите команду меню Диаграмма; Редактирование отдельных элементов диаграммы. Изменение элемента диаграммы: выделите отдельный элемент; Удаление выделенной диаграммы: нажмите клавишу Del. Перемещение выделенной диаграммы: установите курсор мыши на границе области диаграммы и методом переместите ее на свободное от таблицы место. Карточка для самооценки За верно оформленную таблицу – 2 балла Карточки для оценивания урока Я удовлетворен(а) уроком, урок был полезным для меня. Я много и хорошо работал(а) на уроке. Я получил(а) заслуженную оценку за свою работу. Мне было все понятно, о чем говорил учитель. Мне очень помогла презентация. Урок был интересен. Я принимал(а) в нем активное участие. Урок был в некоторой степени полезен для меня и я отвечал(а) с места. Я сумел(а) выполнить ряд заданий, из предложенных учителем. Мне было довольно таки комфортно на уроке. Пользы от урока было мало. Я не очень понимал(а) о чем идет речь. Домашнее задание я не понял(а). К ответам на уроке я был(а) не готов(а). |
Автор разработки: Захарова Ольга Павловна Учебный предмет: Информатика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 934 | Загрузок: 205 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |