Главная » Разработки уроков » Физика |
Цели урока: - развитие умения наблюдать физические явления; Изучив материал урока, учащиеся должны знать: различные силы трения; уметь: сравнивать силы; Оборудование и учебные пособия: динамометр, брусок, набор грузов по механике, доски различной обработки, рабочая тетрадь для академического и профильного уровня. Техническая база: мультимедийный видеопроектор. Ход урока: I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Проходит в виде фронтальной беседы: -Сформулируйте закон, определяющий зависимость силы тяготения от других физических величин. -Сформулируйте закон, определяющий зависимость силы упругости от других физических величин. -Что общего в зависимость силы тяготения и упругости от других физических параметров? -С какой еще силой вы знакомились раньше? (Учащиеся называют силу трения. После этого записываем тему урока.) III. Мотивация учебной деятельности Историческая справка. Французский физик Гильом писал о трении так: «Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий стоило нам удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать, что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль у нас возникает, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой. Изучая подобные явления, мы приходим к открытию тех следствий, к которым приводит трение. Инженеры стремятся по возможности устранить его в машинах – и хорошо делают. Во всех прочих случаях мы должны быть благодарны трению: оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и ручки упадут со стола на пол, что стол не будет скользить по полу и т. д. Вообразим, что трение может быть устранено совершенно, тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинка, никогда не удержатся одно на другом: все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкому». IV. Формирование новых знаний. 1. Определение – сила, возникающая в плоскости касания тел при их относительном перемещении. 2. Направление – противоположно движению. 3. Причины возникновения · шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; · взаимное притяжение молекул соприкасающихся поверхностей 2. Виды трения: Трение скольжения; Трение качения; Трение покоя. ↓ ↓ ↓ 3. Расчетные формулы: F = μ · Ν Сила, действующая: - со стороны соприкас.поверхностей - вдоль поверхности соприкоснов. тел - если тела покоятся отн. друг друга -сила, возникающая тогда, когда одно тело скользит по поверхности другого: -направлена против скорости -не зав. от в-ны v -пропорциональна в-не силы N прижимающей по нормале одно тело к поверхности другого - Момент сил, возникающее при качении одного из 2-х контактирующих тел, относительно другого и противодействующий вращению движущегося тела природа – электромагнитна - направление силы противоположно направлению вектора отн. скорости дв-я 6. Применение Дерево по дереву Дерево по гладкой бумаге Дерево по наждачной бумаге 3. Ответьте на контрольные вопросы: от шероховатости поверхностей зависит. Совпадают наши результаты эксперимента с его результатам? V. Релаксация Ребята, а вы знаете что Эйнштейн сказал: «Физика, это самый идеальный полигон для тренировки ума», мы сейчас хорошо потренировали, а сейчас давайте вспомним о душе и хорошем настроении. Сядьте удобнее, расслабтесь, окунитесь в мир легкости, помечтайте о прекрасном и великом, подготовте себя к интересным познаниям и окрытиям. VI. Рефлексия 1. Работа с учебником. Рис. 2.23.Движение тела по наклонной плоскости 2. решение задач по учебнику 3.Качественные задачи. -Как увеличивают силу трения? Как ее уменьшают? -Приведите примеры, когда нужно уменьшать, а когда увеличивать силу трения? -Куда направлена сила трения? -Зачем зимой дорожки посыпают песком? -Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи? -Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор? -Зачем в двигатель автомобиля наливают масло? -Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку? -Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом? 4. Трение вредно: Во время листопада рельсы трамвая часто заносит листьями. Колеса вагонов давят их, выдавливая из них жидкость, которая смачивает поверхность рельсов, и колеса начинают скользить. Поэтому в городах с развитой транспортной инфраструктурой осенью можно видеть вывески «Осторожно, листопад», «берегись юза» Как вы думаете, как избавиться от скольжения колес по рельсам? Трение полезно: Лианы, хмель, бобовые растения благодаря трению цепляются за находящиеся опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Репейник при помощи трения распространяет семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах Семена гороха, ореха благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения, перемечаются легко сами. У рыб тело имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать большую скорость. Щетинистый покров моржей и тюленей помогает им передвигаться по суше и льду. Литература и жизнь Что такое, что такое Сила трения покоя? Если ты стоишь спокойно, Вертикально на земле, Сила трения покоя, За веревку тянут двое, Ты стоишь пока, и вот Сила трения покоя Потихонечку растет. Вот достигла сила тренья μ на N произведенья, И под действием всех сил Ты по полу заскользил. 3) – Аннушка! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!.. Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы. (См. презентацию, слайд № 8) (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита») ü Что помешало устоять Берлиозу? В чем причины трения? Как уменьшают и как увеличивают трение? (Так как смазка (подсолнечное масло) резко уменьшает силу трения, то причиной гибели Берлиоза стало уменьшение трения. Причины трения: взаимодействие молекул и атомов соприкасающихся тел, неровности, шероховатости поверхностей соприкасающихся тел. Для уменьшения трения используют следующие приемы: жидкая и газообразная смазка между взаимодействующими поверхностями, шлифовка поверхностей. Для увеличения трения увеличивают шероховатости соприкасающихся тел.) – Но мы не поднимем их! – закричала вся толпа, силясь сдвинуть мешки. - Постойте, - сказала Оксана, - побежим скорее за санками и отвезем на санках! (Н.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки») ü Какую силу необходимо приложить к саням, чтобы увезти два мешка, массой 30 кг каждый, если коэффициент трения саней о лед равен 0,1? (При равномерном движении саней F=-Fтр=-μN=-60Н. Знак « - » означает, что сила будет направлена в противоположную сторону по направлению к силе трения. 5) Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка!.. (А.Блок. «Двенадцать») ü А как можно увеличить силу трения? (Для этого обычно в зимнее время лед посыпают песком, чтобы увеличить силу трения.) Помните, у Сергея Михалкова есть рассказ о том, как дети весь день делали горку, поливали её водой. А когда ушли отдохнуть, то вышел мальчик, который не работал вместе с ними. Пытаясь забраться на горку, он падал и… потом решил её посыпать песком. Что произошло потом? VII. Домашнее задание 1. Выучить §26 2. решить: Упр. 14 (1,2) 3. Составить синкан Используя понятие «Сила трения» СИНКАН ( в переводе с французского – «Поэтичный пятирядник») 1- й ряд – одно существительное, 2- й ряд – два прилагательных, которые описывают выученное явление 3- й ряд – три слова: одно из которых глагол, или описание действия 4- й ряд – четыре слова: фраза, которая предполагает личное отношение к теме 5- й ряд – одно-два слова: синонимы к существительному в 1 ряду, которое обобщает и расширяет смысл темы или понятии 6- 7- ( в переводе с французского – «Поэтичный пятирядник») 1- й ряд – одно существительное, 2- й ряд – два прилагательных, которые описывают выученное явление 3- й ряд – три слова: одно из которых глагол, или описание действия 4- й ряд – четыре слова: фраза, которая предполагает личное отношение к теме 5- й ряд – одно-два слова: синонимы к существительному в 1 ряду, которое обобщает и расширяет смысл темы или понятия Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела |
Автор разработки: Зорина Светлана Николаевна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1219 | Загрузок: 251 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |