Главная » Разработки уроков » Физика

Программа самореализации личности учащихся 7 класса по физике

       Предмет: физика

       Класс: 7

       Тема: Введение. Физика – наука о природе. Физические явления, наблюдения, опыты. Творцы физики. Физические величины и их измерения.

       Знать:

–как определить цену деления измерительного прибора;

–о существовании экспериментального метода в науке и его отдельные составляющие.

–Уметь:

–определять цену деления мензурки, термометра;

–измерять объём тел с помощью мензурки;

–приводить примеры физических явлений, физических тел и веществ;

–самостоятельно выполнять физические опыты, проводить наблюдения, измерения;

–пользоваться дополнительной литературой (справочником, энциклопедией, популярной литературой).

       Ценить: – жизнь и время, которые даны человеку для познания окружающего  мира;

                      – чувство собственного достоинства;

                      – веру в свои возможности приобретать новые знания, расширять

     кругозор, преодолевать трудности новой науки.

Пояснительная записка

Выполнение данной программы самореализации личности учащихся представляет собой тематическое усвоение материала и самоконтроль, направленный на выявление уровня усвоения материала при самостоятельной деятельности, уровня применения приобретённых знаний в новой ситуации, развитие познавательной, социальной, личностной компетентностей.

Данная программа направлена на то, чтобы пробудить у ученика интерес к изучаемому предмету, так как он входит впервые в новый для него мир, дать представления о физической науке, физических явлениях, методах физического познания – наблюдениях и опытах.

Задания, предлагаемые учащимся, предназначены для оценивания приобретённых знаний и включает в себя как качественные и экспериментальные, так и расчетные задачи, которые помогут творчески осмыслить физические явления и процессы, приобрести необходимые умения и навыки, чтобы почувствовать себя первооткрывателем, правильно пользоваться физическими приборами, расширить

свои знания и применять их на практике.

Задания творческого характера основываются на поисковом, исследовательском методе: постановка задачи, создание проблемной ситуации и поиск её разрешения. Данная программа дает возможность дифференцировано подойти к оценке знаний учащихся, познать удивительные физические законы, исследовать неведомое, творчески осмыслить физические явления и процессы.

Мотивация обучения

      Физика- это наука о природе. Мы - часть этой природы, и чем лучше мы

будем различать физические понятия, тем лучше будем понимать природу, тем рациональнее будем использовать ее дары, тем увереннее будем чувствовать себя на Земле. Сегодня мы познакомимся с Вами с новыми понятиями, явлениями, опытами. Поэтому сосредотачиваемся, включаем внимание и открываем ум новым знаниям.

Физика – одна из самых красивых экспериментальных наук. Знакомство с физикой полезно не только для будущих физиков, но и для любого молодого человека , в какой бы области народного хазяйства ему  не пришлось в дальнейшем работать.

Физика - королева всех наук.

Физика - наука интересная,

Трудная бывает, но полезная.

Физику, как пальцы все свои,

Знает каждый взрослый гражданин.

Также многим надо знать -

Физика умеет помочать -

Сила трения качения на судах,

Сила трения скольжения на коньках.

Остальное можешь ты узнать,

Если зачастишь учебник открывать

Добрый день, дорогой друг!

Мы очень рады, что Вы заглянули в царство Природы, которым управляет королева Физика согласно физическим законам Конституции, которые постоянно уточняются и розвиваются и которые просто необходимо знать нам, т.к. без них не объяснишь климат, течение рек и морей, образование ветра и другие изменения в Природе . Да без ее законов и чайник не так кипит, и самолет не летит, лекарство в шприц не наберешь, урожай не соберешь, дом не построишь, трактор не спроектируешь и т.д. Человек является частью Природы.Познание явлений Природы, понимание процессов, происходящих в Природе является залогом бережного отношения к ее богатствам.

Дорогой друг!

Прежде, чем попутешествовать по царству Природы, давайте познакомимся с нашим верным помощником- учебником “Физика-7”(автор Коршак Е.В. и др.).

С содержанием учебника Вы можете познакомиться на стр.166-167. После каждого § есть вопросы для проверки знаний, качественные и количественные задания. После изучения каждой темы идет обобщение и систематизация знаний, выделение главного, на что нужно обратить внимание в первую очередь.

Итак, юный друг, добро пожаловать в Царство Природы!

В первую очередь нам хочется познакомить Вас с интересной легендой.

Когда-то очень давно в тридевятом царстве жили-были люди. Называлось это царство – Природа, а королевой в царстве Природы была, не смотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетие училась она ориентироваться в своем хозяйстве, управлять им . Не сразу люди признали власть королевы. Было время, когда ими владел страх перед природой, а страх еще никогда не был ни хорошим другом, ни советником в жизни.

Сверкали молнии, гремел гром, сковывал землю мороз, бушевали бури и шторм, а люди не знали, почему все это происходит и часто гибли. И это очень расстраивало королеву. Она начала собирать свое войско из любознательных, терпеливых людей и советовала им фиксировать периодичность явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молнии, а пробовать использовать их для своего блага и пользы.

Армия королевы увеличивалась, в ней появились свои сержанты и полководцы, а также генералы- ученые, которые внесли наибольший вклад в копилку знаний королевы. Вот имена некоторых из них: Архимед, Галилей, Леонардо да Винчи, Ньютон, Эйнштейн, Ломоносов, Циолковский и многие другие. Свой вклад в развитие физики внесли и украинские ученые: Иван Пулюй, Юрий Кондратюк, Сергей Королев, академик Николай Барабашев и другие.

Более подробно Вы можете познакомиться с материалом в учебнике «Физика-7», §2, стр.5-10. и дополнительной литературе: 1) «Из истории физики и жизни ее творцов» Ф.М.Дягилев.

На этом можно было бы закончить легенду, но в царстве Природы есть много неразгаданных тайн. И, кто знает, может, кому- либо из Вас выпадет честь их раскрыть.

Как молодые воины, постигшие азы науки, сдают присягу, так и Вы, ознакомившись с первыми понятиями, законами, терминами физики, сегодня должны доказать, что можете стать верными солдатами армии королевы Физики.

А сейчас приготовьте тетради, запишите число и тему, которую мы изучаем.

Дорогой друг!

Каждая страна имеет свой язык, так и физика имеет специальный язык, без знаний которого путешествие будет невозможным .

Советуем Вам ознакомиться  с новыми понятиями, которые нам необходимы: вещество, физическое тело, физические величины, физические явления (механические, тепловые, световые, звукове, электрические, магнитные). Откройте учебник и изучите новые понятия.

Психологическая пауза

Известные баскетболисты перед броском делают несколько глубоких вдохов и медленных выдохов, а некоторые знаменитые гонщики глубоко дышат во время гонки.

И те и другие, даже если и не выигрывают соревнования, показывают хорошие результаты. Советуем Вам сделать следующие упражнения:

1.Глубоко вдохните и выдохните.

2.Скажите себе: “Я постараюсь сделать работу как можно лучше!”

Теперь приступайте.

ЗАДАНИЕ №1.                (о,5б)

Укажите, что относится к понятию “ физическое тело”, а что к понятию “вещество”: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.

ЗАДАНИЕ №2.                (1б)

В прелагаемую таблицу №1 напишите, какие из перечисленных слов: свинец, гром, рельсы, снегопад, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, стол, мед, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение- обозначают физическое тело, какие- вещество и какие- явление.

Таблица№1.

Тело

Вещество

Явление

       ЗАДАНИЕ №3.             (1,5б)

В предлагаемую таблицу №2 напишите, какие из перечисленных явлений механические, звуковые, тепловые, электрические, магнитные, световые: шар катится, свинец плавится, горят дрова, слышны расскаты грома, тает снег, звезды мерцают, кипит вода, наступает рассвет, гудят провода, плывет бревно, маятник часов колеблется, поет жаворонок, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа, электромагнит поднимает груз.

Таблица №2.

Механические

Тепловые

Звуковые

Электрические

Световые

Магнитные

Наука физика- это захватывающий мир, который открывается не сразу. Если Вы стремитесь понять его, то мы поможем Вам познать удивительные физические законы, исследовать неведомое, творчески осмислить физические явления и процессы, приобрести необходимые умения и навыки, чтобы почувствовать себя первооткрывателем, расширить свои знания и применять их на практике.

Современная физика, со всеми ее чудесными открытиями,-результат общих усилий многих поколений исследователей. Каждая формула учебника- это кропотливый труд ученых- физиков.Многие из них отдали свою жизнь за науку. Архимед погиб от меча варвара, защищая свои чертежи. Джордано Бруно сожгли на костре, казнили Галилео, который так и не отрекся от своих убеждений, погиб Георгий Рихман, исследуя природу молнии и т.д.

Много открытий сделано в физике, но не следует считать, что это граница человеческих возможностей. И на Вашу долю придерся не мало открытий. Однако сделать даже маленькое открытие не так легко. Для этого необходимо глубоко знать физику.

ЗАПОМНИ! Физическая величина характеризует определенное свойство тела или явления.

Многие физические величины Вам уже известны. Например, продолжительность определенного явления выражает время; стремительность протекания процесса, в частности, перемещения тела в пространстве, характеризует скорость; степень нагретости тел определяет температура.

В настоящее время большинство стран мира признают 7 основных единиц- эталонов: метр- единица длины, секунда- единица времени, килограмм- единица массы, моль- единица количества вещества, ампер- единица силы тока, кельвин- единица температуры, кандела- единица силы света.

Физические величины измеряют с помощью измерительных приборов.

Весы, мензурка, линейка, термометр, секундомер, часы, барометр- все это измерительные приборы.

Подробнее можно прочитать в учебнике “Физика-7”, Коршак Е.В., §4.

Для измерения физической величины нужно знать цену деления измерительного прибора.

ПАМЯТКА для определения цены деления измерительного прибора

1.Найти два ближайших числа на  шкале.

2.Из большего числа вычесть меньшее.

3.Полученную разность разделить на количество делений между числами.

А тепер попробуйте заполнить таблицу №3

Таблица №3                        (2б)

№ п/п

Название прибора

Единица измеряемой величины

Пределы измерения

Цена деления

1.

Линейка

 

 

Сл=

2.

Термометр

 

 

Ст=

3.

Часы

 

 

Сч=

Этот навык Вам пригодится для определения размеров некоторых тел.

Приступим к експерименту.

ЗАДАНИЕ №1. С помощью линейки измерьте толщину одного листа

                            Вашого учебника.

Не получается? Попробуйте иначе.

а) Измерьте толщину всех листов вместе:

Д=                  мм.

б) Посчитайте количество листов:

n=                .

(Можно просто посмотреть, сколько в учебнике страниц, и разделить на 2).

в) Найдите толщину одного листа:

d=Д/n=              =               мм.

А сейчас получилось?  Правда легко?

ЗАДАНИЕ №2. Определите среднюю ширину зернышек риса.     (1б)

Для этого положите в ряд вплотную к линейке 20 зернышек, измерьте длину ряда и затем вычислите диаметр одного зернышка:

l=             мм;     n =                ;

Как Вы думаете, размеры  каких тел Вы могли бы еще определить таким же методом?

Молодцы! Отлично справились!..

А сейчас, давайте, творчески помыслим:            (5б)

1.Как измерить  (примерно), сколько зерен риса помещается в стакане?

     Что Вам для этого понадобится?

2.У Вас имеется коробка канцелярских скрепок. Как измерить на домашних весах вес одной скрепки?

3.На палубе судна имеется прямоугольная площадка размерами 10*15м.

     Сколько контейнеров может поместиться на площадке, если     контейнер представляет собой «кубик» с длиной ребра 2м?

4.Определите толщину швейной нитки.

Если Вы вдруг запаниковали, еще раз глубоко вдохните и замените мысли типа:

 «Я не могу», «Я глупый», «Я не буду» на – «Я могу», «Я умный», «Я  буду».

 И у Вас обязательно все получится.

ЗАДАНИЕ №5. Рссчитайте диаметр проволоки, намотав 30 витков  проволоки на карандаш. Выразите полученный ответ в метрах.           (1б)

 Все! Вы уже у цели! Единственное, что осталось, так это сказать себе:

 «Какой я умный и трудолюбивый!»

Оцените свою работу.

Самооценка:       б (количество баллов)

Оценка учителя:         б

Вы имеете полное право обратиться к учителю за консультацией

по любому     вопросу.

 Помните: « Ничего не спрашивает тот, кто ничего не знает!»

                   « Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.»

                                                            Арабская мудрость.

 Изучение физики – это большой, серьезный труд.

Десять лет напряженного труда потребовалось Фарадею для того, чтобы получить электрический ток с помощью магнита; множество опытов было проведено Лодыгином и Эдисоном, пока им удалось сделать пригодную для освещения электрическую лампочку.

Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать множество открытий, потому что познанию нет границ.

     Подумай!   

  Сделай вывод:

Обсуди с друзьями      В Древнем Вавилоне за единицу длины принимали                    

                                        расстояние,  которое проходил взрослый человек за время выхода диска солнца из-за горизонта. Эта единица называлась стадием. Могла ли такая единица длины быть точной?

Заморочки из  бочки.  Расположите слова апельсин, мандарин, киви, ежевика, редис,  напиток, укроп, зелень так, чтобы с начальных букв можно было составить название физического прибора.

Составь !                Кросворд или ребус.               Разгадай с друзьями.

Проведи сократовскую     1.Таяние льда – это тепловое явление?   

беседу с друзями.             

Обратись  к справочнику,       2.Термометр применяют на севере?                                                                                                  энциклопедии.

Сочини !                                Оду физике.

Дорогой друг, Ваши первые шаги дают Вам возможность выполнить самостоятельную работу. Надеемся, что Вы не остановитесь только на низком или на среднем уровне, а преодолеете даже достаточный и высокий уровни. Удачи Вам!

Самостоятельная работа

Начальный уровень

1.Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из пластмассы, резины, стекла.

2.О каких физических величинах идет речь в следующих примерах: а) тележка  проехала 30 см; б) в бутылке содержится 0,25 л воды; в) урок длится 45 мин;

г) вода кипит при 100ºС?

3.Приведите примеры нескольких явлений природы.

Средний уровень

1. Какое из приведенных ниже слов обозначают физическую величину: медь, длина, грамм, секундомер, Луна?

2. Ночью температура воздуха была -10ºС, а днем +12ºС. На сколько градусов изменилась температура воздуха?

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: длина, температура, кипение, скорость, метр?

Достаточный уровень

1.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после вспышки молнии. Какое предположение можно сделать на основании этих наблюдений?

2.Толщина стенок полого цилиндра равна 2мм. На сколько внутренний диаметр цилиндра меньше внешнего?

3.Фундамент дома состоит из плит, длина которых 1,2м, ширина 0,3м и высота 0,5м. Сколько плит уложено в фундаменте дома, если его площадь равна 120м2?

Высокий уровень

1.Посуду для приготовления пищи изготавливают из разных материалов. Каких? Назовите достоинства и недостатки такой посуды.

2.Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета (тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?

3.Сколько потребовалось бы времени для того, чтобы уложить в ряд столько кубиков, объемом 1мм3 каждый, сколько их содержится в 1мм3 ? На укладывание одного кубика затрачивается 1с. (Ответ: 31,7 года.)

С каким настроением Вы закончили работу? Выберите на рисунках свое настроение.

Оцените свою работу.

Самооценка:      б (количество баллов)

Оценка учителя:         б

Программа самореализации  личности учащихся 7 класса по физике

Скачать конспект (21.7 Kb)



Автор разработки: Сторожук В.

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 813 | Загрузок: 227 | Комментариев: 0

Ключевые слова: физика

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»