Главная » Разработки уроков » География |
Цель и задачи урока: продолжить формирование знаний о водных ресурсах Украины, углубить знания об обусловленности характеристик водных ресурсов климатическими особенностями; дать оценку водообеспеченности территории Украины, ее отдельных регионов; совершенствовать навыки анализа и систематизации изученного материала; продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся. Оборудование: карта «Водные ресурсы Украины», физическая карта Украины, атласы. Тип урока: нестандартный урок - географическая экспертиза. Ход урока I.Организационный момент II.Актуализация опорных знаний и умений Прием «Словарик» III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Цель экспертизы: IV.Изучение нового материала Для разработки каждой из этих проблем формируются 4 группы экспертов, которые получают карточки с заданиями. Прием:«Словарик» Ситуация в Украине отличается от стран Европы, Азии и Африки, где внимание в первую очередь уделяется решению вопросов доступности водных ресурсов. Проблема Украины в том, что около 95% потребляемой воды не соответствует европейским стандартам, т.е. является непригодной к употреблению. Основные проблемы загрязнения вод Украины заключаются в избыточном хлорировании, антропогенном загрязнении и вторичном загрязнении. Весомой проблемой является сброс значительных объемов неочищенной воды в реки предприятиями ЖКХ (62% от общих объемов сброса воды) и промышленными предприятиями (31%), что приводит к снижению качества водоснабжения городов, зависящих от поверхностных вод. Очистке подвергается всего лишь 30% сбрасываемой воды. Вторичное загрязнение является следствием высокого уровня износа канализационных и водопроводных систем. В большинстве городов износ коммунальных систем составляет порядка 60%. Развитие коррозии, перебои в водоснабжении, технические пробои приводят к размножению значительного количества опасных микроорганизмов. При близком расположении изношенных канализационной и водопроводной системы нередко случается смешивание вод. Таким образом, несмотря на прохождение воды через очистные сооружения, качество остается критическим. Прием «Мозговой штурм» Задача 1 группы: оценить природные предпосылки дефицита водных ресурсов Украины. Используя ранее получение знания, текст учебника с.144-147, приложение 3-5, 7, карты атласа охарактеризуйте: 1) увлажнение на территории Украины; 2) особенности ее речной сети и режима рек; 3) общую обеспеченность водой; 4) типы почв и их распределение по зонам увлажнения. Задача 2 группы: на основе ранее полученных знаний, текста учебника с 144-147, приложения 3-5, 7, карт атласа оценить влияние экономических и экономико-географических особенностей Украины на ее водообеспеченность; по материалам учебника определите структуру хозяйства страны. Предлагаемые пути решения водной проблемы в нашей стране неодинаковы. Задача экспертов 3 и 4 групп: 1-й проект. Суммарные водные ресурсы Украины в средний по водности год оцениваются в 94 км3, в маловодный–77 км3, а в очень маловодный – 54 км3. По определению ООН, государство, водные ресурсы которого не превышают 1,5 тыс. м3 на одного человека, считается необеспеченным водой. В Украине на одного жителя в маловодный год приходится 0,5 м3 (с учетом транзитного стока – около 1 тыс. м3). Для сравнения: в Польше-1,4 тыс. м3, Франции-2,9 тыс. м3, Беларуси-3,3 тыс. м3, России-25, 4 тыс. м3. Следовательно, Украина принадлежит к недостаточно обеспеченным водой странам. Обеспеченность ее водой в 4 раза меньше среднемирового показателя и почти в 6 раз меньше, чем в России. При этом затраты свежей воды в Украине на единицу произведенной продукции значительно превышает такие же показатели в развитых странах Европы: в Германии - в 4,3 раза, Великобритании и Швеции - в 4,2 раза, Франции – в 2,5 раза. Путь решения: строительство канала Днепр-Дунай. Кроме этого, низовья Днепра (Днепровско - Бугский лиман) можно перегородить плотиной. Это даст дополнительно 3 км3 воды в год. Целесообразно ли это? При оценке проекта обратите внимание на: 2-й проект. По мнению его авторов, крупного дефицита воды на Украине нет. Более точный учет водных ресурсов показал, что их на 5 км3 больше, чем считалось ранее. Пути сокращения водного дефицита в перспективе: V.Закрепление Прием «Пресс-конференция» VI.Итог урока Прием «Делаю вывод» Учащиеся дают анализ проделанной экспертной работы, делают выводы. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. VII.Домашнее задание Проработать с 143-147 (В.Ю. Пестушко, А.Ш. Уварова «Физическая география Украины» 8 кл.), |
Автор разработки: Пушкина Галина Ивановна Учебный предмет: География Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 908 | Загрузок: 271 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |