Главная » Разработки уроков » География

Дадим планете шанс

Первая страница. Пером публициста

Люди! Опомнитесь!

Узрите содеянное вами и ужаснитесь.

Первый ученик. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов и зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня орт боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед варваром - человеком. Получив неограниченную власть над природой и упиваясь этой властью, он, считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее скромной частицей.

Второй ученик. "Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает русский писатель В. Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не обойтись, не прожить и дня одного". Вдумайтесь в эти слова.

Третий ученик. Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого уже стала очевидной. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли - главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих нам кислород. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения.

Четвертый ученик. "Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека" (Р. Эмерсон).

Судьба одарила нас счастливой возможностью появиться на свет при расцвете цивилизации и пожинать плоды уже наполненного человеческого опыта. Говоря по совести, не многие из нас не хотели бы уподобиться сегодня древним людям и заботиться о добывании огня, мерзнуть в пещере, мастерить луки и стрелы и уж вряд ли кто пожелал бы остаться без электричества, автомобиля, телевизора.

Пятый ученик. Нынешний кризис цивилизации имеет многоплановые проявления. Может быть, это прежде всего кризис «завоевательного» отношения к природе, которое сложилось в результате алчного внедрения индустриальных методов во все сферы общественной жизни. Это также угроза ядерной гибели рода людского, региональные военные конфликты и хроническая обездоленность 2/3 человечества. Панические настроения усилились из-за опасного разрушения природы, демографического бума, голода в слаборазвитых странах, СПИДа и т. д.

Шестой ученик. Может быть, нам не так уж повезло, что родились мы в это тревожное время. может быть, и разговоры о цивилизации и ее расцвете - очевидное наше заблуждение, и никакой цивилизации нет и в помине? Что же такое цивилизация? Когда мы говорим о древних цивилизациях - Древний Рим, Египет, Древняя Греция, то тут как будто вопросов не возникает. Гораздо труднее ответить на вопрос: что включает в себя цивилизованный мир сегодня?

Седьмой ученик. Так кто же мы такие? Где находимся? Окажемся ли мы достойными своих предков? Входим ли мы, конкретно Украина, в число цивилизованных стран? Да, конечно, не признавать наш огромный производственный и духовный опыт, нравственный потенциал было бы просто глупо. Многие ученые считают, что сегодня нельзя ограничивать цивилизацию какой-то одной страной или группой стран: она носит глобальный характер. А смена цивилизаций - это процесс не только огромный, но и медленный. Каждый должен найти в ней свое место.

Вторая страница. По следам природных катастроф

Как мелки с жизнью наши споры.

Как крупно то, что против нас.

Р. Рильне, австрийский поэт

Первый ученик. Историю можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения природы и с точки зрения человечества, потому что истории природы и история людей соединены бесчисленным множеством нерасторжимых нитей.

Вместе с тем природа существует независимо от воли человека и способна сама по себе преподносить разного рода сюрпризы, подчас дорого обходящиеся людям.

Второй ученик. Различные стихийные бедствия, нередко приобретавшие характер природных катастроф, случались задолго до гибели загадочной Атлантиды и всемирного потопа. Это неудивительно: Земля как природно-космическое образование давно испытывала и испытывает влияние космических, атмосферных литосферных, биосферных и других сил. В результате на планете возникали и возникают магнитные бури, землетрясения, тайфуны, цунами, ураганы, смерчи, оползни, наводнения, пожары, эпидемии и т. п.

Третий ученик. По истечении многих тысячелетий бывает трудно установить точный "диагноз" той или иной природной катастрофы и определить истинную роль человека в ее возникновении. Так, сегодня нелегко дать точный ответ на вопрос: почему еще три тысячи лет назад внезапно погибли оазисы в Месопотамии? Почему там полностью прекратились дожди, иссякли родники, глубокие колодцы, отчего вода ушла в песок? Еще труднее себе представить, что десять тысяч лет назад на месте Сахары находились зеленые субтропики, по которым протекала величественная река, похожая на Амазонку. Существует предположение, что правонациональную роль сыграл человек, усугубивший негативные последствия природы, но как это доказать?

Четвертый ученик. При сильных вспышках их на солнце (а его активность наиболее четко проявляется через одиннадцать лет) с поверхности светила устремляются потоки заряженных частиц, значительную часто которых составляют протоны. Их скорость - от 300 до 800 км/с в зависимости от силы вспышки. Через 2-3 суток заряженные частицы достигают земли и вызывают известные вам магнитные бури. Опасны ли они для здоровья? Медики утверждают, что электромагнитные излучения влияют на деятельность сердечно-сосудистой и нервной системы. Все мы, жители планеты Земля, в известном смысле заложники Солнца. Ученые пока еще не научились прогнозировать его поведение, и поэтому его аномалии вызывают у землян неприятные ощущения.

Пятый ученик. Колоссальные неприятности доставляют жителям Земли землетрясения, которых ежегодно происходит тьма-тьмущая. Наиболее крупные:

1906 г. Сант-Яго (Чили) - 20 тыс. погибших;

1908 г. Мессина (Сицилия) - 83 тыс. погибших;

1920 г. Чаньсу (Китай) - 120 тыс. погибших;

1923 г. Токио, Иокогама (Япония) - более 140 тыс.;

1970 г. Перу (Тихоокеанское побережье) - 66 тыс.;

1978 г. Китай (Тянь-Шань) - 242 тыс.;

1988 г. Армения (г. Спитак полностью разрушен) - 25 тыс.;

2004 г. Суматра (Цунами) - более 250 тыс.

Совершенно очевидно, что уязвимость населения при землетрясении во многом зависит от уровня экономического развития, плотности населения и т. п. Каждый год на Земле отмечают около 100 тыс. гроз, 10 тыс. наводнений, тысячи землетрясений. Конечно, сегодня о природе землетрясений наука знает намного больше, чем, скажем, 20 лет назад, но это недостаточно, чтобы с достоверностью назвать время, место и силу землетрясения.

Третья страница. Душой поэта

Конкурс чтецов стихов о природе.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кушвинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях осетра

Касатку в небесах,

В таежных дебрях - тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним

Давайте-ка мы все

Навек объединимся

Дайте наши души

Вместе сохраним

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

Будь милосерден, человек

У всех людей - одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь

Уже все тоньше слой озона

А он - щит жизни на Земле.

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Ткут отравленные воды

По руслам рек и под Землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой,

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух -

И три ее основы

Какая бы не грянула беда -

Все возродится снова.

Но если...

Впрочем в наш жестокий век

Понятно всем,

Что «если» значит?

О, человек,

Природа-мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озер

Цени ее доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм

Под мраморные своды.

Четвертая страница. Глазами художника

Архип Куинджи "Лунная ночь на Днепре"

Мало какая картина пользовалась такой славой, как "Лунная ночь на Днепре". Куинджи в Петербурге осмелился открыть необычную выставку - одного произведения. Причем при искусственном свете, наглухо завешенных окнах. Это была выставка, которая свела петербуржцев с ума: длинные очереди выстраивались на улице Морской, чтобы посмотреть ее. Зрители входили в зал, подходили к картине и умолкали. Торжественная тишина охватывала их. Высоко в небе, выйдя из пелены облаков, ярко сияла на холсте маленькая круглая луна. Дух захватывала от его знания безмерной высоты, с которой они светили. А внизу сверкал Днепр. Он искрился, мерцал, трепетал, медленно плыл под луной, и величавое движение великой реки было под стать величию неба. Иван Николаевич Крамской так писал: "Мерцание природы под этими лучами - целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее, словом, предмет для искусства достойный".

"Такой картины нет в целом мире", - утверждали журналисты. Купил ее князь Константин и, отправляясь в кругосветное путешествие, взял ее с собой. Под какими небесами любовались луной над Днепром?

И. Левитан "Весна. Большая вода"

Это полотно - поэтическое создание художника, своим лиризмом, прозрачностью и теплотой выделяющиеся даже среди левитановских работ.

Удивительно гармонично звучат здесь две темы: утонченная голубовато-серебристая вода и небо, и золотисто-розовые берега и деревья. Они стоят, отражаясь в полой воде, их тонкие и трепещущие отражения струятся и колеблются. И всего согрето незримым присутствием людей: ялик, брошенный у берега, маленькие избы вдали, затопленные водой. Ни одной фальшивой ноты. Точность рисунка, завершенность исполнения и такая пленительность образа природы.

"Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучастием в нем, присоединяя к природе прирожденное нам чувство гармонии", - писал М. Пришвин.

Действительно, только человек способен чувствовать гармонию природы, ее красоту, радость, ее откровение и восторг наслаждения ею. Только человек с развитыми эстетическими чувствами может быть умным и добрым хозяином на нашей прекрасной земле.

Литература

1. Отрывки из книги "Вечность и мгновение". Издательство Санкт-Петербург.

2. Журналы "География в школе".

3. Журналы "Юный художник".

4. Списки известных поэтов.

Дадим планете шанс

Скачать конспект (21.4 Kb)



Автор разработки: З. Пархоменко

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 951 | Загрузок: 254 | Комментариев: 0

Ключевые слова: планета

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»