Главная » Разработки уроков » Физика

Развитие современных средств связи

Цель урока:

Образовательная: актуализация и углубление знаний учащихся  о

                    развитии средств связи,

                   познакомить с принципами работы  современных средств связи,

                    углубить знания учащихся по теме урока.

Развивающая:   активизировать поисково-познавательную деятельность

                    учащихся в работе с научно-популярной литературой,

                     формировать навыки самообразовательной деятельности,

                    умения  создавать презентации мини- проектов,

                    формировать творческую активность.

Воспитательная: формирование у старшеклассников коммуникативных

                   умений  (работать в группе, публично выступать по теме,

                   вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать),

                    интереса к предмету,   социокультурных компетенций.

Тип урока:    урок – обобщение изученного материала.

Форма урока:  урок  презентаций проектных работ

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор, экран.

                                   Ход урока

Организационный момент – 1  минута
проверяется  готовность  учащихся к  проведению урока,

наличие всей необходимой аппаратуры)

Актуализация проблемы – 3  минуты

        Ребята, мы завершаем изучение  темы: “Электромагнитные волны и физические основы радиотехники”. Теперь вы хорошо знаете, что представляют собой электромагнитные волны, существование которых математически смоделировал английский физик  Д.Максвелл,  а  немецкий физик  Г.Герц  экспериментально подтвердил их существование

Изучили их свойства, принципы   работы  коммуникационных систем, развитие которых сейчас проходит очень стремительно.  На сегодняшний момент  все человечество, и,  каждый человек в отдельности, зависит от средств  связи, без которых мы не можем  представить себе свою жизнь. Данная тема очень актуальна.

      Сегодня  мы с вами будем участниками конференции, которая посвящена данной  проблеме. Но вначале, хотелось бы  услышать от вас,  какие ассоциации у вас вызывает слово  «связь».

Метод «ассоциативный куст».

Учитель начинает: связь - общение, ученики продолжают

(называют свои ощущения).

Изучение нового материала (работа конференции) – 27  минут

Учитель: Я приветствую на нашей конференции ученых-практиков, работников НИИ, которые познакомят нас с принципами работы различных средств  связи  в  области коммуникационных систем. Ученые прибыли к нам из разных городов, но все они работают в одной области физико-технического направления.  Кроме того, у нас гости – представители  СМИ от изданий: журнал «Наука и техника», «Новости»,  «АиФ».

Итак, начнем работу конференции. Чтобы познакомиться с современными средствами связи, необходимо знать,  а как раньше передавалась необходимая информация  на большие  расстояния, ведь о существовании электромагнитных волн еще ничего не было известно.

Слово предоставляется первой группе научных работников из НИИг.Донецка,  которые презентуют нам свои исследования.

( проект №1 + файл №1 с текстом выступления

«Первые  средства  связи»)

Учитель: Еще не так давно, чтобы передать сообщение люди использовали костры. Но наука не стоит на месте, она все время развивается. С ее развитием совершенствуются и средства связи, которыми пользуется человек.

Представители СМИ:  Журнал «Наука и техника».  Нашим читателям

хотелось бы услышать о работе таких средств связи, как телеграф и его  применении.

Выступление ученых-практиков НИИ г. Харькова

  (проект №2 + файл №2 с текстом выступления «Телеграф»)

Представители СМИ:  Газета «АиФ». Многие читатели задают вопрос:

  что представляет собой  телетайп и где его можно использовать?

Учитель: Слово ученым-практикам НИИ  г Запорожья.

       (проект №3 + файл с текстом выступления «Телетайп»)

     Учитель: Научившись передавать телеграфные и телефонные сообщения, как по проводам, так и по радио и оценив все их преимущества, человечество задумалось о создании средств массовой информации. Такими средствами являлись радиовещание и телевидение. Если с радиовещанием после изобретения А. С. Попова проблем не возникало, то телевидение требовало новых проработок. Эта проблема была решена в 1907 году российским ученым Б. Л. Розингом и его учеником В. К. Зворыкиным, которые не только изобрели, но и внедрили приемопередающую аппаратуру телевидения.

      Опыт использования технических средств связи, изобретенных в начале XX века  показал не только преимущества систем, основанных на излучении электромагнитных волн, но и определил основные направления их совершенствования. Такими направлениями были:  необходимость расширения диапазона волн,   создания элементной базы. Исследования в области распространения радиоволн привели к появлению новых способов организации не только связи, например, мобильный телефон, но и методов передачи информации. Результатом активной работы в течение одного века стали новые широкополосные проводные и беспроводные системы, обеспечивающие возможность передачи (приема) больших объемов информации на значительные расстояния. Появились наряду с проводными кабельными и радиосредствами  новые: радиорелейные, тропосферные, спутниковые и оптико–волоконные средства связи. Совершенствование вычислительной техники привело не только к изобретению компьютерной техники, но к  появлению нового принципа организации связи – Интернет и мобильной беспроводной телефонной связи. Все это позволило к концу ХХ века начать проектирование широкополосных мультисервисных сетей, главной задачей которых является уже не передача (прием) информации, а обеспечение всеобщей доступности населения к мировым информационным ресурсам. Презентация проекта «Мобильная связь».

(проект №4 + файл с текстом выступления «Мобильная связь»)

Представители СМИ:  Мобильная связь доступна сейчас даже ребенку так, как каждый родитель покупает мобильный телефон для осуществления связи с ним. А вот спутниковая связь:  как она осуществляется и чем отличается   от других видов связи, существующих на данный момент?  Презентация проекта «Спутниковая связь».

   (проект №5 + файл с выступлением «Спутниковая связь»)

Учитель:  Никого не удивить словом «интернет». Сегодня, нет такого человека, который бы не использовал возможности всемирной паутины. А ведь еще недавно 10-15 лет назад это понятие связывалось с чем-то очень далеким, недостижимым для понимания и  использования. Хотелось бы более подробно узнать о возникновении такого средства связи, как ИНТЕРНЕТ. Слово предоставляется ученым из Киевского НИИ развития информационно-коммуникационных систем.

   (проект №6 + файл с текстом выступления «Интернет»)

Учитель:   В течение ХХ века были созданы все предпосылки к повышению качества жизни населения планеты на основе широкого внедрения информационно-телекоммуникационных систем, позволивших сформировать единое международное информационное пространство.

      Таким образом, к началу XXI века историческая мечта человечества о доступном и свободном общении не только теоретически, но и практически решена путем создания сети фиксированного и мобильного Интернет, являющейся аналогом ноополя Земли. 

 Закрепление  и систематизация знаний -  10 минут

Учитель: Во время работы конференции мы с вами познакомились с современными средствами информационно-коммуникационных систем для организации всех видов связи между людьми. Конференция выполнила свои задачи.  Хотелось бы услышать ваше понимание проблемы, связанной с темой конференции.

Интерактивный метод «мозговой штурм»

(Класс разделен на группы, каждой дано ключевое слово для выполнения задания: определить основное назначение,  ключевые слова, построить логическую цепочку)

1 группа -  костер, холм, событие,  человек, информация, на, расстояние, вначале.

(Ответ:  Очень давно для передачи информации на далекие расстояния  человек зажигал на холмах костры, которые вначале символизировали какое-то свершившееся событие. )

 2 группа – телеграф, провод, расстояние, человек, связь, города,  аппарат.

3 группа –  мобильный телефон, любой, устройство, компактное, человек, связь, момент времени,  осуществлять.

4 группа– интернет, способ, человек, всегда, информация, инкогнито, общение, незнакомый, мгновенно. 

Итог, рефлексия,  оценивание  – 4 минуты

Учитель: Ребята, гости, приглашенные. Конференция закончила свою работу. Хотелось бы узнать, чем она вам запомнилась. Прошу высказать свои мысли, пожелания, начиная со слов «Я считаю, что…..», « Я думаю, что …»

 (используется интерактивный метод – пресс)

Учитель: Итогом конференции станет ваше домашнее задание:

    создать мини-проект «Средства связи в моей жизни»

Развитие современных средств связи

Скачать конспект (3.56 Mb)



Автор разработки: Шкель Надежда Леонидовна

Учебный предмет: Физика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 797 | Загрузок: 184 | Комментариев: 0

Ключевые слова: средства связи

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»