Главная » Разработки уроков » География

Земля на плане и карте. Географические координаты

Цель:

§  формировать понятие « географические координаты», «географическая широта»  и «географическая долгота»;

§  развивать первичные практические умения определения географических координат объектов на географической карте;

§  развивать умение работать с различными источниками географической информации, аналитическое мышление, любознательность, внимание;

§  воспитывать самостоятельность, уверенность в своих учебных действиях.

Оборудование: учебники, атласы, настенная карта полушарий, глобус, контурные карты, мультимедийная презентация.

Тип урока: изучения нового материала.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут объяснять понятия «географическая широта», «географическая долгота», определять географические координаты отдельных объектов, населенных пунктов.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Прием «Давайте вспомним»

      1. Назовите  основные элементы карты?

      2. Что мы называем градусной сеткой?

Что такое параллель?
Чему равняется протяженность параллели в градусах? В километрах?
Что такое меридиан?
Чему равняется протяженность меридиана в градусах?  В километрах?
 Какие направления указывают параллели? Меридианы?
 Есть ли в классе точка, через которую можно провести параллель? А меридиан? Где она находится?
 Для чего, по вашему мнению, на глобусе и картах нанесена градусная сетка?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прием « Проблемный вопрос»

Для того, чтобы отправленное письмо дошло до места назначения, что должно быть указано на конверте? Естественно, на конверте указывают точный адрес  получателя. На географических картах и глобусах каждый географический объект имеет точно такой же адрес, по которому его можно легко найти.

Как вы думаете, что  служит  адресом для географических объектов,и как его можно найти на глобусе и карте при помощи градусной сетки?

Этим адресом являются его географические координаты.

Тема нашего урока «Географические координаты»

О чем вы сегодня должны узнать?

Чему должны научиться?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Способы передачи информации о местонахождении точки

Прием «Мозговая атака»

Задание. Вспомните правила игры в «Морской бой» или обозначение шахматных ходов. Сделайте вывод о количестве данных  необходимых для нахождения объекта на плоскости.

      У любого объекта на поверхности Земли тоже есть 2- е географические координаты.

- Откуда возникли эти понятия?

Прием(Опережающее задание). А возникли эти понятия еще в седой древности для описания размеров Средиземного моря. Егопротяженность с запада на восток в два раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, которое соответствует длине моря, начали называть долготой, а расстояние  с севера на юг, которое соответствует ширине, - широтой.

Вывод 1.  Географические координаты являются географическим адресом расположения конкретной точки на поверхности Земли.

2. Формирование понятий «географическая широта» и «географическая долгота

Прием « Поработаем с учебником»

Географическая широта

Сначала определяют географическую широту заданной точки.

- Откройте учебники § 17,  с. 65. Прочтите текст « Географическая широта»

Давайте выясним:

Что такое « географическая широта».
Какой она бывает.
Что служит началом отсчета географической широты.
Конечные точки, к которым можно определять  широту.
Где пишут  значения параллелей на глобусе и картах..

Числовое значение широты изменяется  от 0 до 90 градусов. Различают северную и южную широту.   Все точки, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую широту.

Прием «Географический практикум» (работа в парах)

Давайте определим географическую широту   географических объектов:

Южный Полюс -
мыс Игольный -
г. Сидней –
г. Дели –
г. Мурманск –
г. Лондон –
Северный Полюс –
г.. Киев –

Наверное, все вы читали роман  Жуль Верна «Дети капитана Гранта». Его героям пришлось осуществить кругосветное путешествие по 37-й параллели южной широты в поисках шхуны, потерпевшей кораблекрушение, на которой находился капитан Грант. Как вы думаете, почему им пришлось так долго странствовать?

Совершенно верно, им не хватало сведений о географической долготе.

Прием « Поработаем с учебником»

Географическая долгота

- Откройте учебники § 17, с. 66.  Прочтите текст « Географическая

долгота ».

Давайте выясним:

Что такое  географическая долгота.
Какой она бывает.
Что служит началом отсчета географической  долготы.
В каком интервале определяется долгота в Восточном и Западном полушарии.
Где пишут  значения меридианов на глобусе и картах.

Числовое значение долготы изменяется  от 0 до 180 градусов. Различаютзападную и восточную долготу.   Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую  долготу. Только две точки на земной поверхности не имеют долготы – Северный и Южный полюса. Они имеют лишь одну координату (соответственно 900 северной и южной широты)

Прием «Географический практикум» (работа в парах).

Давайте определим географическую долготу вышеназванных географических объектов

Вывод 2.Для определения положения точки на географической карте необходимо знать и широту и долготу

III. Закрепление изученного материала

Дополнительное задание

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».

- Укажите место, в котором оказались герои романа Л.Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17ю.ш. и  25ов.д.  (вдп.Виктория на р. Замбези в Африке)

2. Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту? (полюса 900 широты)

3. Где находится  точка с координатами 0о широты, 0о долготы? (на пересечении экватора и нулевого меридиана)

4. Если вы плывете на восток от точки с координатами 47ос.ш., 20оз.д., берега какого материка вы достигнете? (Евразии)

               ОТВЕТЫ:

IV. ИТОГ УРОКА.  РЕФЛЕКСИЯ

Что такое географическая широта?
Что такое географическая долгота?
В чем состоит разница между географической широтой и географической долготой?
 Чему вы научились сегодня на уроке?
Что понравилось? А что вы хотели бы изменить?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 

Проработать § 17.

Выучит новые понятия.
Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 67.

Творческое задание: придумать по 3-4 задания на определение географических координат.

Земля на плане и карте. Географические координаты

Скачать конспект (605.1 Kb)



Автор разработки: Войтенко Галина Александровна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1336 | Загрузок: 279 | Комментариев: 0

Ключевые слова: географические координаты

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»