Главная » Разработки уроков » Физика |
Цель урока: Образовательная: актуализация и углубление знаний учащихся о развитии средств связи, познакомить с принципами работы современных средств связи, углубить знания учащихся по теме урока. Развивающая: активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся в работе с научно-популярной литературой, формировать навыки самообразовательной деятельности, умения создавать презентации мини- проектов, формировать творческую активность. Воспитательная: формирование у старшеклассников коммуникативных умений (работать в группе, публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать), интереса к предмету, социокультурных компетенций. Тип урока: урок – обобщение изученного материала. Форма урока: урок презентаций проектных работ Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Ход урока Организационный момент – 1 минута наличие всей необходимой аппаратуры) Актуализация проблемы – 3 минуты Ребята, мы завершаем изучение темы: “Электромагнитные волны и физические основы радиотехники”. Теперь вы хорошо знаете, что представляют собой электромагнитные волны, существование которых математически смоделировал английский физик Д.Максвелл, а немецкий физик Г.Герц экспериментально подтвердил их существование Изучили их свойства, принципы работы коммуникационных систем, развитие которых сейчас проходит очень стремительно. На сегодняшний момент все человечество, и, каждый человек в отдельности, зависит от средств связи, без которых мы не можем представить себе свою жизнь. Данная тема очень актуальна. Сегодня мы с вами будем участниками конференции, которая посвящена данной проблеме. Но вначале, хотелось бы услышать от вас, какие ассоциации у вас вызывает слово «связь». Метод «ассоциативный куст». Учитель начинает: связь - общение, ученики продолжают (называют свои ощущения). Изучение нового материала (работа конференции) – 27 минут Учитель: Я приветствую на нашей конференции ученых-практиков, работников НИИ, которые познакомят нас с принципами работы различных средств связи в области коммуникационных систем. Ученые прибыли к нам из разных городов, но все они работают в одной области физико-технического направления. Кроме того, у нас гости – представители СМИ от изданий: журнал «Наука и техника», «Новости», «АиФ». Итак, начнем работу конференции. Чтобы познакомиться с современными средствами связи, необходимо знать, а как раньше передавалась необходимая информация на большие расстояния, ведь о существовании электромагнитных волн еще ничего не было известно. Слово предоставляется первой группе научных работников из НИИг.Донецка, которые презентуют нам свои исследования. ( проект №1 + файл №1 с текстом выступления «Первые средства связи») Учитель: Еще не так давно, чтобы передать сообщение люди использовали костры. Но наука не стоит на месте, она все время развивается. С ее развитием совершенствуются и средства связи, которыми пользуется человек. Представители СМИ: Журнал «Наука и техника». Нашим читателям хотелось бы услышать о работе таких средств связи, как телеграф и его применении. Выступление ученых-практиков НИИ г. Харькова (проект №2 + файл №2 с текстом выступления «Телеграф») Представители СМИ: Газета «АиФ». Многие читатели задают вопрос: что представляет собой телетайп и где его можно использовать? Учитель: Слово ученым-практикам НИИ г Запорожья. (проект №3 + файл с текстом выступления «Телетайп») Учитель: Научившись передавать телеграфные и телефонные сообщения, как по проводам, так и по радио и оценив все их преимущества, человечество задумалось о создании средств массовой информации. Такими средствами являлись радиовещание и телевидение. Если с радиовещанием после изобретения А. С. Попова проблем не возникало, то телевидение требовало новых проработок. Эта проблема была решена в 1907 году российским ученым Б. Л. Розингом и его учеником В. К. Зворыкиным, которые не только изобрели, но и внедрили приемопередающую аппаратуру телевидения. Опыт использования технических средств связи, изобретенных в начале XX века показал не только преимущества систем, основанных на излучении электромагнитных волн, но и определил основные направления их совершенствования. Такими направлениями были: необходимость расширения диапазона волн, создания элементной базы. Исследования в области распространения радиоволн привели к появлению новых способов организации не только связи, например, мобильный телефон, но и методов передачи информации. Результатом активной работы в течение одного века стали новые широкополосные проводные и беспроводные системы, обеспечивающие возможность передачи (приема) больших объемов информации на значительные расстояния. Появились наряду с проводными кабельными и радиосредствами новые: радиорелейные, тропосферные, спутниковые и оптико–волоконные средства связи. Совершенствование вычислительной техники привело не только к изобретению компьютерной техники, но к появлению нового принципа организации связи – Интернет и мобильной беспроводной телефонной связи. Все это позволило к концу ХХ века начать проектирование широкополосных мультисервисных сетей, главной задачей которых является уже не передача (прием) информации, а обеспечение всеобщей доступности населения к мировым информационным ресурсам. Презентация проекта «Мобильная связь». (проект №4 + файл с текстом выступления «Мобильная связь») Представители СМИ: Мобильная связь доступна сейчас даже ребенку так, как каждый родитель покупает мобильный телефон для осуществления связи с ним. А вот спутниковая связь: как она осуществляется и чем отличается от других видов связи, существующих на данный момент? Презентация проекта «Спутниковая связь». (проект №5 + файл с выступлением «Спутниковая связь») Учитель: Никого не удивить словом «интернет». Сегодня, нет такого человека, который бы не использовал возможности всемирной паутины. А ведь еще недавно 10-15 лет назад это понятие связывалось с чем-то очень далеким, недостижимым для понимания и использования. Хотелось бы более подробно узнать о возникновении такого средства связи, как ИНТЕРНЕТ. Слово предоставляется ученым из Киевского НИИ развития информационно-коммуникационных систем. (проект №6 + файл с текстом выступления «Интернет») Учитель: В течение ХХ века были созданы все предпосылки к повышению качества жизни населения планеты на основе широкого внедрения информационно-телекоммуникационных систем, позволивших сформировать единое международное информационное пространство. Таким образом, к началу XXI века историческая мечта человечества о доступном и свободном общении не только теоретически, но и практически решена путем создания сети фиксированного и мобильного Интернет, являющейся аналогом ноополя Земли. Закрепление и систематизация знаний - 10 минут Учитель: Во время работы конференции мы с вами познакомились с современными средствами информационно-коммуникационных систем для организации всех видов связи между людьми. Конференция выполнила свои задачи. Хотелось бы услышать ваше понимание проблемы, связанной с темой конференции. Интерактивный метод «мозговой штурм» (Класс разделен на группы, каждой дано ключевое слово для выполнения задания: определить основное назначение, ключевые слова, построить логическую цепочку) 1 группа - костер, холм, событие, человек, информация, на, расстояние, вначале. (Ответ: Очень давно для передачи информации на далекие расстояния человек зажигал на холмах костры, которые вначале символизировали какое-то свершившееся событие. ) 2 группа – телеграф, провод, расстояние, человек, связь, города, аппарат. 3 группа – мобильный телефон, любой, устройство, компактное, человек, связь, момент времени, осуществлять. 4 группа– интернет, способ, человек, всегда, информация, инкогнито, общение, незнакомый, мгновенно. Итог, рефлексия, оценивание – 4 минуты Учитель: Ребята, гости, приглашенные. Конференция закончила свою работу. Хотелось бы узнать, чем она вам запомнилась. Прошу высказать свои мысли, пожелания, начиная со слов «Я считаю, что…..», « Я думаю, что …» (используется интерактивный метод – пресс) Учитель: Итогом конференции станет ваше домашнее задание: создать мини-проект «Средства связи в моей жизни» |
Автор разработки: Шкель Надежда Леонидовна Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 857 | Загрузок: 209 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |