Главная » Разработки уроков » Физика |
Целый ряд уроков (семинары и конференции) требуют от учащихся предварительной подготовки, где привлечение прозы, поэзии, изобразительного искусства дают дополнительные баллы. Подготовка к семинарам начинается с самого начала изучения физики. С 7-го класса считаю целесообразным дать темы для защиты до изучения материала на уроке. Необходимо самостоятельно разобраться с явлением, найти соответствующую картинку (фото, рисунок, репродукцию), стихотворение, прозу (собственные или позаимствованные) и на листе А-4 соединить физику с искусством. За эту творческую работу оценки достаточного уровня ставятся только по желанию ученика. Целесообразно заранее проконсультировать ученика, как изменить работу к лучшему. Ученики с удовольствием выполняют это задание. С удовольствием берутся семиклассники и за презентацию каких-то тем, эта работа интересна и для старшеклассников. На уроках-семинарах и конференциях внимание уделяется не только физике явления, но и истории, истории открытия закона, что увеличивает гуманитарный потенциал физики. Нравственное и эмоциональное воспитание включает понимание роли личности (может и своей собственной) в жизни общества (может только в классе на уроке). Это может быть личность учёного (Д. Бруно, Г. Галилей, И Ньютон, А. Эйнштейн, М. Складовская-Кюри и др.) в развитии всей науки. Для формирования роли личности в жизни классного коллектива, ответственность каждого за общий результат подходят уроки защиты темы в среднем звене. Это прообразы будущих семинаров, отличающиеся уровнем самостоятельности учащихся, сложностью материала, организацией групповой работы, обучением умению оценивать свою работу и работу одноклассников. Группы в классе в течение года стабильны, примерно равносильны (т.е. слабые и сильные ученики распределены равномерно). Три группы готовят материал для защиты, а одна оценивает. Уроки защиты темы обычно проводятся в форме чередующихся докладов. К этим докладам-сообщениям предъявляются определённые требования, которые учитываются при выставлении оценки учителем и балла членами жюри. Вот эти требования: а) последовательность, научность, доступность; б) практическое применение; в) свободное владение материалом, а не чтение с листа; г) интересные и занимательные моменты. Оформители из членов команды могут иллюстрировать рассказ стихами, песнями, репродукциями, слайд-шоу. Команда-организатор (жюри) готовят оформление класса: портреты учёных, плакаты с рисунками, в конце - собирают материал для обобщения и подготовки (вместе с учителем) презентации по теме. Группа организаторов меняется на следующей теме. Сообщающиеся сосуды Защита темы 8 класс Цель урока: рассмотреть примеры сообщающихся сосудов в природе и технике; при рассмотрении уникальности природного материала формировать любовь к природе и жизни; привлекая исторический материал, воспитывать убеждение личности и гордость за человечество или сочувствие его ошибкам; воспитывать ответственность каждого за общий результат, умение выступать перед аудиторией. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: каждая группа готовит оформление рисунками, схемами, фотографиями; оборудование к экспериментам, модель фонтана, гидравлический пресс. Предварительная подготовка. За две недели до урока группы жеребьёвкой получают темы, а группа-организатор – по очереди. Учитель даёт полный комментарий для подготовки докладчиков. Доклады-сообщения по группам делают 3 человека по 3 минуты. Вопросы для докладов-сообщений Сообщающиеся сосуды в природе 1. Мировой океан. (Образование мирового океана, его подразделения, уровень моря, внутренние моря и уровень воды в них). 2. Артезианские скважины и гейзеры. (Схема образования артезианской скважины, добыча воды из скважин на Украине и в Луганской области, минеральные источники, гейзеры на Сахалине и в Америке). 3. Мелиорация. (Виды мелиорации: орошение, осушение, химическая мелиорация; орошение (ирригация), площадь орошаемых земель; чеки для выращивания риса, осушительная сеть). Сообщающиеся системы в технике и быту 1. Шлюзы и их применение. (Строение шлюза, шлюзование судов на реках и каналах, первые деревянные шлюзы в Петербурге). 2. Гидравлика. (Строение гидравлического пресса, выигрыш в силе, применение гидравлических прессов, двигателей, приводов в сельском хозяйстве, добыча угля, затяжка резьбовых соединений, транспорт). 3. Водопровод и центральное отопление. (Водопровод от древнего Рима до наших дней, канализационная система, центральное отопление от древних бань до наших дней, достоинства и недостатки общего и индивидуального центрального отопления). Сообщающиеся сосуды и искусство Фонтаны. (Устройство фонтанов, их назначение, фонтаны Петергофа, фонтаны-шутки). Если во время доклада-сообщения учащиеся не записывают выступление, а читают своё, то команде (и учащемуся) снижаются баллы. В конце урока жюри определяет команду-победителя и полученные баллы. Плавание судов Защита темы 8 класс Цель урока: показать применение закона Архимеда для практических целей; показать влияние развития техники на отношения между людьми и нравственные аспекты применения науки; познакомить с технической терминологией; воспитывать чувство коллективизма и ответственность личности, развивать умение работать с дополнительной литературой и умение выступать перед аудиторией. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации урока: групповая работа. Предварительная подготовка. Учащиеся уже изучили плавание тел и выполнили лабораторную работу «Изучение условий плавания тел». На подготовку к защите отводится 1,5 недели. Организация подготовки как и в предыдущем случае. Вопросы для докладов-сообщений История создания флота От бревна до парусника. (Деревянные лодки разных народов от крайнего севера до юга, гребные суда, парусники. Двигатель и движитель). Становление парусного флота и его значение. (Парусный флот Петра І и создание новой морской державы, открытие Америки, кругосветные путешествия, исследование северного морского пути). Корабли из материала легче воды и с металлическим корпусом. (Войны на море, торговцы и пираты, первые ледоколы, первые пароходы). Современные надводные корабли А.Н. Крылов и непотопляемость корабля. (Труды А.Н. Крылова по теории кораблестроения, переборки на русском флоте, устойчивость корабля и борьба за выживания). Военные морские корабли и понтоны. (История некоторых военных кораблей от «Варяга», «Авроры» до современных авианосцев). Речные и морские торговые и круизные корабли. (Ватерлиния, водоизмещение, «Титаник» и морские круизные корабли, спортивные суда). Подводный флот Из истории: от подводного колокола до акваланга. (Подводные колокола, подлодки времён Наполеона, водолазные костюмы, батискафы, акваланги). 2. Устройство и маневренность современных подводных аппаратов. (Схема манёвров подводных лодок и строение их, от «Наутилуса» до атомных подводных лодок, подъём затонувших кораблей). 3. Учимся у природы. (Плавание рыб и млекопитающих, рекорды животного мира и возможности техники: быстрота погружения и всплытия, скорость движения и т.д.). Подведение итогов членами жюри и выставление оценок. Дома: подготовить вопросы по изученному материалу.
Воздухоплавание Защита темы 8 класс Цель урока: рассмотреть применение закона Архимеда в воздушной среде и роль учёного в развитии науки, техники и общества, показать изменение взглядов людей на возможность и нравственность полётов; развивать умение работать с литературой и выступать с готовым сообщением, умение говорить и слушать другого, учить оценивать достижения одноклассников и развивать навыки самооценки. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: гелиевые шарики, портрет М. Ломоносова и Л. Толстого, фотовыставка «Развитие воздушных аппаратов легче воздуха». Ход урока Данный урок является фактически продолжением предыдущего, и готовит его группа-организатор урока «Плавание судов», а оценивает группа-победитель. Вопросы для защиты 1. Первые воздушные шары. (Крякутной, Монгольфье, первый полёт животных и человека, М. Ломоносов, Л. Толстой, Д. Менделеев). 2. Дирижабли и их применение. (От первых дирижаблей «Фернанд Цеппелин» до наших дней). 3. Современные летательные аппараты легче воздуха. (Воздушные шары на службе армии в Великой Отечественной войне, стратостаты, метеорологические шары-зонды и т.д.). Следующую часть урока проводим в форме «Микрофон». Ученики задают друг другу заранее подготовленные вопросы. Учитель оценивает и вопрос, и ответ. Не допускать задание нескольких вопросов одному человеку. Только если другой не отвечает, тогда форма работы «Моё слово последнее». Последняя часть – ответы на вопросы учителя. |
Автор разработки: Шиленкова Л.В. Учебный предмет: Физика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 541 | Загрузок: 186 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |