Главная » Разработки уроков » География |
Цели урока: Повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме « Австралия». Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Вид урока: урок-соревнование Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, раздаточный материал, «самолетики», жетоны - австралы Место урока в программе: 4-й урок - заключительный по теме «Австралия». Структура урока I. Организационный момент. 1I Основная часть. Сегодня мы с вами заочно побываем на материке, где все наоборот, где самые холодные места расположены не на севере, а на юге. Новый год здесь встречают не у камина, а на пляже. «Терра инкогнито» - «неизвестная земля», как в старину называли этот континент, который и сейчас остается для нас землей полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как вы думаете, об особенностях природы какого материка идет речь? На доске надпись: «Австралия - самый маленький материк Земли». Давайте выясним, почему на самом маленьком материке Земли такая разнообразная и неповторимая природа? На уроке мы докажем, что это утверждение является верным. Урок будет проходить в форме соревнования, где у каждого будет возможность проявить себя. В каждом конкурсе вы должны постараться набрать как можно большее количество баллов. В конце урока подсчитывается сумма баллов для каждого ученика, исходя из которой он получает соответствующую оценку в журнал. За каждый правильный ответ он получает жетон - австрал определенного цвета, например, голубой – 1 балл, желтый – 2 балл. Критерии оценивания каждого конкурса находятся в маршрутном листе - задание (у каждого ученика на парте). И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба А только ваши знания. Перед началом соревнования вам, ребята, надо потренироваться - повторить изученный материал о природе Австралии. 1. Проведем дидактическую игру - «Карусель». На протяжении трех уроков вы составляли вопросы об особенностях природы Австралии, теперь у вас есть возможность задать их своим одноклассникам и выслушать ответы. Вопросы и ответы находятся у учеников на отдельных листах. Примерные вопросы: -Назовите самое большое в мире коралловое сооружение. -Какой остров расположен к северу от Австралии? Правила игры: В течение изучения материка ученики составляют вопросы по параграфам. Учитель делит класс на две команды. Первая команда образует внутренний круг, вторая внешний круг. Учащиеся стоят лицом друг к другу. Сначала вопросы задают игроки из внутреннего круга, а из внешнего отвечают. Затем по команде учителя игроки из внешнего круга делают шаг вправо и меняют партнера, которому начинают задавать свои вопросы по теме и так далее по кругу. Затем внешний круг становится внутренним. В конце игры каждый ученик получает по 2 балла за составление вопросов. 2. Чтобы попасть в Австралию, нам надо знать «адрес» объекта - ФГП (физико-географическое положение). По плану ФГП ученики сравнивают физико-географическое положение Австралии с ФГП Африки. (1 балл) Для изучения материка нужна карта, ведь карта - это язык географии. И такую карту для нас составил начинающий картограф. 3. Работа с контурной картой «Найди ошибку картографа». Учитель на контурной карте неправильно наносит цифрами номенклатуру, а два ученика должны исправить ошибки. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Неправильно Правильно 1. Большой Барьерный риф. 1. Большой Водораздельный хребет. 2. о. Новая Гвинея. 2. о. Тасмания. 3. Арафурское море. 3. Залив Карпентария. 4. Тасманово море. 4. Коралловое море. 5. р. Муррей. 5. оз. Эйр. 6. Центральная низменность. 6. Большая песчаная пустыня. 7. зал. Карпентария. 7. Большой Австралийский залив. 8. Коралловое море. 8. Тасманово море. 9. р. Дарлинг 9. п-ов Кейп-Йорк. С картографическим конкурсом вы справились, молодцы, работая в паре и помогая друг другу. 4. А как вы справитесь с конкурсом «Радуга», в котором каждый отвечает на свой вопрос? Правила игры: В руке у учителя «веер» из цветных полосок. На каждой цветной бумажной полоске написан один вопрос из темы «Австралия – самый маленький материк Земли». Вопросы разделены на подтемы, которым соответствует определенный цвет, например; - красной полоске - вопросы по географическому положению и истории исследования материка; - желтой - рельеф, тектоника, полезные ископаемые; - зеленой - климат, внутренние воды; - синей - растительность, животные; - оранжевой - население, хозяйство Австралии. Ученики выбирают по желанию цветную полоску и отвечают на вопрос из той темы, которая ими усвоена лучше. За каждый правильный ответ -1 балл. 5. Групповая работа с использованием приема «Самолет-фортуна». На крыле самолета написаны проблемные вопросы. Бумажный самолет с вопросом запускается в класс, где самолетик приземлится - та группа и отвечает на вопрос. Обсуждают вопрос 4 человека, а отвечает -1. За полный ответ -2 балла, за частичный -1 балл. Вопросы на крыле самолета: 1. Предположите, как бы изменилась речная сеть Австралии, если бы на востоке исчезли горы, 2. Как бы изменился климат Австралии, если бы на востоке не было бы гор и почему? З. Где в Австралии выпадают круглый год осадки и почему? 4. Почему все австралийские озера на карте показаны пунктиром и окрашены в малиновый цвет, а почти все реки тоже показаны пунктиром? Почему Австралия - самый сухой материк? 6. Эмоциональная разгрузка учащихся. Диктант в «ладоши» (проверка номенклатуры). (Сахара, Анды, Карпентария, Атлас, Эйр, Большая пустыня Виктория, Кейп-Йорк, Гималаи, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Салгир, Марри, Чатыр-Даг, Дарлинг, Ай-Петри, Большой Барьерный риф, Азовское море, Коралловое море, о. Тасмания) 7. Викторина «Австралия - материк тайн и загадок» с использованием мультимедийного аппарата для эрудитов. (Презентация) Почему на гербе Австралии изображены вместе кенгуру и страус эму? - Почему Австралия не дала миру ни одного культурного растения и домашнего животного? Кто является единственным ядовитым млекопитающим из всех живущих в Австралии и почему? - Почему кролики, завезенные в Австралию в 1859 г. стали «страшней, чем наводненье»? 8. Перекличка «Австралийские рекорды». - Самый маленький по площади материк (7,7 млн. кв. км). Единственная в мире страна занимающая весь материк - Самый сухой и пустынный материк в мире. Осадков выпадает в 5 раз меньше, чем в Африке, 2/3 территории занимают пустыни и полупустыни. Самый тихий и малонаселенный материк в мире. Народы разных национальностей живут в мире и согласии. Население Австралии -20 млн., в Москве -12 млн. Самый спокойный в геологическом отношении материк. Нет действующих вулканов и землетрясений. III. Итоги урока. Наше заочное путешествие по Австралии закончилось, вы проверили, насколько усвоили тему «Австралия – самый маленький материк Земли», узнали, какие вопросы и задания вызывают у вас затруднения. Эта информация поможет тем, кто недостаточно изучил этот материк и хочет получить более высокую отметку. IV. Рефлексия. -Довольны ли вы тем, как прошел урок? -Было ли интересно? Поезжай в Австралию без лишних слов, Там сейчас как раз в разгаре лето. На полгода ты, без всяких докторов, Снова будешь весел и здоров. С.Никитин V. Домашнее задание. Творческое задание (по желанию): -Мини - сочинение «Путешествие по Австралии». -Визитная карточка материка. Итак, друзья, пришла пора проститься. И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с охотою трудиться И ни когда не унывать. Кудинова И.Н. (Приложение 1) (Приложение 2) Заключение При разработке данного урока, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому в учебный процесс были включены игровые технологии, которые представляют «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера. На уроке показаны разнообразные приемы, правила работы в группе, тренировка умения видеть, слышать, двигать других. Цели урока достигнуты через смену видов деятельности и смены заданий. На уроке осуществлен как комплексный так и принцип личностного подхода, преобладал диалог учителя с детьми, а не монолог. Ребята активно отвечали на вопросы, аргументировали их, были заинтересованы и вовлечены в работу в течение всего урока. В классе была создана и поддерживалась атмосфера доброжелательности, увлеченности, позволяющая раскрыться, и поверить в свои силы каждому ученику Результатом данного урока можно считать повышение интереса учащихся к изучению географии, стимулирование их учебной активности. |
Автор разработки: Казакевич Н.И., Кульчейко Е.В. Учебный предмет: География Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1208 | Загрузок: 319 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |