Главная » Разработки уроков » Физика

Урок-игра "Физический калейдоскоп"

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг».

А . С. Пушкин

1. Игра  «Интересные вопросы»
Вопрос 1
«Робинзон Крузо внимательно исследовал свою одежду и обнаружил в карманах несколько монет. Некоторые были золотые, некоторые серебряные. «Жалкий, ни на что не годный здесь хлам,» - подумал он.
Долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем вдруг стал раскладывать их по кучкам, приговаривая:
- Эти монеты для разжигания костра, эти монеты — врачи. Какого металла монету Робинзон выбрал для разжигания кос­тра? Как он собирался с ее помощью разжечь костер?»
Ответ:
(Из серебряной монеты можно изготовить вогнутое зеркало, т.к. серебро имеет большую отражательную способность, то этим зеркалом можно собрать в точке солнечные лучи и ими зажечь сухой мох.)
 
Вопрос 2
Герой книги Распе барон Мюнхгаузен рассказывает:  « Схватив себя за косичку, я изо всех сил дернул вверх  и без большого труда вытащил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами». Можно ли таким образом поднять себя?
Ответ:
(Нет. Барон не мог себя поднять, т.е. не мог сам поднять центр тяжести системы тел всадник—лошадь, т.к. никакие внутренние силы не могут сообщить телу движение. Движение может быть только при взаимодействии тел (человек—опора). А силы взаимодействия между телами изоли­рованной системы не могут изменить положения центра тяжести системы.)
 
Вопрос 3
 Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?
Ответ:
Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
 
Вопрос 4.
Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ:
Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару — во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
 
Вопрос 5. 
(Конкурс «Болельщиков»)
Басня Крылова о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. . Как найти равнодействующую этих сил
Напоминаем:.. .
       Лебедь рвется в облака,
       Рак пятится назад,
       А щука тянет в воду.
Ответ:
Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.
2. Викторина
«Почемучки-стишочки — всего четыре строчки»
1.
Как золотая птичка,
Одну минуту спичка
Почему в моих руках живет,
А кожу мне не жжет?
 
2.
Прошел человек по сырому песку- Водой напитался оставленный след.
За ним и другой... Объясни, почему?
И дай мне быстрее ответ.
(Песок под ногами человека уплотняется. По образовавшимся капиллярам поднимается вода, и след намокает.)
3.
Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь... А почему?
(Дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.)
4.
Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
(Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.)
5.
 Смотри, с конца паленое бревно
От тока ветра и его накала
В другом конце трещит и слез полно...
Так почему трещит горящее бревно?
(При нагревании древесины влага содержащаяся в ней нагрева­ется испаряется, а водяной пар, увеличивая давление, разрывает волокна древесины, и слышен треск.)
6.
 А в зное тают облака.
Любуясь, можно удивиться,
Что в искрах катится река,
Но почему она искрится?
(На поверхности воды всегда есть рябь, а ее можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые зеркала фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Но так как вода перемещается, то кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)
7.
Зимним днем расселись гости
Всюду в комнате моей,
Окна быстро запотели
Почему, скажи скорей?
(В зимнее время на улице холодно, а в комнате тепло. Ненасыщенный пар, выдыхаемый легкими людей, при соприкосновении с холодными стеклами окон становится насыщенным, выпадает роса, то есть окна потеют, если в комнате много людей.)
8.
 Объясните мне, ребята,
Отвечая на вопрос:
Почему такой расцветки
Чудо-крылья у стрекоз?
(Окраска крыльев стрекоз объясняется интерференцией солнечного света в прозрачной пленке, покрывающей крылья стрекоз и имеющей разную толщину в разных местах.)
9.
Объясни ты нам, ныряльщик,
Загорелый, удалой,
Почему предметы видим
Мы неясно под водой?
(На границе сред воздух — вода, свет частично отражается, а частично преломляется, а так как предмет находится под водой, то на него падает только тот свет, который преломляется, по­этому предмет будет менее ярким.)
10.
Белый след за самолетом
Виден в синей вышине,
Почему он возникает,
Кто точней ответит мне?
(Летящий самолет, выбрасывая частички дыма, вносит тем самым в пар центры конденсации. Пар быстро конденсируется, и за самолетом образуется облачный след.)
11.
Пред тобою звонкий мяч
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Почему же этот мячик
Так красиво, быстро скачет?
(При ударе мяч деформируется, при этом возникает сила упругости, и мяч под действием этой силы устремляется вверх, а затем под действием силы тяжести вновь падает на землю.)
 12.
На улице ужасный гололед.
Автомобиль наш сделал поворот,
И «занесло нас сильно вдруг.
Но почему, скажи мне, друг?
(При большой скорости в гололед трение колес о полотно дороги оказывается недостаточным для создания необходимой центростремительной силы.)
13.
Алмаз и гранит непохожи на вид —
Но так разнолик углерод.
Почему же встречается чаще графит,
А алмазу, увы, не везет?
(Для образования алмаза требуются высокие температуры и высокие давления, поэтому алмазы могли образоваться только в глубинах Земли. Графит мог образоваться при менее высоких температурах и давлениях, поэтому он встречается на земле чаще.)
3. конкурс «Изюминка» .
(На основе текста сказки
Руслан и Людмила»)

Конкурс «Болельщиков»
1.
“У лукоморья дуб зеленый ;
Златая цепь на дубе том :
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...”
Как называется такое движение кота?
1. Последовательное
2. Параллельное
3.Круговое
2.
“Там чудеса :там леший бродит
Русалка на ветвях сидит...”
Какая сила уравновешивает силу тяжести действующую на русалку?
1. Сила трения
2. Сила плавления
3. Архимедова сила
3
“И тот (Черномор) взвился под облака;
На миг исчез- и свысока
Шумя летит на князя снова.
Проворный витязь отлетел
И в снег с размаха рокового
Колдун упал- да там и сел...”

 Каков знак работы силы тяжести когда Черномор взвивался под облака и когда он падал?
1. Отрицательные
2. Отрицательный и положительный
3.  Положительные
4. «Загадка черного ящика»
1.
Назовите будильник времен Александра Македонского .
2. Это изобретение было сделано в 1872 году русским физиком А. Н. Лодыгиным. Однако срок службы был всего 30-40 минут. 1877 году о работах Лодыгина узнал американский изобретатель Т. А. Эдисон и решил усовершенствовать это. Несколько месяцев у него ушло на поиски нового материала. Он пробовал всё, что попадалось ему на глаза. Более шести тысяч веществ было проверено Эдисоном и выяснилось, что в качестве такового можно использовать бамбук. Агенты Эдисона стали искать нужное растение в Японии, на Кубе, Ямайке, в Китае, Бразилии, Индии и Эквадоре. Некоторые из них погибли от укусов ядовитых змей, другие – от жёлтой лихорадки, но материал был найден. Обуглив и обработав волокна бамбука специальным  хим. раствором, Эдисон сумел продлить работу этого до 800 часов. Что в чёрном ящике?
3. Чтобы получить огонь нужно тереть одним куском дерева по другому до тех пор, пока их температура не достигнет 2500С. Когда таким способом попробовали добыть огонь герои романа Жюля Верна «Таинственный остров» , у них ничего не получилось. После часа работы Перкроф был весь в поту и с досадой отбросил куски дерева , сказав:                                                                                          -Не говорите мне, что дикари добывают огонь таким образом! Я скорее поверю, что летом идёт снег. Легче, пожалуй, зажечь собственные ладони, потирая их одна о другую.                                                                                                Причина неудачи в том, что огонь следовало добывать сверлением дощечки заострённой полочкой. А чтобы довести палочку до горения, потребуется всего лишь 12,5 секунды. В 1855 году в Швеции было сделано изобретение , которое сократило это время.
4. Выносится чёрный ящик, а оттуда достаются спички.
Изобретение этого было сделано в 1731 г русским подьячим Крякутным в Казани. За это церковники изгнали его из родного города, и о его изобретении вскоре забыли. Лишь 52 года спустя во Франции братья Монгольфье с успехом применили его в качестве транспортного средства. В чёрном ящике конечно уменьшенная копия. В России его применили в 1803 г, а в 1929 г совершён с тремя промежуточными посадками кругосветный перелёт протяжённостью 35 тыс км  за 21 день. Средняя скорость полёта при этом составила 177 км/ч. Что в чёрном ящике?
5. Конкурс «Капитанов».
1.
Как могли бы герои романа Жюля Верна «Путешествие на Луну», находящиеся в закрытом снаряде, обнаружить, что их корабль  покинул приделы земной атмосферы и движется в космическом пространстве?
Ответ:
Наблюдая состояние невесомости в корабле.
2.
Почему пуля, вылетевшая из ружья  не разбивает оконное стекло на осколки, а образует в нем круглое отверстие?
Ответ:
Время столкновения пули со стеклом  очень  мало, за это время деформация вызываемая давление пули не успевает распространятся на большие расстояния. По этому импульс теряемый пулей передается не большому участку стекла, и пуля пробивает в нем круглое отверстие.
3.
В книге А . Некрасова. Приключения капитана Врунгеля . Описан следующий способ передвижения  лодки: колесо приводят во вращение белки, несущиеся  «как бешеные одна за другой по ступенькам внутри колеса ». Будет ли двигаться лодка подобным двигателем?
Ответ:
Будет(т.к происходит действие сторонних сил)
6. «Прогулки Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
1.На дворе стояла осенняя пора. По утрам уже было прохладно. Частые прогулки с доктором Ватсоном доставляли Холмсу ис­тинное удовольствие.
Доктору Ватсону то же было приятно в обществе сыщика Хол­мса. Частые общения с ним многому научили.
В небе летел правильный клин журавлей. Их движение было грациозным и плавным.
Друзья засмотрелись на их полет.
«- Как вы думаете, Ватсон, почему журавли летят клином?»
Ответ:
(Воздух обтекает тело вожака, как нос корабля. В пределах угла косяка уменьшается сопротивление воздуха. Взмахи крыльями ко­сяка, кроме того, создают воздушную волну и облегчают движение более слабых птиц.)
2. Как-то, прогуливаясь за чертой города, друзья забрались на холм. С холма открывалась чудесная панорама.
«Обратите внимание, Ватсон, с этого холма все кругом хорошо просматривается. Видите, дым от костра стелется над поверхнос­тью Земли. А почему он стелется?» — «Погода сырая, пасмурная».
«Как объяснить этот факт с точки зрения физики?» - не уни­мался Шерлок Холмс.
Ответ:
(При большой влажности воздуха частицы дыма служат центрами конденсации водяных паров, имеющихся в воздухе и, покрываясь каплями воды, становятся тяжелыми. По­токи воздуха поднять их вверх не могут. Поэтому в такую погоду дым стелется).
3.)
 Был ясный, морозный денек. Холмс и Ватсон вышли на про­гулку. Вскоре Ватсон от холода стал притопывать.
«Ваша обувь слишком тесная», — заметив это, сказал Шерлок Холмс.
«Странно, - подумал Ватсон, - откуда он это знает? Но он прав.»
Ответ:
( В тесной обуви нет или мало воздуха, который является плохим проводником тепла. Поэтому ноги быстро мерзнут).
4.)

Однажды Ватсон и Холмс бродили в роще до сумерек, обошли знакомые места.
Холмс, указывая на засыпанную снегом рябину, сказал:
«Ватсон, обратите внимание на снегирей, они сидят нахохлив­шись. Почему?»
Ответ:
 (Между перьями птиц воздух, который является плохим проводником тепла, поэтому нахохлившиеся птицы не мерзнут, а тем самым сохраняют тепло своего тела).
Итог урока «Игра физический калейдоскоп»
Я же Вам желаю:
Ума- чтоб хорошо учиться.
Усидчивости- чтобы научиться.
Решать, считать и думать, и мечтать.
И на вопросы отвечать.

Урок-игра "Физический калейдоскоп"

Скачать конспект (1.20 Mb)



Автор разработки: Козачук Эмма Давидовна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1921 | Загрузок: 306 | Комментариев: 0

Ключевые слова: физика

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»