Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель урока: организовать деятельность по восприятию первоначального представления о силе, как физической величине, определении силы, понятии силы тяжести, показать различную природу сил, прививать интерес к природным явлениям. Задачи урока. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: магнит, металлический шарик, динамометр, грузики массой 100г, штатив, бруски и линейка. ТСО: компьютер, экран. Демонстрации: притяжение шарика к магниту, различные виды динамометров, падение тел разной массы. ХОД УРОКА І. Организационный момент ( СЛАЙД 1) Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. – Здравствуйте, садитесь! Я рада всех вас видеть. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Мы вместе проведем урок! ІІ. Проверка домашнего задания. На двух предыдущих уроках мы с вами рассматривали очень интересное явление и не менее интересное свойство тел. Задание 1. Посмотрите на экран и скажите мне какое явление расскрыто. (инерция). Почему это явление так называется? Кто первым открыл это явление? Задание 2. Обьяснить опыт. Задание 3. Одинаковые ли понятия инерция и инертность? Что является мерой инертности? Задание 4. Упражнение 6 (1). Задание 5. Упражнение 6 (2). При проверке домашнего задания открыть замки за которыми появится план изучения физической величины. 1. Определение. 2. Обозначение. 3. Единицы измерения. 4. Прибор для измерения. 5. Формула для определения. После этого задаётся вопрос учащимся. План изучения чего появился у нас на доске? ( физической величины). Как вы думаете просто ли так этот план появился у нас на доске? ( нет) Вывод: на уроке мы должны познакомится с какой – то физической величиной. ІІІ. Мотивация учебной деятельности. «Литературная минутка». ( СЛАЙД 2) Двое учащихся подготовили пословицы и поговорки о « силе». Перед тем как читать учитель обращает внимание остальных, что они должны услышать новый физический термин, который и станет объектом нашего изучения. Что силой взято, то не свято. Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы. Не под силу воз, так и гужи пополам. Большие да сильные люди самые смирные. Камни ворочать сила нужна, деньгами ворочать — голова. Кто за правое дело дерется, у того и сила двойная берется. Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается. Не говори, что силен, — нарвешься на более сильного? не говори, что хитер, — нарвешься на более хитрого. Не суди по силе руки, а суди по силе сердца. Не в силе сила, а в правде. Это слово «СИЛА». Учитель: Верно. Мы сегодня будем изучать силу, от чего она зависит, рассмотрим явления, связанные с силой. Записываем тему нашего урока в тетрадь «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести». ( СЛАЙД 3) Учитель: Итак, ребята у вас на столах есть таблица «Верные и неверные утверждения». Вам предлагается несколько утверждений по теме нашего урока. Выберите «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.
ІV. Изучение нового материала. 1.Определение силы. Учитель: Физика неотделима от эксперимента. И так перед вами опыт. 1 опыт. Магнитом действуем на металлический шарик. Вопрос: Что мы видим? Ученики: Шарик изменяет свою скорость. Шарик и магнит взаимодействуют. 2 опыт. Шариком действуем на магнит. Вопрос: Что мы видим? Ученики: Шарик и магнит взаимодействуют. Оба тела действуют друг на друга. Вопрос: Что мы видим? Ученики: Шарик изменяет свою скорость. Они взаимодействуют. Учитель: Проведём другой опыт. На планку ложим брусок. Под действием бруска планка прогнулась. Скажите, какие тела взаимодействуют и что является результатом этого взаимодействия. Вывод: ( формулируют учащиеся) В результате взаимодействия тела деформируются или меняют свою скорость. Мерой действия одного тела на другое является сила. Поэтому сила – это физическая величина, которая количественно характеризует действие одного тела на другое. ( Это определение записать напротив пункта определение) Друг на друга действуют не только касательные тела. Например, Земля притягивает летающих птиц, не касаясь к ним. Тогда возникает вопрос: как узнать, что на тело действует сила? для этого существуют признаки действия силы. Подумайте и назовите эти признаки.( выслушиваются варианты ответов учащихся и делаем вывод) ( СЛАЙД 4) В физике не указывают, какое тело и как действует на тело, а говорят, что на тело действует сила или к телу приложена сила. Силу обозначают буквой F. Единицей измерения силы является ньютон в честь английского физика Исаака Ньютона. (Историческая справка о И. Ньютоне.) ( СЛАЙД 7). Обратить внимание на то, что физическая величина – сила, в отличиии от массы, определяется не только числовым значением, но и направлением. Такую величину называют векторной. Сила – векторная величина, которая является мерой взаимодействия тел. Значит сила характеризуется: 1) значением; 2) направлением; 3) точкой приложения. 2. Виды сил. Учитель: Как вы думаете, много ли сил существует в природе? Или только одна сила действует на все тела? Ответ на этот вопрос вы найдёте просмотрев следующий видеофрагмент. ( СЛАЙД 8 ) 3. Измерение сил. Динамометры. Учитель: Для измерения силы используют специальные приборы – динамометры. Динамометр – слово греческого происхождения. «динамос» - сила, «метр» - измерять. Из этого понятно название футбольного клуба «Динамо». ( учитель демонстрирует различные виды динамометров). 4. Сила тяжести. Как выяснилось ранее, в природе существуют различные силы. А вот одна из сил связана из самым обыкновенным ЯБЛОКОМ. ЛЕГЕНДА О ЯБЛОКЕ ( СЛАЙД 9) Когда однажды, в думу погружён, Увидел Ньютон яблока паденье, Он вывел притяжения закон Из этого простого наблюденья. Английский учёный И.Ньютон сделал величайшее открытие. Он первым понял что и притяжение различных тел к поверхности Земли и движение звёзд и планет подчиняется единому закону – закону всемирного тяготения. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Для всех живущих на земле особенно важное значение имеет сила притяжения тел к Земле. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Обозначается Fтяж. Учитель демонстрирует опыт с падением тел различной массы. Учащиеся делают вывод о том, что сила тяжести зависит от массы тела. Проблема! ( СЛАЙД 10) выяснить как зависит сила тяжести от массы. Учащиеся выполняют иссследование.
Постановка проблемы: как зависит сила тяжести от массы тела? Как можно это определить? Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра. Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на первый, второй, третий и четвертый грузы. Задание 3. результаты измерений записать в таблицу.
Задание 4. Построить график зависимости силы тяжести от массы тела: Fт(m): Масштаб: по горизонтальной оси откладываем значение массы: 2 клеточки соответствуют 0,1 кг; по вертикальной оси откладываем значение силы тяжести 2 клеточки – 0,5 Н. Сделать вывод: между силой тяжести и массой тела существует прямо пропорциональная зависимость, то есть, чем больше масса тела, тем большая сила тяжести на него действует: Fт ~ m Задание 5. Определить коэффициент пропорциональности. Если обе величины (сила тяжести и масса) изменяются одинаково, то их отношение должно быть постоянным. Чтобы проверить, достаточно разделить значение силы тяжести на значение массы. F1/m1= F2/m2=F3/m33=F4/m4 ≈ 10 Н/кг Это отношение для всех опытов ≈ 10 Н/кг Такое число в математике называют коэффициентом пропорциональности. В физике этот коэффициент называется ускорением свободного падения. Записываем формулу для вычисления силы тяжести: Fт=mg 5. Сила тяжести на других планетах. Работа с текстом ( СЛАЙД 12) Сила тяжести на других планетах. Вокруг Солнца движутся 9 больших планет. Все они удерживаются около Солнца силами тяготения. Эти силы очень велики. Например, между Солнцем и Землей действует сила тяготения, равная примерно 3*1022 Н. Большое числовое значение этой силы объясняется тем, что массы Солнца и Земли очень велики. Среди больших планет Солнечной системы наименьшую массу имеет Меркурий – его масса почти в 19 раз меньше Земли. Масса самой большой планеты Солнечной системы – Юпитера – в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли – Луна – самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землей в среднем 380000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. На маленьком Меркурии, быстро обращающемся вокруг Солнца и повернутом к нему одной стороной, g = 3,7 Н/кг. На планете бурь – Венере, поверхность которой скрыта плотным слоем облаков, g = 8,8 Н/кг. На Марсе, испещренном ударами метеоритов (эти следы называли марсианскими каналами), g = 3,8 Н/кг. На гиганте Юпитере g = 24 Н/кг, а на Сатурне, украшенном удивительными кольцами, g = 9,1 Н/кг. На Уране тяготение такое же, как и у нас: g = 9,8 Н/кг, На Нептуне - g = 13,5 Н/кг. О тяготении на последней из известных планет – далеком Плутоне – достоверных данных нет, предположительно g = 0,6 Н/кг. На ближайшем к Земле небесном теле – Луне g = 1,6 Н/кг, т.е. притяжение на Луне в шесть раз слабее, чем на Земле. (СЛАЙД 13). - Каков состав Солнечной системы?__________________________________ - Почему планеты удерживаются около Солнца?_______________________ - На каких планетах сила тяжести больше, чем на Земле? Меньше? С чем это связано? V. Итог урока. 1. Как итог урока учащиеся составляют паспорт силы, где указывают все основные моменты, касающиеся силы. ( СЛАЙД 14). 2. Учащиеся сравнивают колонки таблицы « Верные и неверные утверждения» и делают выводы о том, что нового узнали на уроке. VІ. Домашнее задание. ( СЛАЙД 15) § 13, 16, Упр. 8 ( 1-3). Найти силу тяжести действующую на вас на всех планетах солнечной системы. Раздаточный материал.
Исследование зависимости между массой тела и силой, с которой это тело притягивается Землей. Класс_____________ФАМИЛИЯ_________________ИМЯ_______________
Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра. Цена деления динамометра = __________ Пределы измерения Максимальный =________ Минимальный =________ Погрешность прибора =__________ Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на первый, второй, третий и четвертый грузы. Задание 3. результаты измерений записать в таблицу.
Задание 4. Построить график зависимости силы тяжести от массы тела: Fт(m): Масштаб: по горизонтальной оси откладываем значение массы: 1 см соответствуют 0,1 кг; по вертикальной оси откладываем значение силы тяжести 2 см – 0,5 Н. Вывод: ________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Задание 5. Определить коэффициент пропорциональности. Если обе величины (сила тяжести и масса) изменяются одинаково, то их отношение должно быть постоянным. Чтобы проверить, достаточно разделить значение силы тяжести на значение массы. F1/m1 = _____________ F2/m2 = _____________ F3/m33 = ____________ F4/m4 = ____________ |
Автор разработки: Занина Татьяна Александровна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2561 | Загрузок: 380 | Комментариев: 4 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |